Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №68787

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В
ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 8
1.1. Понятие об общении, коммуникации и коммуникативных
навыках 8
1.2. Особенности формирования диалогической формы
общения у детей дошкольного возраста в норме 14
1.3. Особенности диалогической формы общения у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Роль игры в формировании диалогической формы общения
дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В
ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 32
2.1. Изучение уровня сформированности диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи... 32
2.2 Методические рекомендации по формированию диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


В настоящее время одной из актуальных проблем в теории и практике логопедии является проблема развития диалогической речи у детей, имеющих нарушения речи, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Многие авторы (В.А. Петровский, А.Г. Рузская, О.В. Трошин) называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно¬мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Существует и обратная зависимость - недоразвитие речевых средств снижает уровень общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.).
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы речевого развития детей с общим недоразвития речи, но изученность диалогической речи дошкольников до сих пор мало изучена (Б.Н. Гришина, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Л.Б. Халилова). У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается несформированность отдельных компонентов дилогической речи: дефицит мотивационного компонента, низкая
познавательная активность, несформированность этапа порождения речевого высказывания (нарушение связи слов в предложении, длительные паузы с поиском нужных слов, нарушение порядка слов), грамматического строя речи, звукопроизношения.
Особенности диалогической речи у дошкольников с недоразвитием речи требуют особого подхода к организации и проведению коррекционно-педагогической работы. Для развития диалогической формы общения у детей данной категории необходим подбор соответствующих приемов, методов, средств и форм организации работы. Так, важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста общеизвестен - это игра. В дошкольной педагогике на большую роль игры в овладении детьми всеми сторонами языка указывали Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др. Установлено, что в игре создаются благоприятные условия для развития основных стадий эгоцентрической речи: сопровождающей, констатирующей, планирующей (Ф.И. Фрадкина). Отмечаются богатые возможности игровой деятельности для развития инициативной речи (М.И. Попова), для формирования форм и функций речи (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, М.А. Степанова), для обогащения и активизации словарного запаса (Н.Б. Кудыкина, Д.В. Менджерицкая, А.Д. Саар).
Заметное снижение потребности в общении, изолированность от группы сверстников, характерные для детей с речевыми нарушениями, определяют актуальность данной проблемы для логопедии. Вместе с тем, положение игры в коррекционно-развивающем процессе дошкольной речевой группы не вполне определено, что связано с разным уровнем разработанности различных аспектов данной проблемы. Анализ литературы показывает, что большинство работ, посвященных игровой деятельности детей с речевыми нарушениями, не выходит за пределы изучения речи индивида (Л.Н. Усачева, Е.А. Харитонова). Исследований речевого общения, диалога в игре сравнительно мало. Имеющиеся же работы в качестве основы обучения детей диалогической речи рассматривают процесс овладения ребенком под руководством взрослого вопрос-ответными структурами диалога, при этом проблема использования самостоятельной сюжетно-ролевой игры не находит отражения (Л.М. Коровина, Н.К. Усольцева). Недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса и связанный с ней дефицит конкретных методических разработок для педагогов ставит их перед необходимостью применять приемы и методы, рассчитанные на детей с нормальным речевым развитием без учета особенностей обучаемого контингента.
Таким образом, социальная значимость проблемы обучения общению, недостаточная ее теоретическая разработанность, своеобразие вербальной коммуникации детей с речевыми нарушениями, необходимость совершенствования педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи определяют актуальность настоящего исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по формированию диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по формированию диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры.
Объектом исследования: формирование диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: формирование диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- активное использование сюжетно-ролевой игры в коррекционном процессе;
- отработка навыков ведения диалога на логопедических занятиях;
- планирование работы воспитателем по организации проведения сюжетно-ролевых игр с целью формирования дилогической формы общения;
- взаимодействие логопеда с воспитателями и родителями.
Выдвинутая цель определила следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры.
2. Выявить уровень сформированности диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования (анализ научной литературы);
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о выделении игровой деятельности в качестве ведущей у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); специальные исследования по проблеме формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников с общим недоразвитием речи (Л.М. Коровина, С.А. Миронова, Л.Н. Усачева, Е.А. Харитонова и др.). Работы по изучению проблемы развития диалогической речи детей: психологов - Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и др. и лингвистов - А.К. Соловьевой, Э.А. Трофимовой, Н.Ю. Шведовой и др. Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др.
База исследования: в исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №3 пос. Чернянка».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры позволил сделать нам следующие выводы.
Рассмотрение вопроса о понятиях «общение, коммуникация и коммуникативные навыки» позволило определить, что потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Понятие «коммуникация» рассматривается как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно¬оценочного характера. Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Коммуникативные навыки - это способность и умение общения с людьми, от которых зависит его успешность.
В настоящее время число работ, посвященных изучению общения детей увеличивается. Обобщая материал, делаем вывод, что у детей возникаем потребность в общении, она изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении констатируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и проявляются затруднения в общении: низкая потребность в общении с окружающими, преобладание ситуативно-деловой формы общения с взрослыми, односложные ответы, непоследовательные высказывания, не умение обращаться с просьбами, безынициативность и др.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке. Исследования в логопедии показывают, что у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечена несформированность сюжетно-ролевой игры.
Нами была определена цель констатирующего этапа, которая заключалась в изучении уровня сформированности диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
При изучении уровня развития диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи мы опирались на методику А.В. Чулковой «Изучение формирования диалога у дошкольников». В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки: владение речевым этикетом, запрос информации, реплицирование, составление диалога.
В результате исследования мы доказали, что уровень сформированности диалогической формы речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи находится на низком уровне (83,3%), у 16,7 был отмечен средний уровень. Для детей контрольной группы характерным был средний уровень - 66,7%, высокий уровень отмечался у 25% детей, низкий - у 8,3%.
Для дошкольников с ОНР характерны особенности диалогической речи, такие как: безынициативность, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, бедность эмоционального компонента, дети с трудом начинают и заканчивают диалог, не умеют составлять диалоги, их реплики однотипные и простые, не умеют задавать вопросы, используют речевой этикет лишь в знакомой для них ситуации, фраз однообразные, иногда они их путают.
Полученные данные убеждают в необходимости планомерного обучения, направленного на формирование диалогической формы общения у
дошкольников с общим недоразвитием речи. Нами предложены методические рекомендации по формированию диалогической формы общения у
дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры.
Коррекционно-педагогическая работа заключалась в комплексном воздействии на формирование диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры. Эта работа включала взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей. Так, нами предлагается система работы для детей по формированию диалогической формы общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры. Также разработан план взаимодействия с родителями и воспитателями, для воспитателей перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.
Таким образом, делаем вывод, что поставленные задачи решены, цель достигнута.


1. Арушанова, А.Г. Истоки диалога: Книга для воспитателей [Текст] /Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 216 с.
2. Бодалев, А.Н. Личность и общение [Текст]// Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия. - 2005. -№ 3. - 328 с.
3. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.
com/file/1450779/
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/178266/
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2012. - 364 с.
6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие [Текст] /Составитель И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 136 с.
7. Гаркуша, Ю.Ф., Коржавина, В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст]// Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М., 2001. - С. 84-100
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М., 2009. - 144 с.
9. Грибова, О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2002. -№ 2. -С. 12-18.
10. Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 36-38.
11.Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец. - М., 2006. - 190 с.
12.Зворыгина, Е.В., Новоселова, С.Л. Руководство формированием игры //Дошкольное воспитание [Электронный ресурс]. URL:
http: //igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-5
13. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений
[Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/view/kagan-ms-mir-
obscheniya-problema-mezhsubektnyh-otnosheniy_6bd5bde497e.html
14. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Электронный ресурс]. URL: http://allrefs.net/c13/3mvjw/
15. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. - М.: Академия, 2006. - 179 с.
16. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет:
методическое пособие для воспитателей [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
17. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
18. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru /preview/5129849/page:117/
19. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст]/ М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2006. -143 с.
20. Люблинская, А.А. Детская психология [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1833164/
21. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0132/1-0132-1.shtml
22. Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации
[Текст]: Очерки по эволюционно-исторической психологии. - М.:
Издательство ЛКИ, 2007. - 256 с.
23. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Н. Левиной. - М., 2008. - 236 с.
24. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / Под. Ред. М.А.
Поваляевой. - Ростов н/Д, 2001[Текст]. - 448 с.
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 713 с.
27. Соловьева, Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: Дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: http: //www.dslib. net/korrekcion-pedagogika/sj uzhetno-rolevaj a-igra-kak- sredstvo-razvitij a-verbalnoj -kommunikacii-detej-s-obwim.html
28. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 2000. - 192 с.
29. Усачева, Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности
дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра): автореф. дис. канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL:
http://mreadz.com/read-297076/p68
30. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс]. URL: http: //el ib. gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=usova_rol-igry-v-vospitanii- detej_1976&bookhl
31. Усольцева, Н. К. Формирование предпосылок диалогического общения у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/korrekcion-
pedagogika/formirovanie-predposylok-dialogicheskogo-obwenija-u-detej- starshego-doshkolnogo.html
32. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. Наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/korrekcion-
pedagogika/formirovanie-kommunikativnyh-umenij-u-detej-starshego- doshkolnogo-vozrasta-s-obwim.html
33. Характеристика связной речи детей 6-7лет [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 2009. - 167 с.
34. Харитонова, Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой
игры у детей с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. Наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-
frazovoi-rechi-v-protsesse-syuzhetno-rolevoi-igry-u-detei-s-obshchim- nedorazvitiem-
35. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Электронный ресурс]. URL: http: //www.twirpx.com/file/288355/
36. Чиркина, Г.В. Принципы анализа и оценки сформированности
коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи /
коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии [Текст]: диагностика и коррекция: монография. - Архангельск, 2009. -214 с.
37.Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие [Текст] /А.В. Чулкова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 220с.
38. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б. Эльконин [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychlib.ru
/inc/absid.php?absid=94361.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ