ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования оптимизма у детей стар-шего дошкольного возраста средствами народных традиций
1.1. Сущность и содержание понятия «оптимизм» 9
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования оптимизма у
детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Народные традиции и их роль в развитии оптимизма у детей старше¬го дошкольного возраста 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию оптимизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных традиций
2.1. Диагностика уровня развития оптимизма у детей старшего до-
школьного возрас¬та 37
2.2. Содержание работы по формированию оптимизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных традиций 52
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
оптимизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных тра¬диций 55
2.4. Методические рекомендации студентам педагогического колледжа
по формированию оптимизма у детей старшего дошкольного возраста сред-ствами народных тради-ций 67
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение 82
Реформы последнего десятилетия затронули систему профессиональ-ного образования, повысив интерес к ее социокультурному и духовному назначению. Это вызвано тем, что вместе с позитивными результатами пре-образований появились и многие деструктивные явления, среди которых заметно ухудшение нравственного и духовного состояния подрастающего поколения. Оно проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоци-ональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодежи.
Мы сегодня отчетливо осознаем, насколько важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, так как будущее нашего Отече¬ства в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала детей и молодежи, от их оптимизма, жизнерадостности, доброты, честности, справед¬ливости, трудолюбия, от их любви к своей Родине.
Воспитание отношения к миру, себе, к другому человеку является цен-тральной проблемой для теории и практики педагогики. Воспитание позитив-ной личности не мысленно без развития такого личностного качества, как оп-тимизм, чтобы ребенок став взрослым, жил с интересом и радостью, не боялся трудностей и умел их преодолевать, нужно воспитывать детей оптимистами. Оптимист - человек, умеющий видеть в окружающем мире, людях и самом се¬бе хорошее и на этой основе строить перспективу своей будущей жизни. Для пессимиста характерно абсолютизация отрицательного, он видит слишком много препятствий и отступает, даже не попытавшись их преодолеть. Если оп¬тимизму сама реальность может нанести ощутимый удар, то пессимист всегда сам обрекает себя на неудачу.
Оптимизм играет большую роль и в воспитании детей. Выдающийся пе¬дагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от оптимизма и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, проч¬ность знаний, вера в свои силы. Оптимизм, вера в человека - неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитан¬ника. Недоброжелательность - опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах. Доброжелательность, разумная доброта - вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоот¬ношений педагога и детей.
Проблема оптимизма (пессимизма) является древним явлением в исто-рии философской мысли, но в качестве самостоятельного объекта изучения выделяется в XVIII веке в трудах Г.В. Лейбница, Ф.-М. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта.
Большинство идей Г.В. Лейбница содержится в трактате «Теодицея» («Оправдание Бога»). В нем он, в частности, развивает свою знаменитую тео-рию оптимизма. Лейбниц писал, что хотя наш мир содержит много зла и имеет много недостатков, все же он наилучший и совершеннейший из всех возмож¬ных миров. Это положение вылилось в поговорку: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».
Великий гуманист Ж.-Ж. Руссо выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовле-творяя жажду познания. А в основе оптимизма И. Канта лежит вера в действие «общих законов природы».
Оптимизм как личностная черта способствует более счастливой и ре-зультативной жизни человека. Поскольку ощущение счастья - это субъектив-ное восприятие себя в мире, жизнерадостные люди чаще и больше других находятся в хорошем расположении духа, бодры и приветливы.
На сегодняшний день все большее значение приобретают проблемы, ко¬торые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целе¬направленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые: инте¬гральны, многофункциональны по своему характеру; способствуют самореа¬лизации, самовыражению личности; интересны детям; органически вписыва¬ются в современные учебно-воспитательные системы.
В последнее время мы всё чаще обращаемся к опыту наших предков, по¬скольку именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшне¬го дня. Изучение народного стиля воспитания позволяет утверждать, что народ-педагог. Определив содержание нравственного воспитания в соответ¬ствии со своим идеалом, народ одновременно выработал действенные пути и способы его осуществления в новых поколениях. Подход к воспитанию как целостному процессу проявляется не только в представлениях взаимодействий и взаимосвязи отдельных сторон формирования личности, но и в наличии раз¬нообразных, комбинированных мер воздействия на сознание, чувства и пове¬дение воспитуемых. Сказки, пословицы, песни, загадки, другие произведения фольклора - вот источники традиций, в которых закреплена программа чело¬веческого характера, и одновременно средства, с помощью которых формиру¬ется определённый тип нравственной личности.
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение нази-дательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и име-ющее форму законченного предложения.
Многие загадки несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или ме¬нее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало ум-ственное воспитание.
В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна: благодаря поэтическим словам и краси¬вым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти. Песни - более сложная форма народного по¬этического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, к жизни.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - нераз¬делимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Народная сказка способствует формированию определенных нравствен¬ных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельни¬ца), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, при¬обретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Таким образом, народная педагогика связывает в общую систему раз-личные средства воспитания. Основным, сохранившимся до наших дней, сред¬ством традиционного воспитания является народное творчество. Оно всеобъ¬емлюще и многогранно. Даже до наших дней народное творчество донесло идеи и цели традиционного воспитания, воспитания славянина, сильного те¬лом и духом. Это формирование славянского мировоззрения, нравственных привычек, эстетической и духовной культуры человека. Удивительно, что это действует не только на основе сознательного изучения истории своего народа, осознания и принятия его обычаев и традиций, но, самое главное, на подсозна¬тельном и генном уровнях. Погружая детей в доступные и близкие им быто¬вые и социальные отношения, средства народной педагогики исподволь вводят их в сложный мир человеческих взаимоотношений, где неизбежны столкнове¬ния добра и зла, правды и кривды, любви и ненависти. Активно бороться за добро и справедливость учит мудрый народ ступающего в жизнь человека. Надежным гарантом успеха в такой борьбе выступает сама жизнь во всем мно¬гообразии проявлений ее возможностей. Подтверждение тому в многочислен¬ных поговорках («Век живи, век надейся!», «Что ни день, то радость»), а также в счастливых, жизнеутверждающих концовках русских народных сказок.
Особо следует подчеркнуть, что задачи по использованию народных тра¬диций в детском саду могут решаться только при условии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью педагога. Будущий педагог должен уметь ис¬пользовать средства народной педагогики в различных режимных моментах дня и нерегламентированной деятельности.
Исследования В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания оптимизма детей старшего дошкольного возраста являются народные традиции. Они воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение.
Большое внимание традициям и обычаям в жизни русского народа уде-ляли отечественные мыслители прошлого. Ценные идеи по данной проблеме мы находим в трудах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
К сожалению, немногие дошкольные учреждения в своей работе опира-ются на народные традиции воспитания оптимизма у детей старшего до-школьного возраста. Поэтому тема нашего исследования: «Формирование оп¬тимизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных тради¬ций.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет эффективным процесс формирования оптимизма у детей старшего дошкольно¬го возраста средствами народных традиций? Решение данной проблемы со¬ставляет цель исследования.
Объект исследования: формирование оптимизма у детей старшего до-школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования опти-мизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных тради-ций.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что фор¬мирование оптимизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных традиций будет эффективным, если:
- использовать сказки, потешки, загадки, песни, небылицы оптимистического содержания;
- ребенок будет испытывать положительные эмоции, являясь субъектом дея-тельности;
- осуществлять взаимодействие с семьей по воспитанию у детей позитивных черт характера, оптимистического отношения к жизни.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «оптимизм».
2. Определить психолого-педагогические особенности оптимизма у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия развития оптимизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных традиций.
4. Организовать экспериментальную работу по формированию опти¬мизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных тради¬ций.
5. Разработать методические рекомендации по подготовке студентов к воспитанию оптимизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных традиций.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методиче-ской литературы; наблюдение; беседа; анкетирование; тестирование; педаго-гический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №12» г. Белгорода.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библио-графический список и приложение.
В современном обществе требования к личности человека существенно возросли. Становится очевидным необходимость развития в подрастающем по-колении способности успешно социализироваться, эффективно взаимодейство-вать в обществе, развивать собственный потенциал.
Анализ научной литературы показал, что: оптимизм - это позитивный взгляд на жизнь, бодрость жизнерадостность, жизнелюбие человека, устойчи-вая характеристика личности, связанная с ее направленностью и установками. Человек может изменить свою жизнь, поменяв отношение к ней.
Старший дошкольный возраст - благоприятный период для развития у дошкольников оптимизма. В старшем дошкольном возрасте очень важно сфор-мировать позитивный взгляд на жизнь. В этом возрасте ребенок начинает осо-знавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя соци-альная позиция, система взглядов, отношений к своей настоящей и будущей жизни, к окружающим людям и самому себе. Старший дошкольник оптимист, если: верит в себя и в свое окружение, верит, что неудачи носят временный ха-рактер; он чаще испытывает положительные эмоции; для него желаемые цели достижимы, считает, что не только он виновен в неудаче, но и обстоятельства, другие люди.
Основой воспитания детей в народе является радостная, окрашенная нравственным идеалом перспектива развития народа и каждого человека. По-этому содержание русской народной педагогики, реализуемое в ее гуманисти-ческих идеях, имеет устойчивую жизнерадостную направленность.
Радостное восприятие жизни, формирование осознанного чувства надежности бытия - ведущий мотив народной педагогики. Постепенно и есте-ственно ребенок постигает противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, жизни и смерти («не видав горя, не узнаешь и радости»). Этому служат произведения народного творчества, выступающие не только средствами раз¬влечения и отдыха (игры, песни, хороводы). «Школа юмора», которую прохо¬дит ребенок, осваивая игры-шутки, дразнилки, небылицы-перевертыши, скоро¬говорки и так далее, незаметно убеждает его в том, что веселый, неунываю¬щий, способный с улыбкой преодолевать трудности и с юмором выходить из конфликтных положений человек любим в народе.
Экспериментальная работа по формированию оптиизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных традиций состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Целью экспериментальной работы было разработать и апробировать на практике систему педагогических условий, обеспечивающих процесс формиро-вания оптимизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народных традиций.
На констатирующем этапе была постав лена цель: оценить уровень сфор- мированности оптимизма у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень развития оптимизма у детей старшей группы низкий. Исходя из результатов диагностики, нами был разработан план по формированию оптимизма у детей старшего дошкольного возраста. В нашей работе мы использовали народные традиции. Мы подбирали сказки, потешки, заклички, народные игры, прибаут-ки, колыбельные песни оптимистического содержания, развивающие в детях качества оптимиста: уверенность, смелость, инициативность, справедливость, доброжелательность.
Полученные в ходе контрольного этапа эксперимента данные показали динамику повышения уровня оптимизма детей старшего дошкольного возраста: на 20 % выросло количество детей с высоким уровнем оптимизма, на 5 % вы¬росло количество детей со средним уровнем, на 25 % снизилось количество де¬тей с низким уровнем оптимизма.
В ходе проведения эксперимента нами были отмечены произошедшие изменения в поведении детей. Они стали вести себя более уверенно, терпимее друг к другу, дружелюбнее, смелее. Таким образом, поставленные цели удалось реализовать. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Агафонова И.Н., Листраткина В.Г. Воспитание оптимизма как важ-нейшей составляющей стрессоустойчивости дошкольника // Справочник стар-шего воспитателя. - 2010. - № 10. - C. 37-44.
2. Ален. Суждения: Пер. с фр. / Сост. В.А. Никитин. - М.: Республика,
2000. - 399 с.
3. Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, по-словицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Детская литература, 2008. - 176 с.
4. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: КДУ, 2007. - 432 с.
5. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской националь¬ной культуре // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5-6. - С. 5-8.
6. Антонова Т.В. Социальная компетентность ребенка дошкольника: показатели развития и методы выявления // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5.
7. Арзуманова Т.Р. Традиционные подходы народной педагогики к воспитанию оптимизма и жизнерадостности детей // Социальная адаптация де-тей и молодежи с ограниченными возможностями: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Белгород, 2009. - С. 29-32.
8. Арзуманова Т.Р. Ценности православной культуры в системе ду-ховно- нравственного воспитания дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 6(78). - С.22 -30
9. Арзуманова Т.Р. Социализация личности и воспитание оптимизма как педагогическая задача // Проблемы социализации и индивидуализации лич-ности в образовательном пространстве: Материалы Всероссийской конферен-ции с международным участием. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. - 415 с., С.22 -25
10. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки
детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. - 395 с.
11. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь- справочник. - 2-е изд. - М.: Логос, 2007. - 432 с.
12. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещеряко-ва, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
13. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной куль-туры. - М.: Учитель, 2008. - 181 с.
14. Введенский А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. - Т.2. - М.: Гилея, 2008. - 271 с.
15. Ветлугина Н.А., Буре Р.С., Осокина Т.И. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамонова и др. - М.: Просвещение, 2002. - 160с.
16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. - М.: Академ. Проспект, 2004. - 224с.
17. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 176 с.
18. Вольтер. Философские сочинения. - М.: Наука, 2008. - 751 с.
19. Гефтер М. Там, где сознанию узко и больно...: очерки, эссе. - М.: КДУ, 2004. - 160 с.
20. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
21. Выготский Л.С. Детская психология Собр. Соч. М., 1992.- т.4 336 с.
22. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмо-ций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
23. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Сост. С.В. Велиева. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
24. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред.
В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
25. Железкина А.М. Школа оптимизма. Уроки социальной жизни для
дошкольников // festival.1september.ru.
26. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. - М.: Про¬свещение, 2006.
27. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2006. - 348
с.
28. Золотой фонд педагогики: К.Д. Ушинский о воспитании. - М.: Школьная пресса, 2007. - 192 с.
29. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М.: Даръ, 2006. - 320 с.
30. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагоги¬ческое наследие. - М.: Педагогика, 2008. - 416 с.
31. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в дет-ском саду.- 2003.- 5 .- С. 34.
32. Кривуля А.П. Как воспитать оптимистичного ребенка // www.uspeh- centr.ru.
33. . Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хва-стаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2003. - 204с.
34. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. - М.: Просвещение, 2008. - 385 с.
35. Курочкина Н.А., Лейкина Б.С., Логинова В.И. и др. Дошкольная пе¬дагогика: Учеб. пособие: В 2 ч. - Ч. 1. Содержание воспитания в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Про¬свещение, 1988. - 256 с.
36. Курочкина Н.А., Лейкина Б.С., Логинова В.И. и др. Дошкольная пе¬дагогика: Учеб. пособие: В 2 ч. - Ч. 2. Методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
37. Лейбниц Г.В. Опыты традиции о благости Божией, свободе челове-ка и начале зла // Г.В. Лейбниц. Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 2002. - С. 49-
38. Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений и писем в 12 томах. - М.: Издательство «Владимир Даль», 2009. - 1408 с.
39. Ли А.В. О чём рассказывает сказка? // Игра и дети. - 2009. - № 7. - С. 5.
40. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
41. Лихачев Д.С. Нас ждет то, что мы сделаем сами. Дискуссия «Россия во мгле: оптимизм или отчаянье // Д.С. Лихачев - университетские встречи. 16 текстов. - СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2006. - С. 69-72.
42. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: Учебно-методическое пособие. - М.: Элизе Трейдинг, 2005. - 128 с.
43. Мазаев А.И. Проблемно-тематические очерки и портреты. - 2-е изд. - М.: КомКнига, 2007. - 320 с.
44. Матвеева Н.М. К.Д. Ушинский о воспитании: Золотой фонд педаго-гики. - М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.
45. Мечников И.И. Этюды оптимизма. - М.: НАУКА, 2004. - 328 с.
46. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого-психологического исследования) // Социологические исследования. - 2003. - №
12. - С. 87-96.
47. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО - Пресс, 2000.
48. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие: В 3 кн. Книга 3: Психо-диагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами ма¬тематической статистики. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 631 с.
49. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 2008. - 896 с.
50. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Оникс, Мир и образова¬ние, 2008. - 1200 с.
51. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам
русских сказок.- СПб, 2001.- 148с.
52. Попов С.И. Социализм и оптимизм. - М.: Политиздат, 1981. - 304
с.
53. Популярная психологическая энциклопедия. С.С. Степанов. - М.: Эксмо, 2005.
54. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Акаде-мия, 1999. - 160 с.
55. Прихожан A.M. Психология неудачника. Тренинг уверенности в се¬бе. М., 2009. - 192 с.
56. Психология детства: Практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 224 с.
57. Реан А.А. Психология детства. - «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
58. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации лич¬ности. - Прайм-Еврознак, 2008. - 408 с.
59. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2.: Ростов-на-Дону: РГУ, 2006. с. 138-146
60. Селигман М. Как научиться оптимизму: советы на каждый день. - М.: Изд-во «Вече» - «Персей» - «Аст», 2007. - 426 с.
61. Синютин В.И. Диалектика пролетарского оптимизма: опыт анализа понятий. - Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1984. - 175 с.
62. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. - М.: Владос, 2003. - 96 с.
63. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения до-школьников. Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2005. - 160 с.
64. Смит М.Д. Тренинг уверенности в себе. Пер. с англ. - СПб.: Речь,
2001. - 242c.
65. Соловков И.А. Великий русский педагог К.Д. Ушинский: К 170-летию со дня рождения // Начальная школа. - 2014. - № 3. - С. 4-9.
66. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. - 696с.
67. Страхов Н. Об основных понятиях психологии // Философская культура. - 2006. - № 3.
68. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагоги-ческое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика 2000. - 288 с.
69. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - К.: Радянська школа, 2014. - 250 с.
70. Сычев О.А. Психология оптимизма: Учебно-методическое пособие. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 69 с.
71. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М.: Прогресс, 2011. - 367с.
72. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - 400с
73. Ульрих Р.и P. Уверенность в себе / Рита и Роджер Ульрих Элек-тронный ресурс. - М.: РГБ, 1999 (www.sunhome.ru/psychology)
74. Федюкина Е.Г. Научи меня смеяться // Виноград. - № 37, 2010.
75. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. Критика песси-мизма и оптимизма. - 3-е изд. - М.: КомКнига, 2012. - 176 с.
76. Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. Н.А. Захарченко, Г.В. Колшанского. - М.: Прогресс, 2003. - 343 с.
77. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2 / Пер. с нем. - Мн.: ООО «Попурри», 2009. - 832 с.
78. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношени-ях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2012. - С. 108-114.