Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ

Работа №68763

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
405
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ИГР-
ДРАМАТИЗАЦИЙ
1.1. Понятие связной речи и ее формирование у младших
школьников 8
1.2. Особенности формирования связной речи у младших
школьников с нарушением
интеллекта 12
1.3 Анализ эффективности методов по формированию связной
речи
у младших школьников с нарушением
интеллекта 18
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ИГР- ДРАМАТИЗАЦИЙ
2.1. Проведение исследования по выявлению уровня
сформированности связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 25
2.2. Анализ результатов исследования уровня сформированности
связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 32
2.3. Методические рекомендации по формированию связной речи у
младших школьников средствами игр-
драматизаций 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 53

Формирование связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта является одной из важнейших задач в работе логопеда. Реализация этой задачи непосредственно связана с реализацией цели обучения - научить младших школьников с нарушением интеллекта связно выражаться. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается практически у всех детей с нарушением интеллекта и оказывает отрицательное влияние на развитие, воспитание, обучение и социализацию ребенка в обществе.
Нарушения связной речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких учащихся обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, которые определяются особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития, а именно слабость замыкательной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, инертность нервных процессов, склонность к охранительному торможению, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной системы коры головного мозга, что объясняется недоразвитием второй сигнальной системы коры головного мозга. Структура речевого дефекта у младших школьников с интеллектуальными нарушениями обусловлена сложнейшим взаимодействием биологических и социальных факторов.
В процессе овладения навыками и умениями учащиеся с нарушением интеллекта опираются больше на наглядный показ, наглядное восприятие, чем на словесную инструкцию. У этих детей снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает играть важную роль в поведении детей. Указанные особенности высшей нервной деятельности являются одними из основных причин недоразвития связной речи у детей данной категории. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта с большим трудом формируются языковые обобщения, усваиваются закономерности языка, отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.
В исследованиях ряда ученых (Т. А. Власовой, Р. И. Лалаевой, В. Г. Петровой и др.) отмечено, что речь детей с нарушением интеллекта возникает позже, чем у нормально развивающихся сверстников. У них отмечается слабый рост пассивного и особенно активного словаря. Младшим школьникам крайне трудно составлять развернутые рассказы. У данной категории детей отмечается слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах.
Многие авторы (А.К. Аксёнова, Т.В. Болотова, М.И. Внукова и др.) отмечают важную роль игр-драматизаций в формировании связной речи у детей с нарушением интеллекта, так как их применение в общей системе логопедического воздействия благоприятно для развития связной речи, потому что в ходе данной игры ребенок активно усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, различные интонации, которые соответствуют характеру героев и их поступкам. А также старается говорить чётко, чтобы его все поняли, поскольку игры- драматизации предполагают произвольное воспроизведение разных сюжетов по сценарию. Наиболее полно охватывая личность ребенка с нарушением интеллекта, игра-драматизация отвечает специфике не только развития его психических процессов (восприятие, эмоции, мышление, двигательная активность), но еще и речевой функции. Следовательно, игры-драматизации очень эффективны в формировании художественного, эстетического, нравственного, умственного и речевого развития детей данной категории, ведь между речью и игрой-драматизацией существует двусторонняя связь. То есть выходит так, что с одной стороны, речь активизируется и развивается в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием речи.
В связи с вышесказанным формирование связной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения. Поэтому формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта средствами игр-драматизаций приобретает особую актуальность.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта средствами игр-драматизаций.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта средствами игр-драматизаций.
Для реализации поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта средствами игр- драматизаций;
2. Изучить уровень сформированности связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта;
3. Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта средствами игр-драматизаций.
Объект исследования - процесс формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта средствами игр-драматизаций.
Гипотеза исследования - формирование связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективной, если:
- будет проводиться систематическая работа по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта с учетом уровня развития речевой сферы;
- будут использоваться игры-драматизации как средство стимулирования в процессе формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
Теоретико-методологическая основа исследования: общие
вопросы развития связной речи в трудах В.П. Бойковой, В.П. Глухова, Л.В. Мещеряковой; положение о взаимосвязи речи и мышления Л.С. Выготский, А.Р. Лурия; исследования В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой, , Т.Б. Филичевой, Т.А. Фотековой и др. об особенностях формирования связной речи у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью и факторах ее развития; работы В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой и др., где подчеркивается, что у детей с нарушением интеллекта отмечаются различные нарушения связной речи; труды авторов (Л.С. Выготский, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Ф. Фребель) о игровой деятельности младших школьников; исследования ученых по формированию связной речи в процессе игр-драматизаций (А.К. Аксёнова, Д. В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №30» г. Белгорода
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа специальной литературы можно отметить то, что связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, которая носит характер систематического
последовательного развернутого изложения. Формирование которой в процессе онтогенеза происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.
При этом интенсивное развитие речи происходит в младшем школьном возрасте и к концу данного возраста дети овладевают произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью.
Однако у детей с нарушением интеллекта имеются особенности развития не только языкового уровня речи, но и смыслового и сенсомоторного уровней. Более стойкими являются нарушения смыслового и языкового уровня, из-за специфики их общего нарушения.
При этом, у младших школьников с нарушением интеллекта уровень сформированности намного ниже. Затруднение в овладении связной монологической речью является наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.). Следовательно, связная речь детей данной категории отличается неполнотой, фрагментарностью и примитивностью: недостаточно раскрывается тема рассказа; отличаются неточностью и скудностью по применению эмоционально-выразительных средств; отмечается нарушение логики повествования, трудности определения причинно-следственных взаимоотношений в элементах рассказа.
В литературных источниках рассматриваются разнообразные методы по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта, но, по нашему мнению, недостаточно затронута тема использования игр-драматизаций в логопедической работе со школьниками младшего возраста имеющими нарушения интеллекта. Исходя из этого следует совершенствовать логопедическую работу по формированию связной речи у данных детей средствами игр- драматизаций.
В процессе обследования связной речи младших школьников с нарушением интеллекта было замечено, что эти школьники испытывают затруднения в овладении связностью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к затруднению на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных частей предложений.
У младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи, с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.
Рассказы детей отличались краткостью, логической
непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.
При выполнении заданий младшие школьники с нарушением интеллекта постоянно сталкивались с трудностями и прибегали к помощи логопеда. Даже при оказании помощи некоторые школьники не справлялись с заданиями. Исходя из полученных данных можно отметить, что больше половины исследуемых детей имеют низкий уровень сформированности связной речи.
По результатам исследования большое количество детей (60%) относятся к низкому уровню, для них характерно то, что дети не могут самостоятельно выполнять задания, им требуются дополнительные инструкции, они повторяют отдельные фразы и зацикливаются на предыдущем задании. А младшие школьники со средним уровнем (40%) сформированности связной речи намного меньше испытывали трудностей в понимании инструкций и благодаря этому намного лучше справлялись с большинством заданий, также они старались более самостоятельно выполнять все, хоть и имелись трудности в описании и пересказе.
Анализ полученных данных позволит сделать вывод, что необходимо проводить систематическую работу по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта средствами игр-драматизаций.
Таким образом, для формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта нами были разработаны методические рекомендации с учетом особенностей детей данной категории, они представлены в виде 3 этапов: подготовительный; основной; заключительный.



1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксёнова. - М. : Владос, 2016. - 316 с.
2. Антонова Е. П. Развитие устной связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках чтения / Е. П. Антонова // Вопросы педагогики. - 2016. - № 12. - С. 10-14.
3. Бибина О. А. Дидактическая игра как средство развития речи младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях / О. А. Бибина // Евсевьевские чтения : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых (51¬е Евсевьевские чтения). - Саранск. : Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева., 2015.. - С. 120-124.
4. Болотова Т. В. Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта / Т. В. Болотова // Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конференции (Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). - Часть 1. - Воронеж. : Воронежский государственный педагогический университет, 2016. - С. 381-385.
5. Боровик И. С. Логопедическое сопровождение коррекции связной речи младших школьников с нарушением интеллекта / И. С. Боровик // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. - № 6-7. - С. 20-22.
6. Боровик И. С. Особенности развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта / И. С. Боровик, В. С. Васильева //Образование: традиции и инновации: материалы IX международной научно-практической конференции. - Челябинск : Челябинский государственный педагогический институт, 2015. - С. 88-9.1.
7. Боровик И. С. Современные технологии в развитии связной речи младших школьников с нарушениями интеллекта / И. С. Боровик, В. С. Васильева // Образование: традиции и инновации: материалы IX международной научно-практической конференции. - Челябинск : Челябинский государственный педагогический институт, 2015. - С. 90-92.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.
9. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 2015. - 300 с.
10. Внукова М. И. Возможности использования игр и игровых упражнений в учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта / М. И. Внукова / / Инновационная наука. -
2016. - № 2. - 148-150.
11. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - М. : Академия, 2014. - 186 с.
12. Ворсина Е. А. Особенности связной речи детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Ворсина, Л. А. Ястребова // Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научно-методических трудов. - Армавир. : Армавирский государственный педагогический университет, 2015. - С. 20-23.
13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 426 — 450.
14. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994
15. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : книга для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2009. - 224 с.
16. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Просвещение. 1985г 290с.
17. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи / / Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин . - М. : Лабиринт, 1998. - 368 с.
18. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А. Г. Зикеев. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-199 с
19. Ивкина Ю. М. Обучение творческому пересказу в процессе работы над формированием связной речи младших школьников / Ю. М. Ивкина // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 1 (3). - С. 50-51.
20. Игнатьева С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - Москва : Владос, 2014. - 304
21. Ильясова Б. И. Взаимосвязь нарушений письменной и устной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / Б. И. Ильясова, Л. С. Заркенова // Педагогические науки. - 2017. - № 3. - С. 25-31.
22. Исмаилова И. С. Особенности связной устной речи при составлении рассказов по картинке у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта / И. С. Исмаилова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -
2017. - Т. 12. - № 33. - С. 342-348.
23. Исмаилова И. С. Психологические особенности развития связной речи у детей с комплексными нарушениями зрения и интеллекта : монография / И. С. Исмаилова. - Армавир : Армавирская государственная педагогическая академия, 2016. - 188 с.
24. Исмаилова И. С. Специфические особенности развития связной речи у младших школьников с комплексными нарушениями зрения и интеллекта / И. С. Исмаилова // Приволжский научный журнал. 2013. - № 4 (28). - С. 239-243.
25. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
26. Коробкова О. Ф. Развитие связной речи школьников с нарушением интеллекта в условиях образовательных стандартов / О. Ф. Коробкова // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире: материалы Международной научно¬практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования / науч. ред. : И. А. Филатова, О. В. Алмазова. - Москва: Просвещение, 2015. - С. 115-117.
27. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И Лалаева. - М. : Владос, 2015. - 220 с.
28. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников:. — М.: Просвещение, 1983. - 136 с.
29. Лалаева Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников // Принципы и методы логопедической работы. - Ленинград. 1984.16-33с.
30. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.- М. Изд-во АПН РСФСР 1978. 379с.
31. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. - 287 с.
32. Малынова Э. С. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста / Э. С. Малынова, И. В. Темаева // Проблемы речевого онтогенеза и
дизонтогенеза : сборник научных статей по материалам
Всероссийской научно-практической конференции / ред. В. П. Крючков, Т. А. Бочкарева, О. В. Кощеева, 2017. - С. 181-185.
33. Пестрикова Я. А. Особенности формирования навыков связной речи у детей с нарушениями интеллекта / Я. А. Пестрикова, И. Ю. Лебеденко // Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и новации: сборник научно-методических трудов. - Армавир, 2016. - С. 58-65.
34. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. - М.: Просвещение, 2016. - 200 с.
35. Розенгард-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте //- Москва : Издательство Академии медицинских наук, 1948. - 200 с.
36. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи [Текст] .//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
37. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 2004. - 192 с.
38. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А.Сохин. - М.: Просвещение, 1984,—296 с.
39. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи // СПб: Детство-пресс, 1999,—215 с.
40. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Наука. 1990
41. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок-М., 1972
42. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
43. Шакурова Н. Ф. Формирование связной речи учащихся у младших школьников с нарушениями интеллекта - залог успешной социализации // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития : сб. науч. тр. - Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2018. - С. 155-156.
44. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966.
45. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь/ под ред. Л.В. Щербы. - М.: Педагогика 1976г. С 96-195.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ