ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ИПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСНОСТИ РЕГИОНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8
1.1 Импортозамещения как экономический процесс 8
1.2 Экономическая сущность продовольственной безопасности 13
1.3 Методы обеспечения продовольственной безопасности 20
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА В ОБЛАСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 24
2.1 Анализ продовольственной корзины Белгородской области 24
2.2 Современное состояние региональной системы импортозамещения в области экономической безопасности 31
2.3 Оценка импортозамещения в аспекте экономической безопасности Белгородской области 44
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 44
3.1 Расчет экономических показателей импортозамещения области экономической безопасности 51
3.2 Разработка приоритетных направлений импортозамещения в аспекте
повышения экономической безопасности региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8
1.1 Импортозамещения как экономический процесс 8
1.2 Экономическая сущность продовольственной безопасности 13
1.3 Методы обеспечения продовольственной безопасности 20
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА В ОБЛАСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 24
2.1 Анализ продовольственной корзины Белгородской области 24
2.2 Современное состояние региональной системы импортозамещения в области экономической безопасности 31
2.3 Оценка импортозамещения в аспекте экономической безопасности Белгородской области 44
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 44
3.1 Расчет экономических показателей импортозамещения области экономической безопасности 51
3.2 Разработка приоритетных направлений импортозамещения в аспекте
повышения экономической безопасности региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Вопрос о необходимости импортозамещения стал особенно актуальным во многом по причине применения в отношении России экономических санкций в 2014 г., последующего снижения цен на сырьевые ресурсы, резкого падения курса российского рубля по отношению к мировым валютам, блокирования доступа к кредитам на международных финансовых рынках и прекращения трансфера технологий. Это поставило экономику России в ситуацию, когда со всей очевидностью встал вопрос о необходимости мобилизации имеющихся внутренних возможностей поддержки экономики и предотвращения ее коллапса.
Основные мероприятия по запуску политики импортозамещения были определены распоряжением Правительства РФ от 30.09. 2014 №1936-р «План содействия импортозамещению в промышленности», которым была предусмотрена разработка отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в отраслях промышленности Российской Федерации (далее планы) на период до 2018 г. Такие планы к середине 2015 г. были разработаны и утверждены приказами Минпромторга России.
В последующих документах стратегического уровня проблема импортозамещения не нашла должного развития. В распоряжении Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р, утвердившим План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее □ план), определено, что «ключевые направления действий Правительства РФ в течение ближайших месяцев включают:
— поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров, что трудно определить как обоснованную программу действий.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, проблеме импортозамещения посвящено две строчки: «п. 62. В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую (в числе прочего):
— осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции».
В отсутствии стратегической основы процесса импортозамещения органы исполнительной власти до сих пор руководствуются Концепцией. Несмотря на требование Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» о пересмотре документов стратегического уровня каждые шесть лет, Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о переносе сроков разработки и корректировки документов стратегического планирования с 1 января 2017 г. на 1 января 2019 г.
В настоящее время действует чрезвычайно большое количество стратегий, концепций, постановлений, распоряжений и государственных программ, которые так или иначе используют термин «импортозамещение», что затрудняет формулирование целей, задач и предполагаемых результатов этого направления экономической деятельности в стране, приводит к распылению и неэффективному расходованию бюджетных средств, выделяемых на различные меры поддержки отечественных производителей. В результате, эффективность исполнения принятых решений оставляет желать лучшего.
Актуальность данной темы обусловлена тем фактором, что ситуация в сфере импортозамещения требует более глубокого анализа текущего состояния дел и установления соответствия декларируемых и действительных результатов импортозамещения в 2017 г. для достижения желаемых результатов
Всем вышеизложенным и обусловлена цель квалификационного исследования, которая заключается в разработке приоритетных направлений импортозамещения в области экономической безопасности региона.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) конкретизировать понятие импортозамещения, как инструмента реализации стратегии развития промышленности.
2) Проанализировать и дать понятие продовольственной безопасности
3) Проанализировать основные методы обеспечения
продовольственной безопасности РФ
4) Провести сравнительный анализ продовольственной корзины Белгородской области и других регионов
5) Рассмотреть современное состояние региональной системы
импортозамещения в области экономической безопасности
6) Провести оценку импортозамещения в аспекте экономической безопасности Белгородской области
7) Произвести расчет экономических показателей
импортозамещения в области экономической безопасности
8) Разработать приоритетные направления импортозамещения в аспекте повышения экономической безопасности региона
В качестве объекта исследования определяем сферу импортозамещения в Белгородской области.
Исходя из этого, предметом данного исследования будет выступать экономические отношения в процессе обоснования и разработки направлений повышения экономической безопасности региона.
В качестве теоретической будут ученых по теоретическим проблемам политики импортозамещения, инструментам ее реализации на промышленных предприятиях различной отраслевой принадлежности, а также материалы по разрабатываемым на государственном уровне механизмамeq его стимулирования. Исследования являются фундаментальные концепции и гипотезы общей теории управления промышленным производством, теорий промышленного развития и экономического роста по модели импортозамещения, теорий сбалансированности и «полюсов роста»; работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования механизмов управления ресурсным потенциалом промышленного предприятия; теоретические положения, посвященные использованию инструментов и методов оценки целесообразности интеграции промышленных предприятий, а также основные положенияeq теории информационных систем, методы экономико- математического моделирования проблемно¬
ориентированных оценок.
Методологическая основа исследования. Работа велась с использованием современного научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, в том числе: исторического, экономико-статистического, системно-аналитического, экспертных оценок, аналогии и других.
Степень разработанности проблемы. Высокая актуальность определения внутренних возможностей повышения конкурентоспособности отечественной промышленности в стабильные периоды и значительно усиливающаяся в условиях кризиса, направленность новой экономической политики России на импортозамещение на основе активизации инновационной деятельности, объясняет наличие большого числа разработок отечественных и зарубежных ученых, в которых исследуются как общие вопросы модернизации промышленности, так и специфические, определяемые современными реалиями.
Базовые основы и особенности стратегического управления процессами модернизации предприятий освещаются в большом числе исследований зарубежных (М. Портер, А.Дж. Стрикленд, А. Томпсон, П. Фишер и др.) и российских (К. Багриновский, Г. Клейнер, Д. Львов, И. Митрофанова, Н. Петраков, В. Половинкин, Н. Рычихина, В. Сизов, Е.
Сухоруков, А. Фомичев, А. Хореев, Е. Хрусталев, И. Шевченко, Е. Ясин и др.) ученых. Обоснование необходимости и возможных путей развития российских предприятий в условиях экономических санкций по модели импортозамещения содержится в исследованиях К. Бабкина, С. Глазьева, Р. Гринберга, М. Делягина, А. Зельднера, О. Черновой и др.
Методологические подходы к разработке экономико-математического инструментария предприятий импортозамещения в регионе, представлены в работах М. Интрилигатора, И. Лунева, Л. Матвеевой, Р. Симионова, А. Пархоменко, А. Третьякова, А. Трифиловой и др. Ряд используемых в модельном инструментарии этих авторов показателей оценивания эффективности заимствован из работ зарубежных ученых: Д. Нортона, Р. Каплан, Б. Стюарта и др.
Механизмы формирования стратегии управления потенциалом предприятия, в том числе инновационным, рассмотрены в работах В. Англичанинова, Н. Зубаревича, Е. Лаптевой, И. Пчелинцевой, Л. Рощиной, А. Третьякова, В. Чеботарева и др.
Структура выпускной квалификационно работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Основные мероприятия по запуску политики импортозамещения были определены распоряжением Правительства РФ от 30.09. 2014 №1936-р «План содействия импортозамещению в промышленности», которым была предусмотрена разработка отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в отраслях промышленности Российской Федерации (далее планы) на период до 2018 г. Такие планы к середине 2015 г. были разработаны и утверждены приказами Минпромторга России.
В последующих документах стратегического уровня проблема импортозамещения не нашла должного развития. В распоряжении Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р, утвердившим План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее □ план), определено, что «ключевые направления действий Правительства РФ в течение ближайших месяцев включают:
— поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров, что трудно определить как обоснованную программу действий.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, проблеме импортозамещения посвящено две строчки: «п. 62. В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую (в числе прочего):
— осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции».
В отсутствии стратегической основы процесса импортозамещения органы исполнительной власти до сих пор руководствуются Концепцией. Несмотря на требование Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» о пересмотре документов стратегического уровня каждые шесть лет, Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о переносе сроков разработки и корректировки документов стратегического планирования с 1 января 2017 г. на 1 января 2019 г.
В настоящее время действует чрезвычайно большое количество стратегий, концепций, постановлений, распоряжений и государственных программ, которые так или иначе используют термин «импортозамещение», что затрудняет формулирование целей, задач и предполагаемых результатов этого направления экономической деятельности в стране, приводит к распылению и неэффективному расходованию бюджетных средств, выделяемых на различные меры поддержки отечественных производителей. В результате, эффективность исполнения принятых решений оставляет желать лучшего.
Актуальность данной темы обусловлена тем фактором, что ситуация в сфере импортозамещения требует более глубокого анализа текущего состояния дел и установления соответствия декларируемых и действительных результатов импортозамещения в 2017 г. для достижения желаемых результатов
Всем вышеизложенным и обусловлена цель квалификационного исследования, которая заключается в разработке приоритетных направлений импортозамещения в области экономической безопасности региона.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) конкретизировать понятие импортозамещения, как инструмента реализации стратегии развития промышленности.
2) Проанализировать и дать понятие продовольственной безопасности
3) Проанализировать основные методы обеспечения
продовольственной безопасности РФ
4) Провести сравнительный анализ продовольственной корзины Белгородской области и других регионов
5) Рассмотреть современное состояние региональной системы
импортозамещения в области экономической безопасности
6) Провести оценку импортозамещения в аспекте экономической безопасности Белгородской области
7) Произвести расчет экономических показателей
импортозамещения в области экономической безопасности
8) Разработать приоритетные направления импортозамещения в аспекте повышения экономической безопасности региона
В качестве объекта исследования определяем сферу импортозамещения в Белгородской области.
Исходя из этого, предметом данного исследования будет выступать экономические отношения в процессе обоснования и разработки направлений повышения экономической безопасности региона.
В качестве теоретической будут ученых по теоретическим проблемам политики импортозамещения, инструментам ее реализации на промышленных предприятиях различной отраслевой принадлежности, а также материалы по разрабатываемым на государственном уровне механизмамeq его стимулирования. Исследования являются фундаментальные концепции и гипотезы общей теории управления промышленным производством, теорий промышленного развития и экономического роста по модели импортозамещения, теорий сбалансированности и «полюсов роста»; работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования механизмов управления ресурсным потенциалом промышленного предприятия; теоретические положения, посвященные использованию инструментов и методов оценки целесообразности интеграции промышленных предприятий, а также основные положенияeq теории информационных систем, методы экономико- математического моделирования проблемно¬
ориентированных оценок.
Методологическая основа исследования. Работа велась с использованием современного научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, в том числе: исторического, экономико-статистического, системно-аналитического, экспертных оценок, аналогии и других.
Степень разработанности проблемы. Высокая актуальность определения внутренних возможностей повышения конкурентоспособности отечественной промышленности в стабильные периоды и значительно усиливающаяся в условиях кризиса, направленность новой экономической политики России на импортозамещение на основе активизации инновационной деятельности, объясняет наличие большого числа разработок отечественных и зарубежных ученых, в которых исследуются как общие вопросы модернизации промышленности, так и специфические, определяемые современными реалиями.
Базовые основы и особенности стратегического управления процессами модернизации предприятий освещаются в большом числе исследований зарубежных (М. Портер, А.Дж. Стрикленд, А. Томпсон, П. Фишер и др.) и российских (К. Багриновский, Г. Клейнер, Д. Львов, И. Митрофанова, Н. Петраков, В. Половинкин, Н. Рычихина, В. Сизов, Е.
Сухоруков, А. Фомичев, А. Хореев, Е. Хрусталев, И. Шевченко, Е. Ясин и др.) ученых. Обоснование необходимости и возможных путей развития российских предприятий в условиях экономических санкций по модели импортозамещения содержится в исследованиях К. Бабкина, С. Глазьева, Р. Гринберга, М. Делягина, А. Зельднера, О. Черновой и др.
Методологические подходы к разработке экономико-математического инструментария предприятий импортозамещения в регионе, представлены в работах М. Интрилигатора, И. Лунева, Л. Матвеевой, Р. Симионова, А. Пархоменко, А. Третьякова, А. Трифиловой и др. Ряд используемых в модельном инструментарии этих авторов показателей оценивания эффективности заимствован из работ зарубежных ученых: Д. Нортона, Р. Каплан, Б. Стюарта и др.
Механизмы формирования стратегии управления потенциалом предприятия, в том числе инновационным, рассмотрены в работах В. Англичанинова, Н. Зубаревича, Е. Лаптевой, И. Пчелинцевой, Л. Рощиной, А. Третьякова, В. Чеботарева и др.
Структура выпускной квалификационно работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В экономической интерпретации импортозамещение в России как активный процесс замены импорта отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны, приводит к повышению экономического роста, ВВП, ВРП и к элементам конкурентоспособности предприятий.
Термин импортозамещение чаще всего применяется к государствам или субъектам экономики, которые по различным причинам принимают решение в сжатые сроки уменьшить долю импортных товаров и услуг в товарообороте страны. Как правило, импортозамещение происходит за счет увеличения объема собственного производства, развития фокусных отраслей и тарифного таможенного регулирования импортных закупок. Реже термин применим к предприятиям, отдельным отраслям экономики.
Нами определенно, что имортозамещение как экономическая система страны активно развивается в различных сферах, при этом регулируется законодательно и поддерживается государством, тем самым увеличивая уровень продовольственной безопасности страны.
Продовольственная безопасность страны является обеспечением соответствующего ресурсного потенциала и гарантией способности государства удовлетворять потребности в питании населения всех доходных групп в объемах, качестве и ассортименте, необходимых для сохранения его здоровья и расширенного воспроизводства, независимо от влияния негативных внешних и внутренних факторов спроса и предложения, изменения ценового уровня рыночной конъюнктуры.
Следует отметить, что продовольственная безопасность страны во многом определяются уровнем, эффективности и устойчивости отраслей народного хозяйства. Отрасль сельского хозяйства занимает ведущее место в перечне отраслей народного хозяйства, ибо она занимается производством и поставкой продовольствия населению. В настоящее время вопрос продовольственной безопасности актуален и в следующем параграфе дипломного проекта уместно рассмотреть методы обеспечения продовольственной безопасности.
Все уровни продовольственной безопасности взаимоувязаны и взаимозависимы. Оптимальный вариант решения продовольственной проблемы — это согласованные действия субъектов всех уровней, хотя часть их может также решать конкретные задачи. Например, сокращение числа недоедающих и искоренение голода зависят от деятельности субъектов всех семи уровней, а достижение максимального самообеспечения и нормативного потребления продуктов питания определяют сообщества от четвертого до седьмого уровня.
Рассмотрев теоретические аспекты импортозамещения в контексте экономической безопасности можно сделать вывод о том, что импортозамещение способствует повышению уровня продовольственный безопасности, а с повышение продовольственной безопасности страны, повышается уровень экономической безопасности в целом.
Нами проанализирована продовольственная корзина Белгородской области, мы сделали следующие выводы:
- сравнивая продовольственную корзину РФ и продовольственную корзину Белгородской области, можно сделать вывод, что в Белгородской области предоставляется продовольствия в среднем на одного человека в год больше, чем в целом в РФ. Потребительская корзина Белгородской области и Мурманской области заполнена продуктами первой необходимости гораздо больше, не смотря на то, что в Белгородской области в отличие от Мурманской области есть свое производство данных товаров и более развитые пути сообщение;
- следует отметить, что по показателям потребительской корзины в Мурманской области она максимальна, а минимальна в Костромской области;
- величина прожиточного минимума на душу населения в Белгородской области меньше чем по России в целом, а продовольственная корзина больше.
Далее нами рассмотрено современное состояние региональной системы импортозамещения Белгородской области и сделали вывод, что Белгородская область продолжает занимать лидирующие позиции по поставкам животноводческой продукции на отечественный рынок. За 1 квартал 2016 года по объему реализации свиней и птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях область занимает первое место среди регионов Российской Федерации, по производству молока - третье место среди областей Центрального федерального округа.
Предложена оценка эффективности мер государственного регулирования импортозамещения. Из расчетов можно сделать вывод, что Белгородская область является самообеспеченным регионом, с объёмом производства мяса в 525,5 килограммов на душу населения Белгородская область обогнала Москву и 16 областей. По объёму производства молока у региона - второе место после Воронежской области.
Таким образом, можно сделать вывод, что регионы РФ в состоянии самообеспечить себя продовольственными товарами, это говорит о том, что продовольственная безопасность страны на высоком уровне, что способствует повышению экономической безопасности страны в целом.
Нами разработана на основании структуры Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области и предложена комиссия по импортозамещению, которая позволит скоординировать деятельность департамента и достичь более высокого уровня в данном направлении, что позволит повысить экономическую безопасность региона и страны в целом.
Термин импортозамещение чаще всего применяется к государствам или субъектам экономики, которые по различным причинам принимают решение в сжатые сроки уменьшить долю импортных товаров и услуг в товарообороте страны. Как правило, импортозамещение происходит за счет увеличения объема собственного производства, развития фокусных отраслей и тарифного таможенного регулирования импортных закупок. Реже термин применим к предприятиям, отдельным отраслям экономики.
Нами определенно, что имортозамещение как экономическая система страны активно развивается в различных сферах, при этом регулируется законодательно и поддерживается государством, тем самым увеличивая уровень продовольственной безопасности страны.
Продовольственная безопасность страны является обеспечением соответствующего ресурсного потенциала и гарантией способности государства удовлетворять потребности в питании населения всех доходных групп в объемах, качестве и ассортименте, необходимых для сохранения его здоровья и расширенного воспроизводства, независимо от влияния негативных внешних и внутренних факторов спроса и предложения, изменения ценового уровня рыночной конъюнктуры.
Следует отметить, что продовольственная безопасность страны во многом определяются уровнем, эффективности и устойчивости отраслей народного хозяйства. Отрасль сельского хозяйства занимает ведущее место в перечне отраслей народного хозяйства, ибо она занимается производством и поставкой продовольствия населению. В настоящее время вопрос продовольственной безопасности актуален и в следующем параграфе дипломного проекта уместно рассмотреть методы обеспечения продовольственной безопасности.
Все уровни продовольственной безопасности взаимоувязаны и взаимозависимы. Оптимальный вариант решения продовольственной проблемы — это согласованные действия субъектов всех уровней, хотя часть их может также решать конкретные задачи. Например, сокращение числа недоедающих и искоренение голода зависят от деятельности субъектов всех семи уровней, а достижение максимального самообеспечения и нормативного потребления продуктов питания определяют сообщества от четвертого до седьмого уровня.
Рассмотрев теоретические аспекты импортозамещения в контексте экономической безопасности можно сделать вывод о том, что импортозамещение способствует повышению уровня продовольственный безопасности, а с повышение продовольственной безопасности страны, повышается уровень экономической безопасности в целом.
Нами проанализирована продовольственная корзина Белгородской области, мы сделали следующие выводы:
- сравнивая продовольственную корзину РФ и продовольственную корзину Белгородской области, можно сделать вывод, что в Белгородской области предоставляется продовольствия в среднем на одного человека в год больше, чем в целом в РФ. Потребительская корзина Белгородской области и Мурманской области заполнена продуктами первой необходимости гораздо больше, не смотря на то, что в Белгородской области в отличие от Мурманской области есть свое производство данных товаров и более развитые пути сообщение;
- следует отметить, что по показателям потребительской корзины в Мурманской области она максимальна, а минимальна в Костромской области;
- величина прожиточного минимума на душу населения в Белгородской области меньше чем по России в целом, а продовольственная корзина больше.
Далее нами рассмотрено современное состояние региональной системы импортозамещения Белгородской области и сделали вывод, что Белгородская область продолжает занимать лидирующие позиции по поставкам животноводческой продукции на отечественный рынок. За 1 квартал 2016 года по объему реализации свиней и птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях область занимает первое место среди регионов Российской Федерации, по производству молока - третье место среди областей Центрального федерального округа.
Предложена оценка эффективности мер государственного регулирования импортозамещения. Из расчетов можно сделать вывод, что Белгородская область является самообеспеченным регионом, с объёмом производства мяса в 525,5 килограммов на душу населения Белгородская область обогнала Москву и 16 областей. По объёму производства молока у региона - второе место после Воронежской области.
Таким образом, можно сделать вывод, что регионы РФ в состоянии самообеспечить себя продовольственными товарами, это говорит о том, что продовольственная безопасность страны на высоком уровне, что способствует повышению экономической безопасности страны в целом.
Нами разработана на основании структуры Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области и предложена комиссия по импортозамещению, которая позволит скоординировать деятельность департамента и достичь более высокого уровня в данном направлении, что позволит повысить экономическую безопасность региона и страны в целом.



