ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РЕКЛАМЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Образ женщины в рекламе: содержательно-прагматические
характеристики 6
1.2. Индикаторы социальной принадлежности женщины в
рекламе 9
1.3. Женские образы в отечественной рекламе: исторический
обзор 16
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕКЛАМЕ
2.1 Образ женщины в советской рекламе (1960-1980-е гг.): социальные
характеристики 23
2.2. Трансформация социальных характеристик женских образов в российской рекламе в 1990-е гг 32
2.3 Женский образ в современной российской коммерческой рекламе (2000-2010-е гг.) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном мире реклама окружает нас на каждом шагу, будь то улица, дом, общественные места. Мы постоянно окружены ею и образами, которая она нам транслирует. Эти образы напрямую зависят от общества и царящих в нем стереотипов. Женский образ как один из самых распространенных в рекламе попадает под эти стереотипы как ни один другой рекламный образ. В настоящее время все еще сильны, например, стереотипы о том, что место женщины дома с детьми, что женщины легкомысленны и наивны. Такое стереотипное представление находит свое отражение и в рекламе, которая, в свою очередь, закрепляет и усиливает эти стереотипы в обществе. Однако, такие стереотипы были не всегда, соответственно женские образы также имели другие черты в прошлом. Кроме того, мы можем увидеть, как меняется образ женщины и в зависимости от различных социальных и культурных условий, что непосредственно отражает рекламная сфера. Изучив то, как меняется со временем рекламный образ женщины, мы сможем и понять, как менялось общество и его отношение к женщинам с течением времени.
Степень разработанности научной проблемы. Тема женских образов в рекламе поднималась в различные времена разными авторами, среди них, например, И.В. Грошев, П.Е. Ефремова, А.Н. Лебедев-Любимов. В своих исследованиях они рассматривали вопросы востребованности женского образа в рекламе, его влияние, функции.
Конкретно женские образы также разбираются в работах Ж.В. Черновой, П.Е. Ефремовой, И.В. Грошева, Е.А. Новинкиной, О.Н. Ворошиловой, Л.Ю. Бондаренко. Они выделяют особую типологию женских рекламных образов и дают им краткую характеристику.
Однако, перечисленные работы не дают нам полного и детального представления о том, как менялся социальный аспект женских образов в рекламе на протяжении десятилетий, что на них могло повлиять и почему в прошлом были популярны одни образы, а сейчас - другие. Отдельным вопросом, требующим изучения, являются способы репрезентации социального положения и социальной роли женин в рекламе, иными словами - индикаторы социальной принадлежности женщины как рекламного образа. Таким образом, назрела необходимость исследовать данную должным образом неосвещенную проблему.
Цель работы - выявить основные изменения социального аспекта женских образов в отечественной рекламе 1960-2010-хх гг. Данная цель предопределила порядок решения следующих задач:
1) Описать содержательно-прагматические характеристики женского образа в рекламе;
2) Определить индикаторы социальной принадлежности женщины в рекламе;
3) Выполнить исторический обзор женского образа в рекламе;
4) Рассмотреть социальные характеристики образа женщины в советской рекламе в 1960-1980-е гг.
5) Описать трансформацию социальных характеристик женских образов в российской постсоветской рекламе.
6) Выявить социальное содержание женского образа в современной российской коммерческой рекламе.
Объектом исследования является отечественная реклама 1960-2010- хх гг.
Предметом исследования является эволюция социальных характеристик женского образа в отечественной рекламе 1960-2010-хх гг.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных исследователей П.Е. Ефремовой, И.В. Грошева, А.Н. Лебедев-Любимова, О.А. Ворониной, З.Е. Кенжеевой, Л.Ю. Бондаренко, А. Дударевой, Д. Ахтырского, О.Н. Ворошиловой, Ж.В. Черновой, Г.Г. Силласте и С.Ю. Барсуковой.
Эмпирическую базу исследования составили журналы «Новые товары», «Здоровье», «Вестник торговой промышленности» и другие, а также рекламные видеоролики и материалы за 1960-2018 годы. Всего было проанализировано 152 рекламных сообщений, опубликованных в указанных журналах и видеороликах.
Методы исследования. В работе были использованы общенаучные методы (метод анализа, синтеза, дедукции, аналогии), методы научного наблюдения и описания.
Для решения задачи 1 мы использовали метод анализа, который позволил нам выявить характеристики женского образа в рекламе. Для решения задачи 2 - метод дедукции. Для решения задачи 3 мы руководствовались методом анализа и синтеза. Чтобы решить задачи 4-6 мы воспользовались методом контент-анализа, с помощью которого мы смогли определить, как были распределены социальные характеристики женщин в советской и современной отечественной рекламе.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проведя анализ научной литературы, мы можем сделать вывод, что женский образ в рекламе является одним из самых распространенных и этому есть ряд причин - он способен выполнять все базовые функции образов (внимание, интерес, благоприятное впечатление, узнаваемость и информативность), а также привлекает как мужскую аудиторию, так и женскую. Мужчины в женском образе видят «идеальную женщину», которую нужно завоевать, женщины в свою очередь видят «идеальную женщину», которой они хотят быть.
Помимо этого, в рекламе существуют определенный стереотипный набор образов, которым пользуются рекламодатели. Например, образ женщины-домохозяйки, который характерен для рекламы бытовых предметов или пищи, образ женщины-девушки, характерный для рекламы косметики и гигиенической продукции. Также исследователи выделяют образ-работающей женщины, но в настоящее время он пока что не пользуется большим спросом, однако, судя по мировым тенденциям, вполне возможно его развитие в будущем.
Совершив исторический обзор женщин и их образов с периода СССР до наших дней, мы пришли к выводу о том, что на протяжении всего времени, значительно влияние на роль и место женщины в обществе оказывали различные политические, экономические и социальные изменения, происходящие в государстве. Когда государству во времена СССР требовались рабочие руки - был актуален образ работающей женщины, затем подобная политика пошла на спад и в обществе женщина стала расцениваться больше как мать, чем товарищ по производству, однако это не отменяло то, что женщинам приходилось все также работать. Это привело к удвоенное нагрузке женщин - на работе и дома. Начало 2000-х стали для женщин новым началом, она обрела больше свободы, получила возможность выбора что для нее приоритетнее. В настоящее время в России присутствуют два направления 42
развития для женщин - с одной стороны это государство, которое тяготеет к укреплению традиционных ценностей, где женщина прежде всего мать, с другой стороны - общество, которое оглядываясь на заграничный пример с равноправием, начинает перенимать себе эти ценности.
Проведя контент-анализ 152-х рекламных объявлений и видеороликов с 1960-х по настоящее время, мы пришли к выводу, что большую часть времени, лидирующим рекламным образом был модельный, затем образ домохозяйки, и только потом шел образ работающей женщины, несмотря на его активное продвижение советской властью. Стоит отдельно отметить, что благодаря рекламным объявления, можно наглядно проследить, как менялась цензура в советский период. Если в начале нашего исследования, в 1960-е годы невозможно было встретить девушек в рекламе в каких-либо легких нарядах, то уже к концу 1980-х и в 1990-х можно увидеть, как девушек просто в открытых нарядах, так и рекламу нижнего белья. В двухтысячные ситуация значительно поменялась, возможно благодаря различным резким переменам в социальной, экономической и политической сфере общества. На первый план выходят образы домохозяйки и женщины-работницы, в то время как образ модели вовсе отходит на задний план.
В современной рекламе, ситуация в целом практически идентична, за исключением того, что образ работающей женщины сместился на третью позицию, благодаря тому, что образ модели укрепил свои позиции, выйдя вперед. Возможно, как было сказано выше, это связано с нынешней политикой государства, которая делает упор на традиционные ценности, где в приоритете женщина в роли домохозяйки, а не работницы. Возможно, в будущем, наше общество также придет к тому, что на домашнем хозяйстве и материнстве роль женщины не заканчивается, она вполне может выбирать и карьеру в качестве своего приоритета, и может быть тогда, образы работающей женщины будут занимать лидирующую позицию.
1. Альчук А. Женщина и визуальные знаки [Т екст] / А. Альчук — М.: Идея- Пресс, 2000 — 280 с
2. Ахтырский Д. Эволюция гендерных образов в СССР и постсоветской России [Электронный ресурс] / Д. Ахтырский - Режим доступа: https: //russian.eurasianet. org/node/64556
3. Барсукова С.Ю. «Золушки» советской и постсоветской эпохи [Электронный ресурс] / С.Ю. Барсукова - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/17256722/
4. Барсукова С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество [Электронный ресурс] / С.Ю. Барсукова — Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/text/16942671/
5. Бондаренко Л.Ю. Женщина в обществе: традиции и перемены / Л. Ю. Бондаренко; Том. гос. ун-т, Центр независимых соц. исслед. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - 37 с
6. Бондаренко Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему [Электронный ресурс] / Л.Ю. Бондаренко, 1996. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/17747107/
7. Воронина О. А. Гендерное изменение политики и культуры в России [Электронный ресурс] / О.А. Воронина — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernoe-izmerenie-politiki-i-kultury-v-rossii
8. Воронина О. А. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ [Текст] / О. А. Воронина // Знамя, - 1999, - № 2
9. Воронина О.А. Гендер и государство в постсоветской России // Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России. / Под ред. Н.М. Римашевской, О.А. Ворониной, Е.А. Баллаевой, Макс-пресс: 2010, 351-360 с
10. Ворошилова О. Н. Эволюция образов женщины в общественном сознании [Текст]: автореф. дисс. ... к. филос. н. / О.Н. Ворошилова — Зерноград, 2008 - 25 с.
11. Ворошилова О.Н. Образ женщины в современном мире (по материалам
современных российских женских журналов) [Электронный ресурс]/ О.Н. Ворошилова - Режим доступа:
http: //www.gramota. net/materials/3/2016/5/10.html
12. Ворошилова О.Н. Феминистские концепции женщин [Электронный
ресурс] / О.Н. Ворошилова — Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/feministskie-kontseptsii-zhenschiny
13. Грицанов А.А. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]
/ А.А. Грицанов — Режим доступа: https://www.e-
reading.club/book.php?book=149350
14. Грошев И. Полоролевые стереотипы в рекламе. - Психологический журнал. 1998, №3
15. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы [Текст] / И.В. Грошев — Вопросы психологии, 2000
16. Грошев И.В. Образ женщины в рекламе // Женщина. Гендер. Культура. / Под ред. З.А. Хоткиной Н. Л. Пушкаревой, Н. И. Трофимовой. М., 1999.
17. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе. [текст] / И.В. Грошев // Психологический журнал, 2002 - 119-133 с
18. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера [Текст] / И.В. Грошев // Общественные науки и современность — 2000 — 172-173 с
19. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов [Текст] / А.А. Денисова, М: Информация XXI век, 2002
20. Доценко, Е. Л. Психология, манипуляции: феномены, механизмы, защита [Текст] / Е.Л. Доценко. — М: ТОО «ЧеРо», 1997. — 228 с.
21. Дугин А.Г. «Социология пола» («Структурная социология») — М.:
2010.
22. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. [Текст] / А. Дударева, М.: РИП-холдинг, 2003 - 217 с.
23. Ефремова П.Е. Социокультурная динамика гендерных образов в российской рекламе второй половины XIX - начала XXI веков [Текст]: автореф. дис. канд. социол. Наук / П.Е. Ефремова — Б., 2005
24. Кафтанджиев Х. Герои и красавица в рекламе. [Текст] / Х. Кафтанджиев, Спб: Питер, 2008 — 223 с
25. Кенжеева З.Е. Образ современной женщины: социокультурный аспект [Электронный ресурс] / З.Е. Кенжеева - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZobraz-sovremennoy-zhenschiny-sotsiokulturnyy-aspekt
26. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы [Текст] / А.Н. Лебедев- Любимов — СПб: Питер, 2002 - 368 с.
27. Липпман У. Общественное мнение/ Пер. с англ. Т.В. Барчуновой, Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с
28. Максимова О.Б. Гендерные стереотипы в рекламе: постановка проблемы и основные концепции. [Текст] / О.Б. Максимова - Вестник РУДН, серия Социология — 2002, 169-173 с
29. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы [Текст] / Р.И. Мокшанцев, - М.: Инфра-М, 2000
30. Петров М.С. Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы [Электронный ресурс] / М.С. Петров - режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/gendernye-obrazy-i-stereotipy-sovremennoy-rossiyskoy-reklamy
31. Попова И.Г. Гендерные стереотипы в современной рекламе [Текст] Z И.Г. Попова, Кубанский государственный технологический университет, К: Россия
32. Розанова Т.П., Андреева М.М. Психологическое восприятие гендерных различий в рекламе [Текст] / Т.П. Розанова, М.М. Андреева // Инициативы 21 века, — 2009, — №4 / М: Российская государственная библиотека, 2006 - 163 с
33. Самотуга Е.А. Лингвокогнитивные особенности дискурса глянцевых журналов: гендерный аспект (на материале российской версии журнала «Cosmopolitan» за 2005 - 2011 гг.) [Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук / Е.А. Самотуга - Б., 2012. - 20 с.
34. Силласте Г.Г. Женщина как объект и субъект социальной безопасности [Электронный ресурс] / Г.Г. Силласте — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16933364/
35. Силласте Г.Г. Изменения социальной мобильности и экономического поведения женщин [Электронный ресурс] / Г.Г. Силласте - Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/text/18924878/
36. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе [Электронный ресурс] / Г.Г. Силласте — Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/text/16345106/
37. Федеральный закон от 13.03.2006 N38-(ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе»
38. Чернова Ж. Семейная политика современной России: гендерный анализ и оценка эффективности [Текст] / Ж. Чернова // Женщина в российском обществе, — 2011, — № 3, 44-51 с
39. Чернова Ж.В. Социальное конструирование гендерных отношений в
СМИ / Ж.В. Чернова — Социология гендерных отношений: Уч. пособие / Под ред. З.Х. Саралиевой. М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОССНЭП), 2003 — 242-255 с
40. Шиманов, Д. Женские образы в рекламе. Что актуально: архетипы или гендерные тренды? [Текст] / Д. Шиманов // Рекламодатель: теория и практика, — 2007, — № 7, 62-65 с
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Журнал «Cosmopolitan» - 2018
2. Журнал «Вестник торговли и промышленности» - 1989-1990
3. Журнал «Вокруг света» - 2014
4. Журнал «Для дома и семьи» - 1974
5. Журнал «Здоровье» - 1989-1990, 1960-70
6. Журнал «Новые товары» - 1968 (несколько выпусков), 1971 (несколько выпусков), 1972, 1977 (несколько выпусков), 1978, 1981, 1984, 1993, 1995
7. Журнал «Цветущая косметика» - 1973
8. Журнал BURDA - 1997
9. Журнал BURDA - 2018
10. Каталог «Внешпосылторг» - 1967
11. Каталог «Товары почтой» - 1988
12. Проспект «Новые товары» - 1980, 1981
13. Рекламные буклеты Внешторгиздат "Торгмортранс" - 1960-е
14. Рекламный буклет советских железных дорог - 1966
15. Рекламный видеоролик «Always», «Мечта», «Ява», «Comet» - https://youtu.be/OtBagUnE9cA(7:23, 14:05, 19:17, 20:17)
16. Рекламный видеоролик «Comet», «Gallina Blanca», «Rama», «Blend-a- med» -https://youtu.be/uF uvy9PAOA(1:15, 2:04, 7:16, 8:41, 18:14)
17. Рекламный видеоролик «Gallina Blanca» -https: //youtu.be/Gs9c HpPJIE(11:30)
18. Рекламный видеоролик «Maggi» -https://youtu.be/DzaieMZHMPE(2:54)
19. Рекламный видеоролик «Max» -https://youtu.be/wVEabG3iCOE(4:22)
20. Рекламный видеоролик «Mcdonalds» -https://youtu.be/CugrvhE5DLk(4:21)
21. Рекламный видеоролик «Веселый молочник» -
https: //youtu.be/j a8BrSOct3 Y(4:01)
22. Рекламный видеоролик «Даниссимо» -https://youtu.be/o gNhhRlVW0
23. Рекламный видеоролик «Дюспаталин» -https://youtu.be/v4x8Q5P1y1Y
24. Рекламный видеоролик «Злато», «Lays» -https://youtu.be/P3TUl9mSj g(3:20, 3:51)
25. Рекламный видеоролик «Зодак Экспресс» -
https: //youtu.be/j WRyxSN6wy0
26. Рекламный видеоролик «Мегафон» -https: //youtu.be/j OPV ihsQSxc
27. Рекламный видеоролик «Микодерил» -https://youtu.be/fZuxDqgTSK0
28. Рекламный видеоролик «Миф» -https://youtu.be/5ZuYdk02cQw(2:56)
29. Рекламный видеоролик «Мороженое Магнат» -
https://youtu.be/GY74SRAgbcc
30. Рекламный видеоролик «Мороженое Русский Холод» - https://youtu.be/I3DUIoTOtc4
31. Рекламный видеоролик «Мороженое Чистая линия» - https://youtu.be/0Jdcsq06qNY
32. Рекламный видеоролик «Очаковский квас» -
https: //youtu.be/f1 suy2WEMQo
33. Рекламный видеоролик «Парфюмерия и косметика Новая Заря» - https://vk.com/video-96817586 456239061
34. Рекламный видеоролик «Персен» -https: //youtu.be/aemdp7iwfT w(3:31)
35. Рекламный видеоролик «Петелинка» -https://youtu.be/fYu-zi2LyCU
36. Рекламный видеоролик «Пятерочка» -https: //youtu.be/QaJn0 JcuTI
37. Рекламный видеоролик «Растишка» -https: //youtu.be/zy5eJZU3tj o
38. Рекламный видеоролик «Регулятор тока с сенсорным управлением», «Магнитный кассетный магнитофон» -https://youtu.be/kTpfR Ec9pA(0:00, 3:44)
39. Рекламный видеоролик «Сбербанк» -https: //youtu.be/9tkBXmUCvyI
40. Рекламный видеоролик «Северное сияние» -https://vk.com/video-96817586 456239062
41. Рекламный видеоролик «Фестал» -https: //youtu.be/DXZ4ZDPpCdU
42. Рекламный видеоролик «Фрутоняня», «Garnier», «Мистер Пропер» - https://youtu.be/nfZuRQyAaqE(1:12, 5:33, 8:04)
43. Рекламный видеоролик «Чудо Йогурт» -https: //youtu.be/qvOH-xNaqJo
44. Рекламный видеоролик «Электросковорода» -https://vk.com/video-96817586 456239038
45. Рекламный ролик «Pampers» -https://youtu.be/s 1l cl1B7o(1:42)