Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 60 учащихся 6-7-х классов в возрасте от 12 до 14 лет: из них 32 девочки, 28 мальчиков. 30 учащихся 6-х классов составили экспериментальную группу, 30 учащихся 7-х классов составили контрольную группу.
Есть приложения.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения проблемы использования социальных проектов в воспитательном процессе 6
1.1. Сущность социально-проектной деятельности 6
1.2. Воспитательные возможности социальных проектов 13
2. Экспериментальное изучение педагогических условий использования социальных проектов в воспитательной работе для развития активности школьников 19
2.1. Анализ уровня развития активности школьников в воспитательной работе 19
2.2. Система воспитательной работы по развитию активности школьников средствами использования социальных проектов 26
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение 1. Диагностические методики 52
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 56
Приложение 3. Информационная справка о реализованных социальных проектах 60
Работа над социальным проектом дает учащимся осознать значимость собственной деятельности, открыть новые возможности. В ходе этой деятельности каждый участник приобретает определенный социальный опыт, примеряет на себя новые социальные роли, что способствует более комфортному и уверенному взаимодействию с окружающими.
Включение школьников в социально-проектную деятельность является актуальным методом социального воспитания, формирования ответственности за состояние общества, освоения навыков и умений в области взаимоотношений. В связи с этим проблема изучения воспитательных возможностей социального проектирования, поиск средств, обеспечивающих эффективное содействие этому процессу, приобретает особую актуальность.
В работах исследователей нашли свое отражение различные аспекты проектной деятельности (Дж. Дьюи, Т.С. Кондратова и др.) и социального проектирования (В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В.А. Луков, И.Н. Никитина, А.М. Щукина и др.). Отметим также существование исследований, в которых описаны воспитательные возможности социально-проектной деятельности для развития личности школьников – Н.А. Баранец, О.В. Захарова, Н.А. Лиман, Е.В. Сараева, Н.Г. Черныш и др.
Несмотря на то, что данная область исследований хорошо изучена в контексте социальной педагогики, проблема, связанная с изучением возможностей использования социального проектирования в воспитательном процессе школы, нуждается в теоретическом и практическом решении.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить воспитательные возможности социальных проектов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы использования социальных проектов в воспитательном процессе.
2. Разработать педагогические условия для успешного формирования активности в социально-проектной деятельности школьников.
3. Экспериментально проверить и оценить успешность формирования активности школьников в социально-проектной деятельности.
Объект исследования: процесс использования метода социальных проектов в школе.
Предмет исследования: воспитательные возможности метода социального проектирования в школе.
Гипотеза исследования: формирование активности школьников в социально-проектной деятельности будет успешно, если:
- будут реализованы педагогические условия, учитывающие специфику этого процесса, обеспечивающие его эффективность;
- учтены личностные потребности, интересы и потенциальные возможности школьников;
- взаимодействие участников социального проекта будет реализовываться на основе позитивных, толерантных, партнерских отношений, усиления коммуникативной направленности;
- будут созданы специальные педагогические условия для развития социальной активности школьников в социально-проектной деятельности.
Методы исследования: теоретические методы – анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – беседа, тестирование; методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования, а также разработанная программа внеурочной деятельности «Социальное проектирование» могут быть использованы учителями в воспитательной работе со школьниками.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Социальное проектирование в школе предоставляет возможность школьникам участвовать в решении социально-значимых проблем своей школы, города, села, микрорайона, малой Родины. Социальное проектирование несет в себе еще и большую воспитательную значимость. Результаты анкетирования показали, что часть педагогов школы хотели бы заниматься социальным проектированием, но не знают как это делается, другая часть слышали кое-что об этом, но слабо себе это представляют, но есть учителя, которые не имеют никакого представления об этом.
Главный педагогический смысл технологии социальных проектов – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Школьник в состоянии взять на себя значительную долю ответственности за своё развитие и за изменения социальной ситуации. Он готов быть ответственным за серьёзные дела. И возможность дать детям в реальном деле попробовать свои силы открывает активное использование технологии социального проектирования.
Организация работы детей в социальных проектах требует продумывания каждой мелочи. В частности, педагогам-кураторам следует принимать во внимание такой важный момент, как «обратная связь». Например, социальные проекты, в которых участвуют школьники, поддерживают родители и жители района, и дети благодаря этому чувствуют свою значимость и причастность к общему делу. Таким образом, социальное проектирование помогает всем участникам процесса: и тем, кому оказывается помощь, и тем, кто эту помощь оказывает, – ощутить себя частью общества.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у школьников как экспериментальной, так и контрольной групп в основном на среднем и низком уровнях развита социальная активность, на среднем и низком уровнях развиты коммуникативные и организаторские способности, преобладают личностные мотивы деятельности, выявлены престижные мотивы деятельности. Следовательно, необходима специальная работа по развитию у школьников социальной активности.
С целью развития социальной активности у школьников на формирующем этапе эмпирического исследования была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Социальное проектирование». Основными задачами социальных технологий, согласно содержанию программы «Социальное проектирование», является стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности подростка в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования, создание условий для выявления и развития способностей личности младшего подростка, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
По результатам контрольной диагностики можно отметить, что в экспериментальной группе школьников, в работе с которыми была реализована программа «Социальное проектирование», прослеживается значительная положительная динамика, в группе школьников, воспитательный процесс которых проходил традиционно, также есть положительная динамика, однако она незначительна.
Основываясь на полученных результатах, можно сформулировать вывод, что все условия, посредством которых происходило привлечение школьников в различные виды социального проектирования позволяют добиться положительной динамики процесса развития социальной активности.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2016. – 672 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 458 с.
3. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Бахрах, 2014. – 254 с.
4. Арчер П. Половые роли в детстве: структура и развитие // Детство идеальное и настоящее. – Новосибирск, 2016. – 120 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 458 с.
6. Баландина Г.А. Основы социально-культурного проектирования: учебное пособие– Пермь: ПГИК, 2016. – 2-е изд., исправл. и доп. – 124 с.
7. Баранец H.A. Технология формирования социальной успешности школьника: автореф. дис. . .канд. пед. наук. – Тамбов, 2018. – 24 с.
8. Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. – Тверь, 2014. – 144 с.
9. Бюллер Ш. Смысл жизни и личностная реализация. – М.: АСТ, 2015. – 258 с.
10. Дьюи Дж. Школа и общество. – М.: Наука, 1964. – 174 с.
11. Дорофеев Д.Ю. Развитие «самости» и «самополагания» личности подростка // Психологические исследования. – 2016. – №1. – С. 54-59.
12. Зарипова Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2015. – 215 с.
13. Журавлёв А.Л. Социально-психологическое пространство как частный случай психологического развития субъекта / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 45-49.
14. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 402 с.
15. Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
16. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2018. – 228 с.
17. Кон И.С. В поисках себя // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 84-88.
18. Кондратова Т.С. Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2019. – № 94. – С. 119–123.
19. Курбатов В.И. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2017. – 187 с.
20. Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учеб. пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». – М.: ЦСП и М, 2018. – 192 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – СПб.: Питер, 2014. – 745 с.
22. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 67–80
23. Лиман Н.А. Социально-проектная деятельность в подростковом возрасте // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 56-62.
24. Луков В.A. Социальное проектирование: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта, 2013. – 240 с.
25. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: АСТ, 2014. – 369 с.
26. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
27. Никитина,И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: автореферат дисс. канд. пед. наук. – М.: МГУ, 2007. – 24 с.
28. Сараева Е.В. Самопрогназирование как механихзм саморазвития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
29. Смирнова Я.К. Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности // Изв. Алтайск. гос. ун-та. – 2014. – Т. 1. – № 2 (82). – С. 75–78.
30. Стенина Т.Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 129 с
31. Столяренко Л.Д. Социальная психология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: КНОРУС, 2014. – 336 с.
32. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. – 2017. – № 50. – С. 47-51.
33. Фалетрова О.М. Социальная педагогика. Социальный проект как средство психолого-педагогической коррекции. – М.: Юрайт. 2019. – 162 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2050. – 50 с.
35. Фирсов М.В. Социальная педагогика (для бакалавров) / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. – М.: КноРус, 2017. – 397 c.
36. Щукина М.А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
37. Черныш Н.Г. Социализация подростков в условиях дополнительного образования // Социус. – 2018. – №5. – С. 42-46.
38. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 2015. – 288 с.
39. Юрчик, Р.О. Социальные проекты в работе с подростками // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 258-261.
40. Яковлев В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / // Методическая копилка. – 2008. – № 1. – С. 15-22.
41. Янушевский В.Н. Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе: методическое пособие // Библиотека журнала Директор школы. – № 1. – 2017. – С. 82-85.