НОВЫЕ МЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Связи с общественностью в сфере государственного управления 8
1.1 Public Relations: определение, функции 8
1.2 Отдел по связям с общественностью в государственной организации 12
Глава 2. Инструменты продвижения медиа-услуг в Интернете 18
2.1 Интернет как среда медиа-продвижения 18
2.2 Новые технологии PR 2.0 23
Глава 3. Применение новых медиа-технологий в сфере государственного управления (на примере отдела информационно-аналитической работы
управления молодёжной политики Белгородской области) 50
3.1 Традиционные методы и технологии взаимодействия с целевой аудиторией
отдела информационно-аналитической работы управления молодёжной политики Белгородской области 50
3.2 Новые технологии в организации связей с общественностью 56
Заключение 71
Список использованной литературы
В современной мировой ситуации ни один орган государственной власти не обходится без отдела по связям с общественностью — отдельного штата специалистов, главной рабочей задачей которых является создание и сохранение положительных отношений между властью и населением. Опираясь на деятельность данного отдела, организация может более эффективно и качественно использовать свои коммуникативные и информационные возможности. Это происходит за счёт постоянного своевременного мониторинга среды и обеспечения оперативной обратной связи органа власти с населением.
Конечно, в сферу деятельности пресс-служб государственных учреждений входит не только работа с аудиторией, мониторинг общественного мнения и осуществление коммуникации с населением от лица организации, но и работа с федеральными и региональными средствами массовой информации, информационное освещение деятельности власти, подготовка публичных выступлений первого лица и другое. Но одним из важных направлений в деятельности органов по связям с общественностью является взаимодействие с различными целевыми аудиториями, которые надо правильно определить и охарактеризовать.
Например, управление молодёжной политики Белгородской области — одно из подразделений Правительства Белгородской области, которое входит в структуру департамента внутренней и кадровой политики, а также является региональным представителем Федерального агентства по делам молодёжи (ФАДМ). Основная цель создания данной организации — это реализация на территории региона мероприятий в сфере государственной молодёжной политики, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодого населения страны, нравственное и патриотическое воспитание поколения, а также на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей. Для качественной работы управления, организации необходимо наладить взаимоотношения со своей целевой аудиторией — населением Белгородской области в возрасте от 14 до 35 лет. Выполняется эта задача силами специального подразделения — отдела информационно-аналитической работы. Именно работники этого подразделения ответственны за формирование положительного имиджа данного органа исполнительной власти, разработку и реализацию соответствующей информационной политики, сотрудничество со СМИ, а также достоверное и гласное информирование общественности о различных направлениях деятельности организации.
Для организации работы такого отдела XXI век предоставляет большие возможности, благодаря развитию коммуникационных каналов и технологии передачи данных, прежде всего, посредством глобальной паутины — сети Интернет. Ведь современный среднестатистический человек уже привык формировать свою ежедневную картину мира с помощью Интернета. В метро стоит мужчина и читает электронную книгу, журнал или научную работу, которую заранее скачал из Интернета и загрузил на свой электронный ресурс. Рядом с ним стоит молодой человек и смотрит видеоролики на своём планшете Ipod. Другой пассажир метро слушает музыку в наушниках, подключённых через «синий зуб». Недалеко от них девушка «сидит» в Интернете через свой смартфон. Подобная высокая концентрация цифровых приборов на один вагон метро — это знак наступления новой эпохи, в которой кардинально меняется всё, включая и подходы в Public relations.
Телевидение больше не играет такую большую роль в жизни людей, как ещё 10 лет назад, а печатные СМИ не могут вступить в коммуникацию с определённой аудиторией без помощи всемирной паутины. Коммуникации дробятся, люди тратят всё больше времени на взаимодействие друг с другом посредством Всемирной паутины, а в Интернете самыми популярными становятся социальные сети, блоги, видеохостинги и т.п.
Несколько лет назад социальные сети были необычным инструментом продвижения в информационном пространстве, но в настоящее время когда число аккаунтов и профилей зарегистрированных на подобных ресурсах пользователей идёт наравне с числом мировых пользователей Интернета в целом, а ежедневная посещаемость социальных сетей превышает отметку в 7-8 млн пользователей. Подобный рост популярности таких ресурсов происходит одновременно с кризисом традиционных СМИ, востребованность которых снижается. Это не означает, что зрительская аудитория перестала читать и смотреть. У неё появился канал восприятия, который поглотил в себя все остальные. Новые медийные площадки дали человечеству больше возможностей — самостоятельное создание информационных продуктов, обучение, общение, быстрое решение бизнес-задач, развлечение и т.д.
Что это означает для специалистов по связям с общественностью? Необходимо забыть о традиционных способах продвижения и переключится на новые? Заниматься продвижением исключительно в сети Интернет? Какими методами при этом пользоваться, и насколько они эффективны? Что считать результатом работы? В этом и заключается актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Старой концепции продвижения в рамках маркетинга и рекламы нет, она видоизменилась, но сохранила привычные и устоявшиеся формы взаимодействия организаций с их аудиториями. Новые техники расширили возможности и границы — например, социальные сети увеличили потенциальную территорию PR-коммуникаций. Всемирная паутина демонстрирует масштабность и действенность любых своих коммуникаций. Интернет видоизменяет коммуникацию — в подобных случаях зачастую органам власти больше не нужны посредники в виде средств массовой информации. Теперь контакт возможен напрямую, а это определяет новые направления работы, новые технологии медиапродвижения деятельности субъектов PR.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении структуры и деятельности пресс-службы в органах государственной власти, новых способов медиа-продвижения при помощи Всемирной паутины и связанных с этим возможностей для формирования и реализации идей и предложений по внедрению современных технологий в деятельность отдела информационно-аналитической работы регионального управления молодёжной политики.
Объект исследования — деятельность пресс-службы в органах государственной власти на примере отдела информационно-аналитической работы управления молодёжной политики Белгородской области. Предмет исследования —новые и современные способы медиа-продвижения посредством сети Интернет.
Для достижения данной цели, нам необходимо выполнить ряд задач:
• Изучить понятие, сущность и функции PR
• Описать цели, функции, структуру отдела по связям с общественностью в государственной организации
• Изучить понятие, сущность и основные вехи развития сети Интернет
• Выявить новые способы медиа-продвижения, их основные черты
• Исследовать примеры подобного продвижения из деятельности зарубежных фирм и компаний
• Сформулировать, обосновать и запустить конкретные методы использования новых способов медиа-продвижения в сети Интернет в сфере регионального управления молодёжной политики
Методы исследования: общенаучные методы, а также метод теоретического обобщения, анализ, эксперимент как запуск новых каналов медиа-продвижения деятельности управления молодёжной политики Белгородской области, сбор вторичной информации и другие.
Теоретическую базу исследования составляют труды зарубежных и российских исследователей, изучавших основы связей с общественностью, принципы организации работы пресс-служб в государственных учреждениях и органах власти, концепции PR 2.0 и новых медиа, различные подходы к продвижению подобным образом, а также Интернет как наиболее эффективный 6
канал коммуникации в современном мире, в частности работы Д. Брекенридж, Г.Г. Почепцова, Б. Солиса, О’Рейли, А.Н. Чумикова, М.П. Бочарова, Филатовой О.Г., Н. Флина, М. Тишкова и других.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Таким образом, в XXI веке, во время существования информационного общества и стремительного развития информационных технологий, ни одна организация не может обойтись без специализированного подразделения по связям с общественностью — пресс-службы, PR-отдела и т.д. Именно сотрудники такого профиля помогают компаниям эффективно и качественно осуществлять свою деятельность, посредством информационного сопровождения всех действий организации.
В работе современных PR-специалистов всё более важное место отводится Всемирной паутине. Она обеспечивает деятельность по связям с общественностью новыми коммуникационными площадками, которые являются более оперативными и персонализированными по сравнению с традиционными каналами коммуникации. Подобные характеристики повышают эффективность совершаемой коммуникации.
Появление такого рода новых платформ способствует созданию новых методов и технологий в маркетинге и связях с общественностью. Значительный и постоянный рост числа пользователей Сети, требует от PR-специалистов перестройки своей работы в процессе проведения кампаний по продвижению брендов, товаров и услуг с учётом этих тенденций. Согласно проведённому нами исследованию, современные пресс-службы создают эффективные корпоративные сайты, ведут блоги, страницы в тематических сообществах социальных сетей, хостингов и т.д. Так как среднестатистический пользователь пресыщен разного рода информацией, то PR-специалистам приходится со временем искать новые творческие средства продвижения деятельности субъектов PR, чтобы привлечь внимание своей аудитории. Контент становится отчасти «вирусным», чтобы заразить пользователя и привить ему желание передавать и распространять информацию уже самому. Возможность распространения информации подобным образом без участия СМИ и PR-усилий — одно из важных достоинств Всемирной паутины.
Кроме этого Интернет располагает к эффективной работе и по ряду других причин. Аудитория сети молодая, активная и всегда открыта к приёму информации. Сама среда Интернета помогает сделать взаимодействие более неформальным. Сеть становится рекомендательным сервисом для пользователей, что даёт хороший эффект в сфере маркетинга. В таких условиях улучшается процесс осуществления обратной связи за счёт использования всего арсенала — контактный телефон, электронный адрес, чат, комментарии и т.п.
Интернет стал наиболее востребованным каналом, который уже в первые четыре года своего существования превысил охват в 50 миллионов человек (59, 23), в то время как, например, радио добивалось такого высокого показателя 38 лет с момента своего создания.
Популярность Всемирной паутины и большое количество людей, пользующихся информацией в режиме реального времени, способствует внедрению Интернет-коммуникаций и новых технологий во все сферы жизнедеятельности общества. Органы государственной власти всё чаще обращаются к Интернет-ресурсам и различным социальным сетям, чтобы быстро и точно получить необходимую информацию, а также обеспечить обратную связь.
В числе данных организаций и управление молодёжной политики Белгородской области при Правительстве и Губернаторе области. Главными задачами этого подразделения регионального органа исполнительной власти являются: реализация областных молодёжных программ, поддержка талантливой молодёжи, поддержка молодых семей и т.д.
Таким образом, основная аудитория, на которую ориентируется при построении PR-коммуникаций региональное управление молодёжной политики — жители Белгородской области, в возрасте от 14 до 35 лет. В первый год формирования отдела информационно-аналитической работы взаимодействие с аудиторией происходило, в основном, посредством традиционных средств массовой информации. В редакции заранее рассылался пресс-релиз или приглашение на пресс-конференцию, а массовая аудитория узнавала информацию уже из газеты, радио или нового выпуска телепередачи.
С развитием Интернета коммуникация приобрела формат Web 2.0, а новые медиа открыли неограниченные возможности для своих пользователей. Использование в профессиональной деятельности социальных сетей, RSS- каналов, подкастингов, блогов и иных типов новых медиа способствует улучшению имиджа организации и увеличению её целевой аудитории.
Молодёжь всегда будет восприимчива ко всему новому и технологическому, потому что в данном возрасте человек быстрее и проще всего перестраивается и приучается к новым методам и способам жизнедеятельности. Так как деятельность управления молодёжной политики Белгородской области направлена именно на данную аудиторию, то информационное сопровождение невозможно без использования новых медиа.
Подводя итоги проведённого исследования в выпускной квалификационной работе, следует отметить, что эксперимент с применением одного из методов продвижения посредством новых медиа — онлайн-трансляции, показал высокие достижения в виде 6 288 «лайков» за три месяца и, в среднем, просмотре 119-ю пользователями одного транслируемого блока. Запуск официального канала управления молодёжной политики «Молодчины» в «Periscope» — это продуманный и обоснованный шаг, укрепивший взаимодействие с существующей аудиторией и привлёкший к участию в проектах управления молодёжной политики новых белгородцев. Высокие показатели позволяют продолжить эксперимент, подключая к онлайн-трансляции новые мероприятия, а также мотивируют на использование в деятельности отдела информационно-аналитической работы иных видов новых медиа.
Интернет заключает в себе ряд положительных характеристик, выгодных для использования PR-специалистами. Появляются возможности привлечения к коммуникации неограниченного количества пользователей с любого расстояния, но подобные коммуникации нуждаются в повышенном контроле, что сложнее и более трудоёмко, чем контроль и регулирование традиционных PR- взаимодействий.
Интернет - новая реальность, которая не могла не затронуть многие сферы деятельности, в том числе и PR. При грамотном и профессиональном использовании новых методов и технологий, организации, как государственные, так и частные могут добиться высокого отклика и хороших результатов. На примере западных стран мы видим, что активно развивающаяся конвергенция различных Интернет-площадок ведёт к росту вовлечённых потенциальных потребителей, повышению продаж и улучшению имиджа бренда. Это проверено на российском опыте государственной организации регионального уровня, которая обеспечив конвергенцию различных ресурсов, способствовала улучшению имиджа управления молодёжной политики Белгородской области и расширению его влияния на белгородскую молодёжь
1. Абражевич С.Н., Герасименко А.С., Чумаченко П.В. Как создать собственный подкастинг и собственную радиостанцию в сети Интернет. —М.: Триумф, 2007. — 304 с.
2. Абрамов Р.Н., Кондратьев Э.В. Связи с общественностью. — М.: Кнорус, 2012. — 272 с.
3. Алашкин П. Всё о рекламе и продвижении в Интернете. — М.: Альбина Бизнес Бук, 2009. — 210 с.
4. Бердников И.П., Стрижова А.Ф. PR-коммуникации. — М.: Дашков и Ко, 2010. — 208 с.
5. Блог создателей мобильного приложения на официальном сайте «Periscope». — Электронный ресурс:https://www.periscope.tv/about
6. Официальный блог статистики мобильного приложения «Periscope».
— Электронный ресурс: https://medium.com/@periscope/year-one-
81c4c625f5bc#.aykryjlhf
7. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. — РнД.: Феникс, 1998 —318 с.
8. Брекенридж Д. PR 2.0: новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. — М.: Эксмо, 2010 — 272 с.
9. Брум Г.М., Катлип С.М., Сентер А.Х. Паблик рилейшнз. Теория и практика. — М.: Вильямс, 2005. — 624 с.
10. Быков И.А., Филатова О.Г. Интернет-технологии в связях с
общественностью. — Спб.: Роза мира, 2010 — 275 с.
11. Василенко И. Связь с общественностью в государственных и местных органах власти: учебное пособие. — М.: Международные отношения, 2006. — 445 с.
12. Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. — М.: Кнорус, 2009. — 220 с.
13. Герасевич В. Блог и RSS: Интернет технологии нового поколения. — Спб.: БХВ-Петербург, 2008. — 247 с.
14. Герасименко А.С. Радио в сети Internet и подкастинг. Создание собственного подкастинга и радиостанции в сети Интернет. — М.: Триумф, 2007 — 176 с.
15. Гнетнёв А.И. Современная пресс-служба: учебник для вузов. — РнД.: Феникс, 2010. — 416 с.
16. Голдсмит Р. Вирусный маркетинг. — М.: Баланс-Клуб, 2003. — 128 с.
17. Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью. Основы медиа-рилейшнз. — М.: Инфра-М, 2009. — 336 с.
18. Гуров Ф. Продвижение бизнеса в сети Интернет. Все о PR и рекламе в сети. — М.: Вершина, 2008 — 78 с.
19. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. — М.: Альпина Паблишер, 2013 — 357 с.
20. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. — Спб.:
Петербургское востоковедение, 2002. — 96 с.
21. Ильченко С.Н., Кривоносов А.Д. Современная пресс-служба. Учебное пособие. — СПб.: СПБГУ, 2005. — 105 с.
22. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — М.: У-Фактория, 2004. — 328 с.
23. Кочеткова А. PR-планирование в государственной сфере. — Омск: ОмГТУ, 2007. — 79 с.
24. Кочеткова А.В., Тарасов А.С. Современная пресс-служба. — М.: Эксмо, 2009. — 272 с.
25. Кошелев А.Н. PR-проектирование. От идеи до воплощения в
реальность. — М.: Дашков и Ко, 2013. — 304 с.
26. Кошелюк М. Эффективное PR-мышление. Мастер-класс для
начинающих и профессионалов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 216 с.
27. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. — СПб.: Питер, 2010. — 384 с.
28. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия развития Интернета. — М.: Олма Медиа Групп, 2012. — 960 с.
29. Майкл А., Солтер Б. Мобильный маркетинг. Создание конкурентного преимущества с помощью беспроводных технологий. — М.: Группа ИДТ, 2007.
— 400 с.
30. МакКоннел Б., Хуба Д. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере. — М.: Вершина, 2008. — 192 с.
31. Манерова О.Е. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Реклама и связи с общественностью». — М.: 2014. — 30 с.
32. Маслова В.М., Синяев В.В., Синяева И.М. Сфера PR в маркетинге: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Юнити-Дана, 2007 — 383 с.
33. Невоструева А.Ф. Современная пресс-служба. — Пермь: ПГТУ, 2011.
— 69 с.
34. О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 — «Компьютерра», 2005.
35. Петрик Е.А. Интернет-маркетинг. — М.: МФПА, 2004. — 299 с.
36. Положение управления молодёжной политики Белгородской области.
— Белгород: 2012. — 6 с.
37. Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. — М.: Манн, Иваноф и Фербер, 2008. — 135 с.
38. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. — М.:Рефл- бук, 2005. —640 с.
39. Пухальская В. Подкастинг — новый образовательный ресурс — Высшее образование в России, выпуск №12: 2008. — 133 с.
40. Райт Д. Блог-маркетинг. Новый революционный путь увеличения продаж, усиления потенциала бренда и достижения выдающихся результатов в бизнесе. — СПб.: Питер, 2007. — 272 с.
41. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2006. — 224 с.
42. Савинова О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских управлениях. Диссертация. — М.: РАГС, 1998. — 72 с.
43. Скотт Д. Новые правила маркетинга и PR. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 352 с.
44. Статистика We are social. — Электронный ресурс: http://wearesocial.com/uk/special-reports/global-statshot-august-2015
45. Татаринова Г.Н. Современная пресс-служба: учебное пособие. — Омск: ОмГТУ, 2007. — 79 с.
46. Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник. — СПб.: СПГУЭиФ, 2003. — 197 с.
47. Филатова О.Г. Блогософера: PR-среда XXI века. — Mass-media XXI век, 2006. — №1-2, 66-70 с.
48. Филатова О.Г. Технология и методы PR-продвижения
информационных ресурсов. Вводный курс: Учебное пособие — Спб: НИУ ИТМО, 2012 — 73 с.
49. Филлипс Д. PR в Интернете. — М.: Гранд-Фаир, 2004. — 320 с.
50. Флин Н. Корпоративные блоги. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. — 320 с.
51. Хейг М. Электронный Public Relatons. — М.: Фаир-Пресс, 2004. — 192 с.
52. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. Учебное пособие. — М.: Дело, 2006 — 552 с.
53. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью. Сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. — М.: Высшее образование, 2009. — 721 с.
54. Чумиков А., Бочаров М., Тишкова М. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 134 с.
55. Ющук Е. Блог: создать и раскрутить. — М.: Вершина, 2008. — 208 с.
56. Boyd D., Ellison N. Social Network sites definition, history and scholarship. — Journal of computer — Mediated commenications, 2007 — vol. 13, no.1
57. Breakenridge D., Solis B. Putting the Public back in Public Relations How Social Media is reinventing the aging business of PR — Pearson Education Inc. — 26 p.
58. Internet World Stats. — Электронный ресурс:
http: //www.internetworldstats .com/
59. Newsweek. Special Edition, December 1999 — February 2000. —
Электронная версия: http://europe.newsweek.com/issue.html