Развитие умений диалогической речи учащихся средней школы посредством драматизации (Алтайский Государственный Государственный Университет)
|
Введение 3
Глава1. Теоретические основы обучения диалогической речи на уроках иностранного языка 6
1.1. Основные характеристики иноязычной диалогической речи 6
1.2. Умения диалогической речи как объект обучения и овладения в основной школе 12
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Методика развития умений диалогической речи посредством драматизации 23
2.1 Драматизация как средство обучения говорению на иностранном языке учащихся основной школы 23
2.2 Приемы использования драматизации для развития умений диалогической речи учащихся 29
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованных источников 37
Глава1. Теоретические основы обучения диалогической речи на уроках иностранного языка 6
1.1. Основные характеристики иноязычной диалогической речи 6
1.2. Умения диалогической речи как объект обучения и овладения в основной школе 12
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Методика развития умений диалогической речи посредством драматизации 23
2.1 Драматизация как средство обучения говорению на иностранном языке учащихся основной школы 23
2.2 Приемы использования драматизации для развития умений диалогической речи учащихся 29
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованных источников 37
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) установлены требования к предметным результатам освоения программы по иностранному языку. Так, выпускник основной школы должен «уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения».
В то же время опыт многих педагогов-практиков показывает, что именно необходимость ведения диалога на иностранном языке вызывает значительные трудности у школьников. Подтверждением сказанному служит целый ряд исследований, статей, пособий, появившихся за последнее время. Очевидно, что указанная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи – научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке – не всегда и в полной мере выполняются.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС ООО к результатам освоения программы по иностранному языку и затруднением учащихся средних классов при иноязычном диалогическом общении.
Разрешить указанное противоречие возможно при нахождении методов и приемов обучения английскому языку в основной школе, которые бы с одной стороны облегчали выработку диалогических умений обучающихся, а с другой – были бы для них интересны и повышали мотивацию к изучению иностранного языка.
Тема формирования диалогических умений в репродуцировании иноязычной речи не теряет свою актуальность, благодаря педагогам, психологам, методистам и учителям-практикам. Н.Р. Аниськович,
М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат и другие методисты предлагают новые способы, методы и пути развития учебно-познавательной деятельности учеников средней школы, исследуют различные стороны и проблемы межличностной коммуникации. Работы указанных исследователей составили методологическую основу исследования.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития умений иноязычной диалогической речи учащихся средней школы посредством драматизации.
Объект исследования – умения иноязычной диалогической речи.
Предмет исследования – методика развития умений диалогической речи учащихся средней школы посредством драматизации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) определить основные характеристики иноязычной диалогической речи;
2) описать умения диалогической речи как объект обучения и овлаения в основной школе;
3) рассмотреть драматизацию как средство обучения говорению на иностранном языке;
4) описать приемы использования драматизации для развития умений диалогической речи учащихся.
В процессе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и результатов в процессе подготовки к урокам английского языка в средней общеобразовательной школе, а также при подготовке лекционных и практических занятий по курсу методики преподавания иностранного языка.
Структура выпускной квалификационной работы носит традиционный характер и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определена актуальность выбранной темы исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе определены теоретические основы обучения диалогической речи на уроках иностранного языка, во второй главе описана методика развития умений диалогической речи посредством драматизации.
В заключении подведены итоги исследования, описываются основные выводы, сделанные в результате работы.
Список использованной литературы содержит 38 наименований.
В то же время опыт многих педагогов-практиков показывает, что именно необходимость ведения диалога на иностранном языке вызывает значительные трудности у школьников. Подтверждением сказанному служит целый ряд исследований, статей, пособий, появившихся за последнее время. Очевидно, что указанная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи – научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке – не всегда и в полной мере выполняются.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС ООО к результатам освоения программы по иностранному языку и затруднением учащихся средних классов при иноязычном диалогическом общении.
Разрешить указанное противоречие возможно при нахождении методов и приемов обучения английскому языку в основной школе, которые бы с одной стороны облегчали выработку диалогических умений обучающихся, а с другой – были бы для них интересны и повышали мотивацию к изучению иностранного языка.
Тема формирования диалогических умений в репродуцировании иноязычной речи не теряет свою актуальность, благодаря педагогам, психологам, методистам и учителям-практикам. Н.Р. Аниськович,
М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат и другие методисты предлагают новые способы, методы и пути развития учебно-познавательной деятельности учеников средней школы, исследуют различные стороны и проблемы межличностной коммуникации. Работы указанных исследователей составили методологическую основу исследования.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития умений иноязычной диалогической речи учащихся средней школы посредством драматизации.
Объект исследования – умения иноязычной диалогической речи.
Предмет исследования – методика развития умений диалогической речи учащихся средней школы посредством драматизации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) определить основные характеристики иноязычной диалогической речи;
2) описать умения диалогической речи как объект обучения и овлаения в основной школе;
3) рассмотреть драматизацию как средство обучения говорению на иностранном языке;
4) описать приемы использования драматизации для развития умений диалогической речи учащихся.
В процессе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и результатов в процессе подготовки к урокам английского языка в средней общеобразовательной школе, а также при подготовке лекционных и практических занятий по курсу методики преподавания иностранного языка.
Структура выпускной квалификационной работы носит традиционный характер и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определена актуальность выбранной темы исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе определены теоретические основы обучения диалогической речи на уроках иностранного языка, во второй главе описана методика развития умений диалогической речи посредством драматизации.
В заключении подведены итоги исследования, описываются основные выводы, сделанные в результате работы.
Список использованной литературы содержит 38 наименований.
При обучении иностранному языку развитие диалогических умений является более сложной задачей, чем освоение учащимися монологической речи. Это связано с тем, что диалог состоит из речевых актов или диалогических единств, которые в значительной степени зависят от ряда экстралингвистических факторов, поскольку диалогическое речевое действие осуществляется в условиях общей для обоих участников, речевой ситуации. Особую сложность диалогического общения составляет его спонтанность, которая подразумевает способность говорящего быстро выбирать необходимые лексические и грамматические средства для выражения своей мысли. Однако у многих учащихся в средних классах школы диалогические и лингвистические умения не развиты на достаточном для спонтанного общения уровне.
В современной науке уже есть разработанная методика развития диалогических умений в средней школе. В основном она строится на применении вопросно-ответных, репликовых упражнений и моделировании учебных речевых ситуаций. Тем не менее педагогу необходимо учитывать, что применение из урока в урок однотипных заданий, таких как вопросно-ответные упражнения и моделирование речевых ситуаций, которое на практике часто сводится к составлению диалога и заучиванию его наизусть, не способствует повышению у учащихся мотивации к изучению английского языка. Необходимо внедрение в практику работы учителя более оригинальных приемов развития диалогических умений учащихся, которые были бы интересны самим ученикам.
Повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка, сделать более эффективным процесс развития диалогических навыков, реализовать творческие способности учащихся может использование в процессе обучения приема драматизации. В данном исследовании под драматизацией, вслед за
О.А. Колесниковой и Н.Н. Ачкасовой, мы понимаем педагогический прием, в основе которого лежит творческая деятельность обучающихся по инсценированию текстов, характеризующаяся тем, что в процессе нее увиденное, услышанное и прочитанное вновь осмысливается, переживается и воспроизводится, при помощи определенных выразительных средств.
Для того, чтобы использование драматизации на уроках английского языка было результативным, необходимо соблюдение нескольких условий:
1. Постепенное введение новых форм драматизации в соответствии с их уровнем сложности, 2. Учет специфических особенностей каждой формы драматизации, 3. Направленность работы на эмоциональное и логическое осмысление обучающимися текстов для драматизации.
Драматизация как вид деятельности на уроке английского языка органично входит в учебно-воспитательный процесс. Драматизация относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения. Драматизация создает необходимые условия для развития диалогических умений учащихся через творческую интерпретацию содержания текста, а также через тренировку речевого взаимодействия.
Драматизация может быть использована при работе практически с любым текстом, в котором есть персонажи. Для развития диалогтческих умений учащихся полезным будет предварительный тщательный анализ образов персонажей, особенностей их вербальной и невербальной реакции, особенности речи. Если в самом тексте информации о персонажах недостаточно, то учащиеся самостоятельно могут дополнить образы или даже сюжеты из текста. Проживание своей роли в процессе драматизации снижает у учащихся страх говорения на иностранном языке, повышает уверенность в собственных силах, способствует усвоению речевых оборотов и т.д.
В современной науке уже есть разработанная методика развития диалогических умений в средней школе. В основном она строится на применении вопросно-ответных, репликовых упражнений и моделировании учебных речевых ситуаций. Тем не менее педагогу необходимо учитывать, что применение из урока в урок однотипных заданий, таких как вопросно-ответные упражнения и моделирование речевых ситуаций, которое на практике часто сводится к составлению диалога и заучиванию его наизусть, не способствует повышению у учащихся мотивации к изучению английского языка. Необходимо внедрение в практику работы учителя более оригинальных приемов развития диалогических умений учащихся, которые были бы интересны самим ученикам.
Повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка, сделать более эффективным процесс развития диалогических навыков, реализовать творческие способности учащихся может использование в процессе обучения приема драматизации. В данном исследовании под драматизацией, вслед за
О.А. Колесниковой и Н.Н. Ачкасовой, мы понимаем педагогический прием, в основе которого лежит творческая деятельность обучающихся по инсценированию текстов, характеризующаяся тем, что в процессе нее увиденное, услышанное и прочитанное вновь осмысливается, переживается и воспроизводится, при помощи определенных выразительных средств.
Для того, чтобы использование драматизации на уроках английского языка было результативным, необходимо соблюдение нескольких условий:
1. Постепенное введение новых форм драматизации в соответствии с их уровнем сложности, 2. Учет специфических особенностей каждой формы драматизации, 3. Направленность работы на эмоциональное и логическое осмысление обучающимися текстов для драматизации.
Драматизация как вид деятельности на уроке английского языка органично входит в учебно-воспитательный процесс. Драматизация относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения. Драматизация создает необходимые условия для развития диалогических умений учащихся через творческую интерпретацию содержания текста, а также через тренировку речевого взаимодействия.
Драматизация может быть использована при работе практически с любым текстом, в котором есть персонажи. Для развития диалогтческих умений учащихся полезным будет предварительный тщательный анализ образов персонажей, особенностей их вербальной и невербальной реакции, особенности речи. Если в самом тексте информации о персонажах недостаточно, то учащиеся самостоятельно могут дополнить образы или даже сюжеты из текста. Проживание своей роли в процессе драматизации снижает у учащихся страх говорения на иностранном языке, повышает уверенность в собственных силах, способствует усвоению речевых оборотов и т.д.
Подобные работы
- Театрализованная деятельность как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



