Проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования: 10 младших школьников с ОНР III уровня – учащихся 1-го класса.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 11
1.1. ЗНАЧЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 11
1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17
1.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 37
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
2.3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 45
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 51
3.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 51
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 55
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 63
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Проблема исследования заключается в поиске эффективным методов и приемов в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР в формировании описательного рассказа.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Объект исследования – процесс формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Предмет исследования – педагогические условия формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в коррекционно-развивающей работе.
Гипотеза исследования: процесс формирования описательного рассказа в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с ОНР будет эффективнее, если:
- предлагать детям интересные для них объекты описания;
- совершенствовать умения детей составлять рассказы-описания;
- формировать умения составлять рассказ-описание.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в научной литературе.
2. Разработать систему коррекционно-развивающей работы и апробировать в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию описательного рассказа.
3. Проверить эффективность коррекционно-развивающей работы в формировании описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в опытно-экспериментальном исследовании.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к определению понятия «монолог», «монологическая форма речи» – Л.А. Введенская, И.А. Зимняя и др.;
- лингвистический и психологический подходы к формированию связной описательной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР – Т.В. Туманова, Е.В. Яковлева и др.;
- подходы к формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР – К.Д. Зайдес, С.А. Игнатьева и др.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников по теме исследования, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2020 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по формированию рассказа-описания у детей младшего школьного возраста с ОНР (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – апрель 2021 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР т, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость состояла в том, что результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Экспериментальная база исследования:
Выборка.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены на…
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Одним из видов связной монологической речи является описание. Под описанием понимается изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, связанных между собой. В содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому, основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные.
Изучение научно-методической литературы показало, что навыки составления описательных рассказов являются более несформированными у младших школьников с ОНР. В первой главе проведен анализ различных источников и сделаны выводы о речевом развитии детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня и его влиянии на развитие обучающегося в целом. На теоретическом уровне показана актуальность изучения вопроса обучения составлению описательных рассказов, необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции и приёмов и методов коррекционно-логопедической работы.
Обучение описательному рассказу детей с нарушениями речи проводится поэтапно. Младшие школьники с ОНР должны научиться описывать характерные признаки предмета, не называя его, узнавать предмет по описанию. Кроме того, в процессе описания надо учить детей сравнивать предметы между собой, выделяя не только различия между ними, а также общие признаки. Описанию предметов или картин должно предшествовать их рассмотрение, во время которого дети учатся выделять детали и качества, овладевают соответствующим атрибутивным словарем. Логопед задает вопросы относительно внешнего вида, качеств описываемого предмета или содержания картины, действий с ними. Младшие школьники с ОНР подбирают сравнения. Используют разнообразную лексику.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у младших школьников с ОНР описательный рассказ сформирован на среднем (50%) и низком (50) уровнях.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки основных направлений коррекционно-логопедической работы. Цель – формирование описательного рассказа. Обучение на формирующем этапе осуществлялось поэтапно. На подготовительном этапе использовались подготовительные упражнения к описанию предметов. На основном этапе младшим школьникам с ОНР III уровня предлагались упражнения по составления описательных рассказов на основе сюжетных картин, описание предметов по основным признакам, составления простых и сложных описаний на основе вопросов, параллельное описание (логопед – ребенок) и т.д. На заключительном этапе использовали упражнения по закреплению навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий. Всего за период формирующего этапа было проведено 12 коррекционно-логопедических занятий по формированию описательного рассказа у младших школьников с ОНР.
Результаты контрольного этапа позволили заключить, что после проведения коррекционно-логопедических занятий у младших школьников с ОНР значительно повысился уровень сформированности навыка составления описательного рассказа: у 20% младших школьников с ОНР выявлен высокий уровень, у 80% младших школьников с ОНР выявлен средний уровень.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подвержена.
1. Анисимов Г.А. Развитие монологической речи обучающихся в процессе овладения лексикой и грамматикой русского языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. Т. 2. – № 3 (95). С. 157-164.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 544 с.
3. Володина В.С. Альбом по развитию речи. Москва: Айрис-пресс, 2015. 125 с.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие. Москва: Астрель, 2015. 158 с.
5. Воронько Н.А. Особенности обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи построению рассказов-описаний // В сборнике: Детство, открытое миру. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 125-129.
6. Выготский Л.С. Речь и мышление. Москва: Академия, 2001. 874 с.
7. Гарифулина Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Москва: Учитель, 2016. 547 c.
8. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2015. С. 89-97.
9. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. 2015. № 6. С. 12-19.
10. Детская логопсихология: учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова и др.; ред. О.А. Денисова. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. 160 с.
11. Зайдес К.Д. Метакоммуникативные вставки в русской устной речи // Коммуникативные исследования. 2016. № 3 (9). С. 19-35.
12. Зимняя И.А. Психолингвистика. Москва: Инфра-М, 2015. 487 с.
13. Зотова И.В., Сергиенкова А.О. Использование графического моделирования как средства развития описательной речи детей с ОНР // Наука, техника и образование. 2017. № 9 (39). С. 69-72.
14. Жинкин Д.И. Детская речь. Москва: НОРМА-ИНФРА, 2012. 402 с.
15. Иванова Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2012. № 1. С. 260-270.
16. Иванова С.А. Методика развития речи. Москва: Т,Ц Сфера, 2016. 299 с.
17. Игнатьева С.А. Функции основных типов речевой деятельности // Коммуникативные исследования. 2016. № 1. С. 87-93
18. Игошина Л.И. Особенности развития описательной речи у детей с ОНР // Коррекционная педагогика. 2015. №3. С. 17-24.
19. Каргапольцева С.И. Текст-описание как тип монологической речи // Образование и воспитание. 2016. №1. С. 99-105.
20. Карнаухова Я.Б., Пилипчук Л.С. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР с использованием метода изографического моделирования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-5. С. 94-104.
21. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. 3-е изд.. Москва: Астрель, 2017. 320 с.
22. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Пособие для логопеда. Москва: Владос, 2016. 120 c.
23. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. Санкт-Петербург: Речь, 2016. 380 с.
24. Кривощапова Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 2. № 10. С. 124-131.
25. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Москва: Академия развития, 2017. 192 с.
26. Кузьмина О.С., Скуратова И.М. Наглядное моделирование как средство обучения детей с ОНР составлению рассказа-описания // Aktuální Pedagogika. 2016. № 2. С. 41-46.
27. Лаврентьева А.И. Особенности лексики дошкольников с ОНР / // Дефектолог. 2016. №4. С. 52-56.
28. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2016. № 4. С. 138-166.
29. Левина Р.Е. Преодоление системных нарушений речевого развития. Москва: Академия, 2017. 320 с.
30. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. Москва: Гном – Пресс, 2011. 478 с.
31. Лиман Н.А. Связная речь в онтогенезе / Мир психологии. 2017. №4. С. 54-58.
32. Лущихина И.М. Речь, язык, языковое сознание // Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. Москва: Владос, 2016. 584 с.
33. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Коррекционная педагогика. 2016. № 3. С. 105-112.
34. Мелкозерова И.В. Особенности составления самостоятельного рассказа-описания у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня // В сборнике: Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. материалы всероссийской заочной конференции. Екатеринбург, 2020. С. 303-307.
35. Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. №1. (29). С. 85-92.
36. Назарова А.В. Формирование умений монологической речи в условиях общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 56-63.
37. Найдёнов Б.С. Выразительность речи и чтения. Москва: АСТ, 2014. 341 с.
38. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Коррекционная педагогика. 2016. №4. С. 102-115.
39. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 79 с.
40. Рау Е.Ф. Логопедия. Санкт-Петербург: Речь, 2019. 598 с.
41. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. Изд. 10- е Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 287 с.
42. Сергеева О.А. Формирование связной речи у детей с ОНР // Вопросы дошкольной педагогики. 2015.№ 3. С. 86-88.
43. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. Москва: ТЦ Сфера, 2016. 64 с.
44. Симакова Т.А. Учимся, играя: логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками // Логопедия сегодня. 2016. № 4 (окт.-дек.). С. 19-23.
45. Синицын В. А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Методическое пособие. Москва: Рост. 2012 96 с.
46. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. 3-е изд. Москва: Директ-медиа, 2015. 289 с.
47. Терентьева Ю.В. Связная монологическая речь как предмет научного исследования // Вопросы языкознания. 2017. №2. С. 74-77.
48. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Коррекционная педагогика. 2018. №10. С. 16-21.
49. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – Москва: Гном-Пресс, 2016. 460 с.
50. Шишкова И.Т. Методы и приемы развития связной монологической речи // Педагогика. 2016. №2. С. 72-76.
51. Халилова Л Б. Детская речь: особенности речевых расстройств. Ростов на Дону: Феникс, 2016. 410 с.
52. Ходякова А.С., Шилова Е.А. Развитие навыков составления рассказов-описаний у детей с тяжелыми нарушениями речи // В сборнике: Актуальные вопросы проектирования психолого-педагогических технологий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. Сборник статей по итогам научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 205-210.
53. Цейтлин С.Н. Усвоение языка. Москва: АСТ, 2016. 526 с.
54. Филина О.А., Майорова Н.В. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Электронный научный журнал. 2019. № 3 (25). С. 85-96.
55. Яковлева Е.В. Формирование связной описательной речи детей с ОНР // В сборнике: Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала. Материалы международной научно-практической конференции. под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-т. 2012. С. 368-374.
56. Яцекова Г.Л. Дети с нарушениями речи. Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. 423 с.
57. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Москва: Академия, 2014. 369 с.