Формирование описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи (Тюменский Государственный Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования: 10 младших школьников с ОНР III уровня – учащихся 1-го класса.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 11
1.1. ЗНАЧЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 11
1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17
1.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 37
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
2.3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 45
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 51
3.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 51
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 55
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 63
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Выборка исследования: 10 младших школьников с ОНР III уровня – учащихся 1-го класса.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 11
1.1. ЗНАЧЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 11
1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17
1.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 37
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
2.3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 45
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 51
3.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 51
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 55
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 63
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Проблема исследования заключается в поиске эффективным методов и приемов в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР в формировании описательного рассказа.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Объект исследования – процесс формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Предмет исследования – педагогические условия формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в коррекционно-развивающей работе.
Гипотеза исследования: процесс формирования описательного рассказа в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с ОНР будет эффективнее, если:
- предлагать детям интересные для них объекты описания;
- совершенствовать умения детей составлять рассказы-описания;
- формировать умения составлять рассказ-описание.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в научной литературе.
2. Разработать систему коррекционно-развивающей работы и апробировать в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию описательного рассказа.
3. Проверить эффективность коррекционно-развивающей работы в формировании описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в опытно-экспериментальном исследовании.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к определению понятия «монолог», «монологическая форма речи» – Л.А. Введенская, И.А. Зимняя и др.;
- лингвистический и психологический подходы к формированию связной описательной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР – Т.В. Туманова, Е.В. Яковлева и др.;
- подходы к формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР – К.Д. Зайдес, С.А. Игнатьева и др.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников по теме исследования, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2020 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по формированию рассказа-описания у детей младшего школьного возраста с ОНР (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – апрель 2021 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР т, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость состояла в том, что результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Экспериментальная база исследования:
Выборка.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены на…
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Объект исследования – процесс формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Предмет исследования – педагогические условия формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в коррекционно-развивающей работе.
Гипотеза исследования: процесс формирования описательного рассказа в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с ОНР будет эффективнее, если:
- предлагать детям интересные для них объекты описания;
- совершенствовать умения детей составлять рассказы-описания;
- формировать умения составлять рассказ-описание.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в научной литературе.
2. Разработать систему коррекционно-развивающей работы и апробировать в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию описательного рассказа.
3. Проверить эффективность коррекционно-развивающей работы в формировании описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР в опытно-экспериментальном исследовании.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к определению понятия «монолог», «монологическая форма речи» – Л.А. Введенская, И.А. Зимняя и др.;
- лингвистический и психологический подходы к формированию связной описательной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР – Т.В. Туманова, Е.В. Яковлева и др.;
- подходы к формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР – К.Д. Зайдес, С.А. Игнатьева и др.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников по теме исследования, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2020 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по формированию рассказа-описания у детей младшего школьного возраста с ОНР (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – апрель 2021 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР т, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость состояла в том, что результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Экспериментальная база исследования:
Выборка.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены на…
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Одним из видов связной монологической речи является описание. Под описанием понимается изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, связанных между собой. В содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому, основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные.
Изучение научно-методической литературы показало, что навыки составления описательных рассказов являются более несформированными у младших школьников с ОНР. В первой главе проведен анализ различных источников и сделаны выводы о речевом развитии детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня и его влиянии на развитие обучающегося в целом. На теоретическом уровне показана актуальность изучения вопроса обучения составлению описательных рассказов, необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции и приёмов и методов коррекционно-логопедической работы.
Обучение описательному рассказу детей с нарушениями речи проводится поэтапно. Младшие школьники с ОНР должны научиться описывать характерные признаки предмета, не называя его, узнавать предмет по описанию. Кроме того, в процессе описания надо учить детей сравнивать предметы между собой, выделяя не только различия между ними, а также общие признаки. Описанию предметов или картин должно предшествовать их рассмотрение, во время которого дети учатся выделять детали и качества, овладевают соответствующим атрибутивным словарем. Логопед задает вопросы относительно внешнего вида, качеств описываемого предмета или содержания картины, действий с ними. Младшие школьники с ОНР подбирают сравнения. Используют разнообразную лексику.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у младших школьников с ОНР описательный рассказ сформирован на среднем (50%) и низком (50) уровнях.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки основных направлений коррекционно-логопедической работы. Цель – формирование описательного рассказа. Обучение на формирующем этапе осуществлялось поэтапно. На подготовительном этапе использовались подготовительные упражнения к описанию предметов. На основном этапе младшим школьникам с ОНР III уровня предлагались упражнения по составления описательных рассказов на основе сюжетных картин, описание предметов по основным признакам, составления простых и сложных описаний на основе вопросов, параллельное описание (логопед – ребенок) и т.д. На заключительном этапе использовали упражнения по закреплению навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий. Всего за период формирующего этапа было проведено 12 коррекционно-логопедических занятий по формированию описательного рассказа у младших школьников с ОНР.
Результаты контрольного этапа позволили заключить, что после проведения коррекционно-логопедических занятий у младших школьников с ОНР значительно повысился уровень сформированности навыка составления описательного рассказа: у 20% младших школьников с ОНР выявлен высокий уровень, у 80% младших школьников с ОНР выявлен средний уровень.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подвержена.
Изучение научно-методической литературы показало, что навыки составления описательных рассказов являются более несформированными у младших школьников с ОНР. В первой главе проведен анализ различных источников и сделаны выводы о речевом развитии детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня и его влиянии на развитие обучающегося в целом. На теоретическом уровне показана актуальность изучения вопроса обучения составлению описательных рассказов, необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции и приёмов и методов коррекционно-логопедической работы.
Обучение описательному рассказу детей с нарушениями речи проводится поэтапно. Младшие школьники с ОНР должны научиться описывать характерные признаки предмета, не называя его, узнавать предмет по описанию. Кроме того, в процессе описания надо учить детей сравнивать предметы между собой, выделяя не только различия между ними, а также общие признаки. Описанию предметов или картин должно предшествовать их рассмотрение, во время которого дети учатся выделять детали и качества, овладевают соответствующим атрибутивным словарем. Логопед задает вопросы относительно внешнего вида, качеств описываемого предмета или содержания картины, действий с ними. Младшие школьники с ОНР подбирают сравнения. Используют разнообразную лексику.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у младших школьников с ОНР описательный рассказ сформирован на среднем (50%) и низком (50) уровнях.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки основных направлений коррекционно-логопедической работы. Цель – формирование описательного рассказа. Обучение на формирующем этапе осуществлялось поэтапно. На подготовительном этапе использовались подготовительные упражнения к описанию предметов. На основном этапе младшим школьникам с ОНР III уровня предлагались упражнения по составления описательных рассказов на основе сюжетных картин, описание предметов по основным признакам, составления простых и сложных описаний на основе вопросов, параллельное описание (логопед – ребенок) и т.д. На заключительном этапе использовали упражнения по закреплению навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий. Всего за период формирующего этапа было проведено 12 коррекционно-логопедических занятий по формированию описательного рассказа у младших школьников с ОНР.
Результаты контрольного этапа позволили заключить, что после проведения коррекционно-логопедических занятий у младших школьников с ОНР значительно повысился уровень сформированности навыка составления описательного рассказа: у 20% младших школьников с ОНР выявлен высокий уровень, у 80% младших школьников с ОНР выявлен средний уровень.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подвержена.



