РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков самостоятельной
деятельности младших школьников на уроках технологии 8
1.1. Сущность навыков самостоятельной деятельности личности... 8
1.2. Особенности развития навыков самостоятельной деятельности
младших школьников………...…………………………………... 18
1.3. Возможности развития навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии… 27
Глава 2. Методические основы развития навыков самостоятельной
деятельности младших школьников на уроках технологии 35
2.1. Аспектный анализ учебных программ и учебников по технологии………………………………………………….…… 35
2.2. Диагностика уровня развития навыков самостоятельной деятельности младших школьников………..……………….. 45
2.3. Проектирование экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельной деятельности младших школьников на
уроках технологии……………………………………………... 51
Заключение……………………………….……………………………...… … 63
Библиографический список……………..…………………………..…….. 65
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития навыков самостоятельной
деятельности младших школьников на уроках технологии 8
1.1. Сущность навыков самостоятельной деятельности личности... 8
1.2. Особенности развития навыков самостоятельной деятельности
младших школьников………...…………………………………... 18
1.3. Возможности развития навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии… 27
Глава 2. Методические основы развития навыков самостоятельной
деятельности младших школьников на уроках технологии 35
2.1. Аспектный анализ учебных программ и учебников по технологии………………………………………………….…… 35
2.2. Диагностика уровня развития навыков самостоятельной деятельности младших школьников………..……………….. 45
2.3. Проектирование экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельной деятельности младших школьников на
уроках технологии……………………………………………... 51
Заключение……………………………….……………………………...… … 63
Библиографический список……………..…………………………..…….. 65
Приложение
В настоящее время одной из задач современного реформирования системы образования является создание необходимых условий для развития
у учащихся навыков самообслуживания, стимулирования их самореализации,
творческого самосовершенствования, профессионального самоопределения,
то есть развития самостоятельности как интегрального свойства личности.
Самостоятельность школьника – условие успешного развития его личности,
основа активности в познавательной деятельности и других сферах жизни.
Развитие самостоятельности учеников в процессе обучения и воспитания является одной из главных проблем психолого-педагогической науки, педагогической практики и первоочередная задача современного учителя.
Проблема развития у младших школьников навыков самостоятельной
деятельности в наше время приобретает особое внимание и значение. Ведь
именно самостоятельность становится необходимой не только в образовательных целях, но и для формирования у подрастающего поколения потребностей для непрерывного образования и самообразования. Учебная самостоятельность должна предполагать не только развитие способности учащихся совершенствовать, углублять и расширять уже имеющиеся у них знания,
умения и навыки, но и самостоятельно, без прямого руководства учителя, овладевать новыми областями знаний: быть способным не только решать предложенные задачи, но и ставить их, находить средства их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты решения, углублять знания в процессе самообразования, что будет способствовать, в конечном итоге, самореализации личности учащихся.
Самостоятельность можно рассматривать как качественную сторону
мыслительной и практической деятельности, которая не рождается сама по
себе, а воспитывается и развивается. Важная роль в этом процессе отводится
начальной школе. Ведь именно младший школьный возраст – это особый период, в котором развиваются главные качества личности.4
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится о том, что основная образовательная программа направлена на формирование навыков самообслуживания, а также на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование обучающихся (Федеральный государственный…, 2018).
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский: «должно постоянно помнить, что
следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать
в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только
из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, человек будет
учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач
школьного обучения» (Ушинский, 1948, 500).
В психолого-педагогической литературе проблема развития самостоятельной деятельности рассматривается в работах исследователей: В.К. Буряк,
М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Л.В. Жаровой, В.Д. Иванова, О.А. Нильсона,
в которых раскрываются характеристики, основные составляющие, уровни
самостоятельности обучения школьников; самостоятельность как качество,
формирующееся в процессе использования самостоятельной работы.
Изучением проблемы развития самостоятельности младших школьников в процессе учебной деятельности занимались педагоги: М.М. Исаева,
Т.В. Лефтеров, А.В. Невзорова, О.А. Рыдзе, Е.Р. Стаценко, Н.Я. Тайчикова,
Р.Ф. Швецова и др.
у учащихся навыков самообслуживания, стимулирования их самореализации,
творческого самосовершенствования, профессионального самоопределения,
то есть развития самостоятельности как интегрального свойства личности.
Самостоятельность школьника – условие успешного развития его личности,
основа активности в познавательной деятельности и других сферах жизни.
Развитие самостоятельности учеников в процессе обучения и воспитания является одной из главных проблем психолого-педагогической науки, педагогической практики и первоочередная задача современного учителя.
Проблема развития у младших школьников навыков самостоятельной
деятельности в наше время приобретает особое внимание и значение. Ведь
именно самостоятельность становится необходимой не только в образовательных целях, но и для формирования у подрастающего поколения потребностей для непрерывного образования и самообразования. Учебная самостоятельность должна предполагать не только развитие способности учащихся совершенствовать, углублять и расширять уже имеющиеся у них знания,
умения и навыки, но и самостоятельно, без прямого руководства учителя, овладевать новыми областями знаний: быть способным не только решать предложенные задачи, но и ставить их, находить средства их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты решения, углублять знания в процессе самообразования, что будет способствовать, в конечном итоге, самореализации личности учащихся.
Самостоятельность можно рассматривать как качественную сторону
мыслительной и практической деятельности, которая не рождается сама по
себе, а воспитывается и развивается. Важная роль в этом процессе отводится
начальной школе. Ведь именно младший школьный возраст – это особый период, в котором развиваются главные качества личности.4
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится о том, что основная образовательная программа направлена на формирование навыков самообслуживания, а также на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование обучающихся (Федеральный государственный…, 2018).
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский: «должно постоянно помнить, что
следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать
в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только
из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, человек будет
учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач
школьного обучения» (Ушинский, 1948, 500).
В психолого-педагогической литературе проблема развития самостоятельной деятельности рассматривается в работах исследователей: В.К. Буряк,
М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Л.В. Жаровой, В.Д. Иванова, О.А. Нильсона,
в которых раскрываются характеристики, основные составляющие, уровни
самостоятельности обучения школьников; самостоятельность как качество,
формирующееся в процессе использования самостоятельной работы.
Изучением проблемы развития самостоятельности младших школьников в процессе учебной деятельности занимались педагоги: М.М. Исаева,
Т.В. Лефтеров, А.В. Невзорова, О.А. Рыдзе, Е.Р. Стаценко, Н.Я. Тайчикова,
Р.Ф. Швецова и др.
Интенсивность развития нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Такая личность самостоятельно регулирует собственное поведение и
деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем
успешнее человек задает своё будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.
Работу по формированию самостоятельности личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребёнка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность
к саморазвитию.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность навыков самостоятельной деятельности
личности и выявлены возрастные особенности их развития у младших
школьников; рассмотрены возможности развития навыков самостоятельной
деятельности на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности среди учащихся экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по формированию навыков самостоятельной деятельности у младших школьников на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили
сделать вывод, что основы самостоятельной деятельности, закладываемые в
начальной школе, в дальнейшем рассматриваются как основной показатель
сформированности учебной деятельности младших школьников. Особая роль
в развитии навыков самостоятельной деятельности отводится именно урокам
технологии, так как именно на данных уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению работы.64
В ходе проведённого нами анализа учебников «Технология» по нескольким учебно-методическим комплексам для начальной школы, мы установили, что в них содержится достаточно разнообразный материал для организации самостоятельной деятельности младших школьников.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №20» г. Белгорода, 3 «Б» класс. На основе изучения психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие критерии сформированности навыков самостоятельной деятельности:
отношение к самостоятельной работе; мотивы самостоятельной деятельности; навыки сознательной самоорганизации. Исследование, проведённое на
констатирующем этапе, показало, что у большинства младших школьников
средний уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности
– 67%, у 15% – низкий уровень и у 18% учащихся выявлен высокий уровень.
В ходе экспериментальной работы мы убедились, что для развития навыков самостоятельной деятельности необходимо использовать различные
виды самостоятельных работ, которые будут способствовать развитию интереса, мотивации и положительного отношения к самостоятельной творческой
деятельности.
деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем
успешнее человек задает своё будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.
Работу по формированию самостоятельности личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребёнка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность
к саморазвитию.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность навыков самостоятельной деятельности
личности и выявлены возрастные особенности их развития у младших
школьников; рассмотрены возможности развития навыков самостоятельной
деятельности на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности среди учащихся экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по формированию навыков самостоятельной деятельности у младших школьников на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили
сделать вывод, что основы самостоятельной деятельности, закладываемые в
начальной школе, в дальнейшем рассматриваются как основной показатель
сформированности учебной деятельности младших школьников. Особая роль
в развитии навыков самостоятельной деятельности отводится именно урокам
технологии, так как именно на данных уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению работы.64
В ходе проведённого нами анализа учебников «Технология» по нескольким учебно-методическим комплексам для начальной школы, мы установили, что в них содержится достаточно разнообразный материал для организации самостоятельной деятельности младших школьников.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №20» г. Белгорода, 3 «Б» класс. На основе изучения психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие критерии сформированности навыков самостоятельной деятельности:
отношение к самостоятельной работе; мотивы самостоятельной деятельности; навыки сознательной самоорганизации. Исследование, проведённое на
констатирующем этапе, показало, что у большинства младших школьников
средний уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности
– 67%, у 15% – низкий уровень и у 18% учащихся выявлен высокий уровень.
В ходе экспериментальной работы мы убедились, что для развития навыков самостоятельной деятельности необходимо использовать различные
виды самостоятельных работ, которые будут способствовать развитию интереса, мотивации и положительного отношения к самостоятельной творческой
деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческий способностей младших школьников на уроках технологии (Бурятский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии мультимедийными
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



