Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков самостоятельной
деятельности младших школьников на уроках технологии 8
1.1. Сущность навыков самостоятельной деятельности личности... 8
1.2. Особенности развития навыков самостоятельной деятельности
младших школьников………...…………………………………... 18
1.3. Возможности развития навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках технологии… 27
Глава 2. Методические основы развития навыков самостоятельной
деятельности младших школьников на уроках технологии 35
2.1. Аспектный анализ учебных программ и учебников по технологии………………………………………………….…… 35
2.2. Диагностика уровня развития навыков самостоятельной деятельности младших школьников………..……………….. 45
2.3. Проектирование экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельной деятельности младших школьников на
уроках технологии……………………………………………... 51
Заключение……………………………….……………………………...… … 63
Библиографический список……………..…………………………..…….. 65
Приложение
В настоящее время одной из задач современного реформирования системы образования является создание необходимых условий для развития
у учащихся навыков самообслуживания, стимулирования их самореализации,
творческого самосовершенствования, профессионального самоопределения,
то есть развития самостоятельности как интегрального свойства личности.
Самостоятельность школьника – условие успешного развития его личности,
основа активности в познавательной деятельности и других сферах жизни.
Развитие самостоятельности учеников в процессе обучения и воспитания является одной из главных проблем психолого-педагогической науки, педагогической практики и первоочередная задача современного учителя.
Проблема развития у младших школьников навыков самостоятельной
деятельности в наше время приобретает особое внимание и значение. Ведь
именно самостоятельность становится необходимой не только в образовательных целях, но и для формирования у подрастающего поколения потребностей для непрерывного образования и самообразования. Учебная самостоятельность должна предполагать не только развитие способности учащихся совершенствовать, углублять и расширять уже имеющиеся у них знания,
умения и навыки, но и самостоятельно, без прямого руководства учителя, овладевать новыми областями знаний: быть способным не только решать предложенные задачи, но и ставить их, находить средства их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты решения, углублять знания в процессе самообразования, что будет способствовать, в конечном итоге, самореализации личности учащихся.
Самостоятельность можно рассматривать как качественную сторону
мыслительной и практической деятельности, которая не рождается сама по
себе, а воспитывается и развивается. Важная роль в этом процессе отводится
начальной школе. Ведь именно младший школьный возраст – это особый период, в котором развиваются главные качества личности.4
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится о том, что основная образовательная программа направлена на формирование навыков самообслуживания, а также на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование обучающихся (Федеральный государственный…, 2018).
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский: «должно постоянно помнить, что
следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать
в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только
из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, человек будет
учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач
школьного обучения» (Ушинский, 1948, 500).
В психолого-педагогической литературе проблема развития самостоятельной деятельности рассматривается в работах исследователей: В.К. Буряк,
М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Л.В. Жаровой, В.Д. Иванова, О.А. Нильсона,
в которых раскрываются характеристики, основные составляющие, уровни
самостоятельности обучения школьников; самостоятельность как качество,
формирующееся в процессе использования самостоятельной работы.
Изучением проблемы развития самостоятельности младших школьников в процессе учебной деятельности занимались педагоги: М.М. Исаева,
Т.В. Лефтеров, А.В. Невзорова, О.А. Рыдзе, Е.Р. Стаценко, Н.Я. Тайчикова,
Р.Ф. Швецова и др.
Интенсивность развития нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Такая личность самостоятельно регулирует собственное поведение и
деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем
успешнее человек задает своё будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.
Работу по формированию самостоятельности личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребёнка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность
к саморазвитию.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность навыков самостоятельной деятельности
личности и выявлены возрастные особенности их развития у младших
школьников; рассмотрены возможности развития навыков самостоятельной
деятельности на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности среди учащихся экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по формированию навыков самостоятельной деятельности у младших школьников на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили
сделать вывод, что основы самостоятельной деятельности, закладываемые в
начальной школе, в дальнейшем рассматриваются как основной показатель
сформированности учебной деятельности младших школьников. Особая роль
в развитии навыков самостоятельной деятельности отводится именно урокам
технологии, так как именно на данных уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению работы.64
В ходе проведённого нами анализа учебников «Технология» по нескольким учебно-методическим комплексам для начальной школы, мы установили, что в них содержится достаточно разнообразный материал для организации самостоятельной деятельности младших школьников.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №20» г. Белгорода, 3 «Б» класс. На основе изучения психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие критерии сформированности навыков самостоятельной деятельности:
отношение к самостоятельной работе; мотивы самостоятельной деятельности; навыки сознательной самоорганизации. Исследование, проведённое на
констатирующем этапе, показало, что у большинства младших школьников
средний уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности
– 67%, у 15% – низкий уровень и у 18% учащихся выявлен высокий уровень.
В ходе экспериментальной работы мы убедились, что для развития навыков самостоятельной деятельности необходимо использовать различные
виды самостоятельных работ, которые будут способствовать развитию интереса, мотивации и положительного отношения к самостоятельной творческой
деятельности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Алексеенко Е.В. Современные требования к урокам технологии в начальной школе: методические рекомендации / Е.В. Алексеенко. - 5-е изд., дораб. - Орёл: «Орловский институт усовершенствования учителей», 2013. - 104 с.
3. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе и методиче-ские комментарии к нему / Е.В. Алексеенко // Начальная школа. - 2015. - №12. - С.61-67.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2009. - 231 с.
5. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Аспект пресс, 2005. - 272 с.
6. Вильков Л.В. Познавательная деятельность учащихся при проблем-ном характере обучения / Л.В. Вильков. - М.: Просвещение, 1996. - 234 с.
7. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у млад-шего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 31-37.
8. Галямова Э.М. Интегративный подход при подготовке будущих учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности в предметной области «Технология»: Монография / Э.М. Галямова. - М.: Про-метей, 2012. - 174 с.
9. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов. - М.: Просве-щение, 2008. - 82 с.
10. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 248 с.
11. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. - СПб: Нева, 2002. - 114 с.
12. Исаева М.М. Педагогические условия формирования самостоя-тельности младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Марина Магомедовна Исаева. - Махачкала. - 2009. - 19 с.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
14. Козина И.А. Развитие творческой активности на уроках технологии / И.А. Козина // Начальная школа.- 2013. - №6. - С. 71-74.
15. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в на-чальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 296 с.
16. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: кн. для учителя нач. кл. / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 47 с.
17. Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.
18. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: органайзер для учителя: сцена-рии уроков / Е.А. Лутцева. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
19. Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 80 с.
20. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеоб-разовательных организаций / Е.А. Лутцева. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2015. - 160 с.
21. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вен- тана-Граф, 2013. - 112 с.
22. Митрохина С.В. Самостоятельная работа как средство активной са¬мостоятельной познавательной деятельности / С.В. Митрохина // Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 37-40.
23. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О. А. Нильсон. - Таллин: Валгус, 1976. - 280 с.
24. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследова-ния и диагностики / А.К. Осницкий. - Нальчик: Эль-Фа, 1996. - 255 с.
25. Остапова С.Н. Развитие навыков самооценки и самоконтроля / С.Н. Остапова // Начальная школа. - 2014. - №12. - С. 42-45.
26. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.
27. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 512 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008.- 528 с.
29. Песняева Н.А. Становление самостоятельной деятельности млад - ших школьников в учебном диалоге / Н.А. Песняева // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 13-17.
30. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
31. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. / И.П. Подласый - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
32. Половникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоя-тельности школьников / Н.А. Половникова // Советская педагогика. - 1970. - №5. - С. 76-83.
33. Помыкалова И.А. Развитие навыков сознательной самоорганизации младших школьников / И.А. Помыкалова // Начальная школа плюс до и по¬сле. - 2008. - №9. - С. 62-65.
34. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для 3 класса. - 3-е изд., испр. и доп. / Т.Н. Проснякова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. - 120 с.
35. Рагозина Т.М. Технология. Учебник: 3 класс / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева, И.Б. Мылова. - 3-е изд. - М.: Академкнига, 2014. - 96 с.
36. Ремизова Н.В. Познавательная самостоятельность и ее развитие у учащихся начальных классов / Н.В. Ремизова // Начальная школа. - 2011. - №11. - С. 70-73.
37. Роговцева Н.И. Технология / Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова //
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Просвещение»,
2011. - С. 469-527.
38. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 . - 712 с.
40. Рыдзе О.А. Развитие учебной самостоятельности // Начальная шко-ла. - 2007. - №14. [Офиц. сайт]. URL: http://nsc.1september.ru/ (дата обраще-ния: 29.01.2018).
41. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Оксана Александ-ровна Рыдзе. - Москва. - 2002. - 181 с.
42. Рыдзе О.А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития / О.А. Рыдзе // Начальная школа. - 2017. - №9. - С. 45-51.
43. Серебренников Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для академического бакалавриата / Л.Н. Серебренников. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 308 с.
44. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 с.
45. Трубавина И.Н. Опережающие познавательные задания как сред-ство организации самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Ирина Нико-лаевна Трубавина - Харьков. - 1995. - 26 с.
46. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьни-ков / Л.И. Усик // Начальная школа. - 2016. - №6. - С.6-9.
47. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 2 / К.Д. Ушинский. - Мо- сква-Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - 659 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
49. Фирсова Е.Г. Формирование учебной самостоятельности учащихся / Е.Г. Фирсова // Начальная школа. - 2004. - №4. - С. 37-41.
50. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности младших школьни¬ков средствами проектных технологий / М.К. Хуснетдинова // Преподаватель XXI век. - 2009. - №1. - С. 63-68.
51. Чернышева Е.И. Педагогические условия развития самостоятельно¬сти у младших школьников на уроках технологии / Е.И. Чернышева, Т.В. Репникова // Перспективы Науки и Образования. - 2013. - №3. [Офиц. сайт]. URL: https://pnojoumal.wordpress.com/ (дата обращения: 14.04.2018)
52. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
53. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
54. Швецова Р.Ф. Развитие самостоятельности младших школьников в учебной деятельности средствами свободной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01 / Резеда Фаритовна Швецова. - Оренбург. - 2004. - 24 с.
55. Шмигирилова И.Б. Познавательная компетентность в аспекте по-знавательной самостоятельности и познавательной активности / И.Б. Шмиги-рилова // Образование и наука. - 2014. - № 7. - С. 134-146.
56. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2006. - 382 с.
57. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
58. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности уча-щихся / Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 8-12.