Актуальность темы исследования. Современная система среднего профессионального образования в Российской Федерации,
ориентированная на федеративные государственные стандарты среднего профессионального образования нового поколения, требует от педагогических работников подготовки специалиста, обладающего определенными компетенциями, развитого творчески, умеющего критически осмысливать полученную информацию и использовать результаты умственной деятельности на практике. Поэтому перед колледжами, техникумами и другими образовательными учреждениями, выступающими промежуточным звеном между школой и вузом, стоит очень важная задача - подготовить специалистов среднего звена - профессионалов, мотивированных на достижение высоких результатов в практической деятельности, стремящихся не только работать по полученной специальности, но и совершенствовать сформированные компетенции, получая высшее образование. Реализация данной задачи, на наш взгляд, невозможна без сформированности у обучающихся колледжа критического мышления.
Анализ научной и педагогической литературы и практики показал, что формирование критического мышления обучающихся колледжа является одной из наименее изученных тем. Таким образом, актуальность исследования позволила выделить ряд противоречий:
- между потребностью общества в специалистах среднего звена, способных критически мыслить, готовых нести ответственность за принятые решения и недостаточной методической разработкой путей и способов формирования критического мышления обучающихся колледжа;
- между необходимостью наличия у обучающихся навыков критической обработки информации различного характера и остающейся в большинстве случаев традиционной организацией образовательного процесса в колледже.
Степень разработанности темы исследования. Проблема формирования и развития критического мышления у подрастающего поколения является одной из актуальнейших. Об этом свидетельствует огромное количество научных трудов, посвященных исследованию критического мышления, опубликованных отечественными и зарубежными педагогами, психологами, философами (Д.Дьюи, Э.Глейзер, Б.Блум, Д.Халперн, Р.Пол, Л.Элдер, Д.Клустер, Дж.Носич, Е.Н.Волков, В.Ф.Турчин, В.Н.Брюшинкин, М.В.Кларин, М.И.Махмутов,
Д.М.Шакирова, А.С.Гаязов, Г.Ф.Замалетдинова, А.Ф.Амиров,
А.В.Кострюков, Е.И.Тихомирова, И.В.Муштавинская, И.О.Загашев, и др.).
Понятие «критическое мышление» является одним из важнейших в современной психолого-педагогической литературе. В зарубежных странах, таких как США, Великобритания и др., развитие критического мышления уже в 80-х - 90- г. ХХ века стало одной из приоритетных целей образования (см. Делфи-доклад, Д.Халперн, Р.Пол, Л.Элдер и др.).
В российской системе образования проблема формирования и развития критического мышления привлекла особое внимание ученых, педагогов и методистов в конце ХХ - начале ХХ1 века, что нашло отражение в разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, издании монографий и статей по данной теме, подготовке и защите диссертаций (за 2000-2018 гг. было защищено более 20 диссертаций по проблемам критического мышления), разработке учебных и методических пособий.
В 1997 г. в России начала внедряться программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Данная технология, доработанная И.В.Муштавинской, С.И.Заир-Беком, И.О.Загашевым, получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ). Исследователями была проделана серьезная работа по разработке и издании материалов для школьных педагогов-практиков, которые стали в своей деятельности использовать данную технологию. Эти исследования нашли отражение в издании учебно-методических пособий, проведении вебинаров и курсов повышения квалификации, в том числе дистанционных.
Критическое мышление становилось объектом исследований в рамках образовательного пространства школы и вуза, исследованы теоретические и практические аспекты данной тематики, о чем свидетельствуют диссертационные работы следующих авторов: Минкина Ф.Ф., Мороченкова И.А., Хохлова Л.В., Литвинова И.С., Плотникова Н.Ф., Еферова А.Р., Королева А.В., Туласынова Н.Ю., Хабарова Т.С., Варлакова М.В. и др. Однако формирование критического мышления студентов колледжа не становилось объектом диссертационного исследования, что еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в системе профессионального образования.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию критического мышления в процессе профессионального образования.
Цель исследования: вывести и проверить на практике
эффективность модели формирования критического мышления обучающихся в образовательном пространстве колледжа в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования критического мышления обучающихся.
2. Исследовать понятие «критическое мышление обучающегося
колледжа» как интегративное качество личности.
3. Разработать модель формирования критического мышления в процессе профессионального образования.
4. Выявить комплекс педагогических условий, необходимых для успешного формирования критического мышления обучающихся
колледжа.
5. Реализовать опытно-экспериментальную работу по формированию критического мышления обучающихся колледжа и проанализировать результаты проделанной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Уточнена сущностная характеристика понятия «критическое мышление», которое рассматривается в работе как интегративное качество личности обучающегося.
2. Выявлены и обусловлены организационно - педагогические условия, способствующие формированию у обучающихся критического мышления;
3. Разработана структурно-функциональная модель, направленная на формирование критического мышления обучающихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования позволили определить следующее:
- выявление и обоснование педагогических условий, способствующих формированию критического мышления обучающихся колледжа;
- разработка структурной модели, направленной на формирование критического мышления в профессиональном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении опытно-экспериментальной программы, направленной на формирование критического мышления в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.
Методологическую основу исследования составили:
- философские идеи Дж.Дьюи, К.Поппера;
-психолого - педагогические теории развития личности (К.А. Абульханова- Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.А. Слободчиков);
-теории профессионального образования (С.Я. Батышев, Ф.Э. Зеер, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына);
-работы, посвященные исследованию проблем формирования
критического мышления (Р.Пол, Л.Элдер, Б. Блум, Дж. Брунер, Дж. Дьюи, Д. Клустер, П. Куртц, М. Липман, Б. Мур, Р. Паркер, Д.Халперн, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская, И.О.Загашев, М.В.Кларин, Е.Н.Волков, А.В.Федоров, Д.М.Шакирова, и др.).
Проблема формирования критического мышления подрастающего поколения является одной из важнейших в психолого-педагогической науке. Отечественные ученые-методисты, исследуя критическое мышление, акцент делают на основное общее и высшее образование. Формирование критического мышления в среднем профессиональном образовании остается одним из малоизученных вопросов в современной научно-методической литературе.
Критическое мышление рассмотрено автором исследования как интегративное качество личности обучающегося колледжа, включающее ряд важных характеристик, помогающих формирующейся личности критически осмысливать окружающую действительность.
Внедрение структурно-функциональной модели формирования критического мышления обучающихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, разработанной автором на основе модели развития критического мышления учащихся и студентов (по Д.М.Шакировой), способствовало успешному завершению нашего педагогического эксперимента.
Компоненты и основные показатели сформированности критического мышления, обозначенные автором в исследовании: -когнитивный (наличие у обучающихся знаний о критическом мышлении, путях и способах его развития, осознания необходимости применения критического мышления в учебно-профессиональной деятельности и повседневной жизни; наличие у обучающихся знаний в той сфере, которая является в конкретный момент времени объектом изучения или исследования);
-мотивационно-личностный (сформированность таких качеств личности, как самостоятельность, осознанность, целенаправленность, настойчивость, готовность к планированию деятельности);
-коммуникативно-деятельностный (сформированность следующих качеств личности: аналитичность, умение анализировать и критически оценивать полученную информацию, логичность, умение делать логические умозаключения, выводы, коммуникабельность, гибкость);
-рефлексивный (сформированность у обучающихся рефлексии как способность оценить свои действия со стороны, осмысление своих поступков, включающее самопознание).
Уровень выраженности вышеназванных компонентов и показателей позволил оценить уровень сформированности критического мышления будущих специалистов среднего звена: высокий, средний, низкий.
Эффективное формирование критического мышления в
профессиональном образовании обеспечивает комплекс педагогических условий: применение интерактивных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, выявление и обоснование профессионально-личностных качеств педагога, необходимых для формирования критического мышления обучающихся колледжа, использование образовательной технологии «Историческая реконструкция», организация самостоятельной работы обучающихся путем использования в образовательном процессе модели обучения «перевернутый класс» («перевернутое обучение»).
Экспериментальная апробация выявленного комплекса
педагогических условий позволила установить их положительное влияние на формирование критического мышления обучающихся колледжа. Это свидетельствует о том, что выявленные педагогические условия теоретически определены верно.
Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективами дальнейших научных поисков являются такие проблемы, как углубленное изучение отдельных компонентов критического мышления обучающихся, разработка путей повышения уровня сформированности критического мышления будущих специалистов среднего звена в процессе саморазвития.
1. Интерактивные технологии в развитии критического мышления студентов колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 9. - С.41-44. (Реестр ВАК)
2. Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа // Мир науки, культуры, образования. - 2016.-№6. -С. 73-75. (Реестр ВАК)
3. Критическое мышление как интегративное качество личности обучающегося колледжа. // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 8. (Реестр ВАК)
4. Применение стратегии «FISHBONE» в учебном процессе // Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов / Под общ.ред. А.Ф.Пономарева. - Бирск, 2015. -Часть III. - С. 117-119.
5. Применение технологии развития критического мышления со студентами 1 курса СПО // Педагогические и методологические аспекты подготовки студентов СПО к профессиональной деятельности в современных условиях (опыт и перспективы) / Сборник статей Всероссийского научно-практического семинара. - Стерлитамак, 2015. - С.57-61.
6. Использование метода проектов в развитии критического мышления студентов колледжа // Современные концепции научных исследований: материалы XIX международн. научно - практич.конф.: Евразийский союз ученых: ежемесячный научный журнал - 2015. - № 10(19).- С.75-77.
7. Технологии развития критического мышления у студентов в среднем профессиональном образовании. // ИРО РБ - 2015. -№.10- С.15-18.
8. Развитие критического мышления у обучающихся в процессе работы с историческими источниками // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы всероссийск. научно-практич.конф. - Бирск: БФ БашГУ, ООО «Малое инновационное предприятие Центр развития ребенка «Белый голубь», 2015. - С.77-79.
9. Развитие критического мышления на занятиях истории в колледже (на примере работы с текстами исторического характера) // Модернизация высшего образования в России: опыт истории и векторы развития: международн. научно-практич. конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Ш.Х.Чанбарисова.- Уфа:РИЦ БашГУ, 2016. - С.399-403.
10. Формирование ценностного отношения к своему здоровью у обучающихся колледжа посредством критического мышления // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Х международной научно-практической конференции / Уфимс.гос.авиац.техн.ун-т. _ Уфа, 2016. - С. 78-81.
11. Учебная дискуссия как способ формирования критического
мышления обучающихся колледжа //Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы
международной практической конференции, Уфа, 26 мая 2017 г. /Под ред.Гаязова А.С. - Уфа, 2017. С.339-342.
12. Роль преподавателя истории в формировании критического
мышления обучающихся колледжа //Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы
международной практической конференции, Уфа, 26 мая 2017 г. /Под ред.Гаязова А.С. - Уфа, 2017. С.336-339.
13. Формирование критического мышления посредством исторической реконструкции // Малые города России: становление, развитие и историческая судьба: Материалы всероссийской научно-практической конференции, 30 июня 2017 г.- Бирск, 2017.- С.86-91.
14. Майндмэппинг как технология формирования критического мышления // Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15 декабря 2017 г. / Под ред. И.В.Кузнецовой, Л.Р.Белобородовой. - Бирск: Бирский филиал Баш.Гос.ун- та, 2017. - С.104-106.
15. Преподавание истории в колледже в условиях ведения ФГОС СОО // Использование инновационных технологий в системе современного профессионального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Бирск: Бирский медико-фармацевтический колледж, 2018. - С. 82-86.
16. К вопросу об исследовании проблемы формирования критического
мышления в психолого-педагогической науке //Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы
международной практической конференции, Уфа, 30 мая 2018 г. /Под ред.Гаязова А.С. - Уфа, 2018.- С.173-176.