ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОПЕДЕВТИКИ НАРУШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 11
1.1. Психолого-педагогические предпосылки овладения смысловым
компонентом чтении 11
1.2. Понимание как результат и как процесс перцептивно-смысловой
обработки текста 19
1.3. Психоречевые особенности старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 26
1.4. Анализ методических подходов по пропедевтике нарушения
понимания при чтении у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 35
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 56
2.1. Изучение готовности к пониманию читаемого текста старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 56
2.2. Система работы по пропедевтике смысловой стороны чтения у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 76
2.3. Анализ эффективности предложенной пропедевтической работы 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание детей в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в стандарте, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием. С 2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина - где бы он ни проживал в нашей огромной стране - качественного образования.
Как и все дети, ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако, путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.
Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Впервые термин «общие недоразвитие речи» был введен Розой Евгеньевной Левиной в 50-60-х годах ХХ века. Она определяла общие недоразвитие речи, как сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетического, лексического, грамматического) при сохранном слухе и интеллекте.
В ходе многочисленных исследований было доказано, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в овладении письменно-речевой деятельностью (Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). Нарушение всех компонентов речевой деятельности накладывает отпечаток и на процесс чтения. Изучением нарушения чтения занимались многие ученые, это - Лалаева Р.И, Левина Р.Е., Беккер Р., Хватцев М.Е и другие.
В специальной педагогике особое внимание уделяется вопросам предупреждения и преодоления нарушений чтения у детей с ОНР, так как для правильного овладения навыком чтения важны когнитивные (память, внимание, мышление, воображение) и речевые предпосылки. Кроме того, необходима целостная деятельность мозга ребенка: высоко
координированная аналитическая деятельность височных, затылочных и нижнелобных отделов обоих полушарий с дифференцированным участием речевых центров левого полушария, а также межцентральные взаимодействия, которые относятся к функциональной системе, ответственной за процесс опознания вербальных стимулов (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова).
Важным направлением в данной области стали исследования Р.И. Лалаевой, по мнению которой для успешного овладения данным навыком необходима сформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.
В настоящее время продолжается разработка методических подходов к формированию чтения в русле фундаментальных исследований P.E. Левиной, согласно которым особое внимание отводится развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи (Т.А. Алтухова, O.E. Грибова, Т.А. Аристова. Т.С. Резниченко и другие). А.В. Лагутиной разработана методика формирования начальных навыков чтения у детей среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывающая их стартовые возможности в плане готовности как вербального, так и невербального компонента функционального базиса чтения.
В последнее десятилетие в специальной педагогике проводится изучение вопроса о формировании смыслового компонента чтения у детей с ОНР (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, O.E. Грибова, И.Н. Карачевцева). Что касается составляющих, необходимых для овладения смысловым компонентом чтения, то Т.Ю. Губарева относит к ним следующие: достаточный уровень интеллектуального и речевого развития; способность к логическому суждению; адекватное психическое состояние, развитие высших психических функций согласно возрастным особенностям.
Важным направлением в работе по формированию смыслового компонента чтения у детей с нарушениями речи является разработка превентивного воздействия. В настоящее время, как отмечает И.Н. Карачевцева, интенсивно разрабатываются и внедряются методики, позволяющие своевременно скорректировать ранние признаки нарушения чтения у детей дошкольного возраста. В основу своей работы автор положила систему коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР, разработанную Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Выбранное направление пропедевтической работы позволяет акцентировать свое внимание на словообразовательном и формообразующем компонентах, которые являются основой для формирования операций, обеспечивающие лингвистический уровень понимания читаемого.
К.Э. Панфилова, ссылаясь на Примерную основную образовательную программу начального общего образования, рекомендует под смысловым чтением понимать осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.
Однако в специальной психологии и коррекционной педагогике большая часть исследований посвящена проблемам школьного возраста, где успешно решаются задачи обучения разных категорий детей чтению, разрабатывались подходы, обеспечивающие усвоение текстов школьной программы. Во многих исследованиях (Т.Н.Алтухова, Е.Л.Гончарова и др.) были получены данные, свидетельствующие о дисбалансе между содержанием обучения чтению и уровнем развития читательской деятельности учащихся. Эти свидетельства не только послужили поиску более эффективных методов обучения, но и дали возможность задуматься о том, что недостатки читательской деятельности, выявленные у воспитанников разных типов школ, могут быть связаны с нарушениями их читательского развития на более ранних его этапах. Обращение к трудностям начальных этапов читательского развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями стимулирует развитие понимания закономерностей нормального читательского развития.
B настоящее время, исследования не дают еще ясного ответа на ключевые для понимания читательского развития - и его поддержки вопросы о том, что, собственно, происходит с читательским развитием в дошкольном детстве. Этот период — время общеразвивающей подготовки ребенка к школьному обучению, когда складываются и предпосылки для развития читательской деятельности, или же это период, в котором читательское развитие берет свое начало как самостоятельная линия развития? Развитие ребенка как читателя начинается только при обучении чтению или, напротив, к началу школьного обучения основные компоненты читательской компетентности уже должны быть сформированы и далее происходит только их совершенствование?
Не имеет ответов на эти вопросы и дефектология, несмотря на то, что она в настоящее время располагает ценными материалами об особенностях и условиях обучения чтению разных категорий учащихся: детей с
нарушениями зрения (Г.П. Коваленко, Н.С. Костючек, Н.А.Крылова и др.); с нарушениями слуха (Н.Г. Морозова, Б.Д.Корсунская, С.А.Зыков, М.И. Никитина, Л.В.Никулина и др.); речи (Р.Е.Левина, Т.Н.Алтухова, Н.Л.Крылова, М.Н.Русецкая, Л.Ф.Спирова и др.); слепоглухих детей (И.А.Соколянский, О.И.Скороходова, Е.Л.Гончарова и др.); детей с интеллектуальными нарушениями (Г.Я.Трошин, В.Я.Василевская, Т.Б.Баширова, К.Карлеп, Л.А.Одинаева и др.); детей с задержкой психического развития (Н.А.Цыпина, Н.Л.Белопольская и др.) и ранним детским аутизмом (О.С.Никольская, Н.Б.Лаврентьева).
Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР готовности к пониманию текстов, и недостаточной проработанностью системы по пропедевтике нарушений понимания при чтении у детей данной категории.
Данное противоречие позволяет рассматривать проблему совершенствования системы работы по пропедевтике нарушений понимания при чтении у детей старшего дошкольного возраста с ОНР как актуальную, приобретающую особую значимость в условиях интегрированного образования.
Целью исследования является обоснование и апробация системы работы по пропедевтике нарушений понимания при чтении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс пропедевтики нарушений понимания при чтении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание и средства пропедевтики нарушений понимания при чтении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что несформированность всех компонентов функционального базиса чтения могут обусловливать трудности в формировании готовности детей дошкольного возраста к пониманию прочитанных текстов. Эффективной подготовкой к формированию смыслового компонента читательской деятельности будет система коррекционно-пропедевтического воздействия, включающая целенаправленное формирование мотивационной
готовности к овладению чтением и формирование навыков смыслового восприятия текста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, логопедическую, методическую
литературу по проблеме пропедевтике нарушений понимания при чтении у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
2. Изучить готовность к пониманию читаемых текстов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Разработать систему пропедевтики нарушений понимания при чтении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы:
1. Анализ лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Анализ анамнестических данных, изучение психолого-педагогической и медицинской документации.
3. Анализ продуктов речевой деятельности в виде ответов на вопросы и пересказов прослушанных текстов.
4. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
5. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили: теория речевой деятельности и представления о чтении как особом виде речевой деятельности в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева и др; системный подход к изучению и коррекции речевых нарушений и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной; теория смысловой обработки текста, представленная в работах А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, И.А. Зимней,
З.И. Клычниковой; представления о базовой структуре читательской компетентности Е.Л. Гончаровой; направления работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности и профилактики дислексии Т. А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой. Г.Н. Васильевой, Г.В. Бабиной, А.В. Лагутиной, А.В. Огаркиной, Л.А. Евдокимовой.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Научная новизна исследования.
Впервые теоретически обоснована и экспериментально проверена система логопедической работы по пропедевтике нарушений понимания при чтении у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1) Углублено представление о психолого-педагогических
предпосылках овладения смысловым компонентом чтения.
2) Расширено представление о понимании как процессе перцептивно-смысловой обработки текста.
3) Научно обоснованы методические подходы по пропедевтике нарушения понимания текста у старших дошкольников с ОНР.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
1) Разработан методический инструментарий для изучения
готовности к пониманию читаемого текста старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2) Разработана и апробирована система работы по пропедевтике
понимания художественных текстов у старших дошкольников с ОНР, которая включает в себя организацию работы по
формированию мотивационной готовности к овладению чтением, формированию функционального базиса чтения и формированию навыков работы с художественным текстом с целью развития смыслового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проведенного экспериментального исследования позволяют нам сделать несколько выводов.
В ходе многочисленных исследований было доказано, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в овладении письменно-речевой деятельностью (Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). Нарушение всех компонентов речевой деятельности накладывает отпечаток и на смысловой компонент речевой деятельности.
Проведя теоретическое обоснование проблемы пропедевтики нарушения понимания при чтении у старших дошкольников с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы. Овладение чтением - сложный многоуровневый процесс, который состоит из множества компонентов, несформированность которых может вызвать трудности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению чтению. Понимание текста в дошкольном возрасте
рассматривается как целенаправленный мотивированный аналитико-синтетический процесс овладения разными видами текстовой информации, сопровождающийся активностью психической деятельности ребенка. Основным критерием понимания является перевод во внешнеречевой план содержания текста и его концепта. Объективной основой понимания является сам текст, а субъективную основу составляют приемы понимания, используемые читателем. Развитие психоречевых особенностей старших дошкольников с ОНР значительно отстает от уровня сформированности у детей с нормальным речевым развитием. Среди трудностей усвоения процесса чтения у детей с ОНР отмечается недостаточность различных видов восприятия, недостаточный уровень развития мышления, низкая мотивация к овладению процессом чтения. Результаты проведённых учеными исследований показали, что в данный момент остается «открытым» вопрос о системе логопедической работы по формированию готовности к пониманию читаемых текстов.
Проведенное экспериментально исследование, показало низкий уровень готовности к пониманию читаемого текста старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Изучение смыслового восприятия текстов на констатирующем этапе эксперимента показало, что высокий уровень развития смыслового восприятия рассказов у детей с ОНР - 0 %; средний - 25 %; низкий - 75 % . По результатам экспериментального исследования нами была разработана системы работы по пропедевтике смысловой стороны чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, которая представляла два взаимосвязанных и соответствующих основной цели этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап включал в себя организацию работы по формирование мотивационной готовности к овладению чтением и развитие функционального базиса чтения у детей с ОНР. Основной этап предполагал формирование навыков работы с текстом на различных уровнях, с целью развития смыслового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Контрольный этап эксперимента показал, что разработанная система способствовала преодолению трудностей в готовности детей к пониманию читаемых текстов. Проведенное диагностическое исследование позволило нам констатировать следующие уровни сформированности смыслового восприятия текстов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием на момент контрольного среза: высокий уровень развития наблюдался у 50 %; средний уровень отмечен у 33,3 %; низкий уровень выявлен у 16,7 %, что говорит об эффективности проведенной работы.
1. Алексеева А.Е. Формирование готовности к овладению чтением и письмом: проблемы и пути их решения [Текст] / А.Е. Алексеева // Дошкольное воспитание. - №2. - 2007. - С. 72 - 78.
2. Алтухова Т. А. Текст как средство формирования перцептивно- смысловых навыков чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева // Когнитивное и коммуникативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход: Материалы V Международной научно¬практической конференции Российской ассоциации дислексии 25-26 мая 2011 г. М.: Национальный книжный центр, 2011. С. 18-29.
3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 6 - 8.
4. Анкудинова А.А. Формирование смысловой стороны чтения у
младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи [Электронный документ] URL:
https://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2014 2/13.pdf
5. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление / Т.А.Аристова // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С.142-146.
6. Артемов В.А. Естественно-экспериментальное изучение детского чтения [Текст] // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия. - Москва, 2013.
- С. 31-38.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова.
- 2-е изд., стер. - М : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
8. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Чтение и письмо: трудности обучения и кор- рекция: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. — М., 2001. — С. 7¬20.
9. Бабина Г.В. Трудности смысловой обработки текста при чтении
учащимися с нарушениями речи / Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева. Итоги и перспективы: Материалы I Медународной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Московского социально¬
гуманитарного института, 2004. - С. 39-46.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. - Электрон. дан. - Москва : Директ-Медиа, 2007. - 751 с.: цв. - (Загл. с титул. экрана). - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека ONLINE. - ISBN 978-5-94865-995-4: Б. ц.
11. Беккер К.П., Совак М. Логопедия [Электронный ресурс] / https://www.twirpx.com/file/175009/
12. Библер В.С. Что есть философия?//Вопросы философии, 1989. - №7 / [Электронный ресурс]: https://www.twirpx.com/file/997566/
13. Богатырёва И.Р. Исторический аспект изучения нарушений письма и чтения за рубежом / И.Р. Богатырёва, О. Б. Иншакова. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. Под ред. О. Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, НИИ Школьной технологии, 2008. - С. 19-25.
14. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения / А.А.Брудный. // Проблемы психологии и социологии чтения. - М., 1996. - С.162-171.
15. Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития // Специальное образование. 2013. № 3 (31). С. 14-31.
16. Васильева Г.Н. Особенности встречного порождения высказывания в процессе чтения текста учащимися с нарушениями речи / Г.Н. Васильева. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МИГУ, 2005. - С.189¬192.
17. Выготский Л.С. Предыстория развития письменной речи [Текст] // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия. - Москва, 2013. - С. 39-58
18. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
19. Головина О.Е. Нейропсихологический анализ индивидуально -
типологических особенностей овладения чтением у детей 7-8 лет / О.Е.Головина, М.Н.Воронова. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II
международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2006. - С. 30-35.
20. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии [Электронный ресурс] дис. д - ра психол. наук: 19.00.10 / Гончарова Е.Л. - Москва, 2009. - 243 с.
21. Горецкий В.Г. Уроки обучения грамоте / В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.
22. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник С.М.
Бондаренко Л. А. Концевая. - М. : Просвещение, 1994. - 222 с.
23. Грибова O.E. Особенности формирования грамматического строя письменной речи [Текст]: Автореферат дис. канд. пед. паук: (13.0003): (В начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи) / ПИИ дефектологии. М., 1990. - 17 с.
24. Гузий Ю.А. Нарушения формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Гузий. - М., 2007. - 161с.
25. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания [Текст] / Л.П. Доблаев. - СПб.: Профессия, 2010. - 325 с.
26. Докшина А.А. Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101.
27. Дридзе Т.М. Понятие и метод установления содержательной структуры текста применительно к учебному тексту / Т.М. Дридзе [Электронныйресурс]ПВЕ: http: //ecsocman.hse.ru/data/931/005/1218/01 6_Dridze.pdf.
28. Евдокимова Л. А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием устной речи [Электронный ресурс] : дис. кан-та пед. наук: 13.00.03 / Евдокимова Л.А. . - Москва,
2001. - 181 с.
29. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению [Текст] // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия. - Москва, 2013. - С. 132-135.
30. Епишкина Е.Н. Формирование смысловой идентификации
письменного текста у учащихся начальных классов [Электронный ресурс] : дис. кан-та пед. наук: 13.00.01 / Епишкина Е.Н. - Москва, 2010. - 180 с.
31. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся началь- ных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2003. - 336 с.
32. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи [Текст] // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия. - Москва, 2013. - С. 199-206.
33. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: III тур, 2003. - 318 с.
34. Журова Л.Е. Психологический анализ процесса обучения чтению дошкольников. Роль интонирования в звуковом анализе слова / Л.Е. Журова - М.: Вентана-Граф, 2013. - 208 с.
35. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон N 273 от 29.12.2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Зб.Залевская A.A. Текст и его понимание [Текст] / А.А. Залевская; Твер. гос. ун-т. — Тверь: ТГУ, 2001. — 177 с.
37. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения [Текст] // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия.
- Москва, 2013. - С. 160-166.
38.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя.
- М.: Моск. психол.- соц. ин-т; Воронеж: Модэк, 2001. - с. 119-121.
39.Зорькина О. С. О психолингвистическом подходе к изучению текста // Язык и культура. Новосибирск, 2003. С. 205-210.
40. Иншакова А.Г. Динамика овладения технической и смысловой
сторонами чтения школьниками с дислексией // Известия
российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С.64-68.
41. Иншакова А.Г. Инновационный подход в изучении дислексии у младших школьников / А.Г. Иншакова, Г.В. Бабина, О.Б. Иншакова // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. Под ред. О. Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, НИИ Школьной технологии, 2008. - С. 40-52.
42. Иншакова А.Г. Различные типы дислексии и их взаимосвязь с нарушениями речевого развития у младших школьников /А.Г. Иншакова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, Т. 14. - Кострома, 2008. - № 2. - С. 190-196.
43. Карачевцева И. Н. Особенности смыслового компонента
читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 38-47.
44. Карачевцева И.Н. Формирование смыслового компонента
читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]: дис. кан-та психол. наук:
13.00.03 / Карачевцева И.Н. - Белгород, 2012. - 287 с.
45. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с
недостатками произношения / Г.А. Каше [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. - [Б.м., б. г.] .- Режим
доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0255/index.shtml, свободный.
46. Киселева В. А. Некоторые аспекты формирования навыка чтения у детей с ЗПР [Текст] / В. А. Киселева // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 28-40.
47. Киселёва В.С. Специфика зрительного запоминания детей с трудностями обучения чтению / В.С. Киселёва / Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. Под ред. О. Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, НИИ Школьной технологии, 2008. - С. 53-63.
48. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя - 2-е издание., испр./ З.И. Клычникова - М.: Просвещение, 2009 . - 207 с.
49. Ковалёва Г. Как дети читают и понимают текст / Г.Ковалёва // Народное образование. - М.:, 2006. - №5. - С.71-76.
50. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учебно-
методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
51. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая
диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Е.Ю.Балашова. - изд 2-е доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160с.
52. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика,
1988. - 304 с. [Электронный ресурс]:
https://www.twirpx.com/file/520933/
53. Кузовкова Т.Н. Особенности овладения чтением детьми с дислексией на начальном этапе обучения навыку / Т.Н. Кузовкова / Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. Под ред. О. Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, НИИ Школьной технологии, 2008. - С. 75-82.
54. Лагутина А.В. Формирование функционального базиса чтения у
детей 4-х лет с общим недоразвитием речи [Текст] / А.В. Лагутина // Дефектология. - 2006. - №6. - С.48 - 59.
55. Лагутина А.В. Логопедическая работа по формированию
функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / А.В. Лагутина. - М., 2007. - 23 с.
56. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова.: Учебно¬методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003.- 224 с.
57. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей / Р. Е. Левина // Избр. тр. / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.
58. Леонтьев А.А. Психология обучения чтению / А.А. Леонтьев // Начальная школа.: плюс-минус. - 1999. - № 10. - С. 9-13.
59. Леушина Л.И. Различия способов обработки зрительной информации в правом и левом полушариях / Л.И. Леушина, А.А. Невская, М.Б. Павловская // Психологический журнал. - 1991. - №3. Т. 2. - с. 81-94.
60. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М: Владос,
2002. - 680 с.
61. Лубовский В. И., Валявко С. М. О психологическом смысле тестовой инструкции // Специальное образование.- 2016. - № 2 (42). - С. 65-76.
62. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студ.психол.фак. высш. Учеб. Заведений/ А.Р.Лурия. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 352 с
63. Майорова Ю. А. Формирование смысловой стороной чтения «про
себя» у младших школьников общеобразовательной школы // Педагогика: традиции и инновации. - 2012. - С. 138-141.
[Электронный документ]. URL:
http: //www.moluch.ru/conf/ped/archive/63/2618/
64. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. — М., 1992. - 95 с.
65. Матвеева С.И. Особенности формирования и развития навыка чтения младших школьников / С.И.Матвеева // Вопросы филологии и методики её преподавания . - Киров, 1999. - С. 70-77.
66. Мигурская А.А. Состояние процесса понимания читаемого на уровне текста у младших школьников с дислексией // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - С.41-45
67. Налимов В.В. В поисках иных смыслов / Налимов В.В. - Москва: Прогресс, 1993. - с.88 .
68. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). - Санкт-Петербург.: Изд-во «Детство - пресс», 2006. - 252 с.
69. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация // [Электронный ресурс]: https://www.twirpx.com/file/1568760/
70.Огаркина А.В. Выявление предрасположенности дислексии у дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук / А.В. Огаркина. - М., 2002. - 229 с.
71. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
72. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачов, 2007. - 224 с.
73. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. 2-е изд., испр. и дополн. - СПб., 2015. - 448 с.
74. Резниченко Т.С. Обучение чтению как средство коррекции
системных нарушений речи у дошкольников: Дис. . канд. пед. наук / Т.С. Резниченко. - М., 2007. - 172 с.
75. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти // Системные
исследования / М.С. Роговин [Электронный ресурс]:
https: //www.twirpx.com/file/1649422/
76. Рожкова Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти / Л.А. Рожкова // Дефектология. - 2000. №2. - С. 13-21.
77. Российская Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией / Е.Н.Российская // Дефектология. - М.: Шк. - Пресс, 2007. - №1. - С.73-81.
78. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - Москва: Кнорус, 2006. - 304 с.
79. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: Автореферат дис. .док. пед. наук / М.Н. Русецкая. - М., 2009. - 45 с.
80. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
81. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 302 с.
82. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. - М.: Ин-т психологии РАН, 2006. - 464 с.
83. Соболева О.В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения классов [Электронный ресурс]: дис. кан-та психол. наук: 19.00.07 / Соболева О.В. - Курск, 2010. - 304 с.
84. Спирова Л.Ф. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер. - Электрон. дан. - Москва : Издательство АПН РСФСР, 1962. - 100 с. : цв. - (Загл. с титул. экрана). - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека ONLINE. - ISBN 978-5-4475-7102-3 : Б. ц.
85. Строгонова В.В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи : [Электронный ресурс] дис.канд.пед.наук. - 13.00.03 / Строгонова В.В. - Москва, 1998. - 209 с.
86. Тарасова С.А. Индивидуально-психологические различия в понимании текста учащимися начальных классов [Электронный ресурс] : дис.канд.псих.наук - 19.00.07 / Тарасова С.А. - Самара. 2000. - 151 с.
87. Тункель В.Д. К вопросу об устной передаче речевого сообщения: автореф. Дисс / канд. филол. наук [Электронный ресурс] https://mydisser.com/ru/catalog/view/238/239/35902.html
88. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015. - 320 с.
89. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-сост. Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2008- 272 с.
90. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. Пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. - М.: Айрис пресс, 2007.- 224с.
91. Фишман М.Н. Особенности функциональной организации мозга детей с разными формами нарушений речевого развития / М.Н. Фишман. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). - М.: ИКЦ «Академкнига», 2000. - С. 208-237.
92. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов: Пособие для
логопедов и психологов/ Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина. - М.: Аркти, 2002. - 136с.
93. Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1 - М.: Владос, 2009. — 272 с.
94. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.
95. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: Юрист, 2005. - с. 248-253.
96. Цейтлин С. Н. Язык. Речь. Коммуникация: междисциплинарный
словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков,
методистам по развитию речи, учителям-словесникам, логопедам и студентам / С. Н. Цейтлин, В. А. Погосян, М. А. Еливанова, Е. И. Шапиро. - СПб.: КАРО, 2006. - 128 с.
97.Чеснокова О.Б. Развитие представлений детей о социальной
причинности // Вопр. психологии. - 2000. - №3. - С. 35-47.
98.Чиркина Г.В. Состояние теории и практики устранения нарушений письма и чтения у детей / Г.В. Чиркина. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во
Московского социально-гуманитарного. института, 2004. - С. 8-13.
99. Чистякова Г.Д. Исследование понимание текста как функция его смысловой структуры : дисс. . канд. психол. наук / Г.Д. Чистякова [3neKTpoHHbiHpecypc]http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/aut eurs/view/id: 13226/source: default#
100. Шварц Л.М. Психология навыка чтения / Л.М. Шварц [Электронный ресурс] FB Я 102/472. OMF Ф 1-52/87. FB Я 251/221.
101. Шулекина Ю. А. Выявление и коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук. М.: МГПУ, 2008. 188 с.
102. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /