Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Особенности формирования словаря у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования словаря прилагательных у детей с нарушениями речи 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 13
2.1. Организация и методика исследования 13
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1. Организация работы по обогащению словаря
прилагательных дошкольников с нарушениями речи 26
3.2. Результаты контрольного эксперимента 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Изучением развития речи в норме занимались многие отечественные исследователи: А.Н. Гвоздев, М. Зееман, Е.И. Тихеева и др. Было выявлено, что в ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний.
Богатство является признаком высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. От того, насколько четко будет построена работа по расширению и обогащению словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного возраста.
В исследованиях ряда авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова) отмечается, что у детей с нарушениями речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Известно, что становление такой части речи, как имя прилагательное, в онтогенезе происходит позднее остальных. Употребление прилагательного вызывает большие затруднения даже в условиях специального обучения, поэтому дошкольники с нарушениями речи нуждаются в дополнительной стимуляции словаря.
На значимость работы по обогащению словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский: «Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями» [16, с. 24].
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к потребностям детей, наиболее эффективные как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы коррекционно-развивающей работы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности [6, с. 33-34].
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога [13, с. 10].
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
К настоящему времени наука располагает богатым практическим материалом по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, однако проблема коррекции словаря прилагательных с применением инновационных технологий раскрыта недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования.
Исходя из этого, целью исследования является выявление эффективности использования инновационных логопедических технологий для обогащения словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования: словарь имен прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Предмет исследования: возможности использования инновационных логопедических технологий для обогащения словаря прилагательных дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование инновационных логопедических технологий может позволить добиться высокой эффективности в коррекционной работе по обогащению прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи при соблюдении ряда здоровьесберегающих условий:
- образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг;
- непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут;
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по теме исследования.
- Изучить экспериментальным путем особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Апробировать методы и приемы логопедической работы по обогащению словаря прилагательных с использованием инновационных технологий.
- Выявить эффективность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ научно¬теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Методы качественно-количественной обработки полученных данных на этапах констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
3. Методы и приемы логопедической работы.
Методологической основой исследования послужили работы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования будут полезны родителям, учителям- логопедам и воспитателям дошкольных учреждений, работающим над развитием словарного запаса дошкольников с нарушениями речи.
Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию проблемы использования инновационных логопедический технологий для обогащения прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены и проанализированы научно-теоретическая и методическая литература по данной теме.
2. Исследованы экспериментальным путем особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Апробированы методы и приемы логопедической работы с использованием инновационных технологий в образовательном процессе.
4. Выявлена эффективность использования инновационных логопедических технологий в обогащении словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
В ходе исследования были рассмотрены следующие понятия: «инновационные технологии», «информационные технологии», изучена их целесообразность использования в процессе обогащения прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи.
На основании изученной литературы были выявлены особенности словаря дошкольников с нарушениями речи, в частности особенности словаря прилагательных.
В практической части исследования нами была использована система заданий логопедического обследования, направленного на изучение состояния словаря прилагательных у детей с нарушениями речи. Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы недостаточно сформирован словарь имен прилагательных и характеризуется бедностью семантических полей, несформированностью навыков образования относительных и притяжательных прилагательных, а также употребления качественных прилагательных.
Полученные результаты логопедического обследования выявили необходимость использования специальных и инновационных логопедических методов и приемов коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Опираясь на полученные в ходе эксперимента данные, мы изучили систему коррекционно-логопедической работы по формированию словаря имен прилагательных Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой и на ее основе разработали компьютерную логопедическую игру «Остров сокровищ». Данная технология позволяла решать следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. Расширять объем словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
2. Работать над уточнением значений слов, обозначающих признаки предмета.
3. Активизировать и актуализировать словарный запас, переводить слова из пассивного в активный словарь.
4. Формировать предпосылки к учебной деятельности и сенсорные возможности ребенка.
5. Развивать эмоционально-волевую сферу и творческие способности детей.
Развивающие занятия с детьми проводились 3 раз в неделю в игровой форме, длительностью по 15 минут.
Повторное исследование словаря прилагательных у детей с нарушениями речи, проведенное на контрольном этапе эксперимента, выявило положительную динамику в речи детей. Несмотря на то, что в процессе логопедического обследования сохранились некоторые ошибки в образовании относительных и притяжательных прилагательных, употреблении антонимов, в целом по группе наблюдалось повышение уровня общей успешности выполнения контрольных заданий.
Таким образом, в результате апробации инновационных методов и приемов логопедической работы у детей экспериментальной группы выявлено улучшение в состоянии словаря имен прилагательных: сократились ошибки в образовании притяжательных, употреблении качественных прилагательных, словарь расширился, стали заметно использоваться в речи слова-антонимы и синонимы.
Поставленная нами цель достигнута и все задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение: использование инновационных логопедических технологий позволило добиться высокой эффективности в коррекционной работе по обогащению прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи при соблюдении ряда здоровьесберегающих условий.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений [Электронный ресурс] // М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. // Электрон.б-ки.2011. - Реж.доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml. - Дата обращения: 26.01.2019.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. - М.: Просвещение, 1967. - 148 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: 2010. - 342 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А. Н. Гвоздев - М.: 2015. - 156 с.
5. Дикей, М. Монография Dickey Michele. Aesthetics and
Design for Game-based Learning [Электронный ресурс] // М. Дикей. - Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/2637104. - Дата обращения: 15.04.2019.
6. Елсакова, А.Н., Лисовская, Н.Н., Соколова, И.В. Использование инновационных технологий в работе учителя- логопеда [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 33-34. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5780/. - Дата обращения: 19.02.2019.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников
[Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова // Электрон.б-ки. 2014.2-е изд. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0383/index.shtml. - Дата обращения: 5.12.2018.
8. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: 2010. - 256 с.
9. Зиновьева, М.В. ИКТ в работе логопеда [Электронный ресурс] // М.В. Зиновьева - Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/646652/. - Дата обращения: 25.03.2019.
10. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях [Текст] / Т.И. Исаева. - М.: 2011. - 320 с.
11. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Союз, 2018. - 224 с.
12. Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. - М.: Просвещение 1968. - 214 с.
13. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии [Текст]: Чжэ Ву Пак - Су Джок. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
14. Пасхин, Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования [Текст]: Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества / Отв. Ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996. - 214 с.
15. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.В. Правдина / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак¬тов пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1969. - 272 с.
16. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших
школьников: Сб. статей [Текст] // под ред.
Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 2008. - 222 с.
17. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2014. - 144с.
18. Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно¬эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно¬
эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
19. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - 164 с.
20. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Управление ДОУ. - 2014. - № 1. - 20 с.
22. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. - Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.