ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Особенности формирования словаря у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования словаря прилагательных у детей с нарушениями речи 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 13
2.1. Организация и методика исследования 13
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1. Организация работы по обогащению словаря
прилагательных дошкольников с нарушениями речи 26
3.2. Результаты контрольного эксперимента 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Особенности формирования словаря у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования словаря прилагательных у детей с нарушениями речи 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 13
2.1. Организация и методика исследования 13
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1. Организация работы по обогащению словаря
прилагательных дошкольников с нарушениями речи 26
3.2. Результаты контрольного эксперимента 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Изучением развития речи в норме занимались многие отечественные исследователи: А.Н. Гвоздев, М. Зееман, Е.И. Тихеева и др. Было выявлено, что в ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний.
Богатство является признаком высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. От того, насколько четко будет построена работа по расширению и обогащению словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного возраста.
В исследованиях ряда авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова) отмечается, что у детей с нарушениями речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Известно, что становление такой части речи, как имя прилагательное, в онтогенезе происходит позднее остальных. Употребление прилагательного вызывает большие затруднения даже в условиях специального обучения, поэтому дошкольники с нарушениями речи нуждаются в дополнительной стимуляции словаря.
На значимость работы по обогащению словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский: «Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями» [16, с. 24].
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к потребностям детей, наиболее эффективные как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы коррекционно-развивающей работы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности [6, с. 33-34].
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога [13, с. 10].
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
К настоящему времени наука располагает богатым практическим материалом по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, однако проблема коррекции словаря прилагательных с применением инновационных технологий раскрыта недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования.
Исходя из этого, целью исследования является выявление эффективности использования инновационных логопедических технологий для обогащения словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования: словарь имен прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Предмет исследования: возможности использования инновационных логопедических технологий для обогащения словаря прилагательных дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование инновационных логопедических технологий может позволить добиться высокой эффективности в коррекционной работе по обогащению прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи при соблюдении ряда здоровьесберегающих условий:
- образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг;
- непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут;
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по теме исследования.
- Изучить экспериментальным путем особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Апробировать методы и приемы логопедической работы по обогащению словаря прилагательных с использованием инновационных технологий.
- Выявить эффективность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ научно¬теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Методы качественно-количественной обработки полученных данных на этапах констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
3. Методы и приемы логопедической работы.
Методологической основой исследования послужили работы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования будут полезны родителям, учителям- логопедам и воспитателям дошкольных учреждений, работающим над развитием словарного запаса дошкольников с нарушениями речи.
Богатство является признаком высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. От того, насколько четко будет построена работа по расширению и обогащению словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного возраста.
В исследованиях ряда авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова) отмечается, что у детей с нарушениями речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Известно, что становление такой части речи, как имя прилагательное, в онтогенезе происходит позднее остальных. Употребление прилагательного вызывает большие затруднения даже в условиях специального обучения, поэтому дошкольники с нарушениями речи нуждаются в дополнительной стимуляции словаря.
На значимость работы по обогащению словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский: «Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями» [16, с. 24].
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к потребностям детей, наиболее эффективные как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы коррекционно-развивающей работы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности [6, с. 33-34].
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога [13, с. 10].
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
К настоящему времени наука располагает богатым практическим материалом по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, однако проблема коррекции словаря прилагательных с применением инновационных технологий раскрыта недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования.
Исходя из этого, целью исследования является выявление эффективности использования инновационных логопедических технологий для обогащения словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования: словарь имен прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Предмет исследования: возможности использования инновационных логопедических технологий для обогащения словаря прилагательных дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование инновационных логопедических технологий может позволить добиться высокой эффективности в коррекционной работе по обогащению прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи при соблюдении ряда здоровьесберегающих условий:
- образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг;
- непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут;
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по теме исследования.
- Изучить экспериментальным путем особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Апробировать методы и приемы логопедической работы по обогащению словаря прилагательных с использованием инновационных технологий.
- Выявить эффективность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ научно¬теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Методы качественно-количественной обработки полученных данных на этапах констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
3. Методы и приемы логопедической работы.
Методологической основой исследования послужили работы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования будут полезны родителям, учителям- логопедам и воспитателям дошкольных учреждений, работающим над развитием словарного запаса дошкольников с нарушениями речи.
Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию проблемы использования инновационных логопедический технологий для обогащения прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены и проанализированы научно-теоретическая и методическая литература по данной теме.
2. Исследованы экспериментальным путем особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Апробированы методы и приемы логопедической работы с использованием инновационных технологий в образовательном процессе.
4. Выявлена эффективность использования инновационных логопедических технологий в обогащении словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
В ходе исследования были рассмотрены следующие понятия: «инновационные технологии», «информационные технологии», изучена их целесообразность использования в процессе обогащения прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи.
На основании изученной литературы были выявлены особенности словаря дошкольников с нарушениями речи, в частности особенности словаря прилагательных.
В практической части исследования нами была использована система заданий логопедического обследования, направленного на изучение состояния словаря прилагательных у детей с нарушениями речи. Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы недостаточно сформирован словарь имен прилагательных и характеризуется бедностью семантических полей, несформированностью навыков образования относительных и притяжательных прилагательных, а также употребления качественных прилагательных.
Полученные результаты логопедического обследования выявили необходимость использования специальных и инновационных логопедических методов и приемов коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Опираясь на полученные в ходе эксперимента данные, мы изучили систему коррекционно-логопедической работы по формированию словаря имен прилагательных Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой и на ее основе разработали компьютерную логопедическую игру «Остров сокровищ». Данная технология позволяла решать следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. Расширять объем словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
2. Работать над уточнением значений слов, обозначающих признаки предмета.
3. Активизировать и актуализировать словарный запас, переводить слова из пассивного в активный словарь.
4. Формировать предпосылки к учебной деятельности и сенсорные возможности ребенка.
5. Развивать эмоционально-волевую сферу и творческие способности детей.
Развивающие занятия с детьми проводились 3 раз в неделю в игровой форме, длительностью по 15 минут.
Повторное исследование словаря прилагательных у детей с нарушениями речи, проведенное на контрольном этапе эксперимента, выявило положительную динамику в речи детей. Несмотря на то, что в процессе логопедического обследования сохранились некоторые ошибки в образовании относительных и притяжательных прилагательных, употреблении антонимов, в целом по группе наблюдалось повышение уровня общей успешности выполнения контрольных заданий.
Таким образом, в результате апробации инновационных методов и приемов логопедической работы у детей экспериментальной группы выявлено улучшение в состоянии словаря имен прилагательных: сократились ошибки в образовании притяжательных, употреблении качественных прилагательных, словарь расширился, стали заметно использоваться в речи слова-антонимы и синонимы.
Поставленная нами цель достигнута и все задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение: использование инновационных логопедических технологий позволило добиться высокой эффективности в коррекционной работе по обогащению прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи при соблюдении ряда здоровьесберегающих условий.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены и проанализированы научно-теоретическая и методическая литература по данной теме.
2. Исследованы экспериментальным путем особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Апробированы методы и приемы логопедической работы с использованием инновационных технологий в образовательном процессе.
4. Выявлена эффективность использования инновационных логопедических технологий в обогащении словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
В ходе исследования были рассмотрены следующие понятия: «инновационные технологии», «информационные технологии», изучена их целесообразность использования в процессе обогащения прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи.
На основании изученной литературы были выявлены особенности словаря дошкольников с нарушениями речи, в частности особенности словаря прилагательных.
В практической части исследования нами была использована система заданий логопедического обследования, направленного на изучение состояния словаря прилагательных у детей с нарушениями речи. Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы недостаточно сформирован словарь имен прилагательных и характеризуется бедностью семантических полей, несформированностью навыков образования относительных и притяжательных прилагательных, а также употребления качественных прилагательных.
Полученные результаты логопедического обследования выявили необходимость использования специальных и инновационных логопедических методов и приемов коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Опираясь на полученные в ходе эксперимента данные, мы изучили систему коррекционно-логопедической работы по формированию словаря имен прилагательных Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой и на ее основе разработали компьютерную логопедическую игру «Остров сокровищ». Данная технология позволяла решать следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. Расширять объем словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
2. Работать над уточнением значений слов, обозначающих признаки предмета.
3. Активизировать и актуализировать словарный запас, переводить слова из пассивного в активный словарь.
4. Формировать предпосылки к учебной деятельности и сенсорные возможности ребенка.
5. Развивать эмоционально-волевую сферу и творческие способности детей.
Развивающие занятия с детьми проводились 3 раз в неделю в игровой форме, длительностью по 15 минут.
Повторное исследование словаря прилагательных у детей с нарушениями речи, проведенное на контрольном этапе эксперимента, выявило положительную динамику в речи детей. Несмотря на то, что в процессе логопедического обследования сохранились некоторые ошибки в образовании относительных и притяжательных прилагательных, употреблении антонимов, в целом по группе наблюдалось повышение уровня общей успешности выполнения контрольных заданий.
Таким образом, в результате апробации инновационных методов и приемов логопедической работы у детей экспериментальной группы выявлено улучшение в состоянии словаря имен прилагательных: сократились ошибки в образовании притяжательных, употреблении качественных прилагательных, словарь расширился, стали заметно использоваться в речи слова-антонимы и синонимы.
Поставленная нами цель достигнута и все задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение: использование инновационных логопедических технологий позволило добиться высокой эффективности в коррекционной работе по обогащению прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи при соблюдении ряда здоровьесберегающих условий.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Развитие описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством использования серии сюжетных картин (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексико-грамматических категорий средствами технологии «Лэпбук» у детей с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2016



