Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №68691

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
341
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Особенности формирования словаря у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования словаря прилагательных у детей с нарушениями речи 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 13
2.1. Организация и методика исследования 13
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1. Организация работы по обогащению словаря
прилагательных дошкольников с нарушениями речи 26
3.2. Результаты контрольного эксперимента 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46


Изучением развития речи в норме занимались многие отечественные исследователи: А.Н. Гвоздев, М. Зееман, Е.И. Тихеева и др. Было выявлено, что в ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний.
Богатство является признаком высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. От того, насколько четко будет построена работа по расширению и обогащению словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного возраста.
В исследованиях ряда авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова) отмечается, что у детей с нарушениями речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Известно, что становление такой части речи, как имя прилагательное, в онтогенезе происходит позднее остальных. Употребление прилагательного вызывает большие затруднения даже в условиях специального обучения, поэтому дошкольники с нарушениями речи нуждаются в дополнительной стимуляции словаря.
На значимость работы по обогащению словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский: «Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями» [16, с. 24].
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к потребностям детей, наиболее эффективные как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы коррекционно-развивающей работы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности [6, с. 33-34].
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога [13, с. 10].
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
К настоящему времени наука располагает богатым практическим материалом по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, однако проблема коррекции словаря прилагательных с применением инновационных технологий раскрыта недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования.
Исходя из этого, целью исследования является выявление эффективности использования инновационных логопедических технологий для обогащения словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования: словарь имен прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Предмет исследования: возможности использования инновационных логопедических технологий для обогащения словаря прилагательных дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование инновационных логопедических технологий может позволить добиться высокой эффективности в коррекционной работе по обогащению прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи при соблюдении ряда здоровьесберегающих условий:
- образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг;
- непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут;
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по теме исследования.
- Изучить экспериментальным путем особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Апробировать методы и приемы логопедической работы по обогащению словаря прилагательных с использованием инновационных технологий.
- Выявить эффективность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ научно¬теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Методы качественно-количественной обработки полученных данных на этапах констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
3. Методы и приемы логопедической работы.
Методологической основой исследования послужили работы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования будут полезны родителям, учителям- логопедам и воспитателям дошкольных учреждений, работающим над развитием словарного запаса дошкольников с нарушениями речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию проблемы использования инновационных логопедический технологий для обогащения прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены и проанализированы научно-теоретическая и методическая литература по данной теме.
2. Исследованы экспериментальным путем особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Апробированы методы и приемы логопедической работы с использованием инновационных технологий в образовательном процессе.
4. Выявлена эффективность использования инновационных логопедических технологий в обогащении словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
В ходе исследования были рассмотрены следующие понятия: «инновационные технологии», «информационные технологии», изучена их целесообразность использования в процессе обогащения прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи.
На основании изученной литературы были выявлены особенности словаря дошкольников с нарушениями речи, в частности особенности словаря прилагательных.
В практической части исследования нами была использована система заданий логопедического обследования, направленного на изучение состояния словаря прилагательных у детей с нарушениями речи. Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы недостаточно сформирован словарь имен прилагательных и характеризуется бедностью семантических полей, несформированностью навыков образования относительных и притяжательных прилагательных, а также употребления качественных прилагательных.
Полученные результаты логопедического обследования выявили необходимость использования специальных и инновационных логопедических методов и приемов коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у дошкольников с нарушениями речи.
Опираясь на полученные в ходе эксперимента данные, мы изучили систему коррекционно-логопедической работы по формированию словаря имен прилагательных Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой и на ее основе разработали компьютерную логопедическую игру «Остров сокровищ». Данная технология позволяла решать следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. Расширять объем словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
2. Работать над уточнением значений слов, обозначающих признаки предмета.
3. Активизировать и актуализировать словарный запас, переводить слова из пассивного в активный словарь.
4. Формировать предпосылки к учебной деятельности и сенсорные возможности ребенка.
5. Развивать эмоционально-волевую сферу и творческие способности детей.
Развивающие занятия с детьми проводились 3 раз в неделю в игровой форме, длительностью по 15 минут.
Повторное исследование словаря прилагательных у детей с нарушениями речи, проведенное на контрольном этапе эксперимента, выявило положительную динамику в речи детей. Несмотря на то, что в процессе логопедического обследования сохранились некоторые ошибки в образовании относительных и притяжательных прилагательных, употреблении антонимов, в целом по группе наблюдалось повышение уровня общей успешности выполнения контрольных заданий.
Таким образом, в результате апробации инновационных методов и приемов логопедической работы у детей экспериментальной группы выявлено улучшение в состоянии словаря имен прилагательных: сократились ошибки в образовании притяжательных, употреблении качественных прилагательных, словарь расширился, стали заметно использоваться в речи слова-антонимы и синонимы.
Поставленная нами цель достигнута и все задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение: использование инновационных логопедических технологий позволило добиться высокой эффективности в коррекционной работе по обогащению прилагательными словаря дошкольников с нарушениями речи при соблюдении ряда здоровьесберегающих условий.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений [Электронный ресурс] // М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. // Электрон.б-ки.2011. - Реж.доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml. - Дата обращения: 26.01.2019.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. - М.: Просвещение, 1967. - 148 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: 2010. - 342 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А. Н. Гвоздев - М.: 2015. - 156 с.
5. Дикей, М. Монография Dickey Michele. Aesthetics and
Design for Game-based Learning [Электронный ресурс] // М. Дикей. - Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/2637104. - Дата обращения: 15.04.2019.
6. Елсакова, А.Н., Лисовская, Н.Н., Соколова, И.В. Использование инновационных технологий в работе учителя- логопеда [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 33-34. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5780/. - Дата обращения: 19.02.2019.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников
[Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова // Электрон.б-ки. 2014.2-е изд. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0383/index.shtml. - Дата обращения: 5.12.2018.
8. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: 2010. - 256 с.
9. Зиновьева, М.В. ИКТ в работе логопеда [Электронный ресурс] // М.В. Зиновьева - Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/646652/. - Дата обращения: 25.03.2019.
10. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях [Текст] / Т.И. Исаева. - М.: 2011. - 320 с.
11. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Союз, 2018. - 224 с.
12. Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. - М.: Просвещение 1968. - 214 с.
13. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии [Текст]: Чжэ Ву Пак - Су Джок. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
14. Пасхин, Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования [Текст]: Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества / Отв. Ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996. - 214 с.
15. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.В. Правдина / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак¬тов пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1969. - 272 с.
16. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших
школьников: Сб. статей [Текст] // под ред.
Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 2008. - 222 с.
17. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2014. - 144с.
18. Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно¬эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно¬
эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
19. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - 164 с.
20. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Управление ДОУ. - 2014. - № 1. - 20 с.
22. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. - Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ