РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников 8
1.1. Понятие внимания и его отражение в современной
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития внимания у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Пути развития внимания младших школьников
в процессе изучения математики 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций 32
2.1. Анализ передового педагогического опыта по
использованию вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников 32
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
по развитию внимания младших школьников в ходе выполнения вычислений 43
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 65
Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников 8
1.1. Понятие внимания и его отражение в современной
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития внимания у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Пути развития внимания младших школьников
в процессе изучения математики 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций 32
2.1. Анализ передового педагогического опыта по
использованию вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников 32
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
по развитию внимания младших школьников в ходе выполнения вычислений 43
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 65
В условиях высокой динамики жизни современное развитие внимания младших школьников - одно из основных направлений учебного процесса. Перед педагогами ставится ряд проблем, таких как охрана здоровья учащихся, формирование для них благоприятных условий жизни и учебы. Серьезной проблемой для развития и обучения детей является отсутствие внимания. В школах России насчитывается огромное число учащихся, утративших заинтересованность в учебе. Педагоги отмечают снижение развития познавательных процессов, в числе которых концентрация внимания. Невнимательных детей в школе действительно много. Выражается это в неумении ребенка различить главное и второстепенное в упражнениях, неспособности сосредоточиться на задание, в пропуске своих ошибок на этапе проверки. Все это приводит к необходимости разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Развитие внимания младшего школьника играет огромную роль, так как является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Оно является неотъемлемой частью в регуляции интеллектуальной активности. Внимание концентрирует сознание человека в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, явлении, мысли, образе, предмете и т.д.
Внимание школьника в учебно-познавательной работе - это сосредоточенность его сознания на объектах необходимых на этапах познавательной деятельности. Неумение понять преподаваемый материал, приступить и последовательно выполнить задание, выучить текст, изготовить и проиллюстрировать предмет, пропустить ошибку обуславливается недостаточным вниманием, а не плохой памятью или мышлением. Работы отечественных ученых показывают, что внимание - главное условие, отличающее хорошо успевающих учеников от их одноклассников.
Школа устанавливает свои требования к развитию внимания детей. Это заключается в умении школьника работать без отвлечений. Дети, которые только пришли в школу не обладают сформированным вниманием, по этой причине перед учителем встает проблема формирования, развития и совершенствования внимания учащихся. Это важно настолько, насколько важно формирование знаний, умений и навыков на уроках чтения, математики, русского языка. Ведь ребенку со сформированным вниманием значительно легче усвоить учебную программу, аккуратно написать буквы и цифры, четко и грамотно выполнять поставленные перед ним задачи. Это влечет за собой повышение производительности учебной деятельности.
Анализ литературы показал, что уровень исследования психологами и педагогами проблемы развития внимания нельзя считать достаточным, хотя бы по тому, что развитие внимания - это весьма обширная проблема как по своей структуре, так и по содержанию.
Изученными вопросами внимания можно считать его значение и связь с другими психическими процессами. Исследованием этих проблем занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Б.В. Эльконин, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Маклаков и другие. Именно они расширили теоретическую часть внимания, дали характеристику условиям, которые способствуют и препятствуют нахождению верного решения.
На наш взгляд, одним из эффективных средств развития внимания младших школьников является выполнение вычислительных операций на уроках математики. Поэтому мы определили тему исследования: «Развитие внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций».
Исходя из вышеизложенного, нами обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективного использования вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития внимания младших
школьников на уроках математики.
Предмет исследования: вычислительные операции как средство развития внимания младших школьников.
Гипотеза исследования: вычислительные операции являются достаточно эффективным средством развития внимания младших школьников при соблюдении следующих условий:
• работа по развитию внимания ведется систематически и на разных этапах урока математики;
• вычислительные операции выполняются учащимися в соответствии с
программой, на текущем материале при дополнительной его
направленности на развитие внимания;
• при организации вычислений используются различные приемы активизации учащихся.
Сформулированные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза определяют постановку следующих задач исследования:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы;
• изучить педагогический опыт по теме исследования;
• провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за деятельностью учащихся;
• беседа;
• анализ продуктивной деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации приемов углубления текущего математического материала и его направленности на развитие внимания младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МОУ «Яснозоренская СОШ» Белгородского района Белгородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме докладов и обсуждений на заседании проблемной группы «Математическое образование в начальной школе» (2015-2016 уч. год) и в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - апрель 2016г. Кроме того, опубликована статья в материалах Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 26 ноября 2015 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития внимания младших школьников» нами рассмотрены теоретические проблемы развития внимания младших школьников, выявлено, что внимание не имеет особого содержанияв отличие от других познавательных процессов и является неотъемлемой их частью, проявляющейся внутри них; определены возрастные особенности развития внимания у младших школьников; рассмотрены пути развития внимания в процессе изучения математики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций» проводится анализ опыта учителей начальных классов по использованию вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников и экспериментальная работа по теме исследования, состоящая из трех этапов: констатирующего (проведение методик на выявление отдельных свойств внимания младших школьников), формирующего (повышение уровня развития внимания младших школьников) и контрольного (представление сравнительного анализа по двум этапам).
В заключении приводятся выводы, подтверждающие гипотезу, дается краткое обобщение по исследуемой проблеме.
Библиографический список включает 56 источников.
Развитие внимания младшего школьника играет огромную роль, так как является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Оно является неотъемлемой частью в регуляции интеллектуальной активности. Внимание концентрирует сознание человека в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, явлении, мысли, образе, предмете и т.д.
Внимание школьника в учебно-познавательной работе - это сосредоточенность его сознания на объектах необходимых на этапах познавательной деятельности. Неумение понять преподаваемый материал, приступить и последовательно выполнить задание, выучить текст, изготовить и проиллюстрировать предмет, пропустить ошибку обуславливается недостаточным вниманием, а не плохой памятью или мышлением. Работы отечественных ученых показывают, что внимание - главное условие, отличающее хорошо успевающих учеников от их одноклассников.
Школа устанавливает свои требования к развитию внимания детей. Это заключается в умении школьника работать без отвлечений. Дети, которые только пришли в школу не обладают сформированным вниманием, по этой причине перед учителем встает проблема формирования, развития и совершенствования внимания учащихся. Это важно настолько, насколько важно формирование знаний, умений и навыков на уроках чтения, математики, русского языка. Ведь ребенку со сформированным вниманием значительно легче усвоить учебную программу, аккуратно написать буквы и цифры, четко и грамотно выполнять поставленные перед ним задачи. Это влечет за собой повышение производительности учебной деятельности.
Анализ литературы показал, что уровень исследования психологами и педагогами проблемы развития внимания нельзя считать достаточным, хотя бы по тому, что развитие внимания - это весьма обширная проблема как по своей структуре, так и по содержанию.
Изученными вопросами внимания можно считать его значение и связь с другими психическими процессами. Исследованием этих проблем занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Б.В. Эльконин, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Маклаков и другие. Именно они расширили теоретическую часть внимания, дали характеристику условиям, которые способствуют и препятствуют нахождению верного решения.
На наш взгляд, одним из эффективных средств развития внимания младших школьников является выполнение вычислительных операций на уроках математики. Поэтому мы определили тему исследования: «Развитие внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций».
Исходя из вышеизложенного, нами обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективного использования вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития внимания младших
школьников на уроках математики.
Предмет исследования: вычислительные операции как средство развития внимания младших школьников.
Гипотеза исследования: вычислительные операции являются достаточно эффективным средством развития внимания младших школьников при соблюдении следующих условий:
• работа по развитию внимания ведется систематически и на разных этапах урока математики;
• вычислительные операции выполняются учащимися в соответствии с
программой, на текущем материале при дополнительной его
направленности на развитие внимания;
• при организации вычислений используются различные приемы активизации учащихся.
Сформулированные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза определяют постановку следующих задач исследования:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы;
• изучить педагогический опыт по теме исследования;
• провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за деятельностью учащихся;
• беседа;
• анализ продуктивной деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации приемов углубления текущего математического материала и его направленности на развитие внимания младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МОУ «Яснозоренская СОШ» Белгородского района Белгородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме докладов и обсуждений на заседании проблемной группы «Математическое образование в начальной школе» (2015-2016 уч. год) и в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - апрель 2016г. Кроме того, опубликована статья в материалах Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 26 ноября 2015 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития внимания младших школьников» нами рассмотрены теоретические проблемы развития внимания младших школьников, выявлено, что внимание не имеет особого содержанияв отличие от других познавательных процессов и является неотъемлемой их частью, проявляющейся внутри них; определены возрастные особенности развития внимания у младших школьников; рассмотрены пути развития внимания в процессе изучения математики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников при выполнении вычислительных операций» проводится анализ опыта учителей начальных классов по использованию вычислительных операций как средства развития внимания младших школьников и экспериментальная работа по теме исследования, состоящая из трех этапов: констатирующего (проведение методик на выявление отдельных свойств внимания младших школьников), формирующего (повышение уровня развития внимания младших школьников) и контрольного (представление сравнительного анализа по двум этапам).
В заключении приводятся выводы, подтверждающие гипотезу, дается краткое обобщение по исследуемой проблеме.
Библиографический список включает 56 источников.
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
В основные задачи по развитию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой
деятельности. Присущие младшим школьникам нарушения внимания
препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым
значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов,
способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего школьного возраста.
Проведенная нами исследовательская работа показала, что на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры изучения внимания у младших школьников, возможно, выявить факторы, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза.
Анализ опыта учителей по развитию внимания при выполнении вычислительных операций на уроках математики в начальной школе показал, что рассматриваемая проблема весьма актуальна, поскольку волнует многих. Однако никаких новых форм организации деятельности учащихся в представленном опыте не описано.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что если учитель обеспечивает выбор заданий в соответствии с программой, на текущем материале при дополнительной направленности его на развитие внимания, использует их систематически, на разных этапах урока, применяет различные приемы активизации учащихся, то они способствуют развитию внимания детей и важнейших его свойств. Так, детям легче усваивать преподаваемый материал, они лучше понимают учителя и выполняют упражнения с меньшим количеством ошибок.
Таким образом, нами выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.
Это наше первое экспериментальное исследование, и мы не претендуем на его полноту. Однако считаем, что разработанные нами подходы и дидактические материалы будут полезны учителям-практикам и студентам, обучающимся на направлениях и профилях подготовки «Начальное образование».
В основные задачи по развитию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой
деятельности. Присущие младшим школьникам нарушения внимания
препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым
значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов,
способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего школьного возраста.
Проведенная нами исследовательская работа показала, что на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры изучения внимания у младших школьников, возможно, выявить факторы, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза.
Анализ опыта учителей по развитию внимания при выполнении вычислительных операций на уроках математики в начальной школе показал, что рассматриваемая проблема весьма актуальна, поскольку волнует многих. Однако никаких новых форм организации деятельности учащихся в представленном опыте не описано.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что если учитель обеспечивает выбор заданий в соответствии с программой, на текущем материале при дополнительной направленности его на развитие внимания, использует их систематически, на разных этапах урока, применяет различные приемы активизации учащихся, то они способствуют развитию внимания детей и важнейших его свойств. Так, детям легче усваивать преподаваемый материал, они лучше понимают учителя и выполняют упражнения с меньшим количеством ошибок.
Таким образом, нами выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.
Это наше первое экспериментальное исследование, и мы не претендуем на его полноту. Однако считаем, что разработанные нами подходы и дидактические материалы будут полезны учителям-практикам и студентам, обучающимся на направлениях и профилях подготовки «Начальное образование».
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия обучения младших школьников с задержкой психического развития по теме «Величины»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования вычислительных навыков в системе развивающегося обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ПРИКИДКИ И
ОЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УВЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ И
УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



