Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Работа №68680

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И
МЕТОД ДЕЛОВЫХ ИГР 7
1.1 Методы активного обучения и познавательная деятельность
обучающихся 7
1.2 Деловая игра как один из методов активного обучения 12
1.3 Основы конструирования деловой игры 18
1.4 Особенности применения деловых игр на уроках информатики . 23
2 ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ
ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 28
2.1 Исследование формирования активной личностной позиции
обучающихся старших классов с использованием различных методов обучения 28
2.2 Диагностика формирования активной личностной позиции
обучающихся старших классов, посредством использования деловых игр на уроках информатики 31
2.3 Анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность работы. Современный быстро меняющийся мир, подводит человека к необходимости добывать знания, направляет внимание на основные ориентиры в увеличивающемся потоке информации. Эффективно самообучаться, творчески подходить к делу, вот слагаемые успеха в развивающемся и меняющемся обществе. Учитель вынужден искать возможности способствующие улучшению качества образования. Каждый учитель стремится дать ребенку возможность стать активным участником учебного процесса, а не пассивным слушателем [20].
С момента появления информатики как учебного предмета в школе накопился достаточно большой объем научных разработок, методического обеспечения по проблемам организации обучения, методики отбора и подачи содержания для школьников, использования компьютера как средства и предмета обучения. Вопросам содержания и методики преподавания информатики посвящены работы А.П. Ершова, Ю.А. Первина, А.А. Кузнецова, С.А. Бешенкова, А.Г. Кушниренко, А.Г. Гейна, В.А. Каймина, Н.В. Макаровой, И.Г. Семакина, Н.Д. Угриновича, М.П. Лапчика и другие [20].
В большинстве случаев преподавание курса информатики базируется на принципе воспроизведения информации, сообщенной ранее учителем. На наш взгляд, эта форма недостаточно эффективна, она становится барьером к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и, как следствие, не способствует развитию интеллектуального уровня. Обучение предмету информатики подразумевает проведение большей части времени за компьютером, что не позволяет развить монологическую речь, умение выражать свои мысли, чего зачастую не хватает современному подростку. Перед нами встала задача найти методы обучения, которые вынуждают обучающихся быть активными участниками образовательного процесса [20].
Одним из методов активного обучения являются деловые игры. В основе деловой игры лежит имитационная модель реальной профессиональной деятельности. Участники игры в смоделированных условиях наделяются ролями и в соответствии с инструкцией выполняют заданные действия. Решая заложенные в ситуацию проблемы, игроки приобретают предметные знания. Этот метод уже успел зарекомендовать себя в обучении как наиболее эффективный.
Данный метод эффективно применяется при обучении взрослых, но, к сожалению, мало учитывает особенности детского возраста, полагаем, целесообразно данный метод адаптировать для использования на уроках информатики. Проведение деловых игр на уроках информатики
способствуют развитию волевых и лидерских качеств у подростков, позволяют выработать активную личностную позицию и эффективно взаимодействовать с окружающими. Участнику процесса деловой игры легче познавать область знаний, которую несет предмет информатики и требуется меньше волевых затрат, чтобы овладеть определенными умениями и навыками, а также способностями свойственными этому виду деятельности и так необходимыми для полноценного существования в современном мире.
Объектом исследования является использование деловых игр в школьном курсе информатики.
Предметом исследования является формирование активной личностной позиции посредствам использования деловых игр на уроках информатики.
Цель исследования: способствовать формированию активной
личностной позиции у ребенка, использовать на уроке метод деловых игр, который позволит активизировать мыслительную деятельность ученика, вырабатывать свою собственную позицию, отстаивать личные взгляды, формировать мировоззрение.
Задачи исследования: раскрыть и сформировать представление о
методах активного обучения; охарактеризовать метод деловых игр; выяснить
5
особенности применения, реализовать программу формирующего этапа опытно-практической работы по формированию активной личностной позиции.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, доказывается его актуальность, теоретическая и практическая значимость, определяются цель, основные задачи, объект, предмет теоретического исследования.
В первой главе курсовой работы представлены общее понятие об активных методах и их классификация, а также рассматривается общие понятия, структура, атрибуты, классификация, основы конструирования деловых игр как одного из методов активного обучения.
Вторая глава имеет практическую направленность. В ней анализируется методы применяемые для активизации познавательной активности, а также анализируется подготовки и проведения исследования на уроках информатики.
В заключении представлены основные выводы и преимущества использования деловых игр на уроках информатики.
В списке использованной литературе приводятся работы отечественных и зарубежных авторов, которые использовались при написании данной курсовой работы.
В приложении представлены планы конспекты уроков, а также описание и результаты исследования.
Методы исследования: методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, методы математической обработки данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погореловская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области», 10 - 11 классы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу по данной теме можно сказать, что на сегодняшний день стратегическим направлением оптимизации системы образования в старших классах является формирование активной личностной позиции, возможность самообразования, творческой реализации, умение выражать свое мнение, обладание активной личностной позицией — вот составляющие успеха в современном быстро меняющемся обществе. Теоретико¬методологической и научно-методологической основой развития активной личностной позиции является культурно-исторический системно¬деятельностный подход (К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткина, Л.С. Выготского, Б.П. Есипов).
В широком смысле понятие «активная личностная позиция» означает совокупность качеств личности в определенной ситуации, которая показывает направленность сознания, а также поведения, то есть умения аргументировать свое мнение, достигать поставленной цели, критически оценивать свою деятельность, самостоятельно мыслить, сотрудничать с другими людьми. И более узкий смысл, этого термина определяется как качественный показатель развития личности.
Активная личностная позиция определяется следующими компонентами: рациональный, эмоционально-волевой, рефлексивно¬
оценочный, когнитивный, социально-коммуникативный. Каждый компонент характеризуется определенными умениями. Рациональный компонент характеризуется такиеми умениями как: мотивирование своего выбора, рационально использовать время и учебный материал, а так же постановка достижимой цели. Компонент эмоционально - волевой сферы
характеризуется умениями регулировать свои эмоции, одолевать трудности в учебе, а также умение настойчиво достигать поставленной цели. Рефлексивно - оценочный компонент характеризуется умением осознанно анализировать собственно учебно - познавательную деятельность.
52
Когнитивный компонент характеризуется умением самостоятельно мыслить, а также выделять путем анализа пробелы в своих знаниях, самостоятельно добывать знания. Социально - коммуникативный компонент характеризуется непосредственно умением выступать перед публикой, а также умение сотрудничать с другими участниками процесса при выполнения групповых заданий.
Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме, мы раскрыли понятия активной личностной позиции, подходы к классификации методов активного обучения, компоненты активной личностной позиции, а также структуру, правила, методологические трудности, атрибуты деловой игры.
Осуществление практической части дипломного проекта было построено на доказательстве выдвинутых целей и задач.
Работа реализована через констатирующий, формирующий и контрольный этапы опытно-практической работы. На констатирующем этапе нами были разработаны критерии и показатели активной личностной позиции. Изучение школьников осуществлялось с помощью наблюдения, анкетирования, тестовых методик. В ходе исследования, сравнивая контрольную и экспериментальную группу, выявлено, что экспериментальная группа показала высокие показатели по всем компонентам активной личностной позиции.
Опытная работа по реализации выдвинутых целей и задач включала проведение уроков с применением мультимедиа средств. В их содержание входили: игры, викторины, упражнения, которые вносили в урок
познавательный интерес и занимательность. Были организованны групповые и парные формы работы.
Опытная работа оказалось успешной. Анализ результатов исследования выявил повышение по отдельным показателям. Соответственно выдвинутые цели и задачи нашла свое подтверждение в ходе работы.
Новизна исследовательской работы состоит в выявлении потенциала уроков информатики для формирования активной личностной позиции в старших классах. Материала для диагностического исследования (программы наблюдений, анкеты, а также конспекты уроков) имеют практическую значимость для студентов высших учебных заведений и учителей информатики.



1 Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Н. В. Басова. — Ростов.: Феникс, 2010. — с. 414
2 Белянина, Н. Г. Методические указания по разработке и оформлению деловых игр [Текст]/ Ю. М. Порховник, Н. Г. Белянина. — Л.: ЛИЭИ, 2010. — с.116
3 Буркова, С.Е. Деловая игра как форма активного обучения/ С.Е. Буркова, И.В. Воронова, И.А. Келлер. - http://festival.1september.ru/
4 Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский. - М.: Издательство «Педагогика Пресс», 2010. — с.536
5 Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для вузов [Текст]/ В.И. Загвязинский// 3-е издание. — М.: Академия, 2014. — с.192
6 Зайченко, И.В. Классификация методов обучения . -
https: //uchebnikionline.com/
7 Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Ло-гинова, М. М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
8 Змиевская, Е. В. Деловая игра как метод активного обучения [Электронный ресурс]. - https://superinf.ru
9 Карелин, А. А Большая энциклопедия психологических тестов [Электронный ресурс]/А.А. Карелин. - М.:Эксмо, 2007, 409 с.
10 Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст]/М. В. Кларин. — М.: Издательство «Знание», 2013. — с .80
11 Краевский, В.В. Основы обучения и методик: учеб. пособие для высш. учеб. заведений/В. В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352с.
12 Кунанбаева, М.Ш. Теоретические основы формирования активной личностной позиции школьников: монография. - Павлодар: ИГИИ, 2014. - 123 с.
13 Малев, В. В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. -271 с.
14 Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Электронный ресурс].- Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с
15 Основы общей теории и методики обучения информатике [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. А. А. Кузнецова. — 2-е изд. (эл.). — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 207 с.
16 Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений[Электронный ресурс]/ Т.С. Панина, Л. Н. Вавилова. - под ред Т. С. Паниной. - 4-е изд, стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 176 с.
17 Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для высш. учеб. заведений[Электронный ресурс]/А.П. Панфилова: под общ.ред. В.А, Сластенина, И.А. Колесниковой. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
18 Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение [Текст]/ В. Я. Платонов. — М.: Академия. —2010. —с.212
19 Подошевко, В.Г. Развитие творческой активной деятельности [Текст]/ В. Г. Подошевко //Педагогические науки. Современные методы преподавания. — №5. — 2013. — с. 165
20 Рядинская, Л.В Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики/Л. В. Рядинская, В. И. Солдатова, И. А. Гречихина// Международный научный журнал инновационная наука. - 2016.- № 11. - С. 202 - 204.
21 Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 -11 классов/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.—246 с.
22 Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для
10 -11 классов/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К. 6-е изд. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011.—246 с.
23 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]/ В.А. Сластенин. — М.: Издательство «Академия», 2012. — с.576
24 Смирнов, С. А. Педагогические теории, системы, технологии
[Текст]/ С. А. Смирнов. — М.: Издательство «Просвещение», 2010. — с.
512
25 Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч. метод. пособие. - М.:Высш. Шк.,2011.- 176 с.
26 Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю [Текст]/ В. А. Сухомлинский.- Москва: Просвещение, 2012. — с.206
27 Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса [Текст]/ Н. Д. Угринович. — М.: Издательство «Просвещение», 2012. — c.168
28 Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным
технологиям: Учебное пособие [Текст]/ Н. Д. Угринович. — М.:
Издательство «Просвещение», 2012. — c.98
29 Яковлев, Н. М. Методика и техника урока [Текст]/ А. М. Сохор, Н. М. Яковлев. — М.: Издательство «Просвещение», 2012. — с.208


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ