СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1. Коммуникативные навыки и их развитие в онтогенезе 8
1.2. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
1.3. Педагогические условия использования артпедагогических методов в
дошкольном возрасте, в условиях нормального и отклоняющегося развития 27
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием артпедагогических методов 42
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 42
2.2. Система коррекционной работы по формированию коммуникативных
навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе артпедагогических методов 50
2.3. Анализ эффективности системы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе артпедагогических методов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей. В то же время исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей перерастает в коммуникативные трудности, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия при процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении. Это означает, что без целенаправленного и систематического формирования коммуникативного компонента универсальных коммуникативных действий в ходе дальнейшего обучения просчёты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники с ОНР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие из них не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Дети с ОНР нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с речевыми нарушениями.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: Лисиной М. И. (14), Кан-Калика В. А., Никандрова Н. Д., Добрович А. Б., Репиной Т А., Смирновой Е. О. и др.
Исследования показали, что дети дошкольного возраста с ОНР не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач (Негневицкая Е. И., Никитенко З. Н., Ленская Е. А., Верещагина В. И. и др.).
Артпедагогика - отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда давно стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи методы артпедагогики, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воскотерапия и др.).
Актуальным является владение педагогом артпедагогическими методами в коррекционной работе по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Однако обнаруживается противоречие между необходимостью развития коммуникативных навыков детей через использование методов артпедегогики и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В связи с этим была выбрана тема исследования «Система коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе артпедагогических методов».
Проблема исследования: обоснование теоретических и
технологических основ использования артпедагогических методов в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Цель исследования - разработать систему коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе артпедагогических методов.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования - система коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР на основе артпедагогических методов.
Гипотеза исследования основана на том, что формирование коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР на основе артпедагогических методов осуществляется наиболее успешно, если созданы и реализованы следующие условия:
- подбор артпедагогических методов с учетом коммуникативных особенностей старших дошкольников с ОНР;
- внедрение артпедагогических методов в систему фронтальных занятий в ДОУ
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников определить сущность понятия «коммуникативные навыки» и их развитие в онтогенезе.
2. Выявить особенности коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР.
3. На основе анализа литературных источников определить сущность понятия «артпедагогические методы» и педагогические условия их использования в дошкольном возрасте.
4. Выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
5. Разработать и апробировать систему коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР на основе артпедагогических методов.
6. Выявить эффективность проведенной коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (этапы: констатирующий, формирующий, контрольный);
- метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.,Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Леонтьев А.А., Щерба Л.В., Пешковский А.А., Гвоздев А.Н., Глухов В.П. (3), Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А.). Артпедагогическими методами занимались такие авторы как А. Д. Гонеев, В. И. Смирнов, И. А. Зимняя, Е. В. Назарова, Н. А. Ветлугина, Е.А.Медведева, Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. (17), Корженко О. М. (10).
База исследования: МБДОУ д/с комбинированного вида № 85
«Красная Шапочка», г. Белгорода.
На основе научной литературных источников определили сущность понятия «коммуникативные навыки» и их развитие в онтогенезе.
Коммуникативные навыки представляют собой автоматизированную речевую операцию, которая осуществляется по таким параметрам как: полная автоматичность, соответствие норме языка, нормативный темп выполнения, устойчивость.
В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослым и со сверстником. Развитие общения у детей от рождения до семи лет происходит как смена его основных форм. Дошкольники учатся решать различные коммуникативные задачи, выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам, начинают осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. Дети активны в общении; умеют слушать и понимать речь; строить общение с учётом ситуации; вести диалог; легко входят в контакт с детьми и взрослыми; ясно и последовательно выражают свои мысли; используют формы речевого этикета.
Таким образом, дети с ОНР имеют следующие недостатки в развитии коммуникативных навыков:
- снижение потребности в общении,
- неумение вести диалог,
- неумение составлять рассказ (монологическая речь),
- нет интереса в контакте,
- замедленная включаемость в ситуацию общения,
- снижается адаптация в образовательной среде.
На основе анализа литературных источников определили сущность понятия «артпедагогические методы» и педагогические условия их использования в дошкольном возрасте.
Артпедагогика - самостоятельная отрасль педагогической науки,
изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогический метод позволяет педагогу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. К современным артпедагогическим технологиям относят игротерапию, куклотерапию, изотворчество, сказкотерапию, музыкотерапию,
цветотерапию, песочную терапию и др. Ценность сказкотерапии, песочной терапии и имагоерапии заключается в том, что они развивают у детей способность к пониманию, словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию своих поступков и результатов их воздействия на окружающих. Используя сказкотерапию, песочную терапию и имаготерапию, в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, мы создаем реальные предпосылки для физической, психической, и социальной интеграции в общество детей. Применение этих методов дает эффективные результаты в корекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи, что позволяет им продолжать образование в общеобразовательных школах и гимназиях.
Во второй главе был проведен эксперимент на базе МБДОУ ЦРР д/с комбинированного вида № 85 «Красная Шапочка». В исследовании приняли участие 8 детей в возрасте 6-7 лет с речевыми нарушениями (ОНР III ур.р.р.), которые были выявлены в ходе обследования логопедом. Изучение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлялось в ходе индивидуального педагогического эксперимента, основанного на модифицированной методике Глухова В.П.
Результаты обследования показали: детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных навыков не выявлено, средний уровень выявлен у 3 детей (37.5 %), низкий уровень - у 5 детей (62,5 %). Дети с общим недоразвитием речи только с помощью взрослого могут определить коммуникативную ситуацию, они пассивны, не разговорчивы, тему общения не развивают; отвлекаются, периодически испытывают дискомфорт, своего мнения не высказывают, интереса к мнению и оценке педагога не проявляют. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, встречаются смысловые ошибки, грубые лексико-грамматические недостатки, отдельные морфолого-синтаксические нарушения. Дети неохотно поддерживают беседу, слышать партнера по коммуникации не способны, не умеют оценить нормы поведения других и собственных поступков.
Опираясь на проведенные исследования, была разработана и апробирована система коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР на основе сказкотерапии, песочной терапии и имаготерапии.
Коррекционно-развивающее занятия по формированию
коммуникативных навыков на основе артпедагогических методов проходят в несколько этапов:
1 этап - формированияе навыков поддержания последовательности форм коммуникации (шаблоны фраз) осуществляется на основе сказкотерапии.
2 этап - формирования содержания коммуникации осуществляется на основе песочной терапии.
3 этап - формирования умения использовать выразительные средства в процессе коммуникации осуществляется на основе имаготерапии.
Заключительным этапом работы было контрольное исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с ОНР, для выявления эффективности проведенной коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. В результате анализа контрольного эксперимента выявили 3 (37,5 %) ребенка с высоким уровнем
сформированности коммуникативных навыков, 3 (37,5 %) ребенка со
средним уровнем и у 2 (25 %) детей низкий уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с ОНР. После проведенной работы значительно повысился уровень коммуникативных навыков у детей экспериментальной группы, что доказывает эффективность системы работы в данном направлении.
Задачи, поставленные в работе, были решены.
1. Бушинская, Е. А. Использование цветотерапии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня и недоразвитием произвольного внимания в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Е.А. Бушинская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1241-1245. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53251 .htm.
2. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
3. Глухов, В.П. Ю.А. Труханова//Наши дети учатся сочинять и рассказывать [Текст]: методическое пособие к наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / В.П. Глухов, Ю.А. Труханова - М.:АРКТИ, 2003. - 24с.
4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.П. Глухов. - М: Аркти, 2004. - 168с.
5. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
6. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Н.Н.Богдан. - Владивосток: ВГУЭС, 2003. - 116 с.
7. Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. В. Дзюба //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования : межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград : КГУ, 2009. - С. 56-60.
8. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.:
Лабиринт, - 1998. - 368 с.
9. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П.В. Растянников. - Киров: ЭНИОМ, 2001. - 142 с.
10. Корженко, О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития [Текст] / О. М. Корженко, Е. А. Заргарьян // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 95-97.
11. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников
[Текст]: методические рекомендации для педагогической и
психокоррекцион-ной работы / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2006. - 128 с.
12. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е.Левина.- М.: Просвещение, 1968. - 367с.
13. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учебное пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
14. Лисина, М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни [Текст] // Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 1986. - С.75-103.
15. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 410 с.
16. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
17. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 246 с.
18. Мешавкина, Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с
дошкольниками [Электронный ресурс] / Т.Ф. Мешавкина. - Екатеринбург, 2003. - 78 с. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pesochnaya-
terapiya-odin-iz-metodov-art-terapii
19. Митева, Л.Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослым и сверстником: Автореф. канд. дис. / Л.Б. Митева - М., 1984.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 640 с.
21. Неретина, Т.Г. Использование артпедагогических технологий в
коррекционной работе [Текст] / Т.Г. Неретина. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 186 с.
22. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта, 2008. - 376 с.
23. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: МГУ, 1987. - 301 с.
24. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2008. - 1200 с.
25. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи [Текст]/ О.А. Слинько // Дефектология. - 1992. - № 1. - С. 62 - 67.
26. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2007.- № 4. - С. 37-45.
27. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
28. Флерина, Е.А. Живое слово в дошкольном учреждении [Текст] /Е.А. Флерина, Е.Ю. Шабад. - М.: Учпедгиз, 1939. - 94 с.
29. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация [Текст]: теория, опыт, проблемы / В.Д.Ширшов. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-та, 1994. - 128с.