СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Концептуальный анализ исследований по проблеме конфликтного поведения подростков
1.1. Основные подходы к пониманию природы конфликта и
конфликтного поведения 7
1.2. Стратегии поведения подростков в конфликте 15
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 31
2.2. Результаты исследования, их анализ и интерпретация 34
2.3. Разработка рекомендаций психокоррекционной работы с
акцентуированными подростками 50
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение
ГЛАВА 1. Концептуальный анализ исследований по проблеме конфликтного поведения подростков
1.1. Основные подходы к пониманию природы конфликта и
конфликтного поведения 7
1.2. Стратегии поведения подростков в конфликте 15
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 31
2.2. Результаты исследования, их анализ и интерпретация 34
2.3. Разработка рекомендаций психокоррекционной работы с
акцентуированными подростками 50
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение
Актуальность исследования. В современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают изменение ценностных ориентаций, приводящих к конфликту. Полученные на сегодняшний день эмпирические данные свидетельствуют о том, что на выбор стратегий поведения в конфликте влияет множество факторов, среди которых можно выделить такие личностные качества как акцентуации характера. Знание особенностей личности, лежащих в основе формирования выбора нерациональных стратегий поведения в конфликте, помогло бы строить более целенаправленные программы по профилактике нарушений поведения и выработке продуктивных стратегий в подростковом возрасте.
Исследованиями, связанными с личностными качествами занимались в разное время такие известные психологи, как Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов.
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе имеются достаточно большое количество определений понятия «конфликт». В самом общем виде конфликт понимают, как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей, как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
В разное время исследованием стратегий поведения в конфликтных ситуациях занимались зарубежные и отечественные исследователи. А. Смит (изучил конфликт как многоуровневое социальное явление), К. Левин (разработал теорию групповой динамики), К. Лоренц (разработал теории конфликта), К. Томас (стратегии поведения в конфликте), Л.А. Петровская (разработала подход об общей методологии конфликта), А. Н. Леонтьев и В. Н. Мясищев (разработали подход к внутриличностным конфликтам).
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, психологические особенности личности подростков, обуславливающих выбор тех или иных стратегий поведения в конфликте.
Проблема исследования: каков характер связи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте?
Объект исследования: конфликтное поведение подростков.
Предмет исследования: связь личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Цель работы: выявить характер связи личностных качеств
подростков и стратегий поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: стратегии поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте взаимосвязаны с акцентуациями характера подростка, а именно стратегия соперничества обусловлена демонстративной акцентуацией, стратегия избегания связана с эмотивной акцентуацией, компромиссная стратегия связана с экзальтированной акцентуацией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к пониманию природы конфликта и конфликтного поведения.
2. Проанализировать стратегии поведения подростков в конфликте.
3. Изучить исследования акцентуаций характера подростков.
4. Разработать и обосновать эмпирическую программу исследования
5. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования личностных качеств и стратегий конфликтного поведения подростков.
6. Разработать рекомендации по профилактике стратегий поведения акцентуированных подростков в конфликте.
Теоретическая основа исследования: конфликт как социально-психологический феномен, его сущность, структура и типология изучалась в трудах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, В.П. Ратникова, Н.И. Леонова, Е.А. Родионовой и др. Изучением понятия и типологии акцентуаций характера занимались такие специалисты как К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, В.И. Моросанова и др.
Методы исследования (по Б.Г. Ананьеву):
1) организационные;
2) эмпирические;
3) методы обработки данных;
4) методы математической статистики (Математико-статистическая обработка по критерию Пирсона при помощи пакета анализа данных Word Excel).
Методики исследования:
1. «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации», тест К.Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
2. Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика «Акцентуации личности».
База исследования: В исследовании приняли участие подростки МБОУ «Томаровской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области», 13 - 15 летнего возраста в количестве 66 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: оглавление, введение, 2 главы, список литературы (46 источников), заключение и приложения.
Практическая значимость исследования возможности использования результатов исследования школьными психологами и классными руководителями в своей работе по профилактике конфликтности учащихся. Результаты проведенного исследования могут также послужить материалами для подготовки к внеурочным занятиям в процессе обучения. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для преодоления межличностной конфликтности среди учащихся в школе.
Исследованиями, связанными с личностными качествами занимались в разное время такие известные психологи, как Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов.
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе имеются достаточно большое количество определений понятия «конфликт». В самом общем виде конфликт понимают, как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей, как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
В разное время исследованием стратегий поведения в конфликтных ситуациях занимались зарубежные и отечественные исследователи. А. Смит (изучил конфликт как многоуровневое социальное явление), К. Левин (разработал теорию групповой динамики), К. Лоренц (разработал теории конфликта), К. Томас (стратегии поведения в конфликте), Л.А. Петровская (разработала подход об общей методологии конфликта), А. Н. Леонтьев и В. Н. Мясищев (разработали подход к внутриличностным конфликтам).
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, психологические особенности личности подростков, обуславливающих выбор тех или иных стратегий поведения в конфликте.
Проблема исследования: каков характер связи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте?
Объект исследования: конфликтное поведение подростков.
Предмет исследования: связь личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Цель работы: выявить характер связи личностных качеств
подростков и стратегий поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: стратегии поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте взаимосвязаны с акцентуациями характера подростка, а именно стратегия соперничества обусловлена демонстративной акцентуацией, стратегия избегания связана с эмотивной акцентуацией, компромиссная стратегия связана с экзальтированной акцентуацией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к пониманию природы конфликта и конфликтного поведения.
2. Проанализировать стратегии поведения подростков в конфликте.
3. Изучить исследования акцентуаций характера подростков.
4. Разработать и обосновать эмпирическую программу исследования
5. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования личностных качеств и стратегий конфликтного поведения подростков.
6. Разработать рекомендации по профилактике стратегий поведения акцентуированных подростков в конфликте.
Теоретическая основа исследования: конфликт как социально-психологический феномен, его сущность, структура и типология изучалась в трудах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, В.П. Ратникова, Н.И. Леонова, Е.А. Родионовой и др. Изучением понятия и типологии акцентуаций характера занимались такие специалисты как К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, В.И. Моросанова и др.
Методы исследования (по Б.Г. Ананьеву):
1) организационные;
2) эмпирические;
3) методы обработки данных;
4) методы математической статистики (Математико-статистическая обработка по критерию Пирсона при помощи пакета анализа данных Word Excel).
Методики исследования:
1. «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации», тест К.Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
2. Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика «Акцентуации личности».
База исследования: В исследовании приняли участие подростки МБОУ «Томаровской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области», 13 - 15 летнего возраста в количестве 66 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: оглавление, введение, 2 главы, список литературы (46 источников), заключение и приложения.
Практическая значимость исследования возможности использования результатов исследования школьными психологами и классными руководителями в своей работе по профилактике конфликтности учащихся. Результаты проведенного исследования могут также послужить материалами для подготовки к внеурочным занятиям в процессе обучения. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для преодоления межличностной конфликтности среди учащихся в школе.
В настоящее время сильно возросла конфликтность в подростковом возрасте. И для решения данной проблемы необходимо изучение личностных качеств в этом возрастном периоде, а именно акцентуаций характера, так как они напрямую связаны с уровнем конфликтности. В нашей работе мы попытались выяснить, существует ли связь между акцентуациями характера и выбором стратегии поведения в конфликте.
В широком понимании конфликт - это противостояние или столкновение чего-то с чем-то. По мнению Ф.Е. Василюка основной задачей исследователей, занимающихся проблемой изучения конфликта является нахождение того что именно сталкивается в нём, и каков характер этого столкновения.
Акцентуация характера понимается как пограничное к норме состояние. По мнению К. Леонгарда люди с акцентуациями характера — это здоровые индивиды, но имеющие свои индивидуальные особенности, оказывающие влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
Результаты исследования говорят о существовании связи между выбором стратегии поведения и акцентуациями характера.
Демонстративная акцентуация характера связана со стратегией соперничества и обусловливает эгоцентричность, жажду признания. Зачастую подростки с данным типом акцентуации характеризуются богатой фантазией, лживостью, притворством, склонностью к авантюризму. Подростки с таким типом акцентуации выбирают сотрудничество как стратегию поведения.
Застревающая и возбудимая акцентуации, определяют такие качества как повышенной чувствительностью к несправедливости, недоверчивость, агрессивность, упрямство, раздражительность, властность и требовательность, что обусловливает проявление повышенной конфликтности и грубости в осуществлении разного рода социального
взаимодействия. Такие акцентуации характерны для подростков, выбирающих стратегию приспособления.
Детерминантой выбора сотрудничества как ведущей стратегии поведения в конфликте выступает такой тип акцентуации как гипертимическая. Это свидетельствует о наличии таких личностных качеств как склонность к риску, трудность в подчинении установленным нормам и требованиям.
Выбор компромиссной стратегии поведения вызван такими акцентуациями темперамента, как дистимическая и экзальтированная. В обществе дистимные подростки почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляет замечания после длительных пауз. В качестве наименьшей точки сопротивления можно выделить ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать неглубокие контакты со многими людьми и оперативно принимать решения. Они добросовестны и ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
Проявление экзальтированного типа акцентуаций в личности подростка характеризуется высокой привязанностью к близким друзьям, радостью за них, за их удачи. Причем данные переживания могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдающиеся восторженные порывы, не связанны с сугубо личными отношениями. Крайняя чувствительность по поводу печальных фактов, например, жалость, сострадание к несчастным людям, животным, способны довести такого подростка до отчаяния. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Именно в силу описанных выше личностных качеств подросток выбирает стратегию компромисса в конфликте.
Результаты нашего исследования могут послужить материалами для работы школьного психолога по работе с «трудными» подростками. Для этого нами были разработаны рекомендации по психологической работе, в 56
которой представлены основные способы работы с акцентуированными подростками в зависимости от выбираемой ими стратегии поведения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что изучение личностных характеристик в подростковом возрасте остаётся актуальной и очень важной темой для изучения. Так как психологические особенности поведения подростка влияют на все сферы его жизни, и выступают решающими факторами в становлении личности.
Итак, благодаря проведённому нами исследованию наша гипотеза о связи личностных качеств и стратегий поведения подтвердилась.
В широком понимании конфликт - это противостояние или столкновение чего-то с чем-то. По мнению Ф.Е. Василюка основной задачей исследователей, занимающихся проблемой изучения конфликта является нахождение того что именно сталкивается в нём, и каков характер этого столкновения.
Акцентуация характера понимается как пограничное к норме состояние. По мнению К. Леонгарда люди с акцентуациями характера — это здоровые индивиды, но имеющие свои индивидуальные особенности, оказывающие влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
Результаты исследования говорят о существовании связи между выбором стратегии поведения и акцентуациями характера.
Демонстративная акцентуация характера связана со стратегией соперничества и обусловливает эгоцентричность, жажду признания. Зачастую подростки с данным типом акцентуации характеризуются богатой фантазией, лживостью, притворством, склонностью к авантюризму. Подростки с таким типом акцентуации выбирают сотрудничество как стратегию поведения.
Застревающая и возбудимая акцентуации, определяют такие качества как повышенной чувствительностью к несправедливости, недоверчивость, агрессивность, упрямство, раздражительность, властность и требовательность, что обусловливает проявление повышенной конфликтности и грубости в осуществлении разного рода социального
взаимодействия. Такие акцентуации характерны для подростков, выбирающих стратегию приспособления.
Детерминантой выбора сотрудничества как ведущей стратегии поведения в конфликте выступает такой тип акцентуации как гипертимическая. Это свидетельствует о наличии таких личностных качеств как склонность к риску, трудность в подчинении установленным нормам и требованиям.
Выбор компромиссной стратегии поведения вызван такими акцентуациями темперамента, как дистимическая и экзальтированная. В обществе дистимные подростки почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляет замечания после длительных пауз. В качестве наименьшей точки сопротивления можно выделить ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать неглубокие контакты со многими людьми и оперативно принимать решения. Они добросовестны и ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
Проявление экзальтированного типа акцентуаций в личности подростка характеризуется высокой привязанностью к близким друзьям, радостью за них, за их удачи. Причем данные переживания могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдающиеся восторженные порывы, не связанны с сугубо личными отношениями. Крайняя чувствительность по поводу печальных фактов, например, жалость, сострадание к несчастным людям, животным, способны довести такого подростка до отчаяния. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Именно в силу описанных выше личностных качеств подросток выбирает стратегию компромисса в конфликте.
Результаты нашего исследования могут послужить материалами для работы школьного психолога по работе с «трудными» подростками. Для этого нами были разработаны рекомендации по психологической работе, в 56
которой представлены основные способы работы с акцентуированными подростками в зависимости от выбираемой ими стратегии поведения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что изучение личностных характеристик в подростковом возрасте остаётся актуальной и очень важной темой для изучения. Так как психологические особенности поведения подростка влияют на все сферы его жизни, и выступают решающими факторами в становлении личности.
Итак, благодаря проведённому нами исследованию наша гипотеза о связи личностных качеств и стратегий поведения подтвердилась.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в
юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ, МЕХАНИЗМОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Влияние личностных качеств и особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ
РЕФЛЕКСИВНОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ KOНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024 - Индивидуально-личностные особенности участников буллинга в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



