Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №68677

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Концептуальный анализ исследований по проблеме конфликтного поведения подростков
1.1. Основные подходы к пониманию природы конфликта и
конфликтного поведения 7
1.2. Стратегии поведения подростков в конфликте 15
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 31
2.2. Результаты исследования, их анализ и интерпретация 34
2.3. Разработка рекомендаций психокоррекционной работы с
акцентуированными подростками 50
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение

Актуальность исследования. В современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают изменение ценностных ориентаций, приводящих к конфликту. Полученные на сегодняшний день эмпирические данные свидетельствуют о том, что на выбор стратегий поведения в конфликте влияет множество факторов, среди которых можно выделить такие личностные качества как акцентуации характера. Знание особенностей личности, лежащих в основе формирования выбора нерациональных стратегий поведения в конфликте, помогло бы строить более целенаправленные программы по профилактике нарушений поведения и выработке продуктивных стратегий в подростковом возрасте.
Исследованиями, связанными с личностными качествами занимались в разное время такие известные психологи, как Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов.
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе имеются достаточно большое количество определений понятия «конфликт». В самом общем виде конфликт понимают, как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей, как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
В разное время исследованием стратегий поведения в конфликтных ситуациях занимались зарубежные и отечественные исследователи. А. Смит (изучил конфликт как многоуровневое социальное явление), К. Левин (разработал теорию групповой динамики), К. Лоренц (разработал теории конфликта), К. Томас (стратегии поведения в конфликте), Л.А. Петровская (разработала подход об общей методологии конфликта), А. Н. Леонтьев и В. Н. Мясищев (разработали подход к внутриличностным конфликтам).
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, психологические особенности личности подростков, обуславливающих выбор тех или иных стратегий поведения в конфликте.
Проблема исследования: каков характер связи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте?
Объект исследования: конфликтное поведение подростков.
Предмет исследования: связь личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Цель работы: выявить характер связи личностных качеств
подростков и стратегий поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: стратегии поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте взаимосвязаны с акцентуациями характера подростка, а именно стратегия соперничества обусловлена демонстративной акцентуацией, стратегия избегания связана с эмотивной акцентуацией, компромиссная стратегия связана с экзальтированной акцентуацией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к пониманию природы конфликта и конфликтного поведения.
2. Проанализировать стратегии поведения подростков в конфликте.
3. Изучить исследования акцентуаций характера подростков.
4. Разработать и обосновать эмпирическую программу исследования
5. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования личностных качеств и стратегий конфликтного поведения подростков.
6. Разработать рекомендации по профилактике стратегий поведения акцентуированных подростков в конфликте.
Теоретическая основа исследования: конфликт как социально-психологический феномен, его сущность, структура и типология изучалась в трудах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, В.П. Ратникова, Н.И. Леонова, Е.А. Родионовой и др. Изучением понятия и типологии акцентуаций характера занимались такие специалисты как К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, В.И. Моросанова и др.
Методы исследования (по Б.Г. Ананьеву):
1) организационные;
2) эмпирические;
3) методы обработки данных;
4) методы математической статистики (Математико-статистическая обработка по критерию Пирсона при помощи пакета анализа данных Word Excel).
Методики исследования:
1. «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации», тест К.Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
2. Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика «Акцентуации личности».
База исследования: В исследовании приняли участие подростки МБОУ «Томаровской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области», 13 - 15 летнего возраста в количестве 66 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: оглавление, введение, 2 главы, список литературы (46 источников), заключение и приложения.
Практическая значимость исследования возможности использования результатов исследования школьными психологами и классными руководителями в своей работе по профилактике конфликтности учащихся. Результаты проведенного исследования могут также послужить материалами для подготовки к внеурочным занятиям в процессе обучения. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для преодоления межличностной конфликтности среди учащихся в школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время сильно возросла конфликтность в подростковом возрасте. И для решения данной проблемы необходимо изучение личностных качеств в этом возрастном периоде, а именно акцентуаций характера, так как они напрямую связаны с уровнем конфликтности. В нашей работе мы попытались выяснить, существует ли связь между акцентуациями характера и выбором стратегии поведения в конфликте.
В широком понимании конфликт - это противостояние или столкновение чего-то с чем-то. По мнению Ф.Е. Василюка основной задачей исследователей, занимающихся проблемой изучения конфликта является нахождение того что именно сталкивается в нём, и каков характер этого столкновения.
Акцентуация характера понимается как пограничное к норме состояние. По мнению К. Леонгарда люди с акцентуациями характера — это здоровые индивиды, но имеющие свои индивидуальные особенности, оказывающие влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
Результаты исследования говорят о существовании связи между выбором стратегии поведения и акцентуациями характера.
Демонстративная акцентуация характера связана со стратегией соперничества и обусловливает эгоцентричность, жажду признания. Зачастую подростки с данным типом акцентуации характеризуются богатой фантазией, лживостью, притворством, склонностью к авантюризму. Подростки с таким типом акцентуации выбирают сотрудничество как стратегию поведения.
Застревающая и возбудимая акцентуации, определяют такие качества как повышенной чувствительностью к несправедливости, недоверчивость, агрессивность, упрямство, раздражительность, властность и требовательность, что обусловливает проявление повышенной конфликтности и грубости в осуществлении разного рода социального
взаимодействия. Такие акцентуации характерны для подростков, выбирающих стратегию приспособления.
Детерминантой выбора сотрудничества как ведущей стратегии поведения в конфликте выступает такой тип акцентуации как гипертимическая. Это свидетельствует о наличии таких личностных качеств как склонность к риску, трудность в подчинении установленным нормам и требованиям.
Выбор компромиссной стратегии поведения вызван такими акцентуациями темперамента, как дистимическая и экзальтированная. В обществе дистимные подростки почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляет замечания после длительных пауз. В качестве наименьшей точки сопротивления можно выделить ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать неглубокие контакты со многими людьми и оперативно принимать решения. Они добросовестны и ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
Проявление экзальтированного типа акцентуаций в личности подростка характеризуется высокой привязанностью к близким друзьям, радостью за них, за их удачи. Причем данные переживания могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдающиеся восторженные порывы, не связанны с сугубо личными отношениями. Крайняя чувствительность по поводу печальных фактов, например, жалость, сострадание к несчастным людям, животным, способны довести такого подростка до отчаяния. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Именно в силу описанных выше личностных качеств подросток выбирает стратегию компромисса в конфликте.
Результаты нашего исследования могут послужить материалами для работы школьного психолога по работе с «трудными» подростками. Для этого нами были разработаны рекомендации по психологической работе, в 56
которой представлены основные способы работы с акцентуированными подростками в зависимости от выбираемой ими стратегии поведения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что изучение личностных характеристик в подростковом возрасте остаётся актуальной и очень важной темой для изучения. Так как психологические особенности поведения подростка влияют на все сферы его жизни, и выступают решающими факторами в становлении личности.
Итак, благодаря проведённому нами исследованию наша гипотеза о связи личностных качеств и стратегий поведения подтвердилась.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 303 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я.Анцупов. - М.: ЮНИТИ, 2008. — 98 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова - М.: ЮНИТИ. - 2009. - 201 с.
4. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М.Бабосов. - СПб.: ТетраИздат, 2009. - 112 с.
5. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность личности: дис. канд. психол. наук / М. В. Башкин. — Ярославль: ЯрГУ, 2009. — 242 с
6. Богданов, Г.Ф. Конфликты и их разрешение // Я вхожу в мир искусств, 2011 г., № 12, 113-119 с.
7. Бодалев, А.А. Психология личности / А.А.Бодалев. - М.: Инфра, 2009. - 215 с.
8. Бодалев, А.А. Психологическую науку на службу практике /
А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.В. Лучков // Вопросы психологии. 2007. № 4.
9. Бойко, В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально¬
психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.
10. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт. 2-е изд.- Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк - Новосибирск: Наука,1989. - 154с.
11. Братченко, С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 2008. - 119 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е.Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 2006. - 139 с.
13. Головичева, Л. От конфликта к примирению // Школьный психолог, 2013 г., № 6, 55-57 с.
14. Гришина, Н.В. Психологические детерминанты конфликтности // Социально-психологические проблемы подростков / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 2009. - 117 с.
15. Донцов, А.И., Полозова Т.А. Психологические детерминанты
конфликтности подростков // Психологический журнал. 2008. Т. 1. № 6.
16. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.А.Титаренко - Киев, 2009. - 55 с.
17. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В.Дмитриев. - М.: Гардарики, 2008. - 199 с.
18. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. / О.П.Елисеев. - СПб.: Питер, 2008. - 512с.
19. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М.Емельянов. - СПб.: Питер, 2006. - 95 с.
20. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М.Емельянов. - СПб.: Питер, 2009 г., 384 с
21. Ершов, А.А. Личность и коллектив / А.А.Ершов. - М.: Знание, 2000. - 40 с.
22. Социальный конфликт. - М., Академия, 2008. - 192 с.
23. Зайченко, Н.У. Конфликт в контексте развития субъекта // Мир психологии, 2012 г., № 2, 152-163 с.
24. Здравомыслов, А.Г. «Социология конфликта» / А.Г.Здравомыслов. - М.: Аспект-Пресс, 1996. — 317 с.
25. Каландарова, З. И. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях студентов различных факультетов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.- практ. конф. № 2(17). RL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 08.06.2016)
26. Карташев, С. Конфликтология: теория и практика конфликтов / Под ред. С. Карташева, Кишинев, 2007. - 92 с.
21. Ковалев, А.Г. Психология личности, изд. 3-е. / А.Г.Ковалев. - М.:
Просвещение, 2010. - 323 с.
28. Кречмер, Э. Теория темпераментов. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 2-е изд. - М.: ЧеРо ; М.: МПСИ, 2002. - 351 с.
29. Крутецкий, В.А. Психология / В.А.Крутецкий. - М.,: Просвещение, 2008. - 201 с.
30. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков / А.Е.Личко. - М.: Медицина, 2008. - 185 с.
31. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К.Леонгард. - М.: Феникс, 2002. - 544 с.
32. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения / Н. И. Леонов. — СПб. : Питер, 2005. — 240 с.
33. Ломов, Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии //
Психологический журнал. 1980. Т. 1. С. 8-20.
34. Лурия, А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное
изучение дезорганизации поведения человека / Под общей ред. В. И. Белопольского. М.: «Когито-Центр», 2002 г., 527 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Москва, 2006. - 184 с.
36. Наконечная, О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков / О.В.Наконечная. - М.: Просвет, 2010. - 236 с.
31. Петровская, Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности
/ Л. А. Петровская // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. — 1991. — № 4.
— С. 41-45.
38. Реан, А.А. Психология подростка / А.А.Реан. - СПб.: Еврознак, 2009.
- 337 с.
39. Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Г. Скотт. - М.: Внешторгиздат, 2001. - 104 с.
40. Соснин, В.А, Красникова Е.А. «Социальная психология» Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. — 336 с.
41. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ / К.Хорни. - М: Прогресс, 2005. - 208 с.
42. Черкасова, Т.В. Конфликты подростков / Т.В.Черкасова. - М.:
Просвещение, 2010. - 98 с.
43. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И.Хасан. -
СПб: Питер, 2003 г., 256 с.
44. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П.Шейнов. - М.: Просвет, 2009. - 210 с.
45. Эльконин, Б.Д. «Психология развития»: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконик. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001. — 144 с.
46. Тест-опросник Шмишека он-лайн. Адрес страницы в интеренете: http://infamed.com/psy/alt 19_1.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ