РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей
раннего возраста с детским церебральным параличом 13
1.3. Анализ эффективных методов для развития коммуникативной
деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ 26
2.1. Организация исследования уровня сформированности
коммуникативных навыков у детей раннего возраста с детским церебральным параличом 26
2.2. Методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным
параличом 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей
раннего возраста с детским церебральным параличом 13
1.3. Анализ эффективных методов для развития коммуникативной
деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ 26
2.1. Организация исследования уровня сформированности
коммуникативных навыков у детей раннего возраста с детским церебральным параличом 26
2.2. Методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным
параличом 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Проблемы нарушения общения ребенка с детским церебральным параличом со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с детским церебральным параличом изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., Шипициной Л.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с детским церебральным параличом.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной
деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом .
Предмет исследования: методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой, развитие коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом будет проходить успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
-будут своевременно выявлены особенности развития
коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
-будет организованна систематическая и поэтапная работа по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
-будут включены родители в образовательный процесс.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
2. Организовать исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
3. Разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
Теоретико-методологической основой нашей работы явились: концепция общей теории систем и системной организации научных исследований (О. Л. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, И. В. Блауберг, В. П. Зинченко, М. С. Каган, В. В. Коркунов, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); основные положения теории развития нормальных и детей с детским церебральным параличом (Л. С. Выготский, П. Я. Трошин и др.); концепция деятельности (А. Н. Леонтьев); исследования детского общения, в том числе и диалогического общения (М.И. Лисина, Н.И. Лепская, А.Г. Рузская, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, С.Н. Цейтлин); учение об этапах развития предметных действий (Д. Б. Эльконин); исследованием и преодолением нарушений речевого развития (Е.Ф. Архипова, Л.Д. Данилова, М.И. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Е.Н. Правдина-Винарская, О.Г. Приходько, ИЛ. Смирнова, Л.Б. Халилова и др.); оказания ранней педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями, как условие эффективного преодоления и коррекции в развитии коммуникативной деятельности (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
-метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №12 г. Белгорода.
Проблемы нарушения общения ребенка с детским церебральным параличом со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с детским церебральным параличом изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., Шипициной Л.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с детским церебральным параличом.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной
деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом .
Предмет исследования: методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой, развитие коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом будет проходить успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
-будут своевременно выявлены особенности развития
коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
-будет организованна систематическая и поэтапная работа по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
-будут включены родители в образовательный процесс.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
2. Организовать исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
3. Разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
Теоретико-методологической основой нашей работы явились: концепция общей теории систем и системной организации научных исследований (О. Л. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, И. В. Блауберг, В. П. Зинченко, М. С. Каган, В. В. Коркунов, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); основные положения теории развития нормальных и детей с детским церебральным параличом (Л. С. Выготский, П. Я. Трошин и др.); концепция деятельности (А. Н. Леонтьев); исследования детского общения, в том числе и диалогического общения (М.И. Лисина, Н.И. Лепская, А.Г. Рузская, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, С.Н. Цейтлин); учение об этапах развития предметных действий (Д. Б. Эльконин); исследованием и преодолением нарушений речевого развития (Е.Ф. Архипова, Л.Д. Данилова, М.И. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Е.Н. Правдина-Винарская, О.Г. Приходько, ИЛ. Смирнова, Л.Б. Халилова и др.); оказания ранней педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями, как условие эффективного преодоления и коррекции в развитии коммуникативной деятельности (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
-метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №12 г. Белгорода.
Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. Детский церебральный паралич развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом детским церебральным параличом является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течен е жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
Проанализировав результаты можно сделать вывод о том, что у большинства детей плохо сформирован уровень речевой коммуникации и уровень связанной речи.
Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога. Но следует отметить, что дети были более активны в процессе проведения методике по изучению уровня речевой коммуникации.
Полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы данные, обозначили необходимость совершенствования коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Коррекционно-педагогические работы мы предлагаем проводить последовательно, систематически, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с включен ем в сказку.
Работу мы предполагаем, проводить виде 3-х блоков:
1 блок - познавательный. Цель: формировать предпосылки к восприятию сказки;
2 блок - основной. Цель: обучение запоминанию сюжета сказки и формировать умение слушать и понимать текст сказки;
3 блок - заключительный. Цель: обучать воспроизведению сказок.
Кроме того, необходимо отметить, что одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков на наш взгляд является совместная работа педагога и родителей, их взаимодействие. Для этого педагоги проводят консультации, дают анкеты для родителе и предоставляют информационные стенды.
Таким образом цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
Проанализировав результаты можно сделать вывод о том, что у большинства детей плохо сформирован уровень речевой коммуникации и уровень связанной речи.
Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога. Но следует отметить, что дети были более активны в процессе проведения методике по изучению уровня речевой коммуникации.
Полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы данные, обозначили необходимость совершенствования коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Коррекционно-педагогические работы мы предлагаем проводить последовательно, систематически, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с включен ем в сказку.
Работу мы предполагаем, проводить виде 3-х блоков:
1 блок - познавательный. Цель: формировать предпосылки к восприятию сказки;
2 блок - основной. Цель: обучение запоминанию сюжета сказки и формировать умение слушать и понимать текст сказки;
3 блок - заключительный. Цель: обучать воспроизведению сказок.
Кроме того, необходимо отметить, что одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков на наш взгляд является совместная работа педагога и родителей, их взаимодействие. Для этого педагоги проводят консультации, дают анкеты для родителе и предоставляют информационные стенды.
Таким образом цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Полисенсорный подход как условие развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление задержки
речевого развития у детей раннего
возраста средствами сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности психолого-педагогического изучения общения с детьми ДЦП (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Формирование фразовой речи с использованием лего-технологии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня и детским церебральным параличом
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2015



