Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Работа №68670

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей
раннего возраста с детским церебральным параличом 13
1.3. Анализ эффективных методов для развития коммуникативной
деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ 26
2.1. Организация исследования уровня сформированности
коммуникативных навыков у детей раннего возраста с детским церебральным параличом 26
2.2. Методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным
параличом 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ


Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Проблемы нарушения общения ребенка с детским церебральным параличом со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с детским церебральным параличом изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., Шипициной Л.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с детским церебральным параличом.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной
деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом .
Предмет исследования: методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой, развитие коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом будет проходить успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
-будут своевременно выявлены особенности развития
коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
-будет организованна систематическая и поэтапная работа по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
-будут включены родители в образовательный процесс.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
2. Организовать исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
3. Разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом;
Теоретико-методологической основой нашей работы явились: концепция общей теории систем и системной организации научных исследований (О. Л. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, И. В. Блауберг, В. П. Зинченко, М. С. Каган, В. В. Коркунов, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); основные положения теории развития нормальных и детей с детским церебральным параличом (Л. С. Выготский, П. Я. Трошин и др.); концепция деятельности (А. Н. Леонтьев); исследования детского общения, в том числе и диалогического общения (М.И. Лисина, Н.И. Лепская, А.Г. Рузская, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, С.Н. Цейтлин); учение об этапах развития предметных действий (Д. Б. Эльконин); исследованием и преодолением нарушений речевого развития (Е.Ф. Архипова, Л.Д. Данилова, М.И. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Е.Н. Правдина-Винарская, О.Г. Приходько, ИЛ. Смирнова, Л.Б. Халилова и др.); оказания ранней педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями, как условие эффективного преодоления и коррекции в развитии коммуникативной деятельности (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
-метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №12 г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. Детский церебральный паралич развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом детским церебральным параличом является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течен е жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
Проанализировав результаты можно сделать вывод о том, что у большинства детей плохо сформирован уровень речевой коммуникации и уровень связанной речи.
Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога. Но следует отметить, что дети были более активны в процессе проведения методике по изучению уровня речевой коммуникации.
Полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы данные, обозначили необходимость совершенствования коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Коррекционно-педагогические работы мы предлагаем проводить последовательно, систематически, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с включен ем в сказку.
Работу мы предполагаем, проводить виде 3-х блоков:
1 блок - познавательный. Цель: формировать предпосылки к восприятию сказки;
2 блок - основной. Цель: обучение запоминанию сюжета сказки и формировать умение слушать и понимать текст сказки;
3 блок - заключительный. Цель: обучать воспроизведению сказок.
Кроме того, необходимо отметить, что одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков на наш взгляд является совместная работа педагога и родителей, их взаимодействие. Для этого педагоги проводят консультации, дают анкеты для родителе и предоставляют информационные стенды.
Таким образом цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.



1. Е.Ф. Архипова, [Текст] // Коррекционная работа с детьми с
церебральным параличом. / М., 1989- с. 109.
2. Е.Ф. Архипова, [Текст] // Коррекционная работа с детьми с
церебральным параличом // М., Просвещение, 1989- с.121.
3. К., Акош, М. Акош, [Текст] // Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей.//Пер. с англ. С. Вишневской. М., 1994- с.123.
4. Л.С. Выгодский, [Текст] // Развитие высших психических функций. //М., 1960- с.145.
5. Н.А. Ермоленко, И.А. Скворцов, А.Ф. Неретина, [Текст] // Клинико - психологический анализ развития, двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами. // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, с. 19 - с.23.
6. М.В. Ипполитова, [Текст] // Коррекционно - воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. //Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. М., 1985, С. 214 - с.223.
7. М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, [Текст] // Нарушение речи у детей с церебральным параличом. //М., 1985- с.45.
8. В.М.Ивановой, [Текст] // Программа «Сказка» // 2002. - с. 12.
9. М.И. Лисина, [Текст] // Общение, личность и психика ребенка. //-М., Воронеж, 2001. - с.165.
10. М.И. Лисиной, [Текст] // Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. // под ред.. - М.: Педагогика, 1985. - с.208.
11. Н.Н. Малофеев, [Текст] // Характеристика лексического запаса у детей с церебральным параличом. // Дефектология, 1985, № 1 с. 29 - с.33.
12. И.И. Мамайчук, [Текст] // Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом. // Дефектология, 1976, № 3- с.77.
13. Е.М. Мастюкова, [Текст] // О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами. // Дефектология, 1973, №
6- с.87.
14.. Е.М. Мастюкова, [Текст] // Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий. // Дефектология, 1979, № 3- с.98.
15. Е.М. Мастюкова, [Текст] // Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе.// Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989, с. 419 - с. 436.
16. Н.Я. Михайленко, [Текст] //Организация сюжетной игры в детском саду. //- М.: Гном и Д, 2000. - с.96.
17. И.Ф. Марковская, [Текст] //Методы обследования речи. //В сборнике: Задержка психического развития. 2002 - с. 23.
18. Е.В. Никифорова, [Текст] //Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками.// Дефектология. - 1997. - № 3. - С. 57- с.62.
19. Н.К. Онипенко, [Текст] // Первые речевые акты: обращения и побуждения в речи ребенка. // Детская речь: Лингвистический аспект: Сб.науч. трудов / ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - С. 106- с.
112.
20. М.А. Поваляева [Текст] //Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс»// 2002. - с.448.
21. О.Г. Приходько [Текст] //Специальное образование лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата.// Специальная педагогика - М., Академия, 2000, с. 31 - с. 32.
22. О.Г. Приходько, [Текст] // Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата. // Специальная дошкольная педагогика,/ М., Академия, 2001, с. 183 - с.219.
23. М.А. Поваляева [Текст] // Справочник логопеда .// Ростов - на - Дону, 2006- с.60.
24. И.А. Смирнова, [Текст] // Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно - методическое пособие. // СПб., 2003- с.79.
25. Л.Ф. Спирова, [Текст] // Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.//М., 1980- с.77.
26. К.А. Семенова, Н.М Махмудова, [Текст] //Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. // Ташкент, 1979- с.88.
27. К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин, [Текст] // Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей //М., 1972. - с.98.
28. Т. Слама-Казаку, [Текст] // Некоторые особенности диалога
маленьких детей .// Вопросы психологии. - 1961. - № 2. - С. 97- с. 106.
29 О.А.. Слинько, [Текст] // К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи. //Дефектология. - 1992. - № 1. - С. 62- с. 67.
30. Л.Г. Соловьева, [Текст] //Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 62- с. 66.
31. М.А. Степанова, [Текст] //Развитие форм и функций речи
дошкольников в игровой деятельности. Автореферат....к.пед.н.// - М.:
ПРОМЕДИЯ, 1987. - с.25
32. Л.Б. Халилова, [Текст] // Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом. // Дефектология, 1986, № 5, с. 46.
33. Л.Б. Халилова. [Текст] //Психолингвистика и современная логопедия./ /- М.: ИД «Экономика и финансы», 1997. - с.304.
34. Л.М. Шипицина, [Текст] // Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог - педагогическое медико - социальное сопровождение развития ребенка. / / СПб., 2001, с. 15 - с.19.
35. Л.М. Шипицина, [Текст] //Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии.// Дефектология, 1999, № 1- с.67.
36. Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Л.А. Данилова, И.А. Смирнова, [Текст] //Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии.//СПб., Образование, 1995, с. 80.
37. Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук, [Текст] //Детский церебральный паралич. // М. 1986, № 5, с. 46.
38. Л.М. Шипицина, [Текст] // Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. Методические рекомендации.// М. - СПб., НВТ «БИМК - Д», 1998- с.90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ