ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Экологическая развивающая среда дошкольного учреждения: сущность,
принципы организации, структура 8
1.2. Теоретические подходы к исследованию проблемы проектирования экологической развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 20
1.3. Алгоритм проектирования экологической развивающей среды в дошкольном учреждении 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.1. Анализ состояния проблемы проектирования экологической развиваю¬
щей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в педагогической практике 37
2.2. Проект экологической развивающей среды дошкольного учреждения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
В настоящее время, организация современного педагогического процесса в дошкольном образовании, характеризуется поиском решений актуальных проблем и задач для первой ступени образования. Система образования в Российской Федерации качественно изменяется, выдвигая на первый
план дошкольный возраст. Именно дошкольный период детства рассматривался отечественными и зарубежными учеными и педагогами как сенситивный, использующийся для формирования и развития базовых качеств личности.
Следовательно, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), качественно влияет на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и выдвигает новые требования к развивающей предметно – пространственной среде. На первый план выходит необходимость переосмысления
подходов к организации развивающей предметно – пространственной среды
дошкольного образовательного учреждения вообще и экологической развивающей среды – в частности. Поэтому, правильно спроектированная экологическая развивающая среда, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, будет являться одним из главных критериев оценки качества экологического
образования.
Исследованием общих проблем развивающей среды занимались отечественные ученые И.А. Колесникова (18), Ю.С. Мануйлов (27), Л.И. Новикова(34) и др.
Вопросами развивающей предметной среды в дошкольном учреждении
занимались С.Л. Новоселова (35), В.А. Петровский (43) и др.
Исследованием экологической развивающей среды в дошкольном
учреждении занимались такие отечественные ученые – педагоги С.Н. Николаева (31), Н.А. Рыжова (48).4
Многие отечественные ученые – психологи, такие как Л.С. Выготский(6), Н.Н. Поддъяков и др., обращали внимание на тот факт, что ребенок
развивается посредством окружающего его предметного мира, а не только в
определенной деятельности.
Известный зарубежный педагог И.Г. Песталоцци (40) отмечал значение предметной среды в обучении детей. Он считал, что чем ближе ребенок
взаимодействует с окружающими его предметами, тем более четкие и прочные представления он может получить.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях реализуется
предметно – средовая модель образовательного процесса, которая требует, в
свою очередь, грамотную организацию среды. Эта среда должна обеспечивать как совместную деятельность взрослого и ребенка, так и самостоятельную деятельность дошкольников.
Правильно организованная экологическая среда может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, выполнять развивающую,
познавательную, эстетическую, нравственную функции. В связи с этим представляется актуальным вопрос ее проектирования.
Изучением проблемы проектирования в области педагогики занимались такие отечественные и зарубежные авторы, как В.И. Загвязинский (11),
А.А. Измайлова (14), Е.А. Крюкова (14), Н.В. Кузьмина (20), Л. Тонда (52),
И. Пейша (52), А.А.Петренко (41), Н.О. Яковлева (50) и др.
В настоящее время одним из приоритетных подходов к исследованию
проблемы организации проектирования предметно – развивающей среды является средовой. Изучением сущности и особенностей средового подхода в
образовательном процессе занимались такие отечественные исследователи,
как Ю.С. Мануйлов (24), Л.И. Новикова (34) и др.
Исследованием проблемы проектирования среды в дошкольном учреждении занимались такие отечественные исследователи как Е.А. Алисов (60),5
Г.В. Зайцева (61), А.О. Кравцов (62), А.И. Садретдинова (63), А.К. Сорина(64) и др.
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему нашего
исследования: «Проектирование экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Проблема исследования заключается в разработке, теоретическом
обосновании и реализации проекта экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования – процесс проектирования экологической развивающей среды дошкольного учреждения.
Предмет исследования – педагогический проект экологической развивающей среды дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что проектирование экологической развивающей среды дошкольного учреждения будет способствовать экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, если:
- в основе проектирования будут лежать средовой и деятельностный
подходы;
- проект экологической развивающей среды будет представлен взаимодействием участников педагогического процесса;
- при условии разработки алгоритма проектирования экологической
развивающей среды в дошкольном учреждении.
Решение проблемы проектирования экологической развивающей среды
дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО является актуальным и
имеет важное значение для системы экологического образования дошкольников.
Анализ специальной литературы позволяет констатировать тот факт,
что в результате качественного изменения подходов к образованию произошли изменения в требованиях к организации экологической развивающей
среды в дошкольном учреждении. При проектировании данной среды необходимо своевременное повышение экологической компетентности не только
педагогов, но и родителей.
Вышеизложенные факты, а также результаты эмпирического исследования по изучаемой проблеме позволили сделать вывод о том, что при проектировании экологической развивающей среды необходимо учитывать социальный тип и индивидуальность каждого ребенка, а также обогащение экологической среды позволяет опосредованно управлять экологическим развитием ребенка.
Это обусловило необходимость исследования и решения проблемы
проектирования экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО, на что и было направлено предпринятое
нами исследование. В процессе его проведения получены следующие научные выводы и практические результаты.
Анализ философской, психологической, педагогической и специальной
литературы позволил рассмотреть понятие: «среда», с точки зрения средового подхода. Мы определили термин «среда» как окружение ребенка, создание
которой должно способствовать развитию разнообразных форм деятельности, опосредованно влиять на развитие личности и способствовать комфортному пребыванию в ней.67
Рассмотрев понятие «среда» с разных сторон, мы приходим к выводу,
что существует многообразие видов «сред»: психологическая, окружающая,
образовательная и т.д.
В нашем исследовании специальное внимание уделялось понятию
«экологическая развивающая среда». Анализ различных подходов к определению исследуемого понятия показал, что «экологическая развивающая среда» характеризуется как окружающий мир, среда обитания и деятельности
человека (Т.А. Серебрякова); совокупность всех материальных тел, сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека,
находящиеся в непосредственном контакте с живыми организмами (А.В. Хуторской); конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при
этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада
знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается (С.Н. Николаева).
Исходя из этих характеристик, мы рассматриваем «экологическую развивающую среду» как систему определенных экологических зон на территории и в помещении, которые способствуют экологическому развитию детей
(С.Н. Николаева).
«Средовой подход» мы определили, как подход со стороны среды, которая выступает фактором развития личности, при условии целенаправленного управления этим процессом (Ю.С. Мануйлов).
1. Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образо¬вания в интересах устойчивого развития [Текст] / Под ред. Г. А. Ягодина. - М: МИОО, 2010. - 192 с.
2. Батышев С.Я., Новиков А.М. (ред.) Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям [Текст]. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. - 456 с.
3. Большой толковый словарь русского языка [Текст]. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской ре¬дакции 2014 года.
4. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 368 с.
5. Быстряков И.К., Меерсон Е.А., Карякина Т.Н. Социальная экология: Курс лекций [Текст] / Под общ.ред. Е.А. Меерсон. — Волгоград: Изд - во Волгоградского государственного университета, 1999. — 256с.
6. Выготский Л.С. Детская психология [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - 432с.
7. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поко¬ления [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПБ.: Питер, 2013. - 464с.: ил.
8. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. Пособие [Текст]; Казан. гос. технол. ун-т. — Казань, 2004. - 212с.
9. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования [Текст] /Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Логос, 2001. - 224с.
10. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриа¬та/ Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н.А.; под общ. ред. Н.В.Микляевой [Текст]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издетельство Юрайт, 2015. — 496 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
11. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций [Текст] / В.И. Загвязинский. - Челябинск: ЧПИ, 1990. - 98с.
12. Земля - кормилица Белгородчины: Учебное пособие: Материалы, методические разработки и рекомендации воспитателям дошкольных образо¬вательных учреждений для работы по экологическому образованию и разви¬тию детей дошкольного возраста (региональный аспект); БелГУ; Управление образования администрации г. Белгорода; Под ред. В.В. Марковой и Л.В. Шинкаревой; Авт-сост.: А.П. Полыгина, Н.С. Татаренко, С.Н. Шаповалова; Рец.: Т.Ю. Гущина, А.В. Зарубин; БелГУ [Текст]. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2005. - 212 с.. - Библиогр.: с. 199.- Прил.: с. 200- 211.
13. Зинченко В.П. (при участии Горбова С. Ф., Гордеевой Н. Д.) Психо¬логические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построе¬ния системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): Учеб.пособие [Текст]. — М.: Гардарики, 2002. — 431с.
14. Измайлова А.А. Системное педагогическое проектирование. Ч.1. Общие теоретические основы: учеб.пособие [Текст] / А.А. Измайлова. - Но-восибирск: Изд-воНГТУ, 1998. - 41с.
15. Канн-Калик В.А. Педагогическое творчество [Текст] / В.А. Канн- Калик, Н.Д. Никандров.- М., Педагогика. 1990. - 144с.
16. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Ана¬лиз зарубежного опыта [Текст]. М., 1989.
17. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения [Текст] // Советская педагогика. 1994. - № 4.
18. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений. [Текст]/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова— Сибирская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288с.
19. Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28 февраля 2014 года № 08 - 249 [Текст].
20. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л., Изд- во Ленинградского ун- та, 1970. - 114с.
21. Леонтьев А. Н. Понятие о среде в педологических работах Л.С. Вы¬готского (критическое исследование) [Текст] // Вопросы психологии 1998.- №1.- С.108-127.
22. Леонтьев А.Н. - Учение о среде в педологических работах Л.С. Вы¬готского [Текст] // Психологическая наука и образование, 1998. - № 1. - С. 5¬21.
23. Личность - среда - управление: Материалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профес¬сор Ю.С. Мануйлов [Текст]. - Н. Новгород, 2010. - 177с. - С. 24 - 27.
24. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в вос¬питании [Текст]//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова.- 2008.- С. 14 - 16.
25. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст]. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. - М., 1998. - С. 22-23.
26. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст]. - М. - Нижний Новгород, 2002. - С. 126.
27. Мануйлов Ю.С. Среда в ретроспективе социального воспитания [Текст] // Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2008.- № 1.- С. 22-23.
28. Маркович ДЖ.Маркович Д.Ж., Жуков В.И., Бганба—Церера В.Р. Социальная экология: Учебное пособие [Текст]. — М.: Изд-во МГСУ «Со-юз».- 1998.— 339 с.
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, дет¬ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип [Текст]. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
30. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. [Текст]. М.: Просвещение: Владос, 1994. - Кн. 2. - 496с.
31. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольни-ков [Текст]. Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. —184с.
32. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошколь-ников [Текст]. - М.: Новая школа, 1993. - 16с.
33. Николаева С. Н. Юный эколог [Текст]// Дошкольное воспитание. - 1994.- №9 -12.
34. Новикова Л.И. Школа и среда [Текст]. - М.: Знание, 1985. - 80с.
35. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические ре-комендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развиваю-щей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплек-сах Л.Н. Павлова [Текст]. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. - 119с.
36. Новоселова С.Л. Развивающая предметно - игровая среда [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.- С. 76.
37. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и прак-тика обучения языкам) [Текст]. Авторы Азимов Э. Г. , Щукин А. Н. Печатное издание М.: Издательство ИКАР, 2009.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов [Текст] / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984. - 816с.
39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / под ред. С. А. Смирнова. — М., 2000. - 512с.
40. Песталоцци И. Г. Избр.пед. произв.: в 3 т. [Текст] .М.: Педагогика, 1965. - Т.3.-640с.
41. Петренко А.А. Технология проектирования развития образователь¬ных систем [Текст] // Педагогическое образование и наука. 2012. - №4. - С. 87-89.
42. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]. - М.: Науч.-метод.объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993. - 102с.
43. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов: учеб.пособие для вузов [Текст]/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365с.
44. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утвер¬ждении федерального государственного образовательного стандарта до¬школьного образования» [Текст].
45. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, тер¬мины, актуальная лексика [Текст]. — М.: НМЦСПО. С.М. Вишнякова. - 1999.
46. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003. - С. 112.
47. Рыжова Н. А. Наш дом - природа: Учеб.метод.комплекс по эко- лог.образованию дошкольников [Текст]. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. - 56с.
48. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]. М.:Линка-Пресс, 2004. - 174с.
49. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном воз-расте / учеб.пособие для студ. вузов [Текст] / Т. А. Серебрякова. - М/AcademiA, 2006. - 206с.
50. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. A.M. Прохорова. 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 1263.
51. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е. С. Рапаце- вич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928с.
52. Тонда Л. Методологические аспекты системного проектирования [Текст] / Л. Тонда, И. Пейша // Вопросы философии. - 1987.- №2. - С. 87- 90.
53. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.- сост. Е.Ф.Губский и др., 2003.
54. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст] / Хуторской А. В. - СПб.:Питер, 2001. - 544с.
50. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен [Текст] // Педагогика . 2002.- № 10. - С. 8 -14.
51. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектиро¬ванию [Текст]. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
52. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Педагогическая концепция детского
коллектива (Электронный ресурс). Режим доступа:
www.voppsy.ru/authors/KURAKIAT.htm
53. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии (Элек-тронный ресурс). Режим доступа bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter3-16.php
Электронный ресурс:
54. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/744/
55. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl sch2.cgi7RTvwgirltol
5 6. http: //www.center-yf.ru/data/ip/Upravlenche skie-re sheniya. php
57. Серебрякова Т.А. Экспериментальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnyy-podhod-k- vospitaniyu-osnov-tsennostnogo-otnosheniya-k-prirode-u-detey-doshkolnogo- vozrasta#ixzz4547ZCKAp
58. Методические рекомендации для педагогических работников до-школьных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Текст]. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-contenl/uploads/2014/07/Metod recomendacii.pdf
59. Жаркова Н. А. Организационные и психолого-педагогические усло¬вия педагогического проектирования при реализации компетентностного подхода к образованию [Текст] // Известия Тульского государственного уни¬верситета. Гуманитарные науки. - 2008. - № 2. - с. 266 - 276. Режим досту¬па: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-i-psihologo-pedagogicheskie- usloviya-pedagogicheskogo-proektirovaniya-pri-realizatsii-kompetentnostnogo- podhoda-k#ixzz4C8boZVrf
60. Алисов Е. А. Педагогическое проектирование экологически без-опасной образовательной среды [Текст]. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovanie-ekologicheski- bezopasnoi-obrazovatelnoi-sredy#ixzz4CIwftqAD
61. Зайцева Г. В. Общая педагогика, история педагогики и образования [Текст]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe- proektirovanie-obrazovatelnoi-sredy-professionalnoi-podgotovki-sotrudnikov- u#ixzz4CIoXFXsH
62. Кравцов А. О. Проектирование воспитательной системы школы в
контексте поликритериального подхода к анализу педагогической действи-тельности [Текст]. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/proektirovanie-vospitatelnoi-sistemy-shkoly-v- kontekste-polikriterialnogo-podkhoda-k-analizu#ixzz4CIkOf9LE
63. Садретдинова А.И. [Диссертация] Теоретические основы проекти-рования образовательной среды в доу в контек¬
сте безопасности жизнедеятельности детей [Текст]. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovame- obrazovatelnoi-sredy-formirovaniya-kultury-bezopasnosti-zhizn#ixzz4CIsUOF2Q
64. Сорина А. К. Проектирование образовательной среды дошкольного
образовательного учреждения [Текст]. Режим досту-
nа:http://www.dissercat.com/content/proektirovanie-obrazovatelnoi-sredy- doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya#ixzz4CIqr0622
65. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно¬эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Режим досту¬
па: http://base.garant.ru/70414724/#ixzz4CZqmXssD