ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие «навыка чтения» и условия его успешного 7
формирования
1.2. Особенности функционального базиса навыка чтения у детей с 7
общим недоразвитием речи
1.3. Современное состояние вопросов методики формирования 14
навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Глава 2. Методические основы формирования навыка чтения у 18
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Исследование функционального базиса навыка чтения у старших 26
дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка чтения 26 у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи
Заключение 32
Список использованной литературы 43
Приложение 45
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие «навыка чтения» и условия его успешного 7
формирования
1.2. Особенности функционального базиса навыка чтения у детей с 7
общим недоразвитием речи
1.3. Современное состояние вопросов методики формирования 14
навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Глава 2. Методические основы формирования навыка чтения у 18
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Исследование функционального базиса навыка чтения у старших 26
дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка чтения 26 у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи
Заключение 32
Список использованной литературы 43
Приложение 45
Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню подготовки детей, поступающих в общеобразовательные школы. По оценкам психологов на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, один из главных факторов - овладение навыком чтения.
В ряде исследований (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Р.И. Лалаева и др.) показано, что процент детей, недостаточно овладевших
первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет.
Чтение - один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
Проблема готовности к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи в современной коррекционной педагогике обсуждается достаточно остро. В отличие от нормально развивающихся ребят дети с общим недоразвитием речи к началу обучения чтению не обладают
необходимыми речевыми умениями и навыками. Исследователями отмечаются особенности вербального компонента навыка чтения, обусловленные недостаточной сформированностью фонетических,
семантических и грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативной способности в целом, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств, (Л.Р. Давидович, В.К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, С.Н. Шаховская и др.). Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина и др. указывают на недостаточную подготовленность детей к необходимым для чтения операциям звукобуквенного анализа и синтеза, несформированность механизмов внимания, восприятия, памяти, т.е. психических процессов, которые составляют невербальный компонент базиса чтения.
В ряде исследований описаны трудности, обусловленные сложностью самого процесса обучения чтению. Например, такие фонетические и языковые единицы как «гласный звук», «буква», «слог» и т.д. носят абстрактно-символический характер и требуют соответствующего уровня развития понятийного и дискретно-логического мышления,
сформированности функционального базиса чтения (О.Б. Иншакова, А.В.Огаркина, И.В.Красильникова и др.).
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Ребенок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению.
На основании этого особую актуальность приобретает проблема выявления трудностей в формировании навыка чтения у детей с речевыми нарушениями и также обоснованное использование профилактических мер для оказания помощи каждому ребенку.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы формирования навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет определить проблему, гипотезу цель, предмет, объект, и задачи исследования.
Цель исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования навыка чтения у старших дошкольников с ОНР.
формированию навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза - работа по формированию навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективней, если будет организована на основе принципов ведущей деятельности, системности, комплексного подхода. Работа должно быть выстроена поэтапно на правильно произносимом материале.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать наличие особенностей
функционального базиса навыка чтения у детей ОНР.
3. Изучить особенности функционального базиса навыка чтения у детей с ОНР.
4. Разработать методические рекомендации по формированию навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретико-методологическая база:
- культурно-историческая теория Л.С Выготского, в частности, его представления о социальном генезе чтения, являющегося одной из высших психических функций (ВПФ);
- основные положения психолингвистической теории речевой деятельности, выдвинутые А.А. Леонтьевым;
- фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации ВПФ (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Т.Г. Визель и др.);
- принцип общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексный подход к его изучению (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя и др.);
- концепции коррекции речи, и в частности, чтения, представленные в трудах ведущих дефектологов и логопедов (Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун,
Р.И. Лалаева);
- исследование формирования первоначальных навыков чтения у детей с нарушениями речи и обеспечение дифференцированного подхода в процессе обучения чтению (А.В. Лагутина)
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение,
педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
База исследования: МБДОУ д/с комбинированного вида № 82 г.
Белгорода.
В ряде исследований (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Р.И. Лалаева и др.) показано, что процент детей, недостаточно овладевших
первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет.
Чтение - один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
Проблема готовности к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи в современной коррекционной педагогике обсуждается достаточно остро. В отличие от нормально развивающихся ребят дети с общим недоразвитием речи к началу обучения чтению не обладают
необходимыми речевыми умениями и навыками. Исследователями отмечаются особенности вербального компонента навыка чтения, обусловленные недостаточной сформированностью фонетических,
семантических и грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативной способности в целом, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств, (Л.Р. Давидович, В.К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, С.Н. Шаховская и др.). Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина и др. указывают на недостаточную подготовленность детей к необходимым для чтения операциям звукобуквенного анализа и синтеза, несформированность механизмов внимания, восприятия, памяти, т.е. психических процессов, которые составляют невербальный компонент базиса чтения.
В ряде исследований описаны трудности, обусловленные сложностью самого процесса обучения чтению. Например, такие фонетические и языковые единицы как «гласный звук», «буква», «слог» и т.д. носят абстрактно-символический характер и требуют соответствующего уровня развития понятийного и дискретно-логического мышления,
сформированности функционального базиса чтения (О.Б. Иншакова, А.В.Огаркина, И.В.Красильникова и др.).
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Ребенок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению.
На основании этого особую актуальность приобретает проблема выявления трудностей в формировании навыка чтения у детей с речевыми нарушениями и также обоснованное использование профилактических мер для оказания помощи каждому ребенку.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы формирования навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет определить проблему, гипотезу цель, предмет, объект, и задачи исследования.
Цель исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования навыка чтения у старших дошкольников с ОНР.
формированию навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза - работа по формированию навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективней, если будет организована на основе принципов ведущей деятельности, системности, комплексного подхода. Работа должно быть выстроена поэтапно на правильно произносимом материале.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать наличие особенностей
функционального базиса навыка чтения у детей ОНР.
3. Изучить особенности функционального базиса навыка чтения у детей с ОНР.
4. Разработать методические рекомендации по формированию навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретико-методологическая база:
- культурно-историческая теория Л.С Выготского, в частности, его представления о социальном генезе чтения, являющегося одной из высших психических функций (ВПФ);
- основные положения психолингвистической теории речевой деятельности, выдвинутые А.А. Леонтьевым;
- фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации ВПФ (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Т.Г. Визель и др.);
- принцип общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексный подход к его изучению (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя и др.);
- концепции коррекции речи, и в частности, чтения, представленные в трудах ведущих дефектологов и логопедов (Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун,
Р.И. Лалаева);
- исследование формирования первоначальных навыков чтения у детей с нарушениями речи и обеспечение дифференцированного подхода в процессе обучения чтению (А.В. Лагутина)
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение,
педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
База исследования: МБДОУ д/с комбинированного вида № 82 г.
Белгорода.
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, имеющим многозвенное и многоуровневое строение. Навык чтения в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим. Выделяют 4 этапа развития навыка чтения: этап усвоения речезвуковыми обозначениями; слогоаналитическая этап усвоения чтением; этап становления целостных приемов восприятия; этап синтетического чтения.
Дети с общим недоразвитием речи - это многоуровневая группа по готовности к овладению чтением, так как у них в той или иной степени выражено недоразвитие языковой и психологической готовности.
Анализ литературы, данные экспериментальных исследований показали, что для успешного обучения чтению у детей должны быть сформированы речевые и неречевые функции и процессы, которые составляют функциональный базис чтения, в который входят такие параметры, как: связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизношение, слоговая структура слова, зрительный гнозис, слуховой гнозис, речеслуховая память, зрительно-предметная память, праксис, внимание.
В результате проведения комплексного обследования состояния функционального базиса чтения у детей седьмого года жизни, имеющих общее недоразвитие речи было выявлено, что ни один компонент функционального базиса чтения не сформирован достаточно: 70% детей имеют средний уровень, 30% - низкий. Выявленные особенности
сформированности функционального базиса необходимо учитывать при построении коррекционного маршрута и планировании занятий по обучению грамоте.
Обучение чтению детей с ОНР состоит из трех этапов. На подготовительном этапе проводится работа по подготовке детей к обучению начальным навыкам чтения и формирования элементарных навыков звукового анализа с использованием специальных графических символов звуков. На основном этапе проводится работа по формированию: навыка звуко-буквенного обозначения, навыка чтения слогов и слов и формирование предпосылок смысловой стороны чтения
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы:
современные научные данные свидетельствуют о том, что чтение является сложным психофизиологическим процессом, имеющим многозвенное и многоуровневое строение. Для его осуществления необходимо четкое взаимодействие зрительного, речедвигательного, кинестетического и речеслухового анализаторов, составляющих
психофизиологическую основу процесса чтения. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.
особенности состояния функционального базиса чтения при общем недоразвитии речи проявляются в различном соотношении речевой и неречевой симптоматики;
поэтапное развитие и формирование неречевых функций, постепенное усложнение языкового материала и видов работы с ним; индивидуальный подход с учетом психофизических особенностей дошкольников с речевой патологией повышает эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию навыка чтения.
Дети с общим недоразвитием речи - это многоуровневая группа по готовности к овладению чтением, так как у них в той или иной степени выражено недоразвитие языковой и психологической готовности.
Анализ литературы, данные экспериментальных исследований показали, что для успешного обучения чтению у детей должны быть сформированы речевые и неречевые функции и процессы, которые составляют функциональный базис чтения, в который входят такие параметры, как: связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизношение, слоговая структура слова, зрительный гнозис, слуховой гнозис, речеслуховая память, зрительно-предметная память, праксис, внимание.
В результате проведения комплексного обследования состояния функционального базиса чтения у детей седьмого года жизни, имеющих общее недоразвитие речи было выявлено, что ни один компонент функционального базиса чтения не сформирован достаточно: 70% детей имеют средний уровень, 30% - низкий. Выявленные особенности
сформированности функционального базиса необходимо учитывать при построении коррекционного маршрута и планировании занятий по обучению грамоте.
Обучение чтению детей с ОНР состоит из трех этапов. На подготовительном этапе проводится работа по подготовке детей к обучению начальным навыкам чтения и формирования элементарных навыков звукового анализа с использованием специальных графических символов звуков. На основном этапе проводится работа по формированию: навыка звуко-буквенного обозначения, навыка чтения слогов и слов и формирование предпосылок смысловой стороны чтения
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы:
современные научные данные свидетельствуют о том, что чтение является сложным психофизиологическим процессом, имеющим многозвенное и многоуровневое строение. Для его осуществления необходимо четкое взаимодействие зрительного, речедвигательного, кинестетического и речеслухового анализаторов, составляющих
психофизиологическую основу процесса чтения. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.
особенности состояния функционального базиса чтения при общем недоразвитии речи проявляются в различном соотношении речевой и неречевой симптоматики;
поэтапное развитие и формирование неречевых функций, постепенное усложнение языкового материала и видов работы с ним; индивидуальный подход с учетом психофизических особенностей дошкольников с речевой патологией повышает эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию навыка чтения.



