ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Живописные основы передачи освещения в пейзаже. 6
1.1. Передача освещения как одна из основ выразительности 6 в картине.
1.2. Живописные средства передачи освещения в пейзаже. 16
ГЛАВА 2. Методические особенности передачи освещения в пейзаже. 24
2.1. Анализ педагогического опыта формирования представлений у детей, обучающихся в школе искусств,
о средствах передачи освещения в пейзаже. 24
2.2. Методические аспекты формирования у учащихся
школы искусств представлений о живописных средствах передачи освещения в изображении пейзажа. 30
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ ЭСКИЗА ТВОРЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ ПЕЙЗАЖА 45
3.1. Обоснование выбора темы творческой работы «Утро в
Юсуповском парке». 45
3.2. Процесс разработки эскизов живописной композиции
пейзажа «Утро в Юсуповском парке». 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Живописное изображение пейзажа значительно отличается от фотографического в основном за счет особенностей тех средств, которые использует художник для передачи своего эмоционально-эстетического ощущения, переживания красоты и гармонии окружающей природы в картине. Особое значение в пейзаже играет освещение. Каждый человек многократно наблюдал один и тот же пейзаж в разных состояниях освещения. Освещение меняется от времени суток, погоды, времени года. Одни и те природные объекты под воздействием разного характера освещения солнцем и луной приобретают совершенно разные цветовые оттенки, изменяются их пластические характеристики.
В школах искусств на занятиях рисунком и живописью педагоги большое внимание уделяют обучению детей способам передачи освещения в изображении. Однако детские работы редко передают особенности освещения изображаемых предметов. В основном используется одна из наиболее важных закономерностей - светотень. Светотень позволяет передать направление освещения, его светосилу. Однако такие средства, как цветовой рефлекс, контраст по теплохолодности, хотя и используются в живописи, но, чаще всего, не осознаются детьми как средства передачи эффектов освещения в живописи. Именно поэтому в методике преподавания живописи в школе искусств возникает определенное противоречие: в истории живописи накоплен богатейший опыт передачи освещения в изображении, однако этот опыт не в полной мере используется в системе обучения детей. Причина заключается в не разработанности методических аспектов обучения детей средствам передачи освещения в живописном изображении.
Проблема исследования - каковы методические особенности освоения средств передачи освещения в живописи детьми в школе искусств?
Цель исследования - разработать систему освоения средств передачи освещения в живописи пейзажа на занятиях пленэром в школе искусств.
Объект исследования - освоение средств живописной организации пейзажа на занятиях пленэром в школе искусств.
Предмет исследования - методические особенности освоения закономерностей живописной передачи освещения в пейзаже на занятиях пленэром в школе искусств.
Гипотеза исследования. Освоение детьми средств передачи освещения в пейзажной живописи на занятиях пленэром в школе искусств будет происходить более эффективно, если:
1) будут выявлены наиболее значимые средства передачи освещения в живописи пейзажа;
2) профессиональные живописные средства передачи освещения будут адаптированы до уровня восприятия детьми подросткового возраста;
3) будут выявлены методические особенности и последовательность освоения живописных средств передачи освещения.
Задачи исследования.
1. Выявить живописные средства передачи освещения в пейзаже
2. Выяснить какие из живописных средств передачи освещения могут быть освоены детьми в процессе работы на пленэре в детской школе искусств.
3. Определить последовательность освоения детьми живописных средств передачи освещения в пейзаже на занятиях пленэром в школе искусств.
4. Разработать методические аспекты освоения детьми живописных средств передачи освещения в пейзаже на занятиях пленэром.
Методология исследования: научные труды по искусствоведению (М.В. Алпатов, Б.Р. Виппер, М.В. Доброклонский, Д.В. Сарабьянов), научные исследования в области педагогики и психологии (В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Е. Игнатьева, И.Ф. Исаева, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева), методические исследования и пособия художников - педагогов (В.В. Визер, Н.Н. Крымов, С.П. Ломов, В.А. Могилевский, Р.В. Паранюшкин, Д.Е. Стариченко).
Методы исследования:
- теоретический анализ искусствоведческой, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- изучение результатов художественной деятельности учащихся;
- анализ полученных результатов.
- проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
Теоретическая значимость заключается в выявлении и описании живописных средств передачи освещения в картине, а также определении возможности дифференцированного их освоения подростками, обучающимися в школах искусств на пленэрных занятиях живописью пейзажа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы и наглядные пособия могут быть использованы в практической деятельности педагогов школ искусств и художественных школ на пленэрных занятиях для освоения детьми живописных средств передачи освещения в этюдах. Кроме того, в работе описаны некоторые, наиболее значимы методы обучения живописи, адаптированные для возраста учащихся художественных школ. Эти материалы могут быть включены в программы по живописи на пленэре. Полагаем, что в дальнейшем можно разработать учебно-методическое пособие для учащихся школ искусств и художественных школ.
Экспериментальная база исследования МБУ ДО «ДШИ им. В.П. Рудина п. Ракитное». Экспериментальная работа проводилась в двух группах 4 класса данной школы.
Дипломная работа состоит из теоретической и творческой частей. Теоретическая часть представлена в виде текста (введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения), общее количество страниц - 87. Творческая часть работы представлена в виде эскиза композиции пейзажа «Утро в Юсуповском парке» разм. 90 х 70, холст, масло.
В дипломной работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить живописные средства передачи освещения в пейзаже
2. Выяснить какие из живописных средств передачи освещения могут быть освоены детьми в процессе работы на пленэре в детской школе искусств.
3. Определить последовательность освоения детьми живописных средств передачи освещения в пейзаже на занятиях пленэром в школе искусств.
4. Разработать методические аспекты освоения детьми живописных средств передачи освещения в пейзаже на занятиях пленэром.
В разделе 1.1. была решена первая задача исследования. Здесь дан анализ работ художников, в которых наиболее полно прослеживаются те или иные художественные средства передачи освещения в пейзаже. относительное соблюдение хронологической последовательности позволяет проследить исторические аспекты открытия и разработки тех или иных средств передачи освещения. В разделе 2.2. художественные средства освещения были выявлены и описаны.
В первом параграфе второй главы был проведен краткий анализ современного состояния обучения детей пленэрной живописи и выяснена последовательность возможного освоения детьми живописных средств передачи освещения. Тем самым была решена третья задача исследования. Во втором параграфе этой же главы решена четвертая задача исследования, описан формирующий эксперимент и приведены наиболее эффективные методы обучения детей пленэрной живописи.
В начале исследовательской работы мы предположили, что освоение детьми средств передачи освещения в пейзажной живописи на занятиях пленэром в школе искусств будет происходить более эффективно, если:
1) будут выявлены наиболее значимые средства передачи освещения в живописи пейзажа;
2) профессиональные живописные средства передачи освещения будут адаптированы до уровня восприятия детьми подросткового возраста;
3) будут выявлены методические особенности и последовательность освоения живописных средств передачи освещения.
Полагаем, что построенная нами гипотеза полностью доказана. Действительно, выявление живописных средств передачи освещения в этюде пейзажа, четкое описание позволяет достаточно полно и развернуто их проиллюстрировать их не только работами художников - мастеров, но и показать детям реальный процесс использования этих средств непосредственно в пленэрной живописи. Что и было нами продемонстрировано в собственных работах непосредственно на пленэре (в виде мастер-класса). В своих этюдах, написанных в присутствии детей, мы стремились передать то конкретное живописное средство, которое в данный момент дети изучали. Эти этюды представлены нами в разделе 3.1. Построение последовательности освоения выявленных живописных средств, из дифференциация, позволила адаптировать достаточно сложный профессиональный художественный материал до уровня восприятия подростков, обучающихся в школе искусств. В то же время насыщение занятий только содержательным материалом, к сожалению, не приводит к положительным результатам. Огромное значение в освоении живописных средств имеют методы обучения, организация системы общения педагога и учащихся. Именно поэтому мы обратили внимание на описание некоторых, наиболее значимых методов, которые применяли в ходе учебных занятий.
Таким образом, в исследовании гипотеза доказана, задачи решены, цель достигнута. В целом проведенная исследовательская работа позволила не только разработать методику преподавания определенной темы в школе искусств, но и значительно повлияла на способность самого педагога использовать живописные средства передачи освещения в собственных творческих работах. В разделе 3.1. и 3.2. описан творческий процесс разработки эскиза живописной композиции «Пруд в Юсуповском парке п. Ракитного».
1. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 172 с.
2. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Знание, 1973. - 47 с.
3. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств - М.: Искусство, 1960. - 286 с.
4. Алпатов М.В. Камиль Коро: Моногр. - М.: Изобразительное
искусство, 1984. - 175 с.
5. Аксенов Ю.А. Цвет и линия. - М.: Советский художник, 1986. - 256 с.
6. Александрова М.А. Планирование воспитательного процесса. Современные подходы и технологии / М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина. - М.: Издательство «Педагогический поиск», 2011. - 208с.
7. Арган Дж. История итальянского искусства. Том 1. - М.: Радуга, 1990. - 319 с.
8. Арган Дж. История итальянского искусства. Том 2. - М.: Радуга, 1990. - 239 с.
9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.:
Педагогика, 1989. - 559 с.
10. Бадян В.Е. Основы композиции: Учебное пособие для вузов. - М.: Трикста, 2011. - 175 с.
11. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 2009. - 312 с.
12. Беда В.Г. Живопись и ее изобразительные средства. - М.:
Просвещение, 1977. - 188 с.
13. Бенуа А. Истрия русской живописи в 19 веке - М.: Республика, 1995. - 432 с.
14. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 301 с.
15. Богемская К. Пейзаж. Страницы истории. - М.: ГАЛАРТ, 2002. - 161 с.
16. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О "теплом" и "холодном" свете. - М.: АН СССР, 1961. - 60 с.
17. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер,
2006. - 192 с.
18. Виноградова А.А., Уроки рисования с натуры в
общеобразовательной школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
19. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Издательство В.
Шевчук, 2014. - 368 с.
20. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Издательство В. Шевчук, 2014.
- 360 с.
21. Выгодский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997 - 96 с.
22. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Азбука-Аттикус,
Азбука, 2016. - 448 с.
23. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998.
- 208 с.: ил.
24. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
- 544 с.
25. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия. - Л.: Искусство, Ленинградское отд., 1990. - 223 с.
26. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. - М.: Искусство, 1986. - 147 с.
27. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 1986. - 316 с.
28. Зубко А.Ю. Формирование композиционной культуры у студентов художественно - графических факультетов педвузов на начальном этапе
обучения: Учебно-методическое пособие по композиции. - Белгород:
ПОЛИТЕРРА, 2011. - 71 с.
29. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
30. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство - М.: Высшая школа, 2000. - 368 с.
31. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство - М.: Высшая школа, 2000. - 407 с.
32. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Изд-во Д. Аронов, 2001. - 96 с.
33. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи - М.: Советский художник, 1981 - 128 с.
34. Кеннет К. Пейзаж в искусстве. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 304 с.
35. Киплик Д.И. Техника живописи - М.: Сварог и К., 1998. - 504 с.
36. Кравков С.В. Цветовое зрение. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 176 с.
37. Конаржевский Ю.А. Анализ урока - М.: Издательство
«Педагогический поиск», 2013 - 240 с.
38. Крымов Н.П. Художник педагог. Статьи. Воспоминания - М.:
Изобразительное искусство, 1989. - 224 с.
39. Кузин В.С. Изобразительное искусство. - М.: Дрофа, 2010. - 110 с.
40. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. - Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ - М.: Просвещение, 1984. - 115 с.
41. Леонардо да Винчи Трактат о живописи / перевод Губарев А.А. - М.: Азбука-классика, 2010. - 567 с.
42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 1977. - 304 с.
43. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 64 с.
44. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: Моск. ун-та, 1981. - 224 с.
45. Ломов С.П. Методология художественного образования: Учеб. пособие. / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов - М.: МПГУ, 2011. - 188 с.
46. Макарова М.Н. Перспектива. Учебник для студентов специальности изобразительное искусство - М.: Академический проект, 2009. - 477 с.
47. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. - М.: Наука, 1984. - 161 с.
48. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
49. Миннарт М. Свет и цвет в природе. - М., 1959. - 179 с.
50. Неменский Б.М., Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, 2010. - 141 с.
51. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика
изобразительного искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 79 с.
52. Польникова А.П. «Контрастная» постановка задач в системе занятий учащихся художественных школ живописью и рисунком / Стариченко Д.Е., Польникова А.П. // Кардовские чтения. Искусство - душа народа: материалы I и II Международных научно-методический конференций. - Владимир: Транзит-ИКС, 2015. - 160 с.
53. Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины. - М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова,
2007. - 80 с.
54. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. - Л.: Художник РСФСР, 1978. - 121 с.
55. Раушенбах Б.В. Пространственное построение в живописи. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
56. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 2007. - 251 с.
57. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ в. - М.: Искусство, 1993. - 254 с.
58. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
59. Смирнов Г.Б. Техника масляной живописи. - М.: Просвещение, 1974. - 139 с.
60. Сокольникова Н.М. Основы живописи - Обнинск, издательство «Титул», 1996. - 234 с.
61. Стариченко Д.Е. Формирование живописного видения у студента на начальном периоде обучения. Живопись натюрморта - Белгород: Политерра, 2011. - 76 с.
62. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М.: Просвещение, 1980. - 124 с.
63. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-начала XIX века. - М.: Искусство, 1953. - 178 с.
64. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
65. Хейнрих К. Моне - М.: Арт-Родник, 2011. - 280 с.
66. Хусаинов Е.С. Формирование умений передачи характера освещения в живописи портрета у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов - М.: РГБ, 2003. - 193 с.
67. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. - М., «Искусство», 1953. - 359 с.
68. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе - М.: Просвещение, 1977. - 187 с.
69. Юон К.Ф. Об искусстве. - М.: Искусство, 1959. - 315 с.
70. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 87 с.
71. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985. - 286 с.
72. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70053526/