Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВЫЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА В ПОЭЗИИ А.АХМАТОВОЙ

Работа №68629

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа языковых образных средств 6
1.1. Понятия метафоры, эпитета и сравнения, их свойства и функции 6
1.2.Особенности использования образных средств в поэтических текстах... 17
1.3. Особенности языка поэзии А.А. Ахматовой 24
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Функционально-семантическая специфика образных средств в поэтических текстах А.А.Ахматовой 34
2.1. Закономерности использования метафоры в поэтических
произведениях А.А. Ахматовой 34
2.2. Семантическая типология эпитетов в ранней лирике А.А. Ахматовой.... 41
2.3. Использование сравнений в стихотворениях А.А. Ахматовой 47
Выводы по 2 главе 56
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение 66


Исследование художественного произведения и, в частности, поэтического текста является актуальным, так как его язык в зависимости от эпохи и типа читателя имеет различные интерпретации его прочтения.
Поэтический текст обладает различным набором средств, представляющих уровень объективных и субъективных значений и формирующих эмоциональный срез смысловой организации текста. Обращение к эмоциональной составляющей позволяет проникнуть в сферу чувств лирического героя.
Указанные обстоятельства определяют актуальность данной работы, направленной на исследование целого текста, особенностей использования в нем языковых средств, что должно привести к повышению объективности его интерпретации.
В объективе исследования - поэтическое творчество А.А. Ахматовой до-военного периода. Наблюдение над языком произведений поэта в данной работе имеет двустороннюю направленность: это исследование текстового функционирования языковых образных средств с выходом на интерпретацию художественного смысла целого текста.
Факт яркого проявления в поэзии А.А. Ахматовой личности поэта отмечен уже ее первыми исследователями (В.В. Виноградов, Б.М. Эйхенбаум, В.М. Жирмунский). В настоящее же время о жизни и творчестве А.А. Ахматовой складывается неоднозначное мнение. Сравнительно недавно вышедшие публикации свидетельствуют об очередном изменении отношения к поэту и о стремлении пересмотреть традиционно сложившийся облик А.А. Ахматовой (Жолковский 1996, Богомолов 2004, Катаева 2007).
Однако выступления современных критиков лишь подтверждают существование живого интереса к творчеству поэта.
Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования послужили стихи раннего периода творчества А.А. Ахматовой, в которых преобладает образный, эмпирический компонент. В отличие от ее поздней поэзии, в которой, по мнению исследователей, в большей мере проявляются черты философской и гражданской поэтики, в раннем творчестве поэта центральное место занимают эмоциональные переживания лирической героини, неразрывные с созданным ею образом мира. Характер этого мира и его восприятие находят воплощение в индивидуальном отношении к слову, в отборе и организации языковых средств.
Принимая во внимание эти свойства ранней лирики А.А. Ахматовой, предметом исследования в нашей работе стали образные языковые средства, служащие для создания поэтического образа того мира, неразрывной связью с которым живёт лирическая героиня.
Цель работы заключается в выявлении языковых образных средств в поэзии А.А. Ахматовой и интерпретации текстов на основании анализа семантики языковых средств.
В связи с поставленными целями предполагается решение следующих задач:
- изучение теоретических основ анализа языковых образных средств;
- выявление особенностей использования образных средств в поэтических текстах;
- выявление метафор, эпитетов и сравнений, функционирующих в текстах стихотворений А.А. Ахматовой;
- анализ функционально-семантической специфики образных средств в
поэтических текстах А.А. Ахматовой.
Материалом для исследования послужили стихотворения А.А. Ахматовой 1911 - 1940 гг., вошедшие в однотомник избранных произведений поэта:
А.А. Ахматова А.А. Стихи и проза / Анна Ахматова; предисл. Д. Хрецкова; примеч. Э.Г. Герштейн. - Л.: Лениздат, 1976. - 616 с.
В его состав, в частности, вошла книга «Тростник» и стихотворения, написанные в 1923 - 1940 гг.
Методы предопределены целью и задачами исследования. В работе реализуется подход к тексту как к целому. Используются описательный метод, приемы семантического анализа, наблюдение над функционированием языковых образных средств в тексте; элементы ассоциативного и лингвокультурологического анализа.
Научная новизна работы для автора заключается в освоении приемов анализа поэтического текста, способных раскрыть динамику формирования смысла в рамках художественного целого стихотворного произведения; в постижении принципов создания речевых значений и актуализации языковых единиц в тексте и процесса формирования смысла, ведущего к его интерпретации как к конечному результату анализа (в нашем случае - анализа поэтических текстов А.А. Ахматовой).
Теоретическая значимость для исполнителя работы определяется рас-ширением лингвистической теоретической базы, знакомством с методикой интерпретационного анализа поэтического текста, результатом применения которой становится выявление особенностей поэтического текста, обнаруживающих себя в особенностях функционирования языковых образных средств.
Практическая значимость работы состоит в том, что подходы к анализу и выводы исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении поэтического языка и индивидуального стиля поэта, а также в практике преподавания русского языка и литературы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и содержит одно приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Задача наблюдения за функционированием языковых образных средств в текстах поэзии А.А. Ахматовой в отношении к авторскому смыслу, логике художественного изображения и возможной интерпретации потребовала обраще¬ния к анализу значимых фрагментов или целого текста (контекстуальный ана¬лиз).
В целях осуществления интерпретации текстов А.А. Ахматовой путем выявления языковых образных средств в их контекстном функционировании мы обратились к содержанию ее стихотворений для наблюдения за тем смыс-лом, который вкладывает в текст автор с помощью данных языковых средств.
Анализ групп языковых образных показал, что в стихотворениях А. Ахматовой присутствуют метафоры всех типов. Так, в стихах, составивших книгу «Тростник» (27 стихотворений) выявлено 83 метафорические единицы, при этом чаще всего в процесс метафоризации вовлекаются природные объекты, которые автор наделяет физическими способностями человека: сад заблудил¬ся, ивы говорят, голос ветра, лед изнывает и др.
Также метафоризируются абстрактные понятия: судьба вопит, жизнь злая, мир жестокий и грубый, память всегда морочит, дружба улыбается.
Метафорические эпитеты с точки зрения выражения правого и левого членов парадигмы подразделяются на три типа:
1) существительное в именительном или родительном падеже (основание сопоставления) + глагол или краткое прилагательное в функции сказуемого (образ сопоставления) (17 метафор): воспоминанье точит; мир жесток и груб;
2) существительное в именительном или косвенном падеже (основание сопоставления) + согласованное с ним прилагательное (образ сопоставления) (11 метафор): алмазная зима; бешеная кровь;
3) существительное в родительном или творительном падеже (основание сопоставления) + существительное в именительном или косвенном падеже (об¬раз сопоставления) (9 метафор): пространства чуткий сон, под взглядом косым и пьяным газовых фонарей и подоб.
15 случаев употребления составили метафоры, в которых объект назван именем другого объекта: снег - айсберг, лед - хрусталь, речь - вода, ночь - смерть, дар - книга, беспамятство - душистый туман
Нередко А.А.Ахматова использует метафоры-сравнения: имя молнией влетело; хоровод надмогильных кипарисов.
Что касается эпитетов, то в анализируемых стихотворениях А. Ахматовой нередко цветовые эпитеты, прежде всего белый и черный, например: белый дом, белый храм, белые святки, черная радуга, черные кусты, черная память и подоб.
В сборнике «Белая стая» эпитет белый по отношению к природе и окружающему миру, как ни странно, появляется реже: белый иней, белый плат, белая дорога, белые крылья, белый камень. Зато чаще появляется слово черный: «черная вилась дорога» (1913 год), «чернеющие ветки» (1914), «чернеет дорога приморского сада» (1914). При этом Муза входит к ней «в одежде белой».
Из всех цветов радуги А.А.Ахматова предпочитала белый и черный цвета, ее палитра не отличается многокрасочностью, скорее, она напоминает чер¬но-белый кинематограф.
Присутствуют и другие цветообозначения: день может быть янтарным, месяц - рыжим, виноград - голубым, остров - зеленым, но они гораздо менее частотны.
Проведённый нами анализ сравнений в поэзии А.А. Ахматовой в зависимости от грамматического оформления объекта сравнения при компаративах выявил несколько групп:
1) «компаратив + род. пад. имени существительного»: А тебе от речи моей / Стали ночи светлее дней; А я стала безродных безродней;
2) «компаратив + всех/всего»: Быть может, презреннее всех на земле; А ты, конечно, всех проворней; Часто сердцу труднее всего;
3) «компаратив + союз...». Для выражения сравнительной связи в совр¬менном русском языке имеется большая группа союзов: как, будто, что, точ¬но, словно, чем: И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Наиболее частотен союз чем: А я белей, чем снег; А глаза синей, чем лед
В абсолютном большинстве обнаруженных конструкций в стихотворениях Анны Ахматовой компаратив одиночен: Белей всего на свете. / Бы¬ла ее рука («Горят твои ладони»).
В целом функционально-семантический анализ языковых образных средств, используемых А.А. Ахматовой, демонстрирует противоречивый мир чувств и эмоций, вызванный переживанием поэтом какого-либо чувства, воспоминанием о том или ином месте. Тексты стихотворений отражают эмоциональное восприятие действительности героем и, как следствие, вскрывают смысловое наполнение языковых образных средств, участвующих в создании эмоционального содержания лирического произведения.
Анализ позволил также раскрыть взаимоотношения автора с читателем (в ранней лирике А.А. Ахматовой это, прежде всего, сокровенный, откровенный разговор поэта о себе и о собственной жизни). В практике это может быть использовано в процессе формирования навыков и умений чтения поэтического текста.
В то же время, благодаря тесной взаимосвязи основного эмоционального сюжета с выбором языковых образных средств было выявлено, что поэтические тексты А.А. Ахматовой не ограничиваются описанием и раскрытием душевного мира лирической героини, а обращены к общим проблемам человеческого бытия, что придает ее поэзии непреходящее значение.



1. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания /В.Г. Адмони. - СПб.: Наука, 1994. -153 с.
2. Алигер М.И. В последний раз / Маргарита Алигер // Воспоминания об Анне А.А. Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин, В.А. Черных. - М., 1991. - С. 349¬367.
3. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. ст. /И.В. Арнольд; науч. ред. П.Е. Бухаркин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. -443 с.
4. Ахматова А.А. Десятые годы /Анна Ахматова; сост. и примеч. Р.Д. Тименчика, К.М. Поливанова. ; Всесоюз. о-во книголюбов. - М.: Изд-во МПИ, 1989. - 288 с.
5. Ахматова А.А. Стихи и проза / Анна Ахматова; предисл. Д. Хрецкова; примеч. Э.Г. Герштейн. - Л.: Лениздат, 1976. - 616 с.
6. Ахметова Г.Д. Языковая композиция художественного текста : (на ма¬териале рус. прозы 80-90-х годов XX в.) : автореф. дис.. д-ра филол. наук : 10.02.01 / Ахметова Галия Дуфаровна; Лит. ин-т им. А.М. Горького. - М., 2003. - 38 с.
7. Белый А. Символизм как миропонимание / Андрей Белый // Литера-турные манифесты от символизма до наших дней / сост. и предисл. С.Б. Джим- бинова. - М., 2000. - С. 66-74.
8. Богомолов Н.А. Этюд об ахматовском жизнетворчестве //От Пушкина до Кибирова : ст. о рус. лит., преимущественно о поэзии / Н.А. Богомолов. - М., 2004. - С. 323-332. - (Новое литературное обозрение: науч. прил.; вып. 41) (Научная библиотека).
9. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова; под ред.
С.В. Сыпченко. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - 310 с.
10. Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора. Перевод с польского Г. Е. Крейдлина // Теория метафоры. М., Прогресс, 1990. С. 133 - 153.
11. Виноградов В.В. К построению теории поэтического языка / В.В. Ви¬ноградов // Русская словесность : от теории словесности к структуре текста: ан¬тология / Ин-т народов России, Моск. гос. лингвист, ун-т, О-во любителей рос. словесности ; под общ. ред.
12. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой: (стилистические наброс¬ки) / В.В. Виноградов // Поэтика русской литературы : избр. тр. /В.В.Виноградов; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. - М., 1976. -1. C. 369-459.
13. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языко¬вых единиц / Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1980. - 237 с.
14. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: анализы. Интерпретации. Характе¬ристики / Михаил Гаспаров. - СПб.: Азбука, 2001. - 478 с.1. Academia).
15. Герштейн Э.Г. Из записок об Анне А.А. Ахматовой / Эмма Герштейн; публ., предисл. и примеч. С.А. Надеева // Знамя. - 2009. - № 1. - С. 147-170.
16. Гиппиус В.В. Анна Ахматова «Вечер» / В. Гиппиус // А.А. Ахматова А.А. Десятые годы / Анна Ахматова; сост. и примеч. Р.Д. Тименчика, К.М. По¬ливанова; Всесоюз. о-во книголюбов. - М., 1989. - С. 80- -86.
17. Ельцова Е.Н. Антитеза и оксюморон как средство выражения кон-трастного мироощущения А.А. Ахматовой / Е.Н. Ельцова // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г. : докл. и сообщ. рос. ученых / отв. ред. Ю.Е. Прохоров. - М., 1999. - С. 34- -38.
18. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений / В. Жир¬мунский. - Пб.: Опояз, 1921. - 107 с.
19. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой / В.М. Жирмун- ский.1. Л.: Наука, 1973. - 184 с.
20. Жолковский А.К. Анна Ахматова - пятьдесят лет спустя / А. Жолков¬ский // Звезда. - 1996. - № 9. - С. 211-227.
21. Иванов В.В. Беседы с Анной Ахматовой / Вяч. Вс. Иванов // Воспо-минания об Анне А.А. Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин, В.А. Черных. - М., 1991. - С. 473- 502.
22. Илюхина Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте /Надежда Илюхина. - Самара : Самар. ун-т, 1998. - 204 с.
23. Кормилов С. И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М.: МГУ, 1998. 128 с.
24. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Ка¬расик. - М.: ГНОЗИС, 2004. - 390 с.
25. Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпрета¬ции художественного текста / Ю.Н. Караулов //Материалы IX Конгресса МА- ПРЯЛ, Братислава, 1999 г. : докл. и сообщ. рос. ученых / отв. ред. Ю.Е.Прохоров. - М., 1999. - С. 151-186.
26. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов ; отв. ред. Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1987. - 263 с.
27. Каргашин И.А. Начало и конец лирического текста / И.А. Каргашин // Логический анализ языка: Семантика начала и конца : сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т языкознания ; отв. ред. Н.Д. Арутюнова. - М., 2002.1. С. 426-435.
28. Карпенко С.М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тек¬сте : (на материале творчества Н.С.Гумилева) : автореф. дис.. канд. филол. наук : 10.02.01 / Карпенко Светлана Михайловна ; Том. гос. ун-т. - Томск, 2000. - 26 с.
29. Кралин М.М. Победившее смерть слово: ст. об А.А. Ахматовой и воспоминания о ее современниках / Михаил Кралин. - Томск: Водолей, 2000. - 382 с.
30. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. М.: Еди- ториал УРСС, 2004. 256 с.
31. Любимова Н.А. Звуковая метафора в поэтическом тексте / Н.А. Лю-бимова, Н.П. Пинежанинова, Е.Г. Сомова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 142 с.
32. Мандельштам О.Э. Утро акмеизма / О. Мандельштам // Литературные манифесты от символизма до наших дней / сост. и предисл. С.Б. Джимбинова. - М., 2000. - С. 130-135.
33. Найман А.Г. Рассказы о Анне А.А. Ахматовой: из кн. «Конец первой половины XX века» / А. Найман. - М., 1989. - С. 237-258.
34. Некоз О.А. Структура метафоры в книге А.А. Ахматовой «Тростник» / О.А. Некоз // Вестник ЧГПУ. Филология и искусствоведение. Вып. 5. - 2009. - С.244-246.
35. Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество: кн. для учите- ля/А.И. Павловский. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
36. Павловский А.И. Анна Ахматова: очерк творчества / А.И. Павлов-ский. - JI.: Лениздат, 1966. - 191 с.
37. Перцов В. Читая А.А. Ахматову // Анна Ахматова: Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 730-732.
38. Рафалович C.JI. Анна Ахматова / C.JI. Рафалович //А.А. Ахматова А.А. Десятые годы / Анна Ахматова; сост. и примеч. Р.Д. Тименчика, К.М. По¬ливанова.; Всесоюз. о-во книголюбов. - М., 1989. - С. 220-227.
39. Твердохлеб О. Г. Объекты сравнения, выраженные формой родитель¬ного падежа имени в акмеистическом языке М. А. Зенкевича // NovaInfo.Ru. 2016 Твердохлеб, О. Г. Простые формы сравнительной степени прилагатель¬ных, наречий и слов категории состояния в поэзии акмеистов (статистические данные) [Электронный ресурс] / О.Г. Твердохлеб // Научная интеграция. Сбор¬ник научных трудов. - Москва: Издательство «Перо», 2016. - С. 1170-1172. - URL: http://olimpiks.ru/d/797165/d/nauchnayaintegratsiya(2).pdf. № 47-3. С. 199 - 205.
40. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие для студентов вузов. / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 334 с.
41. Топоров В.Н. Пространство и текст /В.Н.Топоров //Текст: семантика и структура: сб. ст. / АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики; [отв. ред. Т.В. Цивьян]. - М., 1983. - С. 227-232.
42. Тюпа В.И. Аналитика художественного: введ. в литературовед, анализ / В.И. Тюпа. - М.: Лабиринт: РГГУ, 2001. - 191 с.
43. Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка / А.И. Федоров. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1969. -92 с.
44. Федорова Н.Н. Трансформация языкового знака в поэтическом тексте: на материале поэзии А.А.Ахматовой: дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Федоро¬ва Наталья Николаевна ; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2006. - 142 с.
45. Федорчук И. Лирическая картина мира в творчестве Анны Ахматовой / Ирина Федорчук. - Szczecin : Wydaw. nauk. Uniw. szczecinskiego, 1999. -183 с.
46. Чуковская JI.K. Записки об Анне А.А. Ахматовой: в 3 т. / JI.K. Чуков- ская.З.е изд., испр. и доп. - М.: Согласие, 1997. - Т. 1: 1938-1941.541 с.; Т. 2 : 1952-1962. - 829 с.; Т. 3 : 1963-1966. - 542 с.
47. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография / В.И. Шаховский. - М.: Гнозис, 2008. - 415 с.
48. Шмелев Д.Н. Слово и образ / Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1964. -120 с.
49. Шлет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы / Густав Шпет. -М.: Гермес, 1914. - 8., 219 с.
50. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. -¬2-е изд., стер. - М.: УРСС, 2004. - 428 с.
51. Щур С.Г. О типах лексических ассоциаций в языке /С.Г. Щур // Се-мантическая структура слова: психолингвист, исслед. / АН СССР, Ин-т языко¬знания; отв. ред. А.А. Леонтьев. - М., 1971. - С. 140-150.
52. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа // О поэзии / Б. Эй-хенбаум. Л.: Советский писатель, 1969. С. 75 - 147.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ