МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения занятий на уроках изобразительного искусства по созданию авторской куклы в историческом костюме 8
1.1. История возникновения и развития куклы 8
1.2. Общие характерные особенности исторического костюма,
как средство эстетического воспитания
личности 26
Глава 2. Разработка методики обучения создания авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства 35
2.1. Опыт учебно-методической работы по созданию
авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства 35
2.2. Опытно-экспериментальная работа по созданию авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе 46
Глава 3. Поэтапная разработка и выполнение творческой части дипломной работа на тему: «методические основы создания авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства в
общеобразовательной школе 58
3.1. Поиск замысла создания художественного образа
авторской куклы 58
3.2. Процесс работы над созданием авторской куклы в
историческом костюме 67
Заключение 81
Библиографический список 83
Приложения 87
Глава 1. Теоретические основы проведения занятий на уроках изобразительного искусства по созданию авторской куклы в историческом костюме 8
1.1. История возникновения и развития куклы 8
1.2. Общие характерные особенности исторического костюма,
как средство эстетического воспитания
личности 26
Глава 2. Разработка методики обучения создания авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства 35
2.1. Опыт учебно-методической работы по созданию
авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства 35
2.2. Опытно-экспериментальная работа по созданию авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе 46
Глава 3. Поэтапная разработка и выполнение творческой части дипломной работа на тему: «методические основы создания авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства в
общеобразовательной школе 58
3.1. Поиск замысла создания художественного образа
авторской куклы 58
3.2. Процесс работы над созданием авторской куклы в
историческом костюме 67
Заключение 81
Библиографический список 83
Приложения 87
На сегодняшний день для каждого человека, который, живет в социокультурной среде,искусство представляет собой, как образец духовной жизни, которое может оказать воздействие на сущность мировоззрения людей в целом. При контакте ребенка с искусством, учитывая возрастные характеристики, максимальный результат дает отнюдь не базовый способ познания - теория, а непосредственно - эмоциональная, образное построение художественной работы. Впоследствии посредством искусства у детей вырабатывается, создается, основывается собственная жизненная точка зрения, которая берет на себя эти взгляды и убеждения, которые с помощью принципов, установлений, изложений постигнуть невозможно.
В наше время в школе перед учителем ставится цель развить абсолютно сформированную, индивидуальную, морально-взрослую, уникальную личность учащегося. Искусство созидает систему ощущений, впечатлений и размышлений. В случаи если воспитательное влияние других типов социального осмысления имеет индивидуальный характер, в таком случае искусство влияет на разум и сердце человека, которое создает цельную личность. Необходимо отметить, что мораль сформировывает высоконравственные меры, если взять за основу политику, то она порождает общественно-политические убеждения, а само искусство воздействует на все области жизни человека без исключения. Любое течение в искусстве содержит собственные значительные ресурсы в целях передачи художественного образа: в музыке - это звук, в литературе - это слово, в танце - это пластика тела, в изобразительном искусстве - это линия, пятно и цвет. Каждый из этого направления по-особенному отображают находящуюся вокруг реальность, раскрывают данные о жизни людей того времени, фактах и это наиболее увеличивает кругозор учеников, связывая учебный процесс с эмоционально - нравственным воспитанием.
Следовательно, с целью развития органичной личности следует существенно повысить эстетическое развитие ребенка,
необходимо совершенствовать творческие данные, способность
выразительно объяснять и демонстрировать окружающий мир. Творческий процесс напрямую соединен с восприятием и отражением реальности и главным обстоятельством его формирования считается художественно-образное убеждение общества, образное мышление детей, которое связанно с фантазией и воображением.
Затруднения в области творческого воображения ребенка вопрос насущный, потому что это является психологическим процессом, который считается необходимым элементом каждой творческой работы детей. Фантазия и творческое воображение является важной областью жизни ребенка. Невозможно для детей изучить и освоить ту или иную программу без участия воображения. Изменения в области творчества выдвигают компоненты создания творчески-энергичной личности. Отсюда, для уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе поднимается проблема становления творческого резерва вырастающего поколения, который на данный момент нуждается в улучшении учебно-воспитательного процесса. В этом нам может помочь овладения работы над созданием и становлением авторской куклы.С целью осуществления формирования творческого воображения, нам необходимо на уроках изобразительного искусства сделать так, чтоб каждый ученик постоянно был поставлен в условия решение поставленных задач учителя перед учеником.
При работе с авторской куклой у ученика формируются такие компоненты, как внимательность, образное мышление, память, творческие способности, а помимо прочего еще, и умение исследовать художественный текст. Таким образом, также формируется пластическое понимание за счет того, что кукла считается объемным творением художника. Процесс создания куклы дает возможность сформировать способность передавать чувства и ощущения, воспитывает у ребенка умение к сопереживанию и сочувствию. В ходе работы над куклой улучшаются такие психологические процессы как визуальное понимание, сосредоточения интереса,память.
К главным функциям в свою очередь, возможно, отнести
воспитательную. Роль куклы в созидательном формировании и воспитании школьников, сложно пересмотреть, таким образом, ровно как с помощью ее, возможно, стимулировать их творческую работу. Изучением способности употребления куклы равно как ресурсы активизации созидательной работы ребенка трудились Г.Т. Дудникова, И.Н. Котова, Г.А. Поровская, Н.Г.
Юрина, А.С. Котова, Т.Я. Шпикалова. Тем не менее, единичные нюансы этой трудности еще в абсолютной мере никак не исследованы. Преподаватели в основном применяют куколку только лишь в игровом моменте на уроках ИЗО, в начальных классах и еще в саду. Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития у учащихся воображения на уроках изобразительного искусства в ходе создания куклы, которое только может реализоваться в ходе усвоения, практической работе и отсутствием разработанной методики создания авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства.
Проблема: состоит в разработке методических основ создания авторской куклы в историческом костюме.
Цель: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс обучения учащихся среднего школьного возраста созданию художественного образа куклы в историческом костюме.
Предмет исследования: методические особенности обучения созданию куклы в историческомкостюме на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
Гипотеза исследования: мы предположили, что при разработке
методических основ для создания куклы в историческом костюме может иметь большую эффективность, если:
• кукла будет объектом созидательной деятельности ученика в процессе
занятий изобразительным искусством.
• у детей будет формироваться чувства эстетической отзывчивости, через освоение исторического костюма
• будет разработана методика обучения средних школьников созданию художественного образа куклы в историческом костюме
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития куклы.
2. Выявить основные этапы и технические приемы создания авторской куклы.
3. Разобрать понятие и основные характеристики исторического костюма и одежды в целом, изучить возможности его воплощения в авторской кукле
4. Разработать и экспериментально проверить на практике методику обучения школьников созданию авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования:
• теоретический анализ методической литературы и опыта работы учителей.
• опытно-экспериментальная работа.
• анализ
• синтез
• наблюдение
Практическая база исследования:
МОУ «Школа № 31 г. Белгорода», 5«Б» и 5«В» классы, А.Н. Атамониченко
Структура дипломной работы: введение, 3 главы, заключение,
библиографический список, приложения.
В ведении приводится научный аппарат исследования.
Первая глава посвящена истории возникновения и развития куклы и характерным особенностям исторического костюма, как средству эстетического воспитания личности.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по созданию авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства, с учащимися 5-х классов в МОУ «Школа № 31 г. Белгорода», также описывается опыт учебно-методической работы по созданию авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства.
Третья глава посвящена поискам замысла создания художественного образа авторской куклы, а также созданию авторской куклы в историческом костюме.
В заключении нами были подведены итоги исследования. Библиографический список содержит источников. Приложение состоит из 3-х частей. В первой части размещены детские работы контрольной группы. Во второй части размещены детские работы экспериментальной группы. В третьей части показан итоговый вид авторских кукол.
В наше время в школе перед учителем ставится цель развить абсолютно сформированную, индивидуальную, морально-взрослую, уникальную личность учащегося. Искусство созидает систему ощущений, впечатлений и размышлений. В случаи если воспитательное влияние других типов социального осмысления имеет индивидуальный характер, в таком случае искусство влияет на разум и сердце человека, которое создает цельную личность. Необходимо отметить, что мораль сформировывает высоконравственные меры, если взять за основу политику, то она порождает общественно-политические убеждения, а само искусство воздействует на все области жизни человека без исключения. Любое течение в искусстве содержит собственные значительные ресурсы в целях передачи художественного образа: в музыке - это звук, в литературе - это слово, в танце - это пластика тела, в изобразительном искусстве - это линия, пятно и цвет. Каждый из этого направления по-особенному отображают находящуюся вокруг реальность, раскрывают данные о жизни людей того времени, фактах и это наиболее увеличивает кругозор учеников, связывая учебный процесс с эмоционально - нравственным воспитанием.
Следовательно, с целью развития органичной личности следует существенно повысить эстетическое развитие ребенка,
необходимо совершенствовать творческие данные, способность
выразительно объяснять и демонстрировать окружающий мир. Творческий процесс напрямую соединен с восприятием и отражением реальности и главным обстоятельством его формирования считается художественно-образное убеждение общества, образное мышление детей, которое связанно с фантазией и воображением.
Затруднения в области творческого воображения ребенка вопрос насущный, потому что это является психологическим процессом, который считается необходимым элементом каждой творческой работы детей. Фантазия и творческое воображение является важной областью жизни ребенка. Невозможно для детей изучить и освоить ту или иную программу без участия воображения. Изменения в области творчества выдвигают компоненты создания творчески-энергичной личности. Отсюда, для уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе поднимается проблема становления творческого резерва вырастающего поколения, который на данный момент нуждается в улучшении учебно-воспитательного процесса. В этом нам может помочь овладения работы над созданием и становлением авторской куклы.С целью осуществления формирования творческого воображения, нам необходимо на уроках изобразительного искусства сделать так, чтоб каждый ученик постоянно был поставлен в условия решение поставленных задач учителя перед учеником.
При работе с авторской куклой у ученика формируются такие компоненты, как внимательность, образное мышление, память, творческие способности, а помимо прочего еще, и умение исследовать художественный текст. Таким образом, также формируется пластическое понимание за счет того, что кукла считается объемным творением художника. Процесс создания куклы дает возможность сформировать способность передавать чувства и ощущения, воспитывает у ребенка умение к сопереживанию и сочувствию. В ходе работы над куклой улучшаются такие психологические процессы как визуальное понимание, сосредоточения интереса,память.
К главным функциям в свою очередь, возможно, отнести
воспитательную. Роль куклы в созидательном формировании и воспитании школьников, сложно пересмотреть, таким образом, ровно как с помощью ее, возможно, стимулировать их творческую работу. Изучением способности употребления куклы равно как ресурсы активизации созидательной работы ребенка трудились Г.Т. Дудникова, И.Н. Котова, Г.А. Поровская, Н.Г.
Юрина, А.С. Котова, Т.Я. Шпикалова. Тем не менее, единичные нюансы этой трудности еще в абсолютной мере никак не исследованы. Преподаватели в основном применяют куколку только лишь в игровом моменте на уроках ИЗО, в начальных классах и еще в саду. Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития у учащихся воображения на уроках изобразительного искусства в ходе создания куклы, которое только может реализоваться в ходе усвоения, практической работе и отсутствием разработанной методики создания авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства.
Проблема: состоит в разработке методических основ создания авторской куклы в историческом костюме.
Цель: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс обучения учащихся среднего школьного возраста созданию художественного образа куклы в историческом костюме.
Предмет исследования: методические особенности обучения созданию куклы в историческомкостюме на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
Гипотеза исследования: мы предположили, что при разработке
методических основ для создания куклы в историческом костюме может иметь большую эффективность, если:
• кукла будет объектом созидательной деятельности ученика в процессе
занятий изобразительным искусством.
• у детей будет формироваться чувства эстетической отзывчивости, через освоение исторического костюма
• будет разработана методика обучения средних школьников созданию художественного образа куклы в историческом костюме
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития куклы.
2. Выявить основные этапы и технические приемы создания авторской куклы.
3. Разобрать понятие и основные характеристики исторического костюма и одежды в целом, изучить возможности его воплощения в авторской кукле
4. Разработать и экспериментально проверить на практике методику обучения школьников созданию авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования:
• теоретический анализ методической литературы и опыта работы учителей.
• опытно-экспериментальная работа.
• анализ
• синтез
• наблюдение
Практическая база исследования:
МОУ «Школа № 31 г. Белгорода», 5«Б» и 5«В» классы, А.Н. Атамониченко
Структура дипломной работы: введение, 3 главы, заключение,
библиографический список, приложения.
В ведении приводится научный аппарат исследования.
Первая глава посвящена истории возникновения и развития куклы и характерным особенностям исторического костюма, как средству эстетического воспитания личности.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по созданию авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства, с учащимися 5-х классов в МОУ «Школа № 31 г. Белгорода», также описывается опыт учебно-методической работы по созданию авторской куклы в историческом костюме на уроках изобразительного искусства.
Третья глава посвящена поискам замысла создания художественного образа авторской куклы, а также созданию авторской куклы в историческом костюме.
В заключении нами были подведены итоги исследования. Библиографический список содержит источников. Приложение состоит из 3-х частей. В первой части размещены детские работы контрольной группы. Во второй части размещены детские работы экспериментальной группы. В третьей части показан итоговый вид авторских кукол.
Сегодня в музеях можно столкнуться со всевозможными разновидностями кукол. Одним из таких разновидностей является авторская кукла. Именно они служат на стоящим примером творческого мышления человека. Постигая всю красоту авторской куклы, мы все больше осознаем уникальность и индивидуальность каждого человека и его мышления.
В течении веков кукла проявляла себя в различных образах:
1. Как предмет для оккультных обычаев
2. Как предмет для детской игры
3. Как предмет декора для внутреннего убранства
4. Как предмет художественного изготовления куклы
Таким образом,кукла это не просто объект для детской игры, однако это и огромное,реальное и не обыкновенное,своего рода искусство,которое покоряется единым правилам творчества и
имеет собственные законы и понятия.
В течении веков кукла проявляла себя в различных образах:
1. Как предмет для оккультных обычаев
2. Как предмет для детской игры
3. Как предмет декора для внутреннего убранства
4. Как предмет художественного изготовления куклы
Таким образом,кукла это не просто объект для детской игры, однако это и огромное,реальное и не обыкновенное,своего рода искусство,которое покоряется единым правилам творчества и
имеет собственные законы и понятия.



