Оптимизация педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного ВУЗа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ 12
1.1. Философско-педагогические и методологические основы образовательно-педагогической прогностики 12
1.2. Оптимизация педагогического процесса в вузе как главное условие в подготовке будущего специалиста 34
1.3. Акмеологический подход в теории инновационного обучения 49
Выводы 60
ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 61
2.1. Особенности учебной деятельности по физической культуре военного
авиационно-инженерного вуза 61
2.2. Особенности технологизации дифференцированного обучения как инструмент педагогического процесса 79
2.3. Условия оптимизации педагогической деятельности преподавателя физической культуры 90
Выводы 108
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА 110
3.1. Методики выявления уровня оптимизации деятельности преподавателей кафедры физической культуры военного авиационно-инженерного вуза 110
3.2. Исходные положения к построению модели здоровья курсантов авиационно-инженерного вуза как критерия оценки эффективности педагогическо¬го процесса по физической культуре 121
3.3. Эффективность реализованной модели педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза 138
Выводы 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
БИБЛИОГРАФИЯ 148
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ 12
1.1. Философско-педагогические и методологические основы образовательно-педагогической прогностики 12
1.2. Оптимизация педагогического процесса в вузе как главное условие в подготовке будущего специалиста 34
1.3. Акмеологический подход в теории инновационного обучения 49
Выводы 60
ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 61
2.1. Особенности учебной деятельности по физической культуре военного
авиационно-инженерного вуза 61
2.2. Особенности технологизации дифференцированного обучения как инструмент педагогического процесса 79
2.3. Условия оптимизации педагогической деятельности преподавателя физической культуры 90
Выводы 108
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА 110
3.1. Методики выявления уровня оптимизации деятельности преподавателей кафедры физической культуры военного авиационно-инженерного вуза 110
3.2. Исходные положения к построению модели здоровья курсантов авиационно-инженерного вуза как критерия оценки эффективности педагогическо¬го процесса по физической культуре 121
3.3. Эффективность реализованной модели педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза 138
Выводы 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
БИБЛИОГРАФИЯ 148
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
Актуальность исследования. В настоящее время назрела острая необходимость переосмыслить целевые функции образования как системы, цели и задачи ее отдельных ступеней и звеньев. Необходимо пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, месте и роли образования как социального института в жизни человека и общества.
В системе высшего образования предусматривается ряд элементов диверсификации: развитие системы вузовского образования должно органично соединяться с существующей, исторически сложившейся российской системой высшего образования; оно должно носить эволюционный характер; его субъектом должны выступать сами коллективы учебных заведений на основе принципов их автономии и академических свобод; отдельные компоненты системы должны строиться на принципах преемственности, обеспечивающих непрерывность образования; каждая ступень образования должна характеризоваться целесообразностью академической и практической подготовки специалистов.
Конвергенция образования выступает как многомерный феномен, обусловленный проявлением информационных тенденций. Конвергенция интегрированных образовательных услуг является наглядным примером оптимизации учебного процесса как информационного продукта, доступ потребителя к которому осуществляется посредством информационных и технологических систем, способных к взаимодействию, что приводит в свою очередь к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения и способствует глобализации информационной инфраструктуры. Все это в первую очередь касается военного образования, так как каждое из его направлений акцентирует внимание на особенности глобализации международной образователь¬ной среды.
В рекомендациях Болонской декларации предусматривается реформирование российского высшего образования посредством оптимизации образовательно-воспитательного процесса в высшей школе, которая предполагает
4
функционирование педагогического процесса с точки зрения заданных критериев на основе всестороннего учета принципов, современных форм и методов обучения, воспитания, а также личностных и коллективных особенностей конкретной группы.
В системе высшего образования предусматривается ряд элементов диверсификации: развитие системы вузовского образования должно органично соединяться с существующей, исторически сложившейся российской системой высшего образования; оно должно носить эволюционный характер; его субъектом должны выступать сами коллективы учебных заведений на основе принципов их автономии и академических свобод; отдельные компоненты системы должны строиться на принципах преемственности, обеспечивающих непрерывность образования; каждая ступень образования должна характеризоваться целесообразностью академической и практической подготовки специалистов.
Конвергенция образования выступает как многомерный феномен, обусловленный проявлением информационных тенденций. Конвергенция интегрированных образовательных услуг является наглядным примером оптимизации учебного процесса как информационного продукта, доступ потребителя к которому осуществляется посредством информационных и технологических систем, способных к взаимодействию, что приводит в свою очередь к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения и способствует глобализации информационной инфраструктуры. Все это в первую очередь касается военного образования, так как каждое из его направлений акцентирует внимание на особенности глобализации международной образователь¬ной среды.
В рекомендациях Болонской декларации предусматривается реформирование российского высшего образования посредством оптимизации образовательно-воспитательного процесса в высшей школе, которая предполагает
4
функционирование педагогического процесса с точки зрения заданных критериев на основе всестороннего учета принципов, современных форм и методов обучения, воспитания, а также личностных и коллективных особенностей конкретной группы.
Исследование проблемы оптимизации педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза представляет собой попытку осмысления процесса формирования профессиональной готовности курсантов как целостной технологической системы, имеющей специфическую структурную направленность, элементы которой подчинены определенным закономерностям. Глобализация и конвергенция российского образования требует рассмотрения данной проблемы с позиций современных технологий повышения качества обучаемости в соответствии с новыми государственными стандартами.
- рассмотрены философско-педагогические и методологические основы образовательно-педагогической прогностики; оптимизация педагогического процесса в вузе как главное условие в подготовке будущего специалиста; акмеологический подход в теории инновационного обучения; особенности учебной деятельности по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза; особенности технологизации дифференцированного обучения как инструмента педагогического процесса; условия оптимизации педагогической деятельности преподавателя кафедры физической культуры военного авиационно¬инженерного вуза;
- определены методики выявления уровня оптимизации деятельности преподавателей кафедры физической культуры военного авиационно¬инженерного вуза; исходные положения к построению модели здоровья курсантов авиационно-инженерного вуза как критерия оценки эффективности педагогического процесса по физической культуре;
- выявлены противоречия между новыми формами компенсаторного образования и целостностью образовательной системы; качественным изменением содержания высшего профессионального образования и оставшимися неизменными формами оптимизации педагогического процесса, способствующими повышению качества обучения; необходимостью обновления содержания учебного процесса в высшей школе и сложившейся практикой поддержки в академической среде традиций исключительного престижа знаний, основанных на нормативных установках, без реализации творческих реалий; потребностью в профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и достижением прошлого, в результате чего возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невосприимчивости к новому.
- рассмотрены философско-педагогические и методологические основы образовательно-педагогической прогностики; оптимизация педагогического процесса в вузе как главное условие в подготовке будущего специалиста; акмеологический подход в теории инновационного обучения; особенности учебной деятельности по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза; особенности технологизации дифференцированного обучения как инструмента педагогического процесса; условия оптимизации педагогической деятельности преподавателя кафедры физической культуры военного авиационно¬инженерного вуза;
- определены методики выявления уровня оптимизации деятельности преподавателей кафедры физической культуры военного авиационно¬инженерного вуза; исходные положения к построению модели здоровья курсантов авиационно-инженерного вуза как критерия оценки эффективности педагогического процесса по физической культуре;
- выявлены противоречия между новыми формами компенсаторного образования и целостностью образовательной системы; качественным изменением содержания высшего профессионального образования и оставшимися неизменными формами оптимизации педагогического процесса, способствующими повышению качества обучения; необходимостью обновления содержания учебного процесса в высшей школе и сложившейся практикой поддержки в академической среде традиций исключительного престижа знаний, основанных на нормативных установках, без реализации творческих реалий; потребностью в профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и достижением прошлого, в результате чего возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невосприимчивости к новому.
Подобные работы
- ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО
ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ И МЕТОДИКА ЕГО ОСВОЕНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Системное изучение человеческого фактора в
опасных профессиях(19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



