Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прикладная направленность обучения геометрии (на примере темы «Четырехугольники»)

Работа №68597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
581
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 04
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ 08
1.1 Прикладная направленность обучения математике в школе 08
1.1.1 Особенности современных школьников (поколение Z) 13
1.2 Пути реализации прикладной направленности обучения геометрии в
8 классе 14
1.2.1 Реализация прикладной направленности курса геометрии в
школьных учебниках 8 класса (тема «Четырехугольники») 20
1.2.2 Изучение темы «Четырехугольники» с учетом реализации
прикладной направленности обучения геометрии 23
1.3 Опыт учителей математики по реализации прикладной
направленности обучения геометрии 32
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ
«ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ») 36
2.1 Типы задач для реализации прикладной направленности обучения
геометрии при изучении темы «Четырехугольники» 8 класса 36
2.2 Примеры прикладных задач для реализации прикладной
направленности обучения геометрии 42
2.3 Методические рекомендации по реализации прикладной
направленности обучения геометрии в 8 классе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ

Математика во все времена применялась в различных областях науки, являлась ее неотъемлемой частью. Во всех профессиях необходимы знания современной математики, она нужна тем людям, которые связали свою жизнь с историей, техникой, медициной, экономикой и не только, даже просто для похода в магазин уже необходимы минимальные знания. Прогресс многих современных наук и производства не был бы возможен без математики, ее роль в современной практической деятельности велика, так как мы принадлежим к эпохе математизации знаний.
Во ФГОС основного общего образования записано, что одним из важных направлений обучения математике в школе является его практическая ориентация и понимание учащимися значения математики в повседневной жизни человека. Согласно этому документу предметные результаты должны отражать [7, с. 17]: «7) развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач; ... 9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин». Вследствие этого возрастает значение практических приложений математики на всех ступенях общего образования.
Стоит отметить, что многие ученые методисты занимались изучением прикладной направленности обучения геометрии, например А. Д. Александров, В. А. Гусев, М. В. Егупова [16], Н. А. Терешин [40], и другие. Так же в некоторых работах С. Н. Дворяткиной [12], И. И. Зубовой [17], Н. А. Хоркиной, Е. Н. Эрентраут [47] присутствуют идеи реализации прикладной направленности школьного курса математики.
В наше время большое количество педагогов-практиков (С. И. Соболев, Т. И. Пенина, М. Р. Костина и другие) предлагают и реализуют различные новые приемы и методы в образовательной системе, при которых особое внимание уделяется именно прикладному аспекту обучения математике. С одной стороны, интерес к прикладной направленности обучения геометрии обусловлен тем, что учащиеся плохо усваивают программу школьного курса геометрии. Доказательством тому служат, не только результаты итоговых экзаменов 2019 года [49], но и результаты различных международных исследований качества образования, таких как: TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), PISA (Programme for International Student Assessment) - в которых российские школьники принимают участие. И если в исследовании TIMSS (которое проверяет уровень академических знаний, заложенных в учебные программы) Россия входит в топ-10 стран с наивысшими результатами по математике, то в PISA (которое сосредоточено на оценке практических навыков учащихся и их умении применять академические знания в жизни) - занимает по всем тестам места ниже средних [27]. И именно Россия имеет самый большой в мире разрыв между результатами PISA и TIMSS, что говорит о непонимании учащимися прикладных аспектов применения математики (в частности геометрии) в жизни, что подтверждает актуальность выбранной мною темы. Более того, если сравнить результаты TIMSS - 2015 с результатами 2011 года, то можно увидеть, что ученики в 8 классе 2015 года показали низкий уровень подготовки, по сравнению с результатами 4 класса 2011 года этих же учащихся. На основании этого можно предположить, что именно в средней школе происходит некий переломный момент, который приводит к ухудшению усвоения знаний по математике. Возможно, это происходит, потому что при изучении геометрии дети сталкиваются с большим количеством теоретического материала, значимость и нужность изучения которого им не всегда понятна. Особенно остро эта проблема проявляется при изучении темы «Четырехугольники». Учителю сложно показать связь изучаемого материала с жизнью, так как большинство задач прикладного характера связано с изучением треугольников, а задач с четырехугольниками встречается крайне мало, с чем и связано включение задач прикладного характера по теме «Четырехугольники» в ОГЭ 2020 года. Теме «Четырехугольники» школьного курса 8 класса следует уделить особое внимание, так как при её поверхностном изучении (при неумении определить тип фигуры, незнании ее свойств и т.д.) впоследствии могут возникнуть сложности при изучении дальнейших тем и последующих разделов в геометрии, в частности, наибольшая сложность возникнет при изучении раздела «Стереометрия».
В связи с вышеизложенным, исследование прикладной направленности обучения в рамках темы четырехугольники весьма актуально.
Объектом исследования является прикладная направленность обучения геометрии в основной школе. А пути и средства реализации прикладной направленности обучения геометрии при изучении темы «Четырехугольники» выступают предметом исследования.
Цель работы: выявление способов и средств реализации прикладной направленности обучения геометрии, разработка методических рекомендаций по использованию различных средств реализации прикладной направленности обучения геометрии (на примере темы «Четырехугольники»).
Для реализации цели работы потребовалось решить следующие задачи:
1) описать роль и место реализации прикладной направленности обучения геометрии в настоящее время,
2) выделить основные пути реализации прикладной направленности обучения геометрии,
3) проанализировать реализацию прикладной направленности обучения в учебниках геометрии 8 класса (на примере темы «Четырехугольники»),
4) изучить опыт учителей по реализации прикладной направленности обучения геометрии,
5) составить блоки задач по теме «Четырехугольники», для реализации прикладной направленности обучения геометрии,
6) составить методические рекомендации для учителей математики по реализации прикладной направленности обучения геометрии в 8 классе.
Методы исследования:
Теоретические (анализ и обобщение литературы по данной теме, классификация, конкретизация)
Практические (сравнение учебников по геометрии, наблюдение за реализацией прикладной направленности обучения геометрии учителями, описание основных путей реализации прикладной направленности).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 53 источников и 7 Приложений.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию: выступление на научно-практической конференции «Математика и информатика в образовании и бизнесе» 23 апреля 2020, основные результаты работы представлены в статье в сборнике научных работ научно-практической конференции «Математика и информатика в образовании и бизнесе».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе, целью которой было выявление способов и средств реализации прикладной направленности обучения геометрии, разработка методических рекомендаций по использованию различных средств реализации прикладной направленности обучения геометрии (на примере темы «Четырехугольники»), решены все поставленные задачи исследования.
Были рассмотрены различные подходы к определению принципа прикладной направленности обучения математики, описано, в чем заключается ее реализация. Было выделено шесть основных путей реализации прикладной направленности обучения геометрии (установление межпредметных связей и связей с окружающей действительностью в процессе обучения геометрии, включение в содержание курса геометрии материала исторического характера, использование в процессе обучения прикладных и практико-ориентированных задач и др.). Проанализирован опыт учителей, на основании которого можно сделать вывод о том, что учителя видят необходимость реализации прикладной направленности геометрии на своих уроках, каждый из педагогов по-разному подходит к этому вопросу.
В результате анализа современных учебников геометрии 8 класса было выявлено, что во всех учебниках в той или иной мере реализуются пути прикладной направленности обучения геометрии, но содержится мало задач прикладного характера, исторических справок, межпредметных связей. В работе разработаны конкретные примеры реализации каждого пути прикладной направленности обучения геометрии и составлены блоки задач по теме «Четырехугольники».
В заключение можно отметить следующее: нельзя обучить приложениям математики, не научив самой математике. Первостепенная задача учителя состоит в реализации хорошей математической подготовки своих учеников, так как именно этот фактор положительно влияет на лучшее усвоение приложений математики и развитие умений применять математику в различных практических ситуациях. Справедлив и обратный подход в обучении: усиление прикладной направленности обучения на уроках геометрии способствует лучшему усвоению теоретических знаний по математике и их последующей практической отработке. Но требования к учителю предъявляются одни и те же, он должен хорошо владеть теоретическим материалом, иметь в запасе блок знаний (заданий) прикладного содержания, при необходимости уметь самому составлять прикладные задачи, учитывая характеристики, которыми должна обладать прикладная задача. Главное, ему следует обладать умением преподносить эти знания учащимся, использовать различные пути и средства реализации прикладной направленности в обучении геометрии не только на уроках, но и в домашней и внеклассной работе. Только такая работа педагога позволит расширить кругозор учащихся, заинтересовать их в получении знаний.



1. Александров, А. Д. Геометрия. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. - М. : Просвещение, 2019. - 176
с. : ил.
2. Библиотека МЭШ [Электронный ресурс] : московская электронная школа /
Департамент Информационных Технологий г. Москвы, Департамент образования и науки г. Москвы, 2015-2020. - URL :
https://uchebnik.mos.ru/catalogue (дата обращения: 25.05.2020).
3. Боголюбов, А. Н. Математики. Механики : биографический справочник / А. Н. Боголюбов. - Киев : Наукова думка, 1983. - 639 с.
4. Бутузов, В. Ф. Геометрия. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций / В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, В. В. Прасолов; под ред. В. А. Садовничего. - М. : Просвещение, 2018.- 175с. : ил. - (МГУ - школе).
5. Варданян, С. С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием : Кн. для учащихся 6-8 кл. сред. шк. / С. С. Варданян; под ред. В. А. Гусева. - М. : Просвещение, 1989. - 144 с. : ил.
6. Витковский, А. Выстраивая систему осмысленного обучения [Электронный ресурс] / А. Витковский // Первое сентября. - 2009. - 28 марта (№8). - URL : https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200900614 (дата обращения: 25.05.2020).
7. Внесение изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 / Рос. Федерация. Минобрнауки России. - URL : https://minjust.consultant.ru/documents/18068 (дата обращения: 25.05.2020).
8. Внесение изменений Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 / Рос. Федерация. Минпросвещения
России. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 338893/ (дата обращения: 25.05.2020).
9. Геометрия. 7-9 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М. : Просвещение, 2019. - 383 с. : ил.
10. Герценштейн, Я. Геодезические работы в средней школе / Я. Герценштейн // Математика в школе. - 1941. - № 2. - С. 30-39.
11. Глейзер, Г. И. История математики в школе VII-VIII кл. : Пособие для учителей / Г. И. Глейзер. - М. : Просвещение,1982. - 240 с.
12. Дворяткина, С. Н. Межпредметные связи и прикладная направленность школьного курса математики в классах биологического профиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / С. Н. Дворяткина ; науч. рук. М. М. Рассудовская; Моск. пед. ун-т. - М., 1998. - 191 с.
13. Дорофеев, Г. В. Способствует ли обучение математике повышению уровня интеллектуального развития школьников? / Г. В. Дорофеев // Вестник Моск. гор. пед. ун-т. Математический выпуск. - 2007. - № 2 (15) - С. 169-179.
14. Евклид. Начала / Евклид ; [пер. с греч.] М. Е. Ващенко-Захарченко. - М. : Ленанд, 2015. - 232 с.
15. Егупова, М. В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике в школе : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / М. В. Егупова ; науч. рук. В. А. Гусев; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2014. - 452 с.
16. Егупова, М. В. Практические приложения математики в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Егупова. - М. : Прометей, 2015. - 248 с.
17. Зубова, И. И. Прикладная направленность системы задач физического содержания при обучении математике в средней школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : защита 21.04.2000 / И. И. Зубова ; науч. рук. В. И. Крупич, И. С. Беляева; Орловский гос. ун-т. - Орел, 2000. - 18 с.
18. Калейдоскоп «Кванта». Квадрат // Квант. - 1989. - № 5. - С. 40-41.
19. Кизилова, В. П. Методическая система реализации прикладной направленности обучения математике в классах естественнонаучного направления : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : защита 26.05.09 / В. П. Кизилова ; науч. рук. И. М. Шапиро ; Барнаульский гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 22 с.
20. Колягин, Ю. М. О прикладной и практической направленности обучения математике / Ю. М. Колягин, В. В. Пикан // Математика в школе. - 1985. - № 6. - С. 27-32.
21. Математика в девяти книгах / пер. и прим. Э. И. Березкиной // Историко- математические исследования. - М. : ГИТТЛ, 1957. - № 10. - С. 439-584.
22. Математические этюды [Электронный ресурс]. - М. : Фонд «Математические
этюды», 2002-2020. - URL : https://www.etudes.ru, (дата обращения:
25.05.2020).
23. Махмутов, М. И. Принципы профессиональной направленности преподавания в среднем ПТУ : сб. научн. трудов / М. И. Махмутов, А. М. Власенков ; под ред. А. А. Кирсанова. - М. : изд-во АПН СССР, 1986. - 45 с.
24. Мерзляк, А. Г. Геометрия : 8 кл. : учебник / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир ; под ред. В. Е. Подольского. - 3-е изд., стер. - М. : Вентана-Граф, 2019. - 206, [2] с. : ил. - (Российский учебник).
25. Мичкасов, Р. Е. Межпредметные связи на уроках математики в базовой школе как средство осуществления прикладной направленности обучения [Электронный ресурс] / Р. Е. Мичкасов // Педагогика online. - 2016. - 01 сент. - URL : http://aneks.spb.ru (дата обращения: 25.05.2020).
26. ОГЭ. Математика : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / под ред. И. В. Ященко. - М. : Национальное образование, 2020. - 224 с. - (ОГЭ. ФИПИ - школе).
27. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / Национальный исследовательский ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования; К. А. Адамович, А. В. Капуза, А. Б. Захаров, И. Д. Фрумин. - М. : НИУ ВШЭ, 2019. - 28 с. - (Факты образования № 2 (25)).
28. Перельман, Я. И. Веселые задачи: Азбука науки для юных гениев / Я. И. Перельман, под ред. Л. И. Янцева. - М. : Центрполиграф, 2017. - 256 с.
29. Перельман, Я. И. Занимательная геометрия / Я. И. Перельман. - М. : Эксмо, 2019. - 320 с. - (Захватывающая наука Якова Перельмана).
30. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты / Я. И. Перельман. - М. : Эксмо, 2018. - 320 с. - (Захватывающая наука Якова Перельмана).
31. Пирютко, О. Н. Практико-ориентированные задачи как средство формирования метапредметных компетенций / О. Н. Пирютко, О. А. Терешко // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : Материалы Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 22-26 апр. 2019 г.) / [под. ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова]. - М. : МИГУ, 2018. - С. 383-389.
32. Погорелов, А. В. Геометрия. 7-9 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций / А. В. Погорелов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2019. - 240 с. : ил.
33. Прикладная и практическая направленность обучения математике [Электронный ресурс]. - URL: http://wiki.tgl.net.ru (дата обращения: 25.05.2020).
34. Принцип работы двойного параллелограммного механизма [Электронный
ресурс] : Механизмы : анимации работы различных механических устройств с описанием / [Механизмы ; зарег. 07.05.2017]. - опубл. 28.05.2017. - [81 видео] // YouTube.ru. - Google LLC, 2020. - URL : https://www.youtube.com (дата
обращения: 25.05.2020).
35. Прочухаев, В. Г. Измерения в курсе математики средней школы : Пособие для учителей / В. Г. Прочухаев. - М. : Просвещение, 1965. - 140 с.
36. Решетникова, Н. В. Преемственность реализации прикладной направленности обучения математике в основной и старшей школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : защита 26.05.09 / Н. В. Решетникова ; науч. рук. И. М. Шапиро ; Барнаульский гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 23 с. - Библиогр. : С.21-23.
37. Силаева, О. В. Рабочая программа факультативного курса по геометрии для учащихся 8А класса «Развивающие задачи по геометрии» / О. В. Силаева. - Кашира. : МБОУ «СОШ с УИОП № 2», 2016. - 8 с.
38. Смирнова, И. М. Геометрические задачи с практическим содержанием / И. М. Смирнова.- 2-е изд., доп. -М. : МЦНМО, 2015.
39. Смирнова, И. М. Гуманитарии отдают предпочтение коллективным методам
работы [Электронный ресурс] / И. М. Смирнова // Первое сентября. - 2005. - 22 нояб. (№ 78). - URL : https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200507827 (дата
обращения: 25.05.2020).
40. Терешин, Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики : Кн. для учителя / Н. А. Терешин. - М. : Просвещение, 1990. - 96 с. : ил.
41. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 / Рос. Федерация. Минпросвещения России. - URL :
https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.12.2018-N-345/ (дата обращения: 25.05.2020).
42. Фирсов, В. В. О прикладной ориентации курса математики / В. В. Фирсов // Математика в школе. - 2006. - № 6. - С. 2-9.
43. Холева, О. В. Развитие познавательного интереса на уроках математики / О. В. Холева // Проблемы и перспективы развития образования (IV) : Материалы междунар. науч. конф. (Пермь, июль 2013 г.) / [ред. кол. : М. Н. Ахметова, Ю. В. Иванова, К. С. Лактионов, М. Г. Комогорцев, В. В, Ахметова, В. С. Брезгин, А. В. Котляров, А. С. Яхина, М. О. Насимов; отв. редактор Г. А. Кайнова]. - Пермь, 2013 . - С. 106-109.
44. Чистяков, В. Д. Старинные задачи по элементарной математике / В. Д. Чистяков. - М. : Ленанд, 2020. - 272 с.
45. Шапиро, И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики : Кн. для учителя / И. М. Шапиро. - М. : Просвещение, 1990. - 96 с. : ил.
46. Шарыгин, И. Ф. Геометрия. 7-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин. - М. : Дрофа, 2020. - 462, [2] с. : ил.
47. Эрентраут, Е. Н. Практико-ориентированные задачи как средство реализации прикладной направленности курса математики в профильных школах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : защита 25.11.05 / Е. Н. Эрентраут ; науч. рук. И. Н. Семенова ; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 24с. - Библиогр. : С.22-24.
48. Яковлева, Н. В. Прикладная направленность учебника Алгебра и начала анализа автор Л. Г. Мордкович [Электронный ресурс] / Н. В. Яковлева // Педпортал, библиотека материалов для работников школы. - 2015. - 1 апр. - URL : https://pedportal.net/attachments/000/857/253/857253.pdf71427847127 (дата обращения: 25.05.2020).
49. Ященко, И. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года / И. В. Ященко, И. Р. Высоцкий, А. В. Семенов. - М. : ФИПИ, 2019. - 25 с.
50. Canva Конструктор графиков [Электронный ресурс] / Canva, 2020. - URL : https ://www.canva.com/ru ru/ grafiki/ (дата обращения: 25.05.2020).
51. Learnis [Электронный ресурс] : Образовательная платформа Learnis.ru. -
Learnis.ru, 2020. - URL : https://www.learnis.ru(дата обращения: 25.05.2020).
52. Qr-code-generator : Qr code generator [Electronic resourse] / developer : Denso Wave Incorporated. - QrCode-Generator.de, 2020. - URL : https://www.qr-code- generator.com (date of the applicaton: 25.05.2020).
53. Thang, Nguyen Duc. Pantograph for drawing straight lines 1a [Electronic resourse] :
Thang best animations / Nguyen Duc Thang. - publ. 13.04.2015. - [MECHANISMS ; mekanizmalar ; registered 07.10.2010] : [3.200 videos] // YouTube.ru. - Google LLC, 2020. - URL : https://www.youtube.com/watch7vAjhh-
qtCTUQ&feature=emb logo (date of the applicaton: 25.05.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ