Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самооценки и коммуникативных способностей у представителей разных профессий (Организационная психология, Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)

Работа №68592

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере медиков и педагогов.
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка. 175 респондентов. Для экспериментального исследования было сформировано две группы из числа респондентов – представителей разных профессий (медицинский персонал, педагоги). В эмпирическую группу 1 вошли 86 респондентов-медиков, в эмпирическую группу 2 вошли 89 респондентов-педагогов.
Есть много объемных приложений (результаты исследования в табличном виде).

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки в психологии 8
1.1 Понятие самооценки, её стороны, виды, уровни 8
1.2 Изучение самооценки в зрелом возрасте 15
1.3 Изучение самооценки медицинских работников и педагогов 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
Глава 2. Теоретические основы изучения коммуникативных способностей в психологии 30
2.1 Определение коммуникативных способностей, определение коммуникативных навыков и коммуникативных компетенций 30
2.2 Изучение коммуникативных способностей у российских и зарубежных авторов 36
2.3 Изучение коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов у российских и зарубежных авторов 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПЕДАГОГОВ 52
3.1 Организация процедуры и методы исследования 52
3.2 Анализ результатов исследования самооценки и коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов 55
3.3 Разработка рекомендаций по результатам эмпирического исследования 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Список использованной литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86


Цель магистерской диссертации – теоретически обосновать и экспери-ментально изучить особенности самооценки и коммуникативных способностей у представителей разных профессий.
Данная цель находит своё воплощение в решении ряда задач, а именно:
– уточнить понятие самооценки, рассмотреть её стороны, виды и уровни;
– проанализировать изучение самооценки в зрелом возрасте;
– рассмотреть изучение самооценки медицинских работников и педаго-гов;
– провести анализ содержания понятий «коммуникативные способности», «коммуникативные навыки», «коммуникативная компетентность»;
– охарактеризовать опыт изучения коммуникативных способностей в работах отечественных и зарубежных психологов;
– проанализировать результаты изучения коммуникативных способно-стей медицинских работников и педагогов;
– описать организацию процедуры и методы эмпирического исследования по определению особенностей коммуникативных способностей и самооценки у представителей разных профессий;
– провести анализ результатов исследования особенностей коммуника-тивных способностей и самооценки у медицинских работников и педагогов;
– разработать рекомендации по результатам эмпирического исследова-ния.
Объект исследования – самооценка и коммуникативные способности.
Предмет исследования – особенности самооценки и коммуникативных способностей медицинских работников и педагогов.
Гипотезы исследования:
1. Самооценка у группы медицинских работников будет выше, чем у педагогов: медицинским работникам свойственны высокая самооценка, глобальное самоотношение, самоуважение, самоинтерес, самопоследовательность; педагогам – ожидаемое отношение других, самоуверенность.
2. Уровень сформированности коммуникативных способностей будет значительно выше у педагогов, чем у медицинских работников.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические: теоретический анализ научных исследований по вы-бранной проблеме; классификация, систематизация, обобщение и сопоставле-ние полученных в диагностическом исследовании данных с результатами этого анализа.
II. Эмпирические: психологическое тестирование с использованием сле-дующих методик: методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в моди-фикации А. М. Прихожан; «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (в адаптации Ю. З. Гильбуха); методика КОС-2 (адаптация В.В. Синявского, Б.А. Федоришина).
III. Статистические методы: обработка результатов тестирования осуществлялась в программе SPSS 13.0. Statistica. Был использован непараметрический критерий для независимых выборок U-тест по методу Манна и Уитни.
Научная значимость исследования заключается в том, что эксперимен-тально подтверждено различие межу самооценкой и коммуникативными спо-собностями у представителей разных профессий (медицинских работников и педагогов).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе научных трудов отечественных и зарубежных ученых уточнены такие понятия, как «самооценка», «коммуникативные способности». Изучены результаты современных исследований по определению особенностей самооценки и специфики коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности ис-пользования его результатов в составлении проекта программы, направлен-ной на повышение самооценки и коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов.
Структура работы включает введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания личности о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания личностью своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Определено, что в психолого-педагогической литературе нет единых подходов к проблеме формирования коммуникативной компетентности личности, нет их единой классификации. Многие исследователи выделяют активные методы группового обучения общению и условно делят их на три блока: дискуссионные, игровые и сенситивный тренинг. Помимо этого подразделения указывают на следующие пути и средства формирования и повышения коммуникативной компетентности личности, такие как социально-психологический тренинг, игровые технологии. Для развития умений и способностей общения выделяют такие методы как дискуссия, имитационная игра, «мозговой штурм». Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Таким образом от того насколько правильно выбраны методы формирования коммуникативной компетентности будет зависеть как развиваются различные стороны жизни личности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование. Результаты эмпирического исследования позволили заключить, что зависимый тип коммуникативных умений более характерен респондентам – представителей медицинской сферы, компетентностный тип коммуникативных умений более характерен представителям педагогических профессий. У педагогов на более высоком уровне развиты коммуникативные и организаторские способности, при этом более низкая самооценка; у медицинских работников более высокая самооценка, более низкий уровень развития коммуникативных умений, коммуникативных и организаторских способностей. Между тем, вцелом можно отметить что, несмотря на выявленные статистически значимые различия в самооценке и коммуникативных способностей у представителей разных профессий, был выявлен недостаточный уровень коммуникативных способностей, низкая самооценка у большого количества респондентов обеих эмпирических групп. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, послужили основанием для разработки тренинга, который можно применить в работе по повышению уровня самооценки и уровня развития коммуникативных способностей с представителями разных про-фессий.
Итак, в результате проведения исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Анализ факторов, влияющих на профессиональную самооценку врачей / А. Б. Бакиров [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2020. – Т. 28. № 4. – С. 592-595.
2. Андриевский, А. А. Исследование взаимосвязи самооценки личности и уровня стрессоустойчивости у педагогов / А. А. Андриевский // Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы: сб. ст. – М., 2019. – С. 3-6.
3. Андриенко, О. А. К проблеме профессиональной самооценки совре-менного педагога / О. А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. № 3 (32). – С. 309-311.
4. Бейлинсон, Л. С. Речевая культура педагога / Л. С. Бейлинсон / Перевод. с англ. И. М. Михайловой. – М.: Лингва, 2017. – 358 с.
5. Берков, В. Ф. Культура диалога : учеб. пособие / В. Ф. Берков. – Минск: Новое знание, 2017. – 152 с.
6. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности / Р. Бернс. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.
7. Богачёва, Н. В. Связи самооценок, имплицитных теорий риска и личностной готовности к риску у медицинских работников / Н. В. Богачёва, Н. В. Корнилова, Ю. В. Красавцева // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Серия: Психологические науки. – 2017. – № 4. – С. 6-19.
8. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 46-52.
9. Божович, Л. И. Общение и деятельность личности / Л. И. Божович. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 463 с.
10. Бороздина, Л. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. – М.: Проект–Ф, 2019. – 204 с.
11. Булыгина, Л. Н. Проблемы формирования коммуникативной культуры личности / Л. Н. Булыгина // Проблемы человека в контексте современной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2017. – С 172-177.
12. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация / Ш. Бюллер. – М.: АСТ, 2015. – 258 с.
13. Васенкин, А. В. Особенности экзистенциального кризиса у людей зрелого возраста / А. В. Васенкин // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы конф. / редколл.: И. А. Конопак [и др.]. – М., 2020. – С. 9-12.
14. Вахмистрова, Е. В. Профессиональная самооценка педагога дошкольного образования / Е. В. Вахмистрова // Психология труда, экономика и управление в современной России: организационная структура и предпринимательство: материалы конф. – М., 2016. – С. 49-52.
15. Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства / Е. Г. Вотинова. – СПб. : Питер, 2018. – 91 с.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, 2009. – 547 с.
17. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2017. – 398 с.
18. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2019. – 432 с.
19. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
20. Горшкова, Е. Правила общения / Е. Горшкова // Педагогические ис-следования. – 2019. – №3. – С. 85-89.
21. Данилова, И. С. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально–педагогической подготовки будущего учителя: монография / И. С. Данилова. – Тула: Тул. Полиграфист, 2016. – 171 с.
22. Доронина, Р. Д. Теоретические основы изучения самооценки в психологической литературе: виды самооценки, их краткая характеристика / Р. Д. Доронина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. – М., 2019. – С. 42-48.
23. Евдокимова, Д. В. Особенности профессионального самоотношения и половых особенностей самооценки медицинских работников / Д. В. Евдокимова // Социальное образование в России: история, проблемы, перспективы развития: материалы конф. – М., 2016. – С. 30-32.
24. Егидес, А. Психотехника общения / А. Егидес // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 111-116.
25. Еличева, В. В. Теоретические подходы к изучению самооценки / В. В. Еличева, И. В. Илларионова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 119-122.
26. Елькин, И. О. Адекватная самооценка как фактор эмоциональной устойчивости медицинских работников / И. О. Елькин, Е. С. Набойченко // Системная интеграция в здравоохранении. – 2016. – № 3 (29). – С. 78-82.
27. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю. Н. Емельянов. – М.: Просвещение, 1995. – 169 с.
28. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – М.: Рипол–Классик, 2014. – 103 с.
29. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Ин-фра-М, 2015. – 487 с.
30. Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т. В. Иванчикова // Педагогика. – 2018. – №3. – С. 83-89.
31. Измайлова, М. А. Деловое общение: практическое пособие для всех специальностей / М. А. Измайлова. – М.: [б. и.], 2011. – 82 с.
32. Илларионова, И. В. Теоретические подходы к пониманию самооценки как психического процесса / И. В. Илларионова, В. С. Абрамова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 109-112.
33. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности): метод. пособие / В. Г. Казаков. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2013. – 32 с.
34. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. – СПб.: Питер, 2017. – 247 с.
35. Ковалева, А. А. Формирование речевой культуры: деятельностный подход / А. А. Ковалева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 42-48.
36. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология: лич-ность: Учеб пособие / В. М Козубовский. – Минск: Амалфея, 2014. – 506 с.
37. Козырева, О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога / О. А. Козырева // Дополнит. проф. образование. – 2019. – № 4. – С. 24–25.
38. Крагшвина, Л. М. Этапы развития коммуникативных навыков в разновозрастных категориях / Л. М. Крагшвина // Концепт. – 2019. – №2. – С. 25-32.
39. Лекарева, В. Д. Исследование нравственной самооценки личности / В. Д. Лекарева, А. Г. Михайлова // Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы конф. / сост. В. В. Головин. – М., 2020. – С. 206-208.
40. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М.: Издательство: Красанд, 2015. – 321 с.
41. Лиман, Н. А. Профессиональная речь врача / Н. А. Лиман // Вопросы языкознания. – 2018. –№3. – С. 89-91.
42. Лисина, М. И. Формирование личности общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
43. Лосева, Ю. Н. Самоанализ и самооценка педагога как неотъемлемая часть профессионального самосовершенствования / Ю. Н. Лосева // Вестник педагогического опыта. – 2018. – № 41. – С. 40-46.
44. Мержан, Е. В. Зрелый возраст: особенности эмоциональной сферы и их связь с индивидуальными свойствами личности / Е. В. Мержан // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: материалы конф. – М., 2017. – С. 267-270.
45. Молчанова, О. Н. Психология самооценки: учеб. пособ. / О. Н. Молчанова. – М., 2020. – 236 с.
46. Мудрик, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2017. – 369 с.
47. Общие психологические особенности зрелого возраста / В. Л. Баркова [и др.] // Достижения современной науки: материалы конф. – М., 2017. – С. 18-24.
48. Омельченко, Л. В. Деятельность и ее влияние на формирование ком-муникативных навыков / Л. В. Омельченко // Концепт. – 2018. – №4. – С. 24-29.
49. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие / А. А. Орлов. – М.: Академия, 2018. – 521 с.
50. Пищугина, И. А. Роль самооценки в становлении будущего педагога как профессионала / И. А. Пищугина // XXIII Царскосельские чтения: материалы конф. / отв. ред. А. А. Беляева. – М., 2019. – С. 134-137.
51. Попель, Н. В. Особенности самооценки людей в пожилом возрасте / Н. В. Попель, Е. В. Вергазова // Вестник Ивановского гос. ун-та. – 2005. – № 2. – С. 109-114.
52. Психология общения и межличностных отношений / Сост. и гл. ред. Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 576 с.
53. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2014. – 656 с.
54. Рефлексия и самооценка качества жизни в пожилом возрасте (в кон-тексте профессиональной занятости) / Т. Б. Сергеева [и др.] // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: материалы конф. – М., 2020. – С. 631-644.
55. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 336 с.
56. Роджерс, К. Психология саморазвития / К. Роджерс.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 687 с.
57. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2019. – 550 с.
58. Руденко, Т. О. Межкультурная компетентность учителя начальных классов: функциональный аспект / Т. О. Руденко // Педагогика. – 2019. – № 7. – С. 71–73.
59. Самойлик, Н. А. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и профессионально-ценностных ориентаций педагогов / Н. А. Самойлик // Гуманитарный научный вестник. – 2017. – № 5. – С. 17-23.
60. Самойлов, Д. Речевые умения медицинских работников высшего звена / Д. Самойлов // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 62-64.
61. Самооценка профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание врачей-психиатров и наркологов / А. В. Худяков [и др.] // Acta Medica Eurasica. – 2020. – № 3. – С. 20-29.
62. Саранская, М. Коммуникативность и навыки общения медицинского персонала / М. Саранская // Концепт. – 2020. – №1. – С. 73-76.
63. Сахарова, Т. Особенности смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста / Т. Сахарова // Развитие личности. – 2011. – № 4. – С. 102-116.
64. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2019. – 480 с.
65. Соловьёв, И. Р. Самооценка врачами своего социального положения и престижа медицинской профессии / И. Р. Соловьёв, В. А. Серебренников, Е. В. Ползик // Уральский медицинский журнал. – 2018. – № 10 (165). – С. 151-154.
66. Сороковикова, И. В. Самооценка коммуникативной компетенции педагогов ДОУ / И. В. Сороковикова, Н. А. Соловьёва // Студенческая наука XXI века. – 2016. – № 2-1 (9). – С. 155-160.
67. Степанова, Л. П. Кризис зрелого возраста: специфика проявления, способы диагностики и профилактики негативных последствий / Л. П. Степанова, Е. Б. Игнатова, В. В. Чурилова // SWorld: сб. науч. тр. – 2011. – Т. 15. № 4. – С. 86-90.
68. Ухова, Л. В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект / Л. В. Ухова. – СПб.: Речь, 2019. – 387 с.
69. Тимиркаева, А. В. Понятие о самооценке, её структура и функции / А. В. Тимиркаева // Анализ проблем внедрения результатов инновационных исследований и пути их решения: сб. ст. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа, 2020. – С. 252-256.
70. Ульябаева, Г. Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г. Ш. Ульябаева, Д. М. Шакирова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5-1 (33). – С. 389-392.
71. Чумакова, Т. Н. Самооценка в зрелом возрасте / Т. Н. Чумакова, О. А. Рыбчановский // Общество – наука – инновации: сб. ст. – М., 2019. – С. 79-83.
72. Федорова, С. Н. Профессиональная культура педагога / С. Н. Федорова // Педагогика. – 2020. – № 6. – С. 65–70.
73. Щукина, О. Г. Взаимосвязь социально-психологических составляю-щих субъективной оценки качества жизни и высоты самооценки в зрелом воз-расте / О. Г. Щукина // Наука и технологии: актуальные вопросы и достижения: сб. науч. тр. / под общ. ред. А. В. Туголукова. – М., 2020. – С. 87-91.
74. Цейтлин, С. Н. Усвоение языка / С. Н. Цейтлин // Современная американская лингвистика. – М.: АСТ, 2016. – 526 с.
75. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2018. – 516 с.
76. Якушева, С. Д. Артистизм – компонент творческой индивидуальности педагога / С. Д. Якушева // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 20, Пед. образование. – 2015. – № 4. – С. 67–78.
77. Ярошевский, М. Г. Психология / М. Г. Ярошевский, А. В. Петровский. – М.: Академия, 2019. – 480 с.
78. Яхьяева, А. Х. Самооценка как компонент интеллектуальной личности / А. Х. Яхьяева // Сборник статей XLIII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2020. – С. 200-202.
79. Walter, Lippmann, The World Outside and the Pictures in Our Heads / Lippmann Walter // Mass Communications. University of Illinois Press, Urbana. – 1990. – P. 484.
80. Knapp, L.G. Assessing coping in children and adolescents: Research and practice / L.G. Knapp // Educational Psychology Review. – 1991. – Vol 3. – No. 4. – P. 309–334.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ