Особенности самооценки и коммуникативных способностей у представителей разных профессий (Организационная психология, Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Работа сделана на примере медиков и педагогов.
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка. 175 респондентов. Для экспериментального исследования было сформировано две группы из числа респондентов – представителей разных профессий (медицинский персонал, педагоги). В эмпирическую группу 1 вошли 86 респондентов-медиков, в эмпирическую группу 2 вошли 89 респондентов-педагогов.
Есть много объемных приложений (результаты исследования в табличном виде).
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки в психологии 8
1.1 Понятие самооценки, её стороны, виды, уровни 8
1.2 Изучение самооценки в зрелом возрасте 15
1.3 Изучение самооценки медицинских работников и педагогов 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
Глава 2. Теоретические основы изучения коммуникативных способностей в психологии 30
2.1 Определение коммуникативных способностей, определение коммуникативных навыков и коммуникативных компетенций 30
2.2 Изучение коммуникативных способностей у российских и зарубежных авторов 36
2.3 Изучение коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов у российских и зарубежных авторов 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПЕДАГОГОВ 52
3.1 Организация процедуры и методы исследования 52
3.2 Анализ результатов исследования самооценки и коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов 55
3.3 Разработка рекомендаций по результатам эмпирического исследования 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Список использованной литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка. 175 респондентов. Для экспериментального исследования было сформировано две группы из числа респондентов – представителей разных профессий (медицинский персонал, педагоги). В эмпирическую группу 1 вошли 86 респондентов-медиков, в эмпирическую группу 2 вошли 89 респондентов-педагогов.
Есть много объемных приложений (результаты исследования в табличном виде).
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки в психологии 8
1.1 Понятие самооценки, её стороны, виды, уровни 8
1.2 Изучение самооценки в зрелом возрасте 15
1.3 Изучение самооценки медицинских работников и педагогов 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
Глава 2. Теоретические основы изучения коммуникативных способностей в психологии 30
2.1 Определение коммуникативных способностей, определение коммуникативных навыков и коммуникативных компетенций 30
2.2 Изучение коммуникативных способностей у российских и зарубежных авторов 36
2.3 Изучение коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов у российских и зарубежных авторов 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПЕДАГОГОВ 52
3.1 Организация процедуры и методы исследования 52
3.2 Анализ результатов исследования самооценки и коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов 55
3.3 Разработка рекомендаций по результатам эмпирического исследования 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Список использованной литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
Цель магистерской диссертации – теоретически обосновать и экспери-ментально изучить особенности самооценки и коммуникативных способностей у представителей разных профессий.
Данная цель находит своё воплощение в решении ряда задач, а именно:
– уточнить понятие самооценки, рассмотреть её стороны, виды и уровни;
– проанализировать изучение самооценки в зрелом возрасте;
– рассмотреть изучение самооценки медицинских работников и педаго-гов;
– провести анализ содержания понятий «коммуникативные способности», «коммуникативные навыки», «коммуникативная компетентность»;
– охарактеризовать опыт изучения коммуникативных способностей в работах отечественных и зарубежных психологов;
– проанализировать результаты изучения коммуникативных способно-стей медицинских работников и педагогов;
– описать организацию процедуры и методы эмпирического исследования по определению особенностей коммуникативных способностей и самооценки у представителей разных профессий;
– провести анализ результатов исследования особенностей коммуника-тивных способностей и самооценки у медицинских работников и педагогов;
– разработать рекомендации по результатам эмпирического исследова-ния.
Объект исследования – самооценка и коммуникативные способности.
Предмет исследования – особенности самооценки и коммуникативных способностей медицинских работников и педагогов.
Гипотезы исследования:
1. Самооценка у группы медицинских работников будет выше, чем у педагогов: медицинским работникам свойственны высокая самооценка, глобальное самоотношение, самоуважение, самоинтерес, самопоследовательность; педагогам – ожидаемое отношение других, самоуверенность.
2. Уровень сформированности коммуникативных способностей будет значительно выше у педагогов, чем у медицинских работников.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические: теоретический анализ научных исследований по вы-бранной проблеме; классификация, систематизация, обобщение и сопоставле-ние полученных в диагностическом исследовании данных с результатами этого анализа.
II. Эмпирические: психологическое тестирование с использованием сле-дующих методик: методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в моди-фикации А. М. Прихожан; «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (в адаптации Ю. З. Гильбуха); методика КОС-2 (адаптация В.В. Синявского, Б.А. Федоришина).
III. Статистические методы: обработка результатов тестирования осуществлялась в программе SPSS 13.0. Statistica. Был использован непараметрический критерий для независимых выборок U-тест по методу Манна и Уитни.
Научная значимость исследования заключается в том, что эксперимен-тально подтверждено различие межу самооценкой и коммуникативными спо-собностями у представителей разных профессий (медицинских работников и педагогов).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе научных трудов отечественных и зарубежных ученых уточнены такие понятия, как «самооценка», «коммуникативные способности». Изучены результаты современных исследований по определению особенностей самооценки и специфики коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности ис-пользования его результатов в составлении проекта программы, направлен-ной на повышение самооценки и коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов.
Структура работы включает введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
Данная цель находит своё воплощение в решении ряда задач, а именно:
– уточнить понятие самооценки, рассмотреть её стороны, виды и уровни;
– проанализировать изучение самооценки в зрелом возрасте;
– рассмотреть изучение самооценки медицинских работников и педаго-гов;
– провести анализ содержания понятий «коммуникативные способности», «коммуникативные навыки», «коммуникативная компетентность»;
– охарактеризовать опыт изучения коммуникативных способностей в работах отечественных и зарубежных психологов;
– проанализировать результаты изучения коммуникативных способно-стей медицинских работников и педагогов;
– описать организацию процедуры и методы эмпирического исследования по определению особенностей коммуникативных способностей и самооценки у представителей разных профессий;
– провести анализ результатов исследования особенностей коммуника-тивных способностей и самооценки у медицинских работников и педагогов;
– разработать рекомендации по результатам эмпирического исследова-ния.
Объект исследования – самооценка и коммуникативные способности.
Предмет исследования – особенности самооценки и коммуникативных способностей медицинских работников и педагогов.
Гипотезы исследования:
1. Самооценка у группы медицинских работников будет выше, чем у педагогов: медицинским работникам свойственны высокая самооценка, глобальное самоотношение, самоуважение, самоинтерес, самопоследовательность; педагогам – ожидаемое отношение других, самоуверенность.
2. Уровень сформированности коммуникативных способностей будет значительно выше у педагогов, чем у медицинских работников.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические: теоретический анализ научных исследований по вы-бранной проблеме; классификация, систематизация, обобщение и сопоставле-ние полученных в диагностическом исследовании данных с результатами этого анализа.
II. Эмпирические: психологическое тестирование с использованием сле-дующих методик: методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в моди-фикации А. М. Прихожан; «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (в адаптации Ю. З. Гильбуха); методика КОС-2 (адаптация В.В. Синявского, Б.А. Федоришина).
III. Статистические методы: обработка результатов тестирования осуществлялась в программе SPSS 13.0. Statistica. Был использован непараметрический критерий для независимых выборок U-тест по методу Манна и Уитни.
Научная значимость исследования заключается в том, что эксперимен-тально подтверждено различие межу самооценкой и коммуникативными спо-собностями у представителей разных профессий (медицинских работников и педагогов).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе научных трудов отечественных и зарубежных ученых уточнены такие понятия, как «самооценка», «коммуникативные способности». Изучены результаты современных исследований по определению особенностей самооценки и специфики коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности ис-пользования его результатов в составлении проекта программы, направлен-ной на повышение самооценки и коммуникативных способностей у медицинских работников и педагогов.
Структура работы включает введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания личности о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания личностью своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Определено, что в психолого-педагогической литературе нет единых подходов к проблеме формирования коммуникативной компетентности личности, нет их единой классификации. Многие исследователи выделяют активные методы группового обучения общению и условно делят их на три блока: дискуссионные, игровые и сенситивный тренинг. Помимо этого подразделения указывают на следующие пути и средства формирования и повышения коммуникативной компетентности личности, такие как социально-психологический тренинг, игровые технологии. Для развития умений и способностей общения выделяют такие методы как дискуссия, имитационная игра, «мозговой штурм». Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Таким образом от того насколько правильно выбраны методы формирования коммуникативной компетентности будет зависеть как развиваются различные стороны жизни личности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование. Результаты эмпирического исследования позволили заключить, что зависимый тип коммуникативных умений более характерен респондентам – представителей медицинской сферы, компетентностный тип коммуникативных умений более характерен представителям педагогических профессий. У педагогов на более высоком уровне развиты коммуникативные и организаторские способности, при этом более низкая самооценка; у медицинских работников более высокая самооценка, более низкий уровень развития коммуникативных умений, коммуникативных и организаторских способностей. Между тем, вцелом можно отметить что, несмотря на выявленные статистически значимые различия в самооценке и коммуникативных способностей у представителей разных профессий, был выявлен недостаточный уровень коммуникативных способностей, низкая самооценка у большого количества респондентов обеих эмпирических групп. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, послужили основанием для разработки тренинга, который можно применить в работе по повышению уровня самооценки и уровня развития коммуникативных способностей с представителями разных про-фессий.
Итак, в результате проведения исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Определено, что в психолого-педагогической литературе нет единых подходов к проблеме формирования коммуникативной компетентности личности, нет их единой классификации. Многие исследователи выделяют активные методы группового обучения общению и условно делят их на три блока: дискуссионные, игровые и сенситивный тренинг. Помимо этого подразделения указывают на следующие пути и средства формирования и повышения коммуникативной компетентности личности, такие как социально-психологический тренинг, игровые технологии. Для развития умений и способностей общения выделяют такие методы как дискуссия, имитационная игра, «мозговой штурм». Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Таким образом от того насколько правильно выбраны методы формирования коммуникативной компетентности будет зависеть как развиваются различные стороны жизни личности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование. Результаты эмпирического исследования позволили заключить, что зависимый тип коммуникативных умений более характерен респондентам – представителей медицинской сферы, компетентностный тип коммуникативных умений более характерен представителям педагогических профессий. У педагогов на более высоком уровне развиты коммуникативные и организаторские способности, при этом более низкая самооценка; у медицинских работников более высокая самооценка, более низкий уровень развития коммуникативных умений, коммуникативных и организаторских способностей. Между тем, вцелом можно отметить что, несмотря на выявленные статистически значимые различия в самооценке и коммуникативных способностей у представителей разных профессий, был выявлен недостаточный уровень коммуникативных способностей, низкая самооценка у большого количества респондентов обеих эмпирических групп. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, послужили основанием для разработки тренинга, который можно применить в работе по повышению уровня самооценки и уровня развития коммуникативных способностей с представителями разных про-фессий.
Итак, в результате проведения исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



