Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «РОДИНА» В ПОЭЗИИ И. ЧЕРНУХИНА

Работа №68582

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Языковая картина мира как отражение общенародного и индивидуально-авторского мировидения
1.1. Языковая картина мира как лингвокультурное образование 7
1.2. Лингвокультурный концепт в аксиологическом аспекте 16
1.3. Художественный образ как элемент индивидуально-авторской
картины мира 23
Выводы к 1-ой главе 30
Глава 2. Особенности индивидуально-авторской реализации образа России в поэзии И. Чернухина
2.1. Образ малой родины как составляющая художественного концепта «Родина» в поэзии И. Чернухина 33
2.2. Символизация образа Родины в поэзии И. Чернухина 39
2.3. Образ русского человека в поэзии И. Чернухина 44
2.4. Методика работы с лингвокультуремами на уроках русского языка и литературы 52
Выводы ко 2-ой главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы

Данная дипломная работа посвящена вербализации концепта «Родина» в творчестве белгородского поэта Игоря Чернухина. Тема работы находится на пересечении таких направлений современной лингвистики, как анализ культурных концептов, лингвокультурология, теория дискурса, в центре внимания которых находится разноаспектный лингвистический анализ художественного текста.
Концепт «Родина» начал приковывать внимание лингвистов в конце 90-х гг. ХХ в., в то время как наиболее актуальными были проблемы национальной идентичности и их отражение и выражение в языке. Анализу концепта «Родина» посвящены работы А. Вежбицкой, И. Сандомирской, В.Н. Телия, С.М. Толстой, а также круга этнолингвистов, объединяемых Е. Бартминьским в Польше. Данные работы осуществлялись при помощи разных исследовательских техник, число которых нельзя считать исчерпанными. Культурный концепт «Родина» притягивает и в дальнейшем внимание исследователей, так как он теснейшим образом связан как с этническим самосознанием, так и с государственной идеологией, воздействующей на индивида при помощи различных жанров текста, прежде всего, текстов политической пропаганды.
Тема нашей работы - «Средства вербализации концепта «Родина» в поэзии И. Чернухина».
Данная дипломная работа значима не только в контексте актуальности лингвистического анализа художественного текста, но и в аспекте регионоведения, так как в ней рассматривается творчество одного из ведущих поэтов Белгородчины, мастеров слова - Игоря Чернухина. Так случилось, что совсем недавно, в последние дни апреля, поэт ушел от нас. Его биография во многом предопределила его творческий путь. Игорь Андреевич Чернухин родился в 1930 году в поселке Томаровка Яковлевского района в семье учителей. После окончания школы работал на стройках плотником, мастером, нормировщиком. Заочно он окончил Литературный институт им. А.М. Горького и в 1964 г. был принят в члены Союза писателей. Более пятнадцати лет И.А. Чернухин руководил литературной студией «Современник».
Его первые стихи появились на страницах областных газет в 1956 г. В 1960 г. вышла его первая книга стихов «Лицом к свету». Стихотворные строки поэта высечены на граните мемориала «Огненная дуга». И.А. Чернухин был участником нескольких съездов Союза писателей СССР и РСФСР. За книги «Дни» и «Берег памяти» автор удостоен звания лауреата премии Бел-городского комсомола. Член Союза писателей СССР с 1964 года, заслуженный работник культуры России, Лауреат премии Союза писателей России «Прохоровское поле», И.А. Чернухин несколько лет был ответственным секретарем областного отделения Союза писателей России, 15 лет (1975-1990) руководил литературной студией «Современник» в Белгороде [См. об этом: Белгородская энциклопедия: URL=https://beluezd.ru].
28-го апреля 2017 года поэта не стало. И в память о нём журналист Владимир Бабин написал: «Поэты не умирают, нет! Формально жизненный путь завершился, но жить Поэт с нами будет всегда в стихах своих и песнях, и в памяти тех, кто любит слово русское и тянется к настоящей Поэзии душой».
И мы хотели бы нашей работой также выразить дань уважения к жизни и творчеству поэта Игоря Андреевича Чернухина.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется следующими факторами:
1) пристальным вниманием современной гуманитарной науки к проблемам менталитета и национального характера;
2) активным развитием концептуального анализа текста как одного из плодотворных направлений функциональной лингвистики, направленного на выявление специфики идиостилей отдельных писателей;
3) необходимостью обращения к произведениям большого белгородского поэта И. Чернухина, которые до настоящего времени остаются мало изученным лингвистами.
Объект настоящего исследования - поэзия И. Чернухина разных периодов.
Предмет исследования составили языковые единицы - репрезентанты концепта «Родина» в художественных текстах И. Чернухина.
Цель работы - изучение и описание особенностей словесно-художественного воплощения концепта «Родина» в поэзии И. Чернухина.
Задачи исследования:
1. проанализировать современные подходы к проблеме отражения в языке и тексте индивидуально-авторского видения;
2. посредством сплошной выборки собрать необходимый и достаточный фактический материал исследования;
3. охарактеризовать лексику произведений поэта с точки зрения запечатления в ней образа России (с учетом контекстного окружения);
4. произвести лингвокультурологический анализ фрагментов текста, репрезентирующих особенности вербального представления поэтом концепта «Родина», с целью выявления содержания указанного концепта в индивидуально-авторской картине мира.
Фактический материал работы составил 48 контекстов, извлеченный посредством сплошной выборки из произведений И. Чернухина.
Источником фактического материала послужило следующее издание: Чернухин И.А. Стихотворения. Баллады. Поэмы / И.А. Чернухин. - Белгород: Отчий край, 2003. - 444 с.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и полученных результатов в изучении регионального компонента на уроках словесности в основной и старшей школе, при обучении лингвистическому анализу поэтического текста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав с параграфами, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе мы рассмотрели средства вербализации концепта «Родина» в творчестве И.А. Чернухина. Для достижения поставленной цели нами были рассмотрены некоторые подходы к анализу концепта, существующие в современной лингвистике.
Интерес к художественному концепту в нашем исследовании обусловлен формированием и вербализацией его в пространстве художественной картины мира автора и в пределах конкретной национальной художественной картины мира.
В работе был произведен анализ языковых средств вербализации концепта «Родина» в поэтических текстах И. Чернухина. Это базовый концепт поэтической системы И. Чернухина, а его отличительные черты являются ключевыми для картины мира данного автора и существенными для составления наиболее полного представления о национальной картине мира в целом.
Ведущими в формировании концепта «Родина» в творчестве И. Чернухина являются биографические истоки. Анализ значений художественного концепта «Родина» показал, что в картине мира поэта концепт «Родина» совмещает в себе малую родину, Россию, планету Земля и внутренний мир лирического героя. И. Чернухина по праву можно назвать народным поэтом. Он, будучи носителем национальной культуры, родного языка, отразил в своём творчестве дух народа и времени.
Лексико-семантическое наполнение концепта «Родина» в поэзии И.А. Чернухина вбирает в себя слова не только с общеупотребительными значениями, но и с семантическими приращениями и ассоциативными значения-ми. Периферийные единицы концепта «Родина» пересекаются с другими лексико-семантическими полями («Природа», «Свет», «Духовность», «Дом»).
Чаще всего у поэта с Родиной ассоциируются слова с семантикой «свет», «любовь», «покой» и «надежда», а также лексемы степь, река, земля, поле и др.
Концепт - это многомерное образование. Он наделен довольно-таки сложной структурой и находится в сознании носителей языка. Совокупность концептов образует концептуальную картину мира, которая отражает оценки, представления людей об окружающей их действительности.
Современные отрасли лингвистики заинтересованы в изучении нового термина «концепт», который привлек внимание и методики. Проблема применения данного термина в работе со школьниками очень интересна, но, к сожалению, мало изучена. Поэтому данная работа может иметь практическую направленность и будет интересна учителям общеобразовательных школ и студентам-филологам.
В конце нашего исследования мы пришли к следующим выводам: анализ концепта как вид лексической работы может быть использован учителем русского языка и литературы в 8 классе как на уроках по развитию речи, так и при подготовке к изложению, к сочинению-рассуждению, а также разработали примерный план урока по работе с концептом «Родина» в одном из стихотворений И. Чернухина.
Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшей разработке вопросов изучения художественных концептов с точки зрения отражения в них национальной культуры и индивидуального мировидения, а также в углублении анализа отдельных концептов и особенностей их лексического воплощения. Это позволит выявить определенные смысловые доминанты художественных текстов, закрепленные в семантике языковых единиц.



1. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
2. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 496 с.
3. Бердяев Н.А. Душа России / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. - Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс»,1997. - 544с.
4. Беспалова О. Е. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева в ее лексическом представлении: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Санкт- Петербург, 2002.
5. Брагина Н.Г. Фрагмент лингвокультурологического лексикона (базовые понятия) Н.Г. Брагина // Фразеология в контексте культуры. - М.: Языки русской культуры, 1999. - с. 131-137.
6. Брудный А.А. Психологическая герменевтика: Учебное пособие /
A. А. Брудный. - М.: Лабиринт, 2005. - 336 с.
7. Вартаньянц А.Д. Пособие по анализу художественного текста для иностранных студентов-филологов: (3-5-й гг. обучения) / А. Д. Вартаньянц, М. Д. Якубовская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1989. - 236.
8. Васильева А.Н. Художественная речь / А.Н. Васильева. - М.: Рус. яз., 1983. - 256 с.
9. Виноградов В.В. О языке художественной литературы /
B. В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - 654 с.
10. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв. / В.В. Виноградов. - 3-е изд. - М.: Высшая школа, 1982. - 528 с.
11. Виноградов В.В. О теории художественной речи /
B. В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.
12. Воркачев С.Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта / С.Г. Воркачев // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: ВГУ, 2006. - С. 26.
13. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт /
C. Г. Воркачев. - М.: Гнозис, 2004. - 192 с.
14. Григорьев В.П. Идиолект, идиостиль / В.П. Григорьев // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 115.
15. Единицы поэтической речи и их функции // Сборник научных трудов / Московский государственный институт им. М.Тореза. - Вып. 352. - М., 1990. - 144 с.
16. Залевская А.А. «Образ мира» vs «языковая картина мира» / А.А. Залевская // Картина мира и способы ее репрезентации: научные доклады конференции «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование» (21 - 24 апреля 2003 г., Курск) / ред. Л.И. Гришаева, М.К. Попова. - Воронеж: ВГУ, 2003. - С. 41-47.
17. Залевская А.А. Концепт как достояние индивида / А.А. Залевская // Слово. Текст. Избранные труды. - М.: Гнозис, 2005. - С. 234-244.
18. Зализняк А. А. Ключевые идеи русской языковой картины мира / А. А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - С. 239-246.
19. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка / В.Г. Зусманн. - Н. Новгород: Деком, 2001. - 247 с.
20. Иванцова Е.В. Изучение языковой личности в Томской лингвистической школе / Е.В. Иванцова // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 291. - С. 5-11.
21. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
22. Караулов Ю.Н. Константы идиостиля в лексикографическом представлении (из опыта работы над «Словарем языка Достоевского») / Ю.Н. Караулов // Русистика сегодня. - 1999. №1-2, 4: Сб. статей. - М.: Азбу¬ковник, 2001.
23. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1976. - 356 с.
24. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - Изд. 7-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
25. Касевич В.Б. О когнитивной лингвистике / В.Б. Касевич // Общее языкознание и теория грамматики. Материалы чтений, посвященных 90- летию со дня рождения С.Д.Кацнельсона. - СПб: Наука, 1998. - С.14-21.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун¬та, 1979. - 320 с.
27. Колесов В.В. Ментальность и слово. Пути и источники изучения русской ментальности / В.В. Колесов // Отражение русской ментальности в языке и тексте. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. - 624 с.
28. Колесов В.В. Язык и ментальность / В.В. Колесов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. - С. 8-23.
29. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) / В.В. Красных // Вестник МГУ. - Сер. 9. Филология. - №1. - 1998. - С. 53-70
30. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных - М.: Гнозис, 2003. - 375 с.
31. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. - С. 141-172.
32. Кубрякова Е.С. Возвращаясь к определению знака. Памяти Р. Якобсона / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1993. - №4. - 45 с.
33. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии / А.В. Леонтович // Народное образование. - М.: 1999. - № 10. -С. 152-158.
34. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М.: Academia, 1997. - с. 280-287.
35. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Изв. РАН - СЛЯ - 1993. - № 1. - С. 3-9.
36. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1993.- 958 с.
37. Лосев А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1024 с.
38. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. - Вып. 1. - Архангельск, 1997. - С. 11-35.
39. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие/
В.А. Маслова. - М.: ТетраСистемс, 2004. - 256 с.
40. Меняйло В.В. Динамичность авторской картины мира/
В.В. Меняйло // Studia Linguistica XVIII. Актуальные проблемы современного языкознания. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, Политехника-сервис, 2009. - С. 110-118.
41. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория / Л.В. Миллер // Мир русского слова. - М., 2000. - № 4. - С. 39-45.
42. Морковкин В.В. Русские агнонимы / В.В. Морковкин, А.В. Морковкина. - М.: «Астра семь», 1996. - 415 с.
43. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие / Н.А. Николина. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
44. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 939 с.
45. Петрухина Е. В. Русская языковая картина мира и православное сознание / Е.В. Петрухина // Виноград : православ. пед. журн. - 2007. - № 3 (19). - С. 6-11.
46. Пименова М.В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) / М.В. Пименова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. -С. 53-64.
47. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. - С. 8-69.
48. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышления поэтическое и мифическое / А.А. Потебня. - Харьков, 1905. - С. 97.
49. Потебня А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. - М.: Искусство, 1976. - 612 с.
50. Потебня А.А. Основы поэтики. Психология поэтического и прозаического мышления / А.А. Потебня // Хрестоматия по истории русского языкознания/
Под ред. Ф.П.Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - 530 с.
51. Прокофьева В.Ю. Категория пространство в поэтическом тексте: единицы экспликации и лексикографическая практика / В.Ю. Прокофьева // Слово. Словарь. Словесность: из прошлого в будущее (к 225-летию А.Х. Востокова). Мат-лы Всеросс. научной конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Гер-цена, 2006. - С. 146-149.
52. Рафикова Н.В. Прогностическая функция слова и ее реализация в тексте / Н.В. Рафикова // Актуальные проблемы психолингвистики. - Тверь, 1996. - 97-105 с.
53. Рослый А.С. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов (на материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама): Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
54. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П.Филин. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - 432 с.
55. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 703 с.
56. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / отв. ред. В.М. Солнцев. - М.: Наука, 1988. - 244 с.
57. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 2. - М., 1981.
58. Словарь русского языка: в 4-х томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. АН СССР, Институт русского языка. - М.:, 1985-1988.
59. Собрание сочинений Н.И. Костомарова: исторические монографии и исследования: [в 6 кн.] / Н. И. Костомаров. - Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1903-1905.
60. Соломоник А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. - М.: Молодая гвардия, 1995. - 352с.
61. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - М.: Тривола, 1996. - 600 с.
62. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с.
63. Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. Учебное пособие / А.И. Студнева. - Волгоград: Изд-во ВГПИ им. А.С.Серафимовмча. - 1983. - 88 с.
64. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект / И.А. Тарасова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 280 с.
65. Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира / А.А. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. - С. 108-140.
66. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - Том I. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. - 848 с.
67. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. III / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва; под ред. и с предисл. Б.А. Ларина. - Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Прогресс, 1987. - 832 с.
68. Хованская З.И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения / З.И. Хованская. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975. - 429 с.
69. Чернухин И.А. Стихотворения. Баллады. Поэмы / И.А. Чернухин. - Белгород: Отчий край, 2003. - 444 с.
70. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
71. Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» / Н.Ю. Шведова // Вопросы языкознания. - 1999. - № 1. - С. 3-16.
72. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е.С. Яковлева. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 344с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ