ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Психолого-педагогические подходы к формированию представлений
у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Представления о полезных ископаемых у детей старшего
дошкольного возраста: понятие, содержание 22
1.3. Методы формирования представлений о полезных ископаемых
у детей старшего дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 46
2.1. Уровень сформированности представлений о полезных ископаемых
у детей старшего дошкольного возраста 46
2.2. Методические рекомендации по формированию представлений о
полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Современные экологические проблемы побуждают людей к поиску способов формирования начал экологической культуры и экологического воспитания. Одним из важных направлений государственной политики в соответствии с документом «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ от 30.04.2012 г.) (83) признано: формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания; обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения. В педагогике проблемы формирования экологического образования, предпосылок экологического сознания излагаются в трудах Г.С. Батищева(5), Н.Н. Кондратьевой (35), Н.А. Рыжковой (61), С.Д. Дерябо (26), В.А. Ясвина (82). Существующие экологические проблемы могут быть решены при воспитании и формировании экологически развитой личности, что является важной задачей в педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, период интенсивного психического, физического, а главным образом личностного развития дошкольника. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы, а также появление сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира(39).
В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и мыслительных умений, который обеспечивает дальнейшее успешное развитие интеллекта детей. Вопрос о систематизирующем элементе на этапе раннего
онтогенеза актуализирует значение исследования представлений детей, так как посредством развития представлений формируется:
- сознание ребенка и освобождение от подчиненности восприятию;
- переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к словесно-логическому;
- становление и активное развитие образной памяти, репродуктивного и
продуктивного воображения старшего дошкольника.
Возможность изучения детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана психолого-педагогическими отечественными исследованиями: у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, но с учетом специфических дошкольных видов деятельности (Л.С. Игнаткина (32), Н.Н. Кондратьева (36), С.Н. Николаева (50), Н.А. Рыжова (61) и др.).
Исследование Н.Н. Кондратьевой направлено на формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о живом организме, являющимся условием для воспитания бережного и заботливого отношения к растениям и животным как живым существам (35).
В работах Л.С. Игнаткиной (32), С.Н. Николаевой (50) и др. рассматриваются разнообразные стороны единства организма животного со средой обитания, определяется степень доступности для детей дошкольников усвоения таких знаний, а также их значение для умственного развития детей.
Изучению такой категории как экологические представления посвящено всего несколько диссертационных исследований, которые направлены на детей дошкольного возраста: Н.А. Волкова рассматривала технологию формирования экологических представлений средствами компьютера (17), О.Ю. Тютюнник изучала формирование экологических представлений (71), Л.В. Шинкарева исследовала проблему формирования социально-экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (78).
Проанализировав исследования по проблеме экологических представлений, можно сделать вывод, что необходимо формировать экологические
представления дошкольников, так как в этом возрасте закладываются на генетическом уровне умственное и нравственное развитие человека. В старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, развиваются способности и интересы.
Формирование экологических представлений у дошкольников должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей старшего дошкольного возраста. Для достижения этих целей или для решения этой задачи должны быть подобраны объекты, явления, доступные и знакомые для ребенка, познание сущности которых возможно в процессе детской деятельности. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка.
Таким образом, проявляется регионализм в отборе для изучения объектов неживой природы. Ведь очень важно показать детям экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона.
В современном дошкольном образовании одним из ключевых направлений работы является познавательное развитие детей (определенное Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), которое предполагает «.формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа» (73).
Познание малой родины начинается с проявления интереса к родному краю, где ребенок родился. Культура Губкинской земли уникальна, поскольку имеет ярко выраженные региональные особенности: географические, экономические, исторические и социальные, а также значимые объекты, явления, обусловленные спецификой истории и культуры. Одним из значимых природных объектов нашего края являются полезные ископаемые, которыми богат наш край.
Ценностные ориентиры, характерны для большинства людей и связаны с видами человеческой деятельности, с условиями проживания. Представления дошкольников о природе своего края, труде взрослых, жизни горняцкого города помогут развить интерес, а затем и любовь к Родине, что является важной задачей в дошкольном образовании. Так как для нашего российского общества нравственный аспект был и остается приоритетным направлением в подготовке подрастающего поколения к жизни: уважение к малой родине, Отечеству, гуманно-действенное отношение к объектам природы, социокультурной адаптации, становление личности.
Таким образом, проблема экологического образования старших
дошкольников путем расширения экологических представлений об особенностях природы родного края является актуальной и важной, ведь в каждом населенном пункте есть свои особенности: региональные, историческое развитие,
специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю.
Анализ состояния экологического образования показал важность и перспективность формирования представлений о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики природно-климатических особенностей родного края, направленного на формирование и воспитание экологически грамотного человека. Однако же принципу регионализма в современном дошкольном образовании отведено малое место, что подтверждается недостаточной разработанностью педагогических условий данного вопроса в практике экологического воспитания.
Таким образом, тема исследования актуальна и требует дальнейшего исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о полезных ископаемых у старших дошкольников. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования представлений о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить понятие, содержание представлений о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы формирования представлений о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности представлений о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по формированию представлений о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена следующая гипотеза: наиболее эффективно процесс формирования представлений о полезных ископаемых у старших дошкольников будет проходить, если:
1. Реализуется принцип регионализма.
2. Используются ресурсы музейной педагогики.
3. Реализуются культурно-смысловые контексты.
4. Осуществляется взаимодействие с социальными партнерами
(сотрудниками музея; родителями как с социальными партнерами: горняками, работниками шахт).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 «Колокольчик» села Скородное Губкинского района Белгородской области.
В настоящее время существуют различные экологические проблемы в дошкольном образовании. Одной из важных является формирование экологически развитой личности. Изучением данного вопроса в своих трудах рассматривали Г.С. Батищев (5), Л.С. Игнаткина (32), Н.Н. Кондратьева (35), С.Н. Николаева (50), Н.А. Рыжова (61), С.Д. Дерябо (26), В.А. Ясвин (82) и др..
Старший дошкольный возраст является важным периодом в личностном развитии ребенка, именно в этом возрасте формируются умственные и нравственные качества, закладывается фундамент представлений.
Проанализировав различные психолого- педагогические подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что изучению данной категории уделено значительное внимание в работах Б.Г. Ананьева (1), В.В. Давыдова (24), А.С. Давидчук (22), Л.В. Запорожца (30), Л.В. Занкова (29), (28), Л.Б. Ительсона (33), А.Н. Леонтьева (40), В.С. Мухиной (46), Н.Н. Поддьякова (54), С.Л. Рубинштейна (56) и др.
Также мы выяснили значимость представлений в познании человеком окружающего мира. Представление - чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. Таким образом, представления являются начальной формой знаний.
У детей старшего дошкольного возраста формирование представлений в рамках наглядно-образного мышления в своих работах рассматривали Л.А. Венгер (16), П.Я. Гальперин (63), В.В. Давыдов (23), Л.Б. Ительсон (33), В.С. Мухина (46), Н.Н. Поддьяков (54) и др.. Они раскрыли специфику, структуру, содержание и особенности образного мышления у детей дошкольного возраста. Образное мышление определяется ими как специфическая деятельность человека, которая опирается на представления и тесно связана с памятью, воображением.
Представления дошкольников в процессе обучения формируются на основе образования единичных представлений (знакомства с отдельными явлениями), а затем их обобщения.
По мнению А.А. Запорожца именно наглядно-образное мышление помогает ребенку обобщать предметы и наблюдаемые явления, такие обобщения он назвал предпонятийными, позволяющими подводить дошкольников к научным понятиям (30). Формирование представлений, развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста возможно только при живом созерцании окружающей действительности, складывающейся из чувственных ощущений и восприятий.
Овладение представлением позволит ребенку установить связи и зависимости между объектами окружающего мира. Значимыми и интересными для дошкольника в этом возрасте являются объекты и явления природы. П.Г. Саморукова, А.Ф. Захаревич, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова, Г.А. Ковальчук, И.А. Хайдурова в своих работах доказали способность дошкольников к усвоению связей и зависимостей существующих в природе (63).
Таким образом, особое внимание уделяется экологическим представлениям, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости и определяются как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе. Результатом формирования таких представлений будет ответственное отношение к природе, что является фундаментом при формировании мировоззрения человека.
Для определения содержания экологических представлений дошкольников нами был проведен анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (12) и «Детство» под. редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой (6). Который позволил нам сделать вывод, что в их содержании преобладают знания о биоэкологии, а также заложены возможности формирования представлений о полезных ископаемых.
К экологическим представлениям относятся представления о полезных ископаемых. В старшем дошкольном возрасте с учетом возрастных особенностей на принципах регионализма будут эффективно развиваться и расширяться представления о полезных ископаемых. Так как именно полезные ископаемые являются значимыми объектами для нашего региона и для всей страны. Ведь Белгородщина является кладовой полезных ископаемых, таких как мел, железная руда.
Мы определили базовые представления о полезных ископаемых у старших дошкольников, которые необходимо формировать: владение знаниями о богатстве родного края, о взаимодействии природы и человека, понимание неотделимости человека от природы, необходимости ценного и бережного к ней отношения.
В своей работе мы проанализировали и подобрали различные методы экологического образования, как традиционные и нетрадиционные. Данные методы обучения будут расширять представлений о полезных ископаемых и способствовать развитию экологически нравственной личности.
В ходе исследования была проведена экспериментальная работа, где мы определили показатели сформированности представлений о полезных ископаемых у старших дошкольников и уровни сформированности представлений о полезных ископаемых у детей подготовительной группы. Таким образом, дети в группе имеют разный уровень сформированности представлений о полезных ископаемых. Так высокий уровень у 1 (10%) детей, средний уровень показали 4 (40%) ребенка и низкий уровень — 5 (50%) детей.
С целью повышения уровня сформированности представлений о полезных ископаемых у дошкольников были разработаны методические рекомендации и программа «Удивительный мир полезных ископаемых Горняцкого края», в основу которых были положены условия гипотезы:
1. Реализация принципа регионализма.
2. Использование ресурсов музейной педагогики.
3. Реализация культурно-смысловых контекстов.
4. Осуществление взаимодействия с социальными партнерами (сотрудниками музея; родителями как с социальными партнерами: горняками, работниками шахт).
В программе используются различные методы и средства для расширения и обогащения представлений о полезных ископаемых: лэпбуки, сказки
познавательные, аудиоспектакли цикла «Полезные ископаемые» из серии «Дядя Кузя и Чевостик», познавательный мультипликационный фильм «В гостях у гномов», различные дидактические игры, мультимедийная презентация «Как добывают полезные ископаемые на Лебединском Гоке», путешествие по карте Белгородской области, путешествие по «реке времени», разработаны конспекты интегрированных занятий «Полезные ископаемые», «Железная руда - главное богатство нашего края», разработаны консультации для воспитателей «Творческие мастерские: партнерство для детей и педагогов» и для родителей «Знакомимся с Лэпбуком». Используются различные формы работы как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной с родителями и педагогами.
Таким образом, это только одна из попыток теоретически осмыслить исследуемую проблему, определить педагогические условия по формированию представлений о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста.
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Серия «Мастера психологии) — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
2. Андреева А.С. Функционально-сематичесике типы текста. - Тюмень,1999. - 168с.
3. Арсентьева В.П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 17с.
4. Ассоциативная психология. Герберт Спенсер, Т. Циген Классика зарубежной психологии. - АСТ. 1/1/1998. - 544с.
5. Батищев Г.С. Корни и плоды: Размышление об истоках и условии человеческой плодотворности// Наше наследие. 1991. №5 (23) С.1-4.
6. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.,Солнцева О.В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
7. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. - 240 с.
8. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / под ред. А.С. Белкина - Екатеринбург, 1995. - 22с.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2004. С. 213.
10. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. - 2005.- № 3.
11. Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт современ. прочтения "Критики чистого разума" - М.: Наука, 1986. - 207 с.
12. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования — М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
13. Ветохина А.Я., ДмитренкоЗ.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - с.
14. Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1974. Т.1.
15. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст) -М.: Просвещение, 1969.-365 с.
16. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников /Л.А. Венгер //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. // Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.- М.: Изд-во Моск. ун-та,1981.- 304 с.
17. Волкова Н.А. Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 196 с. РГБ ОД, 61:02-13/1845-5.
18. Выготский Л.С. Экспериментальное исследование развития понятий. Проблемы общей психологии. Соб. соч.: в 6-ти т. /Л.С. Выготкий. - М.: Педагогика, 1982. 504 с.
19. Вундт, В. Проблемы психологии / В. Вундт. - СПб.: Питер: Питер Бук, 2001. - 159 с.
20. Галкина И. А. Языковые представления о типах текста у старших дошкольников и их развитие в процессе обучения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 : Иркутск, 2002 161 с. РГБ ОД, 61:03-19/283-4.
21. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
22. Давидчук А.С. Сенсорное воспитание и развитие элементарных представлений о предметах окружающего мира //Дошкольное воспитание. - 2000. - №8. - С.69¬74.
23. Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 11-29.
24. Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983 - С.5-8, с. 17.
25. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
26. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания.. М.: Моск.психол.-социальный институт, 1999. С.135.
27. География. Землеведение. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2008. - 221 с.
28. Занкова Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
29. Занкова Л.В. Опыт исследований взаимодействия слова и наглядности в формировании представлений. -М.: 1995. -328 с..
30. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте /А.В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1995.
31. Захарова Л. М. Формы сотрудничества детского сада с музеем. / Л.М. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5 С.8-10.
32. Игнаткина Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 18 с..
33. Ительсон, Л.Б. Лекции по психологии / Л.Б. Ительсон. - Мн.: Харвес, М.: ООО, «Издательство АСТ», 2000. - 896 с.
34. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М.,ТерентьеваЕ.Ф. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2013. - 319 с.
35. Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1986.
- 16 с..
36. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. - Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2003. - 240 с.
37. Короткова Н. А. К 68 Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
38. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Э.П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
39. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 464 с..
40. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005.
- 352 с. - (Серия: Классическая учебная книга).
41. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М. Просвещение, 1992. - 528 с. с. 262.
42. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - Мос. псих-соц. инстит, 2011. - 424 с.
43. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. — М.:
ИПРИКТ, кафедра музейного дела, 1997.
44. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / под ред Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. - 319 с.
45. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
46. Мухина В.С. Детская психология / Мухина В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ИЗД ЭКСМО-Пресс, 2000 - 352 с..
47. Немов Р. С. Психология. М., 2001. Кн.2.
48. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия». - 2002. - 336 с.
49. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дошк. воспитанию / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 1998-120 с.
50. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 1998. - 181 с.
51. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. III.4.2. -М.,1951
52. Пестолоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. /Под. Ред. В.А. Кларина. - М.,1981. - 336 с.
53. По планете шагает лето. Сборник методических разработок (из опыта педагогов ДОУ Губкинского района/ Сост. Е.И. Шаламова, Л.В. Баронина. - Губкин: ООО «Айкью», - 2012. - 166 с. С. 78-80
54. Поддьяков Н.Н. Проблемы развития мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. - М., 1985.
55. Поддьяков Н.Н Мышление дошкольника /Н.Н. Поддьяков. - М.:
«Педагогика», 1977. -272 с.
56. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. / составители, авторы комментариев и послесловия Брушлинский А.А., Абульханова-Славская - СПб: Издательство «Питер». 2000. http://psylib.org.ua/books/rubin01/
57. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. Т 1. - 488 с.
58. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду 1-4 лекции -М:
Педагогический университет «Первое сентября», 2006 - 68 с..
59. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду 5-8 лекции -М:
Педагогический университет «Первое сентября», 2006 - 92 с.
60. Рыжова Н.А., Данюкова А.И., Логинова Л.В. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-пресс, 2008.
61. Рыжкова, Н.А. Экологическое образование детей в детском саду: Кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед.ун-тов и колледжей / Науч. ред. Г.А. Ягодин. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.- 77 с.
62. Светлова И. Мой первый атлас. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2003. - 72 с.
63. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / Т.А. Серебрякова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
64. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика,
1971. — 206 с.
65. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. - 584 с. С.137
66. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985.
67. Психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.19, с. 189.
68. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.- М.: Издательство Московского университета, 1969. - 132 с..
69. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие - Academia, 2013.- 288 с..
70. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - НПО «МОДЭК», 2009. -640 с.
71. Тютюнник О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 1994. -22 с.
72. Усова А.П., Бобров А. Формирование у учащихся учебных умений.- Издательство: Знания, 1988. - 80 с.
73. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
74. Хегенхан Б.Р., Олсон М.Х. Теория научения /Мастера психологии/ - Издательский Дом Питер, 2004. - 480 с.
75. Цветкова И.В. Экология для начальной школы игры и проекты // Академия Развития. - Ярославль. - 1997. -С.85-89.
76. Шадриков В.Д., Анисимова Н.П., Корнеева Е.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.
77. Шадриков В.Д., Анисимова Н.П., Корнеева Е.Н. Познавательные процессы и
способности в обучении / Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - Москва: Международная педагогическая
академия, 1995. - С. 82-93.
78. Шинкарева Л.В. Социально-экологические представления старших дошкольников: теория и технология формирования / Л.В. Шинкарева. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - 202 с.
79. Шкуратов В.А. Историческая психология . - Ростов -на- Дону, 1994, 288 с.
80. Эльконин Д.Б. Психология развития. Гриф МО РФ./Высшее профессиональное образование/ - М.: Издателство: Academia, 2007. - 144 с.
81. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. ин-т культурологии. — М.: Изд-во РИК, 2001.
82. Ясвин В.А. «Зеленая психология» в школе. Развивающие игры в экологическом контексте // Школьный психолог. 2009.№18. С. 18.
83. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (от 30.04.2012 г.) URL: http: // special.kremlin./nevs/15177./ (дата обращения: 04. 09. 2015)
84. Давыдов В.В. Определение мышления//Культурно-историческая психология (науч. статья) 2006. №2. С.3-16. //http://psyjournals.ru/kip/2006/n2/Davidov.shtml / (дата последнего обращения: 15.11.2015)
85. Эббингауз Герман Очерк психологии Спб.: Издание О.Богдановой,1911.— 246с .// http://www.twirpx.com/file/1450051/ (дата обращения: 03.11.2015)
86. http://muzped.net — сайт Российского центра музейной педагогики и детского творчества при Государственном Русском музее.
87. Толковый словарь Ожегова // http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 02.11.2015)
88. Пироженко Т. «Магниты» // http://ta-vi-ka// (дата обращения:25.12.2015)
89. https://sites.google.com/site/distancionnyj seminar19/poznavatelno-issledovatelskaa- deatelnost-doskolnikov /(дата обращения: 24.02.2016)