ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА 8
1.1. Понятие и структура отношения к занятиям физической культурой
студентов вуза в отечественной психологии 8
1.2. Условия развития отношения к занятиям физической культурой
студентов вуза 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты и их обсуждение 32
2.3 Практические рекомендации преподавателям физической культуры по развитию отношения к разным формам организации занятий у студентов вуза 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в условиях существующей практики обучения в вузе мы наблюдаем противоречие между социальным запросом на подготовку конкурентоспособного, здорового специалиста, ориентированного на ценности физической культуры с одной стороны, и недостаточным уровнем развития отношения студентов к занятиям физической культурой, с другой.
Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа В.Г.Асеева, Л.И.Божович, А.Г.Ковалева, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе и др. В их трудах дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действия и взаимодействия в педагогической деятельности имеют работы В.С.Ильина, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, А.В.Мудрика, В.А.Сластенина и др. [1; 16; 48; 53; 61].
«Отношение - это деятельность, направленная на оценку личной значимости объектов с точки зрения актуальных потребностей личности, их ценностную классификацию» (Герасимова А.С., Залесский Г.Е., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., 6).
Отношение проявляется в том, что вызываемые им поведенческие акты направлены на осуществление ценностного выбора объектов. Они определяют характер предпочтений, которые отдают люди одним объектам перед другими.
От способа осуществления оценочной деятельности выделяются компоненты отношения: когнитивное, эмоциональное и поведенческое, а также отношение можно рассматривать как продукт полимотивационного образования, включающего в себя систему мотивационных ориентаций.
Под когнитивным компонентом отношения выделено понимание студентами личной значимости занятий физической культурой для укрепления здоровья, а также для развития личности (физического, интеллектуального, морально-волевых качеств).
Эмоциональный компонент характеризуется непосредственным переживанием личной значимости занятий физической культурой.
«Поведенческий компонент - участие студентов в разных формах организации занятий физической культурой» (Герасимова А.С., Залесский Г.Е., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., 6).
Вместе с тем, отношение студентов к разным формам организации занятий физической культурой не являлось предметом специального анализа. Отсутствуют также диагностические методики по изучению отношения студентов к разным формам организации занятий физической культурой.
Таким образом, проблема нашего исследования состоит в следующем: каковы структурно-содержательные особенности отношения к формам организации занятий физической культурой студентов вуза?
Цель исследования: изучить структурно-содержательные особенности отношения к разным формам организации занятий физической культурой студентов вуза.
Объект исследования: отношение к занятиям физической
культурой студентов вуза.
Предмет исследования: структурно-содержательные особенности
отношения студентов вуза к разным формам организации занятий физической культурой (урочной, неурочной, массовой, рекреационной).
Гипотеза исследования:
1. Существуют структурно-содержательные особенности отношения студентов вуза к разным формам организации занятий физической культурой, а именно:
• положительное отношение студентов к урочным и рекреационным формам организации занятий физической культурой будет характеризоваться согласованностью когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;
• напротив, отношение к внеурочным и массовым формам организации занятий физической культурой отличается противоречивым содержанием и несогласованностью компонентов такого отношения.
2. Содержание и степень согласованности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к разным формам организации занятий физической культурой связаны с характером мотивации студентов, побуждающей их к этим занятиям. Преобладание социально¬значимых и внутренних мотивов личности создает благоприятные условия для положительного и согласованного в своих компонентах отношения к занятиям физической культурой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме отношения к занятиям физической культурой студентов вуза.
2. Выявить структурно-содержательные особенности отношения студентов вуза к разным формам организации занятий физической культурой (урочным, внеурочным, массовым, рекреационным), а также спектр мотивов, побуждающих студентов к этим занятиям.
3. Изучить характер связи между структурно-содержательными особенностями отношения студентов вуза к занятиям физической культурой и содержанием мотивации студентов, побуждающей их к этим занятиям.
4. Разработать практические рекомендации преподавателям вуза по формированию положительного и согласованного по своей структуре отношения к занятиям физической культурой у студентов вуза.
Теоретико-методологической основой исследования служили
основные положения психологической теории деятельности (о деятельностном характере психологических процессов, условиях их выработки) А.Н. Леонтьева С.Л. Рубинштейна, а также положения о роли ориентировочной деятельности, её мотивационного компонента в формировании понятий и действий с ними (Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф.) и данные ценностно-деятельностной концепции Г.Е. Залесского о наличии тесной связи между характером способа ценностно-смысловой ориентировки личности и особенностями её убеждений. ориентаций, отношений и других личностных характеристик.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: организационный (сравнительный), эмпирический (опросный метод); методы обработки полученных данных - методы математической статистики (ранговый критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий Крамера).
Методики исследования: В исследовании были использованы авторские диагностические методики: 1. Опросники, направленные на изучение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения студентов вуза к формам организации занятий физической культурой (Герасимова А.С., Польщикова О.В.).
2. Анкета «Личные цели занятий физической культурой» (Герасимова А.С., Польщикова О.В.), позволяющая оценить спектр мотивов, побуждающих студентов вуза к посещению занятий по физической культуре.
Практическая значимость. Разработаны опросники и анкета для изучения отношения к формам организации занятий физической культурой студентов вуза, практические рекомендации формирования положительного отношения к занятиям физической культурой студентов вуза различных медицинских групп, которые могут быть использованы преподавателями вуза и учителями по физической культуре.
Выборка и база исследования: В исследовании приняли участие студенты 2-х курсов Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») г. Белгорода. Общее количество испытуемых составило 120 человек, среди которых:
1) студенты основной медицинской группы - 30 человек;
2) студенты подготовительной медицинской группы - 30 человек;
3) студенты специальной медицинской группы - 30 человек;
4) студенты - спортсмены факультета физической культуры - 30 человек.
1. Актуальность выбранной для выполнения магистерской диссертации темы не вызывает сомнений и обусловлена социальной значимостью развития отношения студентов вуза к разным формам организации занятий физической культурой. Физическая культура и спорт, в свою очередь, способствуют сохранению и укреплению здоровья, всестороннему развитию, улучшению трудоспособности и снижению утомляемости, повышению сопротивляемости организма различным заболеваниям за период обучения студентов в учебном заведении.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования в высшей школе. Программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений предусматривает формы проведения занятий, которые в определенной мере могут компенсировать дефицит двигательной активности студентов, возникающий в условиях насыщенного общеобразовательного процесса. Регулярность посещений занятий физической культурой обеспечивает физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.
В качестве форм организации занятий по физической культуре со студентами выделяются урочные, внеурочные, массовые и рекреационные формы.
2. Теоретико-методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности о деятельностном характере психологических процессов, условиях их выработки (А.Н. Леонтьева С.Л. Рубинштейна), а также положения о роли ориентировочной деятельности, её мотивационного компонента в формировании убеждений, ориентаций, отношений и других личностных характеристик (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Г.Е. Залесский).
С позиции деятельностной методологии отношение - это деятельность, направленная на оценку личной значимости объектов с точки зрения актуальных потребностей личности, их ценностную классификацию (Герасимова А.С., Залесский Г.Е., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.).
В соответствии с данным подходом нами были выделены и следующие компоненты отношения к занятиям физической культурой: 1) когнитивный компонент - понимание студентами личной значимости занятий физической культурой для укрепления здоровья, а также для развития личности (физического, интеллектуального, морально-волевых качеств); 2) эмоциональный компонент или непосредственное переживание личной значимости занятий физической культурой и 3) поведенческий компонент - участие студентов в разных формах организации занятий физической культурой.
В нашем исследовании мы также выделяем виды отношения студентов к занятиям ФК по содержательному критерию или «знаку» (положительное или отрицательное отношение) и критерию согласованности его структурных компонентов (согласованное или несогласованное отношение). К примеру, если студент считает ту или иную форму организации занятий ФК значимой для укрепления здоровья и саморазвития, испытывает положительные эмоции в связи с этими занятиями и регулярно их посещает, то мы делаем вывод о положительном и согласованном в своих компонентах отношении.
Напротив, если студент считает ту или иную форму организации занятий ФК незначимой для укрепления здоровья и саморазвития, переживает негативные эмоции в связи с этими занятиями и посещает их нерегулярно, то мы делаем вывод о негативном и согласованном в своих компонентах отношении.
Случай, когда когнитивная и эмоциональная оценки личной значимости для студента той или иной формы противоречат друг другу (считаю важной, но не люблю, не нравится или не считаю значимой, но испытываю положительные эмоции), мы относили в группу несогласованного отношения к занятиям ФК.
3. Для проверки выдвинутой нами гипотезы о структурно- содержательных особенностях отношения студентов вуза к разным формам организации занятий физической культурой (урочным, внеурочным, массовым и рекреационным) нами разработаны опросники, позволяющие оценить содержание и меру согласованности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к занятиям физической культурой, а также спектр мотивов, которые, по мнению самих студентов, побуждают их к посещению учебных занятий по физической культуре.
4. В результате проведения эмпирического исследования гипотеза о том, что существуют структурно-содержательные особенности отношения студентов вуза к разным формам организации занятий физической культурой, а именно: положительное отношение студентов к урочным и рекреационным формам организации занятий физической культурой будет характеризоваться согласованностью когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, а отношение к внеурочным и массовым формам организации занятий физической культурой отличается противоречивым содержанием и несогласованностью компонентов такого отношения подтвердилась частично.
К урочным формам организации занятий ФК, к которым относятся занятия по расписанию и в секциях по виду спорта, студенты проявляют положительное и согласованное отношение, т.е. считают их значимыми для укрепления здоровья и саморазвития, испытывают положительные эмоции в связи с этими занятиями и регулярно их посещают.
Согласованное негативное отношение студентов было выявлено к массовым формам организации занятии ФК (массовые забеги, заплывы и любительские соревнования), а также к разновидности внеурочной формы занятий ФК - подготовка и сдача нормативов ГТО.
Несогласованное в своих компонентах отношение студенты демонстрируют к рекреационным формам занятий ФК, а также и к разновидности внеурочной формы - утренняя гимнастика и фитнес.
Это означает, что студентам нравятся спортивные игры на природе, но они не достаточно понимают их значение для укрепления здоровья и физического и личностного саморазвития. В отношении утренней гимнастики и фитнеса наблюдается другая картина: студенты понимают их значимость, но не получают от них положительных эмоций.
5. Подтвердилась частично и гипотеза о том, что содержание и степень согласованности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к разным формам организации занятий физической культурой связаны с характером мотивации студентов, побуждающей их к этим занятиям. Оказалось, что преобладание социально-значимых и внутренних мотивов личности связаны с положительным и согласованным в своих компонентах отношением к занятиям физической культурой только у группы спортсменов.
6. Получены новые интересные данные об особенностях отношения к формам организации занятий ФК студентов разных медицинских групп (основной, подготовительной, специальной и группы спортсменов факультета физической культуры).
Так, для студентов подготовительной и специальной групп в большей степени характерно положительное и согласованное отношение к рекреационным и внеурочным формам.
А спортсменов по сравнению с другими медицинскими группами отличает положительное согласованное в своих компонентах отношение к занятиям в секциях по виду спорта (разновидность урочной формы), любительские соревнования (разновидность массовой формы организации ФК), а также к подготовке и сдаче нормативов ГТО (подвид внеурочной формы).
7. Проделанное нами исследование особенностей отношения студентов к занятиям физической культурой представляет собой лишь первый этап. Мы предполагаем увеличить выборку испытуемых, которая была бы достаточной для строгого статистического анализа полученных данных. Кроме того, планируется проведение формирующего эксперимента, который позволит расширить предмет исследования путем выявления психологических факторов негативного и несогласованного отношения студентов к разным формам организации занятий физической культурой, а также средств его коррекции и развития.
1. Асеев, В.Г. О двойственности структуры детерминации психических процессов / Акмеология - 2014 - №№4.
2. Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.Уч.пособие.- М,: Просвещение, 1994.-158 с.
3. Абдулина, О.А. Проблемы организации педагогической практики студентов // Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя. - М.: МГПИ, 2008.- С. 58-64.
4. Алябьева, Н.В. Педагогическое руководство физическим воспитанием в вузе // Проблемы массовой физической культуры и физического воспитания, - Рига: Б.н., 1998.- С. 22-24.
5. Ануфриев, Е.А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений).- М.: Изд-во Моск. унта, 2004.-288 с.
6. Арзаканьян, Ц.Т. Эразла Ротердинского до Бертрана Рассела Глюпография: Коммуна и культура, М., 1999.- С.47.
7. Архангельский, СИ. Лекции по научной организации учебной организации учебного процесса в высшей школе. - М.: Высшая школа, 2016.-200с.
8. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1998.- 223 с.
9. Баллер, Э.Н., Злобин Н.С. Культура, Творчество. Человек.- М.: Молодая гвардия, 1970.- 278 с.
10. Бальсевич, В.К., Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2014,- 208 с.
11. Бальсевич, В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека - Киев: Здоров'я, 2007.- 224 с.
12. Бауэр, В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: Автореф. дис. ... канд.пед.наук.- М., 2007,- 23 с.
13. Бауэр, В.Г., Виленский М.Я. Взаимосвязь целей и форм участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры.-2012.- N 12.- С. 14-17.
14. Белорусова, В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1994.- 95 с.
15. Беляева, В.А. Педагогические основы физического самовоспитания студентов: Автореф. дис.... канд.пед.наук. - Рязань, 1998.- 25 с.
16. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 352с.
17. Виленский, М.Я, Физическое воспитание и всестороннее развитие личности будущего учителя // Физическая культура и спорт в научной организации учебного труда студентов: Сб.трудов. - Вьш.З. - М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1997.- С. 5-22.
18. Виленский, М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя: Учебное пособие / под ред. В.А.Сластенина.- М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 2002.- 60 с.
19. Виленский, М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Дис. ... д-ра пед.наук в форме науч.доклада,- М., 2000.- 84 с.
20. Виленский, М.Я., Внуков А.П. Цель и целеполагание в педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высшей школы // Теория и практика физкультуры.-2006,- N8.- СЛ4-16.
21. Внуков, А.Н. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании студентов педагогических институтов. - Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 2002.-16 с.
22. Войлоков, A.M. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры - путей воспитания интереса к ним: Автореф.дис.... канд.пед.наук.- Л.: ГДОиФК им.М.Ф.Лесгафта, 1972.- 22 с.
23. Герасимова, А. С. Диагностика и коррекция отношения к ЕГЭ [Текст] / учеб.-метод. пособие /А. С. Герасимова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 100с.
24. Герасимова А.С. мотивация учения в контексте деятельностного подхода: учеб. пособие/А. С. Герасимова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 140с.
25. Гопорин, В.А., Масляков и др. Физическое воспитание. - М.: высшая школа, 1993.- 391 с.
26. Дзюбалов, А.В. К вопросу о критериях оценки эффективности физического воспитания // Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений. - Оренбург: Б.Н., 20013.-С. 16-18.
27. Донцов, А.И. Социальные функции физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2014.- 310 с.
28. Донцов, А.И. О ценностях отношений личности. - Сов. педагогика, 1994. N5,- С. 67-76.
29. Евтушок, Ю.И. Актуальные вопросы физического воспитания студентов // Активизация познавательной деятельности студентов вузов.- К., Б.Н., 2001.-С.14-15.
30. Ершов, А. А. Взгляд психолога на активность человека. - М.: Луч, 1991. - 159с.
31. Железняк, Ю. Д., Петров, П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2001. - 264с.
32. Жолдак, В.И. Социальные проблемы развития физической культуры и спорта // Социальные проблемы физической культуры и спорта. - М., 2007.-Вьш.2.-С.4-12.
33. Жолдак, В.И. Физическая культура и спорт как действенное средство формирования личности // Материалы итоговой конференции ВНИИФК за 2003г. - М., 1975.- С. 22-26.
34. Завьялов, А.И., Макаревич СВ., Рейзин В.М. Методические рекомендации по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. - Минск: Б.н., 2007.- 82 с.
35. Залесский, Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
36. Залесский, Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты
деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.
37. Зимняя, И. А. Педагогическая психология.-Ростов-на-Дону, 1997. - 477с.
38. Ирхин, В. Н., Ирхина, И. В., Польщикова, О. В. Повышение мотивации студентов университета к занятиям физической культурой на основе использования кинезиологического подхода / Культура физическая и здоровье - 2 (21) - 2009. С. - 26-28.
39. Ирхин, В.Н. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе кинезиологического подхода / В.Н. Ирхин, О.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - N 9. - С. 56-60.
40. Ирхин, В.Н., Михайлова, О.В. Использование кинезиологических идей и принципов в процессе формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой / Культура физическая и здоровье. - № 4. - 2007. - С. 60-64.
41. Исаев, И.Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность: Учеб. пособ. - М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 196с.
42. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486с.
43. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания. - М.:
Просвещение, 1987,- 288 с.
44. Как провести социологическое исследование / Под ред.
М.К. Горшкова и Ф.О. Шереш. - М.: Политиздат, 1985.- 224 с.
45. Катиков, A.M. Физическая культура и спорт в образе жизни студентов / социально-воспитательный аспект/. - Саратов: Изд-во Ун-та, 1994.- 222 с.
46. Кислов, В.Н. Роль физической культуры в формировании личности студента. - Горький, 2000.- 12 с.
47. Куланин, Б.Ф. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи /на примере вузов РСФСР/: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 2006.- 22с.
48. Леонтьев, А. А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365с.
49. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304с.
50. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Наука, 2004. - 364с.
51. Лисовский, В.Г., Дмитриев, А.В. Личность студента. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1994.-184 с.
52. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного образования: теория, методика // Теория и практика физической культуры. 2014 - N 3.- С, 14-19.
53. Мартузане, Р. З. Целенаправленное формирование
педагогических условий по воспитанию у студентов активного отношения к физкультурно-спортивной деятельности // Личность учащейся молодежи в аспирантских исследованиях.- Рига: Знание АН ЛССР, 1998.- С. 23-29.
54. Мясищев, В.М. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР,- М., 1960,-Т.2.-С. 110-126.
55. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.- 584с.
56. Новиков, Б.М. Исследование интересов, мотивации и отношение к спорту в вузе // Материалы Всесоюзной научной конференции 15-17 января 1980 г. 1 часть. - М.: Изд-во МГУ, 1980.- С. 52-54.
57. Панисенко, Г.Л., Волков В.В. К проблеме распределения студентов на медицинские группы для занятий физическими упражнениями // Теория и практика физической культуры.- 2005.- N 10.- С. 45-47.
58. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 2004. -С.З.
59. Платонова, Л.М. Факторы, стимулирующие интерес студенчества к занятиям физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры.- 1999.- N11. - С. 39-41,
60. Попенченко, В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. - М.: Высшая школа, 1999.-126с.
61. Рубин, Г.Г., Колесников, Ю.С. Студент глазами социолога. - Ростов н/Д: Ростовский университет, 1998.- 277 с.
62. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1996.-704 с.
63. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.- с. 755.
64. Социальная психология личности. М., Наука 1979.
65. Социология молодежи/под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д.- Феникс, 2001.-570с.
66. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
67. Чернова, Л.В. О проблеме повышения интереса студентов к занятиям по физическому воспитанию // Научные основы подъема культуры Н.А.Пономарева. - Д., Б.н., 1992.- С. 46-47,
68. Шиянов, Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного
отношения студентов к педагогической деятельности: Автореф.дис.
канд.пед.наук.- М., 1992.-18 с.
69. Щедрина, А.Г. Мотивы физкультурно-спортивной активности учащейся молодежи // Физкультура и спорт как средство формирования активной жизненной позиции. - М., 1983.- С. 53-57.
70. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969,- 316с.