Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Сущность готовности детей к овладению счетной деятельностью 7
1.2.Особенности овладения математикой детьми с общим недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методических подходов к профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Выявление уровня готовности к овладению счетной деятельностью у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Содержание логопедической работы по профилактике дискалькулии у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Становление динамичной, всесторонне развитой личности обусловливает необходимость ознакомления детей с логикой счетной деятельности, имеющей большое значение для целостного, в том числе когнитивного развития ребенка. Это создает возможности овладения инструментарием мыслительной деятельности, обеспечивающим ее становление уже в дошкольном возрасте.
Исследованиями многих ученых доказано, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, обеспечивающуюся совместной работой различных анализаторных систем (оптической, пространственной, сомато-пространственной, речедвигательной и др.), представляющих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета (Р. Беккер, И.Т. Власенко, А. Гермаковска, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Р. Райчев, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.). Формирование и развитие функций счета тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой - как организатор деятельности счета.
Среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи. Для современной теории и практики логопедии и специальной психологии характерно многоаспектное изучение своеобразия речевого развития и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи, которая в определенной степени лимитируется состоянием их речи (Р.А. Белова-Давид, И.Т. Власенко, В.К. Воробьева, A. Гермаковска, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Современные теоретико-экспериментальные исследования проблемы общего недоразвития речи отражают характер нарушений формирования различных компонентов речевой функциональной системы при данном виде речевой патологии, приводящих к трудностям усвоения не только навыков чтения, письма, но и счета. Вместе с тем, несмотря на значительное число исследований, до настоящего времени отсутствуют работы, в которых целенаправленно изучаются предпосылки овладения счетной деятельностью дошкольниками с общим недоразвитием речи. Профилактика дискалькулии у детей с общим недоразвитием речи будет способствовать развитию речевой и познавательной деятельности, успешному усвоению детьми математических знаний и умений, повысит качество социализации и адаптации данного контингента детей к требованиям школьного обучения.
Таким образом, необходимость предупреждения специфических нарушений овладения школьными навыками детьми с общим недоразвитием речи, недостаточная теоретическая разработанность вопросов профилактического воздействия в этой области позволяет утверждать об актуальности настоящего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определение содержания логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние готовности к овладению счетной деятельностью.
Предмет исследования: педагогические условия коррекционной работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии учета особенностей когнитивного и речевого развития детей с ОНР, а также на основе онтогенетического развития психологических процессов, лежащих в основе овладения числом и математическими действиями.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Исследовать уровни сформированности счетной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить и представить основные направления логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились научно-теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счета и счетных операций (П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже и др.); о системной организации высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счетной деятельностью (Л.Б. Баряева, Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, Л.В. Занков, A.M. Леушина, H.A. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызина, ЛМ Фридман, Л.С. Цветкова и др.); концептуальные положения о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, Е.И. Лубовский и др.); о роли обучения детей с нарушениями речевого развития, о реализации их образовательных потребностей средствами специального образования (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Малофеев и др.); исследования, раскрывающие клинико-психолого-педагогические
особенности детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 52», г. Белгорода, подготовительная к школе группа. В исследовании приняли участие 14 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе. Рассматриваемая проблема была недостаточно изучена и до сих пор остается актуальной.
Имеющиеся методические рекомендации по формированию навыка счетной деятельности детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о необходимости проведения с данными детьми специальной работы по накоплению терминологического словаря, уточнению смысла слов, упорядочиванию лексических единиц в структуре индивидуального лексикона, развитию вербальных и невербальных средств общения параллельно с развитием познавательной сферы.
На основе проведенного исследования мы выяснили, что в группе исследованных дошкольников с общим недоразвитием речи преобладает средний и низкий уровень готовности к овладению счетной деятельностью. Данный аспект связан с затруднениями организации ряда психических функций (умение выполнять задание на восприятие и воспроизведение ритма, наглядно-образное и словесно-логическое мышление,
сформированность математических представлений и математического словаря). Указанные показатели свидетельствуют о нарушении процесса перевода и символизации слухового образа в зрительно-пространственные схемы, о внешней регуляции практической деятельности детей, бедности активного словаря и узком понимании математических терминов. В связи с этим в описанной группе дошкольников следует проводить работу по профилактике дискалькулии.
В связи с вышеуказанным, мы разработали рекомендации по профилактики дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи, которая предполагает следующие особенности:
-профилактическая работа должна проводиться на индивидуальных, специально, групповых с подгруппой детей занятиях;
-решение задач целостного развития реализуется на основе использования различных методов и средств;
-основная задача - преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие сенсорных представлений, пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, наглядно-образного и словесно¬логического мышления, общей и ручной моторики, расширение активного словаря, формирование связной речи, развитие понимания обращенной речи;
- в профилактике дискалькулии дошкольников с общим недоразвитием речи развитию должны подвергаться те психические процессы, которые лежат в основе формирования счета и счетных навыков.
Поставленные задачи исследования нашли свое отражение в работе.



1. Азбукина, В.С. Особенности элементарных математических представлений умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст]// Коррекционно-воспитательная работа в специальном дошкольном учреждении / Под ред. Н.Г. Морозовой. - М.: «Педагогика», 2009. - С. 32-43.
2. Альтхауз, Д. Цвет. Форма. Количество[Текст]/Д. Альтхауз, Э. Дум. - М.:Просвещение, 2010. - 560 с.
3. Афанасьева, Е.А. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]/ Е. А. Афанасьева // Логопедия сегодня. - 2009. -№ 2. - С. 27-31.
4. Баряева, Л.Б. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью[Текст]/Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева: МЦНИП; Киров, 2013. - 83с.
5. Белошистая, А.В. Педагогические условия формирования счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста [Текст]/А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2013.- 400 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду[Текст]/А.К. Бондаренко. - М., Просвещение, 1991.-175с.
7. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]/ Н. Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С. 10-17.
8. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: метод. принципы и технологии диагност. и коррекц. работы[Текст] / М. О. Винник. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 155 с.
9. Гальперин, П.Я. К вопросу о формировании начальных математических понятий[Текст]/П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев - М., 2009. - 287 с.
10. Гермаковская, А. Предупреждение нарушений в овладении математикой у школьников: Профилактика дискалькулии у дошкольников
[Текст]/ А. Гермаковская, Р.И. Лалаева//Дети с проблемами в развитии. - 2014.-№ 2. - С. 7-9.
11. Глаголева, Л.В. Методика работы с детьми по формированию элементарных математических представлений [Текст]/ Л.В. Глаголева. - Л., 2014. - 487 с.
12. Гурина, С.Л. Основные направления в истории изучения дискалькулий [Текст] /С.Л. Гурина// Принципы и методы логопедической работы. - Л., 2010. - 233 с.
13. Давайте поиграем! Математические игры для детей 5-6 лет[Текст]/ Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2011. - 80 с.
14. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Е.А. Екжанова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2012. - № 1. - С. 8-16.
15. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст]/Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М., 2014. - 75 с.
16. Ипполитова, М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. [Текст]/М.В. Иполитова // Дефектология. - 2009. - № 5. - С. 78-83.
17. Калиниченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст]/А.В. Калиниченко. - М.: Арис - пресс, 2005. - 290 с.
18. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений[Текст]/Е.В. Колесникова. - М.: Гном-Пресс, 2009. - 110 с.
19. Кондратьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у дошкольников
с ЗПР в процессе логопедической работы [Текст]/ С. Ю. Кондратьева // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях
полифункциональной интерактивной среды : междунар. научно-практ. конф., 9-11 дек. 2008 г.: [сб. в 5-и ч.] / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Научно-исслед. ин-т столич. образования, Фак. спец. педагогики; [ред. кол.: О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая, Л. Б. Баряева, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова]. - М., 2008. - Т. II, ч. III. - С. 71-73.
20. Кондратьева, С.Ю. О профилактике нарушений счетной деятельности (дискалькулии) у дошкольников с ЗПР: [логопед. работа по профилактике дискалькулии] [Текст]/ С. Ю. Кондратьева // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. - 2007. - N 2 - C. 12-18
21. Лалаева, Р.И. Методика изучения дискалькулии у школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]/Р.И. Лалаева, А. Гермаковская. - СПб., 2011. - 322 с.
22. Лебединская, К.С. Детская патопсихология :Хрестоматия [Текст] / К. С. Лебединская. - М., 2011. - С. 50-63.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]/Р.Е. Левина. - СПб, 2009. - 322 с.
24. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста[Текст]/Л.М. Леушина. - М.: Просвещение, 2014.-368 с.
25. Метлина, Л.С. Зачем уметь дошкольникам считать ? [Текст]/Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
26. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников[Текст]/З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с.
27. Новиковская, О.А. Логоритмическая грамматика [Текст]/О.А. Новиковская. -М.: ВЛАДОС, 2011. - 631 с.
28. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи[Текст]/Н.В. Нищева. - Санкт - Петербург: «Паритет», 2007. - 223 с.
29. Перова, М.Н. Дидактический и наглядный материал по математике [Текст]/ М.Н. Перова . - М.: Просвещение, 2013. - 232 с.
30. Перова, М.Н. Игры и упражнения по математике[Текст]/М.Н. Перова. - М: «Просвещение», 2016. - 300 с.
31. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография [Текст]/ М.А. Поваляева; под общ. ред. М.А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на- Дону: Феникс, 2012. 352 с.
32. Рысина, Н.Н. Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты развития (обзор) [Текст]/ Н.Н. Рысина, А.В. Грибанов// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. - 2011. - вып.1. - с. 77-88.
33. Сай, М.К. Математика в детском саду[Текст]/ М.К. Сай, Е.И. Удальцова. - М.: Просвещение, 2014.-96с.
34. Сербина, Е.В. Математика для малышей[Текст]/ Е.В. Сербина. - М., Просвещение, 2012.- 80 с.
35. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]/Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2011. - 64 с.
36. Томме, Л.Е. Исследование готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению математике[Текст]/Л.Е. Томме // Дефектология. - 2007. -
37. Фатихова, Л. Методическое обеспечение процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития [Текст]/ Л. Фатихова// Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 106-112.
38. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения:
нарушение в восстановление[Текст] / Л.С. Цветкова. - М., 2007. - 344 с.
39. Шапиро, С.Л. К истории вопроса о дискалькулии у младших школьников[Текст] /С.Л. Шапиро. - Л., 2012. - 781 с.
40. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития
дошкольников: Уч. пособие[Текст]/Е.И. Щербакова. - М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015. -392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ