Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68553

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Характеристика навыка письма младших школьников 7
1.2. Особенности формирования навыка письма у младших школьников с
общим недоразвитием речи 13
1.3. Анализ современных подходов в логопедической работе по
формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И СОДЕРЖАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
2.1. Исследование уровня сформированности функционального базиса
письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Направления и содержание логопедической работы по формированию
навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Готовность ребенка к школе в настоящее время рассматривается не как владение им определенными качествами, требующимися школьнику, а как наличие предпосылок для формирования этих качеств. А.В. Запорожец указывал, что готовность детей к школе нельзя свести к наличию у ребенка отдельных свойств и умений. Она представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств личности ребенка. Родители заинтересованы в том, чтобы ребенок рос физически и психически здоровым и хорошо учился. Однако существуют особые дети, которым трудно дается овладение школьной программой, они нуждаются в более тщательной подготовке к обучению.
По данным специальных исследований Института возрастной физиологии, от 40 до 60 % учащихся начальной школы имеют не
проходящие трудности обучения письму. Данная статистика является неутешительной, поскольку среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным и важным.
По мнению таких ученых, как М.М. Безруких, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская, С.О. Филиппова и многих других, в формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных.
В исследованиях Н.А. Агарковой, О.Б. Иншаковой, Р.Д. Тригер, Н.С. Пантиной, посвященных проблеме подготовки детей к школе, навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма».
Наряду с указанными выше интегративными умениями одной из важных составляющих готовности ребенка к письму, по мнению С.П. Ефимовой, является наличие у него развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также базовых графических умений и навыков.
В работах Н.М. Барской, А.К. Аксеновой, Е.Н. Моргачевой, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Э.В. Якубовской подчеркивается, что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности при овладении навыками письма, что значительно осложняет начальный этап их обучения в школе.
Сложность освоения механизма письма и его значимость в процессе обучения в общеобразовательном учреждении для детей с общим недоразвитием речи обуславливает актуальность нашего исследования.
С самого начала освоения грамоты предметом осмысления для первоклассника должен стать не только процесс звукового анализа слов, четкой дифференциации артикуляции сходных по звучанию фонем, сохранения в памяти зрительных образов букв, но и усвоение буквенных знакографем, а также способов их воспроизведения на бумаге.
Проблемой исследования является совершенствование
логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: функциональный базис письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направления логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: исследование основывается на
предположении, что для успешного формирования навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи, следует уделять внимание формированию графомоторного навыка, развитию фонематического восприятия, зрительной памяти у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость совершенствования логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности функционального базиса письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Определить направления логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования: в своей работе мы опирались на теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского; исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Лалаевой; исследования по психофизиологии письма А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Е.В. Гурьянова; исследования развития произвольных движений А.В. Запорожца; положения теории развивающего обучения
первоначальному письму Н.Г. Агарковой.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ специальной литературы по теме
исследования;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент;
3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Средняя общеобразовательная школа № 27» г.
Белгорода. В исследовании принимали участие 10 детей, имеющие общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, можно сделать вывод, что письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. Анализ литературы показал, что у первоклассников слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы.
ОНР у детей является препятствием для полноценного изучения письменной речи. Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Несформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки или двигательного контроля - являются основными причинами возникновения трудностей в формировании навыка письма у младших школьников с ОНР.
Проведенное нами экспериментальное исследование по изучению сформированности функционального базиса письма у младших школьников с ОНР показало, что у 60% детей с ОНР низкий уровень сформированности предпосылок к овладению письмом.
Поэтому мы разработали направления логопедической работы по формированию готовности к овладению навыками письма. Данная работа рассматривается как целостная методическая система, направленная на развитие общей ручной моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, слухо-моторной координации, базовых графических умений и навыков. Выделенные направления работы будут способствовать успешному формированию навыка письма у младших школьников с ОНР.



1. Абобакирова, О.Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Н. Абобакирова // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 734-736.
2. Аманатова, М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся
общеобразовательных школ [Текст] / М.М. Аманатова // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.:
МСГИ, 2006. - С.10-13
3. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму [Текст] / Т.А. Аристова // Начальная школа. -
2007. - №1. - С. 64-66
4. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму [Текст]: методическое пособие к прописям / М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002. - 64 с.
5. Вавилова, А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А.В. Вавилова // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 495-497.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: методическое пособие / В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2007. - 158 с.
7. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - № 3. - С.13-24
8. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Союз, 2000. - 200 с.
9. Горбатова, Е.В. Готовим руку к письму [Текст]: учебно-методический комплекс для логопедов / Е.В. Горбатова. - М.: Белый ветер, 2005. - 36 с.
10. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка:
Психофизиологические основы детской валеологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2000.-144 с.
11. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки [Текст]: методическое пособие / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 112 с.
12. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Н.И. Дьякова. - М.: Сфера, 2010. - 64 с.
13. Ерастова, Н.В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста [Текст] / Н.В. Ерастова // Молодой ученый. - 2016. - №19. - С. 347-350.
14. Зегебарт, Г.М. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков [Текст]: методическое пособие / ЗГ.М. Зегебарт, О.С. Ильичева. - М.: Генезис, 2010. - 32 с.
15. Земляченко, М.В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международная научная конференция - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 113-115.
16. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] / В.А. Илюхина // Начальная школа -
2008. - №8. - С. 16-19
17. Кабанова, Н.А. Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи [Текст] / Н.А. Кабанова // Специальное образование. - 2015. - № 11. - С. 137-145.
18. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. [Текст]: психология детства / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.
19. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: Питер, 2003. - 286 с.
20. Куликова, И.Н. Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР [Текст] / И.Н. Куликова, С.П. Овеснова, Е.Б. Вакеева // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 116-119.
21. Лалаева, Р.И. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Р.И. Лалаева, А.С. Гермаковская //Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 17-22
22. Литвинова, О.В. Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи и предпосылки ее развития в онтогенезе [Электронный ресурс] / О.В. Литвинова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015..Дата посещения: 08.02.2017. Режим доступа: https:ZZwww.scienceforum.ru/2015/856/16209#
23. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2003. - 528 с.
24. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст]: учебное пособие для студентов психологических факультетов высшего учебного заведения / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 352 с.
25. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: книга рассчитана на
психологов, философов и лингвистов / А.Р. Лурия. - М.: Книга по
требованию, 2012. - 320 с.
26. Ляпидевский, С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики [Текст]: учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 384 с
27. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков [Текст] / Г.Г. Мисаренко // Логопед. - 2004. - №2. - С. 4 - 14.
28. Морозова, Л.А. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой [Текст]: пособие для подготовки к школе / Л.А. Морозова. - М.: Быстров, 2006. - 16 с.
29. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 640 с.
30. Никитенко, А.В. Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений [Текст] / А.В. Никитенко, Е.А. Фролова // Педагогическое мастерство: материалы V Международная научная конференция - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 175-177
31. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС «Академия», 2014. - 368 с.
32. Решетова, Т.А. Модели при обучении первоклассников чтению и письму [Текст] / Т.А. Решетова // Начальная школа. - 2010. - №8. - С. 52 - 57 с.
33. Рыбаченко, А.Б. Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза [Текст] / А.Б. Рыбаченко, М.Ф. Барба, М.И. Кравченко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 99-101.
34. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: учебник для логопедов, учителей русского языка, студентов дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педагогических ВУЗов / И.Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
35. Семенова, М.Г. Оценка психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста / М. Г. Семенова, Н. А. Горст // Естественные науки. — 2009. — № 2 (27). — С.153-155.
36. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебное пособие / А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
37. Теплова, И.С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации [Текст] / И.С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №1. - С. 49-52.
38. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи [Текст]: сборник упражнений для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
39. Тонкова, Ю.М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст] / Ю.М. Тонкова // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции. - М.: Буки-веди, 2012. - С. 137 - 139.
40. Чечель, Н.Н. Предупреждение и ранняя коррекция нарушений письменной речи в условиях поликлиники [Текст] / Н.Н. Чечель // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Международная научная конференция. - Краснодар: Новация, 2015. - С. 105-108.
41. Чечель, Н.Н. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма [Текст] / Н.Н. Чечель // Образование и воспитание. - №4. - 2015. - С. 39 - 42
42. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
43. Шестакова, Н.А. Для чего ребенку фонематический слух? [Текст] / А.Н. Шестакова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. - С.34-38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ