ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Условия успешного формирования навыков письма 6
1.2. Особенности письма у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 13
1.3. Состояние профилактической работы по предупреждению
дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
2.1. Исследование состояния фонематических процессов у первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитием 28
2.2. Методические рекомендации по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Условия успешного формирования навыков письма 6
1.2. Особенности письма у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 13
1.3. Состояние профилактической работы по предупреждению
дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
2.1. Исследование состояния фонематических процессов у первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитием 28
2.2. Методические рекомендации по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем - это нарушение письма - дисграфия.
Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку, но и по другим смежным предметам. Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом
(Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова). Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова), часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.
Известно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить, поэтому необходимо обратить особое внимание на ранее выявление и раннюю профилактическую коррекционную помощь, которую необходимо проводить в младшем школьном возрасте. Ведь самый благоприятный период для развития и профилактики - это именно школьный возраст, когда по мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности.
Однако системный подход к изучению логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием требует поиска эффективных путей.
Поэтому проблема профилактики нарушений письма все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик профилактики дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей профилактики дисграфии.
Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования логопедической работы по профилактике дисграфии и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель исследования - разработать систему логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования - фонематические предпосылки формирования письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования - методические рекомендации организации логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Мы высказали гипотезу: логопедическая работа по профилактике акустической дисграфии будет эффективной, если:
1) профилактическая работа будет проводиться с учетом принципов последовательности, систематичности и научности, на различных этапах работы;
2) использование игровых приемов работы.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа специальной литературы теоретически обосновать проблему профилактики нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Определить состояние фонематических процессов у первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
3. Разработать методические рекомендации организации
логопедической работы, направленной на профилактику акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Теоретико-методологической основой исследования явилась теория фонологического дефицитарного развития в возникновении нарушений письменной речи Р.Е.Левиной; труды Л.Г.Парамоновой в области овладения умениями и навыками ребенка по формированию орфографии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной, учебно-методической
литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: констатирующий этап;
• метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: 2 класс МОУ «Начальная школа п. Новосадовый» Белгородского района, Белгородской области.
Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку, но и по другим смежным предметам. Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом
(Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова). Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова), часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.
Известно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить, поэтому необходимо обратить особое внимание на ранее выявление и раннюю профилактическую коррекционную помощь, которую необходимо проводить в младшем школьном возрасте. Ведь самый благоприятный период для развития и профилактики - это именно школьный возраст, когда по мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности.
Однако системный подход к изучению логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием требует поиска эффективных путей.
Поэтому проблема профилактики нарушений письма все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик профилактики дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей профилактики дисграфии.
Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования логопедической работы по профилактике дисграфии и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель исследования - разработать систему логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования - фонематические предпосылки формирования письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования - методические рекомендации организации логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Мы высказали гипотезу: логопедическая работа по профилактике акустической дисграфии будет эффективной, если:
1) профилактическая работа будет проводиться с учетом принципов последовательности, систематичности и научности, на различных этапах работы;
2) использование игровых приемов работы.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа специальной литературы теоретически обосновать проблему профилактики нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Определить состояние фонематических процессов у первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
3. Разработать методические рекомендации организации
логопедической работы, направленной на профилактику акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Теоретико-методологической основой исследования явилась теория фонологического дефицитарного развития в возникновении нарушений письменной речи Р.Е.Левиной; труды Л.Г.Парамоновой в области овладения умениями и навыками ребенка по формированию орфографии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной, учебно-методической
литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: констатирующий этап;
• метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: 2 класс МОУ «Начальная школа п. Новосадовый» Белгородского района, Белгородской области.
На основании изученной логопедической, коррекционно-педагогической и методической литературы по теме: «Профилактика акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием», можно сделать вывод, что одна из самых актуальных проблем в современной логопедии является нарушение письма - дисграфия.
Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку но и по другим предметам. Нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.
У детей с речевыми нарушениями дисграфия проявляется в разном виде, в различных формах.
Одним из наиболее важных коррекционных-педагогическим воздействий на дисграфию в современной теоретической и практической логопедии, является профилактика. В нашем случае под профилактикой правомерно понимать совокупность предупредительных мер направленных на предотвращения дисграфии у младших школьников с фонекико фонематическим недоразвитием. Этот аспект логопедического воздействия мало освещен в специальной литературе. Отчасти это объясняется тем, что работа по профилактике дисграфии необыкновенно широка и неотделима от гармонизации развития личности ребенка в целом. Профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики.
В ходе исследования состояния фонематических процессов при дифференциации схожих фонем у младших школьников с фонетико - фонематическим недоразвитием на констатирующем этапе, были выявлены проблемы в распознавании смешиваемых фонем на фоне слогов, в определении места звука в слове, различение исследуемых звуков среди пар слов.
В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у большинства детей нарушена дифференциация схожих на слух фонем, что является предпосылкой для возникновения акустической дисграфии. В результате обследования «различение звуков на фоне слогов» мы выяснили, что один ребенок имеет высокий уровень, три ребенка средний уровень, два низкий уровень и два обучающихся критический уровень. Анализируя данные обследования «различение исследуемых звуков среди пар слов», можно сделать вывод, что дифференциация схожих на слух звуков на фоне слов у данной группы недостаточно развита и имеет отклонения, в дальнейшем будит являться одной из причин нарушения письма. По результатам обследования «раскладывания картинок в два ряда» получены такие результаты: дети испытывали затруднения при отборе картинок, как на нарушенные в речи звуки, так и на звуки, произношение которых соответствует норме.
Для 12,5% детей характерен критический уровень сформированности фонематических процессов у первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитием, для 25% - низкий уровень, у 62,5% младших школьников был отмечен средний уровень.
При разработке методических рекомендаций по профилактике
акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи за основу были взяты принципы: комплексности, доступности, наглядности, системности, учета симптоматики, степени тяжести, индивидуального подхода и др. Нами выделены следующие направления работы по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: работа над слого-звуковым составом, звуко-буквенный анализ слова, дифференциация гласных звуков, дифференциация согласных звуков (смешиваемых по звонкости-глухости), дифференциация согласных звуков (смешиваемых по акустико-артикуляционным свойствам).
Таким образом, все задачи решены, цель исследования достигнута.
Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку но и по другим предметам. Нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.
У детей с речевыми нарушениями дисграфия проявляется в разном виде, в различных формах.
Одним из наиболее важных коррекционных-педагогическим воздействий на дисграфию в современной теоретической и практической логопедии, является профилактика. В нашем случае под профилактикой правомерно понимать совокупность предупредительных мер направленных на предотвращения дисграфии у младших школьников с фонекико фонематическим недоразвитием. Этот аспект логопедического воздействия мало освещен в специальной литературе. Отчасти это объясняется тем, что работа по профилактике дисграфии необыкновенно широка и неотделима от гармонизации развития личности ребенка в целом. Профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики.
В ходе исследования состояния фонематических процессов при дифференциации схожих фонем у младших школьников с фонетико - фонематическим недоразвитием на констатирующем этапе, были выявлены проблемы в распознавании смешиваемых фонем на фоне слогов, в определении места звука в слове, различение исследуемых звуков среди пар слов.
В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у большинства детей нарушена дифференциация схожих на слух фонем, что является предпосылкой для возникновения акустической дисграфии. В результате обследования «различение звуков на фоне слогов» мы выяснили, что один ребенок имеет высокий уровень, три ребенка средний уровень, два низкий уровень и два обучающихся критический уровень. Анализируя данные обследования «различение исследуемых звуков среди пар слов», можно сделать вывод, что дифференциация схожих на слух звуков на фоне слов у данной группы недостаточно развита и имеет отклонения, в дальнейшем будит являться одной из причин нарушения письма. По результатам обследования «раскладывания картинок в два ряда» получены такие результаты: дети испытывали затруднения при отборе картинок, как на нарушенные в речи звуки, так и на звуки, произношение которых соответствует норме.
Для 12,5% детей характерен критический уровень сформированности фонематических процессов у первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитием, для 25% - низкий уровень, у 62,5% младших школьников был отмечен средний уровень.
При разработке методических рекомендаций по профилактике
акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи за основу были взяты принципы: комплексности, доступности, наглядности, системности, учета симптоматики, степени тяжести, индивидуального подхода и др. Нами выделены следующие направления работы по профилактике акустической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: работа над слого-звуковым составом, звуко-буквенный анализ слова, дифференциация гласных звуков, дифференциация согласных звуков (смешиваемых по звонкости-глухости), дифференциация согласных звуков (смешиваемых по акустико-артикуляционным свойствам).
Таким образом, все задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Преодоление нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - СФОРМИРОВАННОСТЬ РЕЧЕВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ФОНЕ ГИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с ФФН посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Проявления дисграфии на основе нарушения дифференциации фонем у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2015 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии
у младших школьников
в условиях общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших
школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Организация логопедической работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022



