ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ……………………………….9
1.1. Понятие эмотивной лексики…………………………………………………9
1.2. Взаимосвязь речи и эмоциональной сферы личности…………................15
1.3. Особенности овладения эмотивной лексикой дошкольниками с общим
недоразвитием речи……………………………………………………………...21
1.4. Организационно-методические аспекты логопедической работы по формированию эмотивной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………….27
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ............................................................................................................................33
2.1. Организация экспериментальной работы по изучению особенностей эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………………………………………………………………………...33
2.2. Анализ результатов изучения эмотивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………....42
2.3. Методические рекомендации по формированию эмотивной лексики у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях…………………………………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для полноценного общения ребенку необходимо быть уверенным в
том, что он будет правильно понят и воспринят. Но общение между людьми
имеет субъект-субъектный характер, поэтому необходимо так же умение понимать чувства другого человека, от этого зависит успех в межличностных
отношениях, развитие у ребенка эмоционального интеллекта.
На современном этапе развития образования в связи с появлением программ развивающего обучения уже в начальной школе от детей требуется
использование точной, эмоционально окрашенной речи в процессе обучения.
В социально-психологических исследованиях показано, что адекватность понимания и употребления эмотивной лексики позволяет значительно
повысить качество коммуникации, благотворно влияет на социальноперцептивные процессы, способствует взаимопониманию общающихся. Следовательно, Е.А. Кизимова, О.Л. Леханова считают что, эмотивная лексика и
процесс ее употребления является средоточием воли, аффекта и интеллекта, а
процесс формирования эмотивной лексики может выступить основой для
развития коммуникативно-речевой и мыслительной деятельности дошкольника.
Развитие лексической стороны речи, в том числе эмотивной лексики,
является одним из условий успешной интеграции выпускников групп компенсирующей направленности для детей с тяжѐлыми нарушениями речи в
образовательные организации. Одной из основных задач коррекционного
обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является практическое усвоение лексических средств языка. В научной литературе неоднократно поднималась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих нарушения речи (Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е.
Грибова и др.).
В исследованиях выявлено количественное и качественное своеобразие
словарного запаса детей с различными речевыми расстройствами (Н.С. Жу4
кова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Симонова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы свидетельствуют о несформированности целостной
системы лексических значений.
В научно-методических работах авторов Ю.Ф. Гаркуши, Т.И. Гомозовой, Ж.В. Зигангировой, Е.А. Кизимовой, И.Ю. Кондратенко, О.Л. Лехановой, Л.А. Тахтауловой, О.Н. Тверской и др. описаны особенности эмотивной
лексики дошкольников с нарушениями речи, а также представлены направления, этапы, содержание логопедической работы по формированию эмотивной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследования показали, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют лишь обиходные слова и выражения, относящиеся к
нейтральной лексике, эмотивная лексика применяется только фрагментарно.
И.Ю. Кондратенко отмечает, что дети с речевым недоразвитием затрудняются в адекватном выборе слов с правильным оттенком значения, у
них отмечается малый запас эмотивной, оценочной, абстрактной лексики.
Это приводит к выраженным затруднениям в обучении уже на начальном
этапе.
Ж.В. Зигангирова и О.Н. Тверская раскрывают особенности развития
эмотивного словаря дошкольников, методы и приемы его формирования.
Проблема обогащения речи детей эмотивной лексикой исследовалась
О.Л. Лехановой, Л.А. Тахтауловой. Овладение эмотивной лексикой рассматривается учеными как условие формирования социально активной личности
старшего дошкольника. Развитие эмотивной лексики позволяет совершенствовать социальные контакты дошкольников с окружающими.
Следовательно, по рассматриваемой нами теме имеется разнообразие
исследований, методических разработок авторов, однако, в логопедической
практике недостаточно целенаправленно и систематично ведѐтся работа в
данном направлении.
Это позволяет нам выявить следующие противоречия:5
1) между требованиями к речевому развитию выпускников ДОО и
трудностями овладения эмотивной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи;
2) между имеющимися научно-методическими разработками по формированию эмотивной лексики и реализацией их в логопедической практике.
Проблема исследования: оптимизация организации и содержания логопедических занятий по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления, содержание, организацию коррекционно-педагогической работы по формированию эмотивной
лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Объект исследования: особенности формирования эмотивной лексики
старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты
коррекционно-педагогической работы по формированию эмотивной лексики
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических
занятиях.
Гипотеза исследования:
1. Когнитивно-языковые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи, а также отсутствие целенаправленной и систематической
коррекционно-педагогической работы по формированию эмотивной лексики
на логопедических занятиях может привести к трудностям овладения ею
данной категорией детей.
2. При организации логопедической работы по формированию эмотивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо учитывать следующие условия:
1) реализация взаимосвязи направлений по формированию эмотивной
лексики;6
2) обеспечение последовательного перехода от усвоения значений
эмотивной лексики к формированию еѐ во фразовой и связной речи;
3) организация различных ситуаций общения на логопедических занятиях, позволяющих включать в речевые высказывания эмотивную лексику.
В соответствии с выдвинутой целью исследования были определены
следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования;
2) организовать экспериментальную работу по изучению особенностей эмотивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) разработать методические рекомендации по формированию эмотивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на
логопедических занятиях.
Теоретико-методологическая основа исследования: в своем исследовании в области изучения особенностей формирования и развития эмотивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы опираемся на учения об эмоциональной сфере личности Л.С. Выготского, К. Изарда, А.Н. Леонтьева, Р. Плутчика, У.В. Фризена, П. Экмана и др., исследования в области изучения лексики детей с речевыми нарушениями Г.В. Бабиной, Т.Б. Барминковой, В.К. Воробьевой, О.Е. Грибовой, Т.Б. Филичевой и
др., исследования в области формирования и развития эмотивной лексики
дошкольников с общим недоразвитием речи Ю.Ф. Гаркуши, Т.И. Гомозовой,
Ж.В. Зигангировой, Е.А. Кизимовой, И.Ю. Кондратенко, О.Л. Лехановой,
Л.А. Тахтауловой, О.Н. Тверской и др.
Научная новизна исследования:
1. Проведено изучение и получены данные об особенностях владения
эмотивной лексикой старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
(на примере детей Белгородской области).7
2. Разработаны методические рекомендации по формированию эмотивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на
логопедических занятиях.
Теоретическая значимость исследования: полученные в процессе
исследования факты позволили подтвердить научно-теоретические данные
об особенностях овладения и использования эмотивной лексики дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования: разработаны методические
рекомендации для логопедов-практиков по формированию эмотивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических
занятиях.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования;
2) эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
3) количественный и качественный анализ данных.
База проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№ 15 «Дружная семейка» (г. Белгород); Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Борисовский детский сад «Ягодка»
(пгт Борисовка).
Этапы проведения исследования:
1. На первом этапе (2015 – 2016 гг.) изучалась и анализировалась
научная литература по педагогике, психологии, психолингвистике, логопедии формировалась основная идея исследования, определялась гипотеза, задачи и методы исследования.
2. На втором этапе (2016 – 2017 гг.) проводился констатирующий эксперимент и анализировались его результаты.
Таким образом, анализ научно-методических источников, представленных в первой главе, указывает на то, что развитие эмотивной лексики обеспечивается комплексом многоступенчатых процессов высших психических
функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), а также протекает при
взаимодействии перцептивного, когнитивного и эмоционального опыта.
У детей с различными нарушениями речи, в данном случае у детей с
ОНР, нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то есть
звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Следовательно, нарушено формирование и эмотивной лексики. Эмотивная
лексика детей с ОНР характеризуется малочисленностью и недостаточной
выразительностью.
Нами была проведена экспериментальная работа по изучению особенностей эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
У старших дошкольников с ОНР выявлены в основном низкий и средний уровни сформированности эмотивной лексики. Дети испытывали трудности в определении эмоционального состояния другого человека или сказочного героя. Словарь дошкольников с ОНР отличается малочисленностью,
преобладанием номинативной лексики над предикативной, отсутствием или
бедностью эмоционально-выразительных средств. При построении высказывания дети совершали разнообразные ошибки, неверно строили предложения, тексты, тем самым нарушая последовательность событий и затрудняя
понимание смысла сказанного ими.
Проведя диагностику эмотивной лексики старших дошкольников с
ОНР и проанализировав еѐ результаты, мы решили, что для детей данной
группы необходимо организовать систему работы по формированию эмотивной лексики в совокупности с развитием всех сторон речи, а также развитием
высших психических функций.73
Следуя из этого, нами была разработаны методические рекомендации
по формированию эмотивной лексики старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. За основу разработки данных рекомендаций мы взяли методические разработки И.Ю. Кондратенко, Ю.Ф. Гаркуши, Т.И. Гомозовой, Ж.В. Зигангировой, Е.А. Кизимовой, О.Л. Лехановой, Л.А. Тахтауловой, О.Н. Тверской и др.
Для формирования эмотивной лексики детей мы решили использовать
работу над сказкой, мы отобрали авторские и народные сказки в соответствии с лексическими темами.
В разработанных методических рекомендациях представлены направления работы: обогащение эмотивной лексики словами, называющими чувства, переживаемые говорящим или другим лицом; обогащение эмотивной
лексики словами-оценками, характеризующими вещи, предметы и явления
лексически с положительной или отрицательной стороны; обогащение эмотивной лексики словами, передающими эмоциональное отношение с помощью морфологических преобразований.
В соответствии с данными направлениями мы выделили приѐмы работы и задачи: обучать овладению синонимами и антонимами на уровне слов,
словосочетаний и предложений; составлению предложений с заданным словом; добавлению слов в словосочетания; составлению словосочетаний со
словами-синонимами и словами-антонимами; составлению словосочетаний и
предложений, используя имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени; дополнению и распространению предложений с помощью
синонимов и антонимов; образованию слов с ласкательным значением и со
значением увеличительности; образованию превосходной степени имен прилагательных; образованию имен прилагательных путем повтора.
Методические рекомендации были выстроены в соответствии с условиями: реализация взаимосвязи направлений по формированию эмотивной
лексики; обеспечение последовательного перехода от усвоения значений
эмотивной лексики к формированию еѐ во фразовой и связной речи; органи74
зация различных ситуаций общения на логопедических занятиях, позволяющих включать в речевые высказывания эмотивную лексику.
В соответствии с вышесказанным, сделаем вывод, что предложенные
нами методические рекомендации позволят учителям-логопедам на логопедических занятиях правильно организовать работу по формированию эмотивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка [Текст] / И.В. Арнольд. - М.-Л.: Просвещение, 1966. - 346 с.
2. Артемьева, Т.В. Исследование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т.В. Артемьева // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Акту¬альные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика». Под ред. А.И. Ахметзяновой. - 2014. - С. 13 - 17.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык о языке [Текст]: сб. статей / Н.Д. Арутю-нова. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 624 с.
4. Баженов, Н.М. Выразительное чтение [Текст] / Н.М. Баженов, Р.А. Черкашин. - Харьков.: Изд-во Харьк. ун-та, 1960. - 224 с.
5. Барабанщиков, В.А. Зависимость точности идентификации экс-прессии лица от локализации мимических проявлений [Текст]: Вопросы пси¬хологии / В.А. Барабанщиков, Т.Н. Малкова. - М. - 1988. - № 5. - 131 - 140 с.
6. Берков, В.П. Двуязычная лексикография [Текст] / В.П. Берков. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1996. - 248 с.
7. Витт, Н.В. Выражение эмоциональных состояний в речевой ин-тонации [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. Наук / Н.В. Витт. - М., 1965. - 19 с.
8. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо- Пресс, 2000. - 1008 с.
9. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык [Текст] / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: Учпедгиз, 1957. - 410 с.
10. Гаркуша, Ю.Ф. Развитие эмоционально-оценочной лексики у де¬тей 4-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи, с гендерных позиций [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, Т.И. Гомозова, Л.А. Тахтаулова // Материалы IX Междуна¬родной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова. - 2013.
- С. 48 - 51.
11. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 439 с.
12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Пи-тер, 2001. - 137 с.
13. Ильякова, Н.Е. Серия сюжетных картинок / Н.Е. Ильякова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 28 с.
14. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина.
- М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
15. Кондратенко, И.Ю. Основные направления логопедической рабо¬ты по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвити¬ем речи старшего дошкольного возраста [Текст] / И.Ю. Кондратенко // Де¬фектология. - 2003. - № 3. - С. 56 - 69.
16. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у до¬школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: монография / И.Ю. Кон¬дратенко. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.
17. Леонтьев, А.А. Некоторые психолингвистические характеристи-ки спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения [Текст]: Об-щая и прикладная психолингвистика / А.А. Леонтьев, Э.Л. Носенко. - М., 1973.- С. 88-113
18. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст]: Конспект лекций / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1971. - 38 с.
19. Леханова, О. Л. Организация работы по формированию эмотив- ной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Л. Леханова, Е.А. Кизимова // Вестник череповецкого госу¬дарственного университета. - 2008. - № 1. - С. 142 - 148.
20. Лукьянова, H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребле¬ния: Проблемы семантики [Текст] / Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Наука, 1986. - 227 с.
21. Марцун, Н.С. Особенности эмоционально-оценочной лексики де¬тей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.С. Марцун // IV Машеровские чтения: материалы междун. научно-практич. конф. студ.,аспир. и молод. ученых, Витебск, 28-29 октября 2010 г. / Витеб¬ский гос. университет; редкол.: А.П. Солодков (гл. ред.) [и др.]. - Витебск: УО «ВГУ имени П.М. Машерова». - 2010. - Т.П. - С. 352-353.
22. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст]: Пособия для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.
23. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розен¬таль, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Международные отношения, 1995. - 560 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Ру-бинштейн. - М.: СПб: Изд-во Питер, 2000. - 712 с.
25. Симонов, П.В. Что такое эмоция? [Текст] / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1966. - 93 с.
26. Тихонов, А.Н. Энциклопедический словарь-справочник лингви-стических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. [Текст] / А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов, Г.С. Журавлева, М. А. Лапыгин - Т. 1. - М.: Флинта, 2008. - 325 с.
27. Тверская, О.Н. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / О.Н. Тверская, Ж. В. Зиган- гирова // Логопед. - 2011. - № 1. - С. 35 - 48.
28. Финкель, А.М. Современный литературный русский язык [Текст] /А.М. Финкель, Н.М. Баженов. - Киев: Рад. школа, 1951. - 540 с.
29. Фресс, П. Экспериментальная психология [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. - 284 с.
30. Шаховский, В.И. Лингвистическая теория эмоций [Текст] / В.И. Шаховский - М.: Гнозис, 2008. - 416 с.
31. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика [Текст] / Д.Н. Шмелёв. - М.: Просвещение, 1977. - 335 с.
32. Шулика, Е. Развиваем выразительность речи [Текст] / Е. Шулика [и др.] // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 8. - С. 13 - 17.
33. Экман, П. Кросс-культурные исследования мимики [Текст] / П. Экман, У. Фризен. - Н. Й., 1972. - С. 169-222
34. Mueller Jonn, H., Heesacker M., Ross M. J. Emotionality of encoding activity in face memory // J. Res. Pers. 1983. - Vol. 17. - № 2. - P. 198 - 217.
35. Plutchik R. Psychophysiology of individual differences with special reference to emotions // Annual N. Y. Acad. Sciense. 1966. - Vol. 134. - № 2. - P. 776 - 781.
36. Postman L., Schneide В. H. Personal values visual recognition and re¬call // Psychol. Rev. 1951. - Vol. 58. - № 4. - P. 271-284.
37. Schachter S. The interaction of cognitive and physiological determi-nants of emotional state // Adv. Exp. Soc. Psychol. 1964. - Vol. 1. - P. 49 - 80.
38. Strongman К. Т., Russell P. N. Salience of emotion in recall // Bull, psuchonom. Soc. 1986. - Vol. 24. - № 1. - P. 25-27.
39. Wispe L. Attractiveness and learning // J. Gen. Psychol. 1981. - Vol.
105. - № 2. - P. 197-205