КОРРЕКЦИОННО-ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Условия формирования смыслового компонента читательской
деятельности 6
1.2. Особенности формирования смыслового прогнозирования в онтогенезе 11
1.3. Особенности формирования навыка смыслового прогнозирования у детей с
общим недоразвитием речи 17
1.4. Состояние коррекционной работы по формированию навыка вероятностного
прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация исследования состояния навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2 Анализ результатов исследования состояния навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.3. Система коррекционно-пропедевтической работы, направленной на развитие механизма вероятностного прогнозирования у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованных источников 49
Приложение 53
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Условия формирования смыслового компонента читательской
деятельности 6
1.2. Особенности формирования смыслового прогнозирования в онтогенезе 11
1.3. Особенности формирования навыка смыслового прогнозирования у детей с
общим недоразвитием речи 17
1.4. Состояние коррекционной работы по формированию навыка вероятностного
прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация исследования состояния навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2 Анализ результатов исследования состояния навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.3. Система коррекционно-пропедевтической работы, направленной на развитие механизма вероятностного прогнозирования у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованных источников 49
Приложение 53
Развитие образовательных систем на современном этапе характеризуется повышенным вниманием к проблемам нарушения письменной речи, что обусловлено возросшей педагогической и социальной значимостью задачи успешности обучения детей. Чтение является важнейшей психической деятельностью людей и может рассматриваться как одно из основных средств усвоения им общественного опыта. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса.
Смысловая обработка текстовой информации при чтении является одним из наиболее трудно осваиваемых видов деятельности учащихся. К важным факторам сложности можно отнести недостаточную разработанность данной проблемы в современной методической литературе. Большая часть исследователей посвящает свои работы технической стороне чтения (В.Г. Горецкий, Т.Г. Егорова, М.И. Оморокова, Л.С. Цветкова), а смысловая сторона так и остается недостаточно изученной.
В последнее время в специальной педагогике проводится изучение вопроса о формировании смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи (Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, В.В. Строганова, И.Н. Карачевцева). Идет активное изучение вопроса формирования смыслового компонента чтения у младших школьников, но существует пробел пропедевтического этапа логопедического воздействия, направленного на работу с дошкольниками по подготовке всех функций к усвоению операций читательской деятельности.
Одной из важных операций навыка чтения является смысловое прогнозирование. По данным физиологии, никакая приспособительная деятельность организма не возможна без прогнозирования, опирающегося на предшествующий опыт индивида. Своеобразной является роль данной операции в процессе обучения чтению, но исследования по данному вопросу практически отсутствуют и требуют немедленного изучения.
Проблемой исследования является совершенствование логопедической работы по формированию навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы - определить направления и систему работы по формированию навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности формирования навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - формирование навыка вероятностного прогнозирования напрямую влияет на успешность освоения смыслового компонента чтения старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить состояние навыка смыслового прогнозирования у детей с общим недоразвитием речи подготовительной логопедической группы МБДОУ д/с комбинированного вида №15 «Дружная семейка» при анализе прослушанного текста.
3. Разработать систему коррекционно-пропедевтического воздействия по формированию навыка вероятностного прогнозирования у старших дошкольников в общим недоразвитием речи при анализе прослушанного текста.
Гипотеза исследования: работа по формированию навыков смыслового прогнозирования должна начинаться в дограмотный период дошкольного детства и носить пропедевтический характер, что позволит предупредить «бездумное чтение» в дальнейшем.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опираемся на ряд концептуальных положений. Чтение рассматривается как познавательная деятельность, стратегия, тактика и качество которой зависит от целого ряда условий, связанных с особенностями психологического содержания процесса чтения, в первую очередь психологической установки читающего; со спецификой структурных и содержательных характеристик письменного текста; с индивидуально-психологическими особенностями субъекта читательской деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.П. Доблаев, Н.И. Жинкин, И. А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.). А также на закон опережающего отражения действительности, выдвинутый П.К. Анохиным в качестве общего принципа существования материального мира.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации; анализ продуктов речевой деятельности (анализ ответов на вопросы по прочитанному); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» г.Белгорода.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса.
Смысловая обработка текстовой информации при чтении является одним из наиболее трудно осваиваемых видов деятельности учащихся. К важным факторам сложности можно отнести недостаточную разработанность данной проблемы в современной методической литературе. Большая часть исследователей посвящает свои работы технической стороне чтения (В.Г. Горецкий, Т.Г. Егорова, М.И. Оморокова, Л.С. Цветкова), а смысловая сторона так и остается недостаточно изученной.
В последнее время в специальной педагогике проводится изучение вопроса о формировании смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи (Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, В.В. Строганова, И.Н. Карачевцева). Идет активное изучение вопроса формирования смыслового компонента чтения у младших школьников, но существует пробел пропедевтического этапа логопедического воздействия, направленного на работу с дошкольниками по подготовке всех функций к усвоению операций читательской деятельности.
Одной из важных операций навыка чтения является смысловое прогнозирование. По данным физиологии, никакая приспособительная деятельность организма не возможна без прогнозирования, опирающегося на предшествующий опыт индивида. Своеобразной является роль данной операции в процессе обучения чтению, но исследования по данному вопросу практически отсутствуют и требуют немедленного изучения.
Проблемой исследования является совершенствование логопедической работы по формированию навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы - определить направления и систему работы по формированию навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности формирования навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - формирование навыка вероятностного прогнозирования напрямую влияет на успешность освоения смыслового компонента чтения старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка смыслового прогнозирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить состояние навыка смыслового прогнозирования у детей с общим недоразвитием речи подготовительной логопедической группы МБДОУ д/с комбинированного вида №15 «Дружная семейка» при анализе прослушанного текста.
3. Разработать систему коррекционно-пропедевтического воздействия по формированию навыка вероятностного прогнозирования у старших дошкольников в общим недоразвитием речи при анализе прослушанного текста.
Гипотеза исследования: работа по формированию навыков смыслового прогнозирования должна начинаться в дограмотный период дошкольного детства и носить пропедевтический характер, что позволит предупредить «бездумное чтение» в дальнейшем.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опираемся на ряд концептуальных положений. Чтение рассматривается как познавательная деятельность, стратегия, тактика и качество которой зависит от целого ряда условий, связанных с особенностями психологического содержания процесса чтения, в первую очередь психологической установки читающего; со спецификой структурных и содержательных характеристик письменного текста; с индивидуально-психологическими особенностями субъекта читательской деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.П. Доблаев, Н.И. Жинкин, И. А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.). А также на закон опережающего отражения действительности, выдвинутый П.К. Анохиным в качестве общего принципа существования материального мира.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации; анализ продуктов речевой деятельности (анализ ответов на вопросы по прочитанному); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» г.Белгорода.
Чтение является сложным перцептивно-смысловым навыком и в процессе своего развития проходит ряд этапов, на каждом из которых должны создаваться условия для эффективного формирования последующих операций. Этими условиями могут являться:
• сформированные компоненты функционального базиса чтения (вербальные и невербальные);
• своевременное начало формирования «ядра читательской компетенции»;
• готовность мотивационной основы читательской деятельности.
Вероятностное прогнозирование является одной из операций концептуально-оценочного уровня понимания текста, который является самым сложным и завершающим в навыке понимания. Объединяя различные классификации можно выделить следующие виды вероятностного прогнозирования: грамматическое прогнозирование, контекстуальное и одной из самых важных перцептивно-смысловых операций является смысловое прогнозирование, оно не только является обязательным компонентом понимания, но и может стимулировать процесс чтения, т.к. результат догадки не всегда однозначный и верный. Специально организованное развитие смыслового прогнозирования в дограмотный (подготовительный) период обучения чтению может стать хорошим подспорьем для повышения как скорости, так и точности восприятия письменной информации.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность предпосылок развития механизма смыслового прогнозирования и это сказывается как на количестве, так и на качестве выдвигаемых детьми речевых прогнозов, а, следовательно, обуславливает трудности в обладании навыком чтения.
Анализ методической литературы позволил нам сделать вывод об отсутствии логопедических методик, посвященных вопросу смыслового прогнозирования у старших дошкольников с ОНР.
Исходя из данных фактов становится очевидным необходимость организации специальной коррекционно-пропедевтической помощи по формированию действия вероятностного прогнозирования в связи с подготовкой детей к овладению навыками чтения.
По итогам проведенного исследования старшие дошкольники с ОНР показали средний уровень развития навыка смыслового прогнозирования. Нами были выделены наиболее явные трудности детей при построении смысловых прогнозов во время анализа прослушанных текстов-загадок. К ним относится использование для прогноза только одного признака, вместо всех предложенных. Это можно объяснить, тем что дети совершали поспешные выводы, каждый знакомый предмет или действие вызывали у детей быструю реакцию, что мешало им дослушать текст до конца и сделать правильный прогноз, таким образом более яркий признак предмета мог стать единственным на что опирается ребенок при совершении вероятностного прогноза. Данный факт связан с нарушениями в формировании функционального базиса чтения, например, малый объем слухоречевой памяти не позволял детям в точности запомнить все перечисленные признаки, также было тяжело привлечь внимание испытуемых к прослушиванию текстов-загадок, присутствовало постоянное отвлечение на посторонние предметы и звуки, это можно объяснить нарушениями в развитии внимания, таких его показателей, как его переключаемость, устойчивость, объем, распределенность и сосредоточенность.
Мотивационная основа читательской деятельности играет немаловажную роль при выполнении подобных заданий, но дети нашей экспериментальной группы показали сформированность данного компонента, т.к. с интересом и желанием отнеслись к прослушиванию текстов-загадок. Непонимание инструкций, и как следствие неправильный выбор можно также объяснить нарушением развития динамического и конструктивного праксиса, ведь первые два текста-загадки были идентичны по своей инструкции, но дети все равно испытывали трудности при угадывании предмета и в первом и во втором тексте, это говорит о том, что дети плохо усваивают порядок и алгоритм выполнения задания.
Нельзя не упомянуть, что дети испытывали трудности при формулировании своих ответов на поставленные вопросы, дети, которые показали уровни ниже среднего или низкий либо вообще не объясняли своего выбора, либо их ответ был скудным и неинформативным, этому тоже есть объяснение, ведь как известно у детей с ОНР отмечается бедность словаря, нарушение формирования звукопроизношения, слоговой структуры, грамматического строя речи. По итогам исследования, мы можем ответить, что у старших дошкольников с ОНР присутствует нарушение формирования навыка вероятностного прогнозирования при анализе прослушанного текста.
Также нами была разработана система игр и упражнений, которые реализуются в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На наш взгляд данная система, при условии её включения к коррекционно - педагогическую работу психолога, воспитателя и логопеда станет хорошей основой для становления механизма вероятностного прогнозирования, а за ним и смыслового компонента чтения в целом у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная система игр и упражнений поможет, как в работе учителя логопеда, так и родителям, которые также заинтересованы в становлении детей как полноценных читателей.
• сформированные компоненты функционального базиса чтения (вербальные и невербальные);
• своевременное начало формирования «ядра читательской компетенции»;
• готовность мотивационной основы читательской деятельности.
Вероятностное прогнозирование является одной из операций концептуально-оценочного уровня понимания текста, который является самым сложным и завершающим в навыке понимания. Объединяя различные классификации можно выделить следующие виды вероятностного прогнозирования: грамматическое прогнозирование, контекстуальное и одной из самых важных перцептивно-смысловых операций является смысловое прогнозирование, оно не только является обязательным компонентом понимания, но и может стимулировать процесс чтения, т.к. результат догадки не всегда однозначный и верный. Специально организованное развитие смыслового прогнозирования в дограмотный (подготовительный) период обучения чтению может стать хорошим подспорьем для повышения как скорости, так и точности восприятия письменной информации.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность предпосылок развития механизма смыслового прогнозирования и это сказывается как на количестве, так и на качестве выдвигаемых детьми речевых прогнозов, а, следовательно, обуславливает трудности в обладании навыком чтения.
Анализ методической литературы позволил нам сделать вывод об отсутствии логопедических методик, посвященных вопросу смыслового прогнозирования у старших дошкольников с ОНР.
Исходя из данных фактов становится очевидным необходимость организации специальной коррекционно-пропедевтической помощи по формированию действия вероятностного прогнозирования в связи с подготовкой детей к овладению навыками чтения.
По итогам проведенного исследования старшие дошкольники с ОНР показали средний уровень развития навыка смыслового прогнозирования. Нами были выделены наиболее явные трудности детей при построении смысловых прогнозов во время анализа прослушанных текстов-загадок. К ним относится использование для прогноза только одного признака, вместо всех предложенных. Это можно объяснить, тем что дети совершали поспешные выводы, каждый знакомый предмет или действие вызывали у детей быструю реакцию, что мешало им дослушать текст до конца и сделать правильный прогноз, таким образом более яркий признак предмета мог стать единственным на что опирается ребенок при совершении вероятностного прогноза. Данный факт связан с нарушениями в формировании функционального базиса чтения, например, малый объем слухоречевой памяти не позволял детям в точности запомнить все перечисленные признаки, также было тяжело привлечь внимание испытуемых к прослушиванию текстов-загадок, присутствовало постоянное отвлечение на посторонние предметы и звуки, это можно объяснить нарушениями в развитии внимания, таких его показателей, как его переключаемость, устойчивость, объем, распределенность и сосредоточенность.
Мотивационная основа читательской деятельности играет немаловажную роль при выполнении подобных заданий, но дети нашей экспериментальной группы показали сформированность данного компонента, т.к. с интересом и желанием отнеслись к прослушиванию текстов-загадок. Непонимание инструкций, и как следствие неправильный выбор можно также объяснить нарушением развития динамического и конструктивного праксиса, ведь первые два текста-загадки были идентичны по своей инструкции, но дети все равно испытывали трудности при угадывании предмета и в первом и во втором тексте, это говорит о том, что дети плохо усваивают порядок и алгоритм выполнения задания.
Нельзя не упомянуть, что дети испытывали трудности при формулировании своих ответов на поставленные вопросы, дети, которые показали уровни ниже среднего или низкий либо вообще не объясняли своего выбора, либо их ответ был скудным и неинформативным, этому тоже есть объяснение, ведь как известно у детей с ОНР отмечается бедность словаря, нарушение формирования звукопроизношения, слоговой структуры, грамматического строя речи. По итогам исследования, мы можем ответить, что у старших дошкольников с ОНР присутствует нарушение формирования навыка вероятностного прогнозирования при анализе прослушанного текста.
Также нами была разработана система игр и упражнений, которые реализуются в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На наш взгляд данная система, при условии её включения к коррекционно - педагогическую работу психолога, воспитателя и логопеда станет хорошей основой для становления механизма вероятностного прогнозирования, а за ним и смыслового компонента чтения в целом у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная система игр и упражнений поможет, как в работе учителя логопеда, так и родителям, которые также заинтересованы в становлении детей как полноценных читателей.



