ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ 15
ГЛУБИНЫ ПРОСТРАНСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАННО
1.1 Междисциплинарные подходы к изучению восприятия глубины 15 пространства у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования зрительного восприятия пространства у 16 детей с нарушением зрения
1.3 Методические подходы к развитию восприятия пространства у детей 20 старшего дошкольного возраста
2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ГЛУБИНЫ 24 ПРОСТРАНСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента 24
2.2 Особенности восприятия глубины пространства. Описание 29
результатов констатирующего эксперимента
2.3 Анализ педагогических условий, созданных в образовательном 34
учреждении для развития восприятия глубины пространства у детей с нарушением зрения.
3 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ 38
ВОСПРИЯТИЯ ГЛУБИНЫ ПРОСТРАНСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАННО
3.1 Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 38
3.2 Описание процедуры формирующего эксперимента посредством 41
экологического панно
3.3 Проверка эффективности формирующего эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время каждое ДОУ осуществляет свою деятельность на основании закона №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., который определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Полный перечень общих положений государственной политики в сфере образования, представлен в ст.3,4,5 ФЗ об образовании [1].
В связи с этим, полномочия федерального органа государственной власти в сфере образования определяются утверждением ФГОС, одной из целей которого, является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
Дошкольное образование - одна из важнейших ступеней образовательной системы, задачей которой является гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Решение этой задачи осуществляется через обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Старший дошкольный возраст - это последний период дошкольного детства. В этом возрасте продолжается интенсивное сенсорное развитие, а также процессов ощущения, восприятия, представления. Ребёнок испытывает потребность активно и осознанно познавать окружающий мир [30].
Нарушение остроты зрения у ребёнка приводит к отставанию в сенсорном развитии и как следствие в развитии познавательной деятельности. Нарушение формирования бинокулярного зрения оказывает влияние на зрительную работоспособность детей дошкольного возраста, является причиной искаженного восприятия пространственных признаков предметов, глубины пространства, удаленности и расположения предметов в пространстве. Дети с амблиопией, косоглазием, близорукостью или дальнозоркостью, имеют большие сложности при оценке пространственных признаков, так как при миопии, косоглазии и амблиопии отмечается,наличие монокулярного восприятия глубины пространства.При зрении одним глазом страдает оценка трёхмерного измерения (глубина пространства, удаленность, объемность зрительного объекта). Для слабовидящего ребёнка нарушения пространственного зрения создают трудности восприятия окружающего мира, резко обедняют чувственный опыт, оказывая негативное влияние на формирование представлений.
Восприятие - ведущий психический процесс дошкольного возраста, в этом возрасте оно становится осмысленным и дифференцированным. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала [7].
По мнению В.Ф.Базарного зрительное восприятие является отражением в сознании человека предметов или явлений, при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор [3].
Многочисленные исследования (В.А. Кручинин, Е.Б. Островская, Л.И. Плаксина, В.С. Сверлов, Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, Н.Г. Хопренинова и др.) показали, что дети с нарушениями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении[8].
Анализ образовательных программ ДО показал, что в Программе ООП ДО под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, рекомендованной в соответствии с ФГОС, с детьми старшего дошкольного возраста проводится в основном работа по обучению сюжетному рисованию, декоративному творчеству, умению создавать узоры по мотивам народных росписей , но при этом задачи по обучению восприятия глубины пространства не решаются [13]. Анализ программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Л.И. Плаксиной, также не отражает в полной мере систему и методику обучения детей дошкольного возраста по развитию восприятия глубины пространства.
Некоторые педагоги обращались к разработке методов обучения детей старшего дошкольного возраста способам передачи глубины пространства. Так, Е.А. Флёрина, Л.А. Раева уделяли особое внимание наблюдениям за перспективными изменениями предметов. Однако пути решения данной проблемы не охватывали в полной мере всех особенностей обучения передаче перспективы. Во многих работах по зрительному восприятию (Х.Р. Шиффман, P.JI. Солсо, P.JI. Грегори, И.Рок и др.)
рассматривается только один из пространственных признаков перспектива.
Перспектива - это учение о передаче на плоскости объемно - пространственных свойств объектов и их расположения в пространстве. Сохранение зрительной перспективы - это одна из самых трудных задач в условиях слабовидения. Тем не менее слабовидящий должен научиться структуировать представление об окружающем пространстве и при любой минимальной возможности выделять ближний и дальний планы. Для этого необходимо научиться решать несколько специфических задач: запоминать, как выглядит тот или иной объект; зрительно узнавать; выделять из окружающего ландшафта [16].
Учитывая все сложности понимания ребёнком перспективных изменений, многие педагоги (И. Базик, Л. Венгер, Н.А. Вершинина, Л.В. Запорожец, В.И. Логинова, Л.М. Маневцова, Р.А. Мирошкина, С. Николаева, В.А. Штофф и др.) утверждали, что можно помочь ребёнку воспринимать пространство через введение модели [5].
Этой проблемой занималась Р.А. Мирошкина, она в работе с детьми, с целью материализации усвоенных ими знаний, предложила использовать карточки, ориентирующие на отыскание в иллюстрациях элементов изображений. Практические действия с карточками осуществлялись во время проведения с детьми специально разработанных дидактических игр. Однако, как показал анализ методик используемых для обучения детей с нарушением зрения, развитие восприятия глубины пространства осуществлялось недостаточно целенаправленно [18].
В связи с чем, особый интерес представляет специально разработанная методика В.Ф.Базарного. Целью данной методики является расширение зрительных горизонтов, и целостного восприятия и познания мира посредством экологического панно. Одну из задач, которую можно решить с помощью экологического панно, это совершенствование учебно-воспитательного процесса в формировании умения соотнесения собственных зрительных впечатлений с полноценными зрительными образами, полученными при рассматривании панно.
Слово панно происходит от французского «panneau», что означает панель или картина больших размеров, заполняющая обрамленное рамкой пространство на стене.
Таким образом, под панно понимается настенная композиция, которая может быть выполнено из любого материала.
В.Ф.Базарный в своей методике указывает на то, что использование панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Он утверждает, что: «Специально разработанное экологическое панно, расположенное на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными стимулами местность, на которой с помощью карточек и манекенов разворачиваются сюжеты урока, даёт возможность практически «без книжного» обучения в детском саду». Но он не указывает при каких условиях ЭП может быть использовано для развития восприятия глубины пространства у детей с нарушением зрения [4].
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос: каковы условия использования экологического панно при развитии восприятия глубины пространства у старших дошкольников с нарушением зрения?
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы исследования, разработка, апробация и проверка эффективности использования экологического панно при развитии восприятия глубины пространства у старших дошкольников с нарушением зрения.
Объект исследования: педагогический процесс обучения восприятию глубины пространства старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс использования экологического панно при развитии восприятия глубины пространства у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Гипотеза: мы полагаем, что развитие восприятия глубины пространства у детей с нарушением зрения 6-7 лет может быть эффективным, если использовать экологическое панно при следующих условиях:
- разработке экологического панно и атрибутов к нему;
- разработке содержания коррекционных занятий;
- последовательном обучении детей воспроизведению и пониманию глубины пространства посредством использования экологического панно;
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы проблемы развития восприятия глубины пространства у детей с нарушением зрения.
2) Разработать методику констатирующего эксперимента, по выявлению особенностей восприятия и понимания глубины пространства у детей 6-7лет с нарушением зрения, и изучение педагогических условий его реализации в образовательном учреждении.
3) Выявить особенности восприятия глубины пространства у детей 6-7 лет с нарушением зрения и педагогические условия дошкольной организации, направленные на развитие глубины пространства у детей с нарушением зрения.
4) Разработать и апробировать методику формирующего эксперимента, направленную на развитие восприятия глубины пространства посредством экологического панно.
5) Выявить эффективность проделанной работы.
Методы исследования:
1) Теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования).
2) Экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольный).
3) Качественный и количественный анализ полученных данных с
использованием математического расчета достоверности различий (по U критерию Манна-Уитни для малых выборок).
4) Наблюдение за педагогическим процессом, анализ педагогической и медицинской документации.
Исследование проводилось в г. Архангельске на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида №154 «Колобок». В исследовании участвовало 30 детей 6 - 7 лет. Из них 10 детей с нормальным психофизическим развитием, 20детей с нарушением зрения.
Проведённое на базе МБДОУ МО город Архангельск, детский сад комбинированного вида №154 исследование показало, что в первую очередь была реализована задача подбора методик для исследования особенностей восприятия глубины пространства у старших дошкольников с нарушением зрения. Данный комплекс мероприятий позволил сделать качественную и количественную оценку уровней восприятия глубины пространства у детей с нарушением зрения, а также сравнить показатели с результатами обследования детей с нормальным зрением. Нами был проведён сравнительный анализ уровня восприятия глубины пространства в реальной обстановке и при рассматривании картины с городским пейзажем у детей обеих групп.
По результатам исследования был сделан следующий вывод: дети с нарушением зрения нуждаются в специально организованных условиях для развития восприятия глубины пространства.
Несмотря на наличие очковой коррекции и плеоптического лечения, дошкольники с нарушением зрения не могут в полной мере использовать функцию зрительного восприятия для анализа реальной обстановки и тематических картин.
В нашем исследовании мы выяснили, что старшие дошкольники с нарушением зрения, в своём большинстве, имеют средний уровень восприятия глубины пространства, как в реальной обстановке, так и при рассматривании картины с городским пейзажем. В связи с этим, нами были выявлены следующие особенности восприятия глубины пространства у старших дошкольников с нарушением зрения, а именно, дети допускают неточное использование пространственной терминологии при обозначении месторасположения предметов и изображений, по степени удалённости относительно себя. Они не умеют различать предметы по степени выраженности цвета и размера деталей, не умеют замечать наличие заслонённости между предметами. Также у них отмечается низкая речевая активность и низкий уровень самостоятельности, но эти особенности, выявленные в процессе данного исследования, не являлись нашей задачей. Таким образом, мы доказали, что нарушение зрения у детей влечет за собой нарушение познавательной сферы, в частности снижение уровня восприятия глубины пространства.
Проанализировав созданные в ДОУ педагогические условия для развития восприятия глубины пространства у старших дошкольников с нарушением зрения было установлено, что условия соответствуют ФГОС ДО, но программа по развитию зрительного восприятия, реализуется недостаточно эффективно. В саду имеются необходимые технические ресурсы и атрибуты, но некоторое оборудование устарело, также нет целенаправленного обучения старших дошкольников с нарушением зрения восприятию глубины пространства. Наше исследование позволяет сделать вывод о том, что требуется разработка специальной программы для формирования более качественных знаний.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента и проведённого исследования были учтены при постановке задач и разработке методического комплекса формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента нами была разработана поэтапная методика, направленная на обучение восприятию глубины пространства, учитывая возможности детей и особенности восприятия глубины пространства старших дошкольников с нарушением зрения. В результате апробации поэтапной методики формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, который показал успешность данного методического комплекса.
В ходе контрольного эксперимента было выявлено, что в процессе обучения по развитию восприятия глубины пространства старших дошкольников с нарушением зрения, зрительные функции развиваются эффективнее. Дети, которые занимались по методике с использованием ЭП и создания модели сюжета, показали более высокие результаты на контрольном тестировании, ни один ребёнок экспериментальной группы не показал низких результатов. В то время, как дети группы контроля, которые занимались по программе ДОУ не имеют высоких показателей.
В нашем исследовании мы выяснили, что экологического панно является эффективным средством обучения восприятию глубины пространства старших дошкольников с нарушением зрения. Использование разработанного нами методического комплекса при активном участии детей в самостоятельном составлении сюжета на ЭП с помощью тематических картинок, позволяет ребёнку закреплять полученные знания, полученные при рассматривании окружающего пространства, способствует переходу в умения характерные для передачи глубины пространства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтверждена.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.12.2014). [Электронный ресурс] - режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] - режим доступа - https://fgos.ru/
3. Базарный, В.Ф. Зрение у детей. - Новосибирск: Наука, 1991. - 190с.
4. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка.: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.- 176 с.
5. Вершинина, Е.А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи: Диссертация. - М.,1990. - 250с.
6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН,1960. - 499с.
7. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. - М.:1999, - 373с.
8. Делакруа, Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. - М.:
Издательство Академии художеств СССР, 1960. - 280с.
9. Денисюша, В.З., Максютова Р.Д., Новичкова И.В., Плаксина Л.И., Подколзина Е.Н. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. - Калуга: издательство “Адэль”, 1998 - 140 с.
10. Дружинина, Л.А. «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» - Челябинск: «Алим», 2007г. - 137с.
11. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 1969. - 111с.
12. Караванова, Л.Ж. Психология [Текст]: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 264с.
13. Комарова, Т.С., Васильева М.А., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - с., от рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
14. Костерин, Н.П. Учебное рисование. - М.: ПРОСВ., 1980. - 238с.
15. Ландсберг, Г.С. Элементарный учебник физики. Т.3. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. - М.: Наука, 1985. - 656 с.
16. Ланщикова, Г. А. Основы перспективы для дизайнеров [Текст]: учеб. пособие для студентов факультета искусств. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. - 80 с.
17. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учеб. Пособие. - СПб.: Изд.-во РГПУ, 1998. - 271 с.
18. Мирошкина, Р.А. Формирование представлений ребёнка - дошкольника о выразительных средствах иллюстрации //Вопросы дошкольной педагогики: СПб. - 1975. - № 4. - с.70 - 82.
19. Наумов, М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. - М.: ВОС, 1982 - 114с.
20. Овчинникова, Г.В., Корытченкова, Н.И., Кувшинова, Т.И. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Вестник КемГУ. - 2008. - № 3. - с.48-50.
21. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 57 тыс. слов / Под ред. Члена - корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой. - М.: Изд-во «Русский язык», 1985г. - 798с.
22. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 384 с.
23. Плаксина, Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. Ред. Л. И. Плаксиной. - М.: изд. Экзамен, 2003. - 256с.
24. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. - М.: ГОРОД, 1998. - 262 с.
25. Раушенбах, Б.П. Геометрия картины и зрительное восприятие - СПб.: Азбука - классика, 2002. - 320с.
26. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения. - Самара: Издательство ООО «НТЦ», 2002. - 136 с.
27. Ремезова, Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: метод. пособие для тифлопедагогов, воспитателей дет. сада для детей с нарушением зрения и родителей - Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - 227 с.
28. Савардунова, В.Н. Стр. 33-45 Психология познавательных процессов: курс лекций. - Рязань: Академия ФСИН России, 2011. - 199 с.
29. Феокистова, В.А., Шипицина Л.М. Адаптированная образовательная программа ДОУ, Коррекционные программы для детей с тяжелыми нарушениями зрения под ред. Феоктистовой В. А., Шипициной Л. М. - СПб.: Образование, 1995.
30. Циновская, С.П. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования «Дошколка.ру» / С. П. Циновская. - М.:
Издательство «Экзамен», 2015. - 239с.
Использованные интернет источники:
31. Пр. АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 7 декабря 2017 г. протокол № 6/17. [Электронный ресурс] - режим доступа - http://fgosreestr.ru /