Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68541

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие связной речи и её развитие у детей дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методические аспекты изучения проблемы формирования
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
1.4. Возможности использования совместной игровой
деятельности в формировании диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГА
У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Выявление уровня сформированности диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
2.2. Методические рекомендации по формированию диалога у
детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ


Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Существует и обратная зависимость - недоразвитие речевых средств снижает уровень общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.).
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные публикации Б.Н. Гришиной, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой указывают на то, что диалогическая речь дошкольников до сих пор мало изучена.
Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой одну из актуальных проблем и относится к числу важнейших задач, реализация которых необходима для осуществления успешной социальной адаптации и подготовки данной категории детей к школьному обучению. У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается несформированность отдельных компонентов дилогической речи: дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность, несформированность этапа порождения речевого высказывания (нарушение
связи слов в предложении, длительные паузы с поиском нужных слов, нарушение порядка слов), грамматического строя речи, звукопроизношения.
Особенности диалогической речи у дошкольников с недоразвитием речи требуют особого подхода к организации и проведению логопедической работы. Для развития диалогической речи у детей данной категории необходим подбор соответствующих приемов, методов, средств и форм организации работы. Так, одна из деятельности, значение которой трудно переоценить в дошкольном возрасте, является совместная игровая деятельность, поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обеспечивая формирование диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.
Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Логопедическая работа по формированию
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности .
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности .
Объект исследования - процесс формирования диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой
деятельности будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование совместной игровой деятельности на занятиях и в режимных моментах;
- целенаправленная и планомерная организация совместной игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
2. Изучить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по изучению проблемы развития диалогической речи детей: психологов - Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и др. и лингвистов - А.К. Соловьевой, Э.А. Трофимовой, Н.Ю. Шведовой и др.
Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др.
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические: педагогический эксперимент (анализ продуктов устно-речевой деятельности); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12
г. Белгорода


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития связной диалогической речи у детей с речевым недоразвитием находится в центре внимания логопедов в связи с ее значимостью и актуальностью.
Теоретическое обоснование проблемы формирования диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической,
психологической, методической литературы. Связная речь - это тематически объединенные фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение. Она включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Диалог называют первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. В дошкольном возрасте развитие диалогической речи является социально значимой. Можно выделить особенности диалогической речи старших дошкольников: неумение правильно строить предложение, неумение слушать собеседника, неумение давать реплики и др.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна сниженная потребность в общении с окружающими, они не проявляют инициативы, предпочитают отвечать действием, иногда отказываются от общения, не могут поддерживать диалог, могут действовать молча и др.
Анализ методических аспектов показал, что существует большое количество методов и приемов, способствующих формированию диалогической формы речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Авторы описывают этапы, средства, приемы и методы, применяемые в логопедической работе по данному направлению, говорят об особенностях этой работы.
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, то формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи с помощью совместной игровой деятельности является значимым и актуальным. В игровой деятельности дети этой категории учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, заботиться и помогать товарищам, формируется жизненная позиция ребенка, происходит осознание качеств сверстника, учатся поддерживать диалог и др.
Проведенное нами исследование включало два этапа: констатирующий и формирующий. Исследование уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилось на основе методик Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной.
Так, исследование уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что для детей этого контингента характерен низкий уровень.
Так, результаты исследования по методике Р.Е. Левиной выявило низкие показатели сформированности диалогической речи, т.е. дети не могли поддерживать диалог, не проявляли инициативы, отвлекались, по данной методике были получены следующие результаты: 50% - низкий уровень, 40% - средний и 10% -выше среднего.
По результатам методики М.И. Лисиной выявили, что для дошкольников с общим недоразвитием речи характерна внеситуативно-познавательная форма общения, для некоторых - ситуативно-деловая.
Результаты исследования по методике Р.Е. Левиной в контрольной группе показали, что для 20% детей характерен высокий уровень, для 40% - выше среднего, средний уровень - для 40%. Для большинства детей характерна внеситуативно-личностная форма общения (60%), для остальных - внеситуативно-познавательная (40%). По методики А.В. Чулковой было выявлено, что для 80% дошкольников экспериментальной группы характерным был низкий уровень, для 20% - средний. В контрольной группе у 70% отмечался средний уровень, у 30% - высокий уровень.
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи снижена потребность в общении. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности отмечалось редко. Предпочтительным видом коммуникации являлась совместное чтение и обсуждение книг. У детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции. Также для детей этой категории было характерным недостаточное владение речевым этикетом, неумение составлять диалог, запрашивать информацию.
Разработанные методические рекомендации по формированию диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности представляли собой описание принципов логопедической работы, этапов работы с детьми в данном направлении, а также представлены планы работы логопеда с родителями и воспитателями.
Таким образом, проведенное исследование показало актуальность поставленной проблемы, цель и задачи решены.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/APr-
1989/APr-216.htm
3. Барсукова, Л. С Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/ Под
ред. М.А. Васильевой [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/78653
4. Богуславская, З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum
.ru/2015/979/12402
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.
6. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду [Текст] / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2007. 93 с.
7. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Наука, 2011. - 59 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Особенности диалогической речи старших дошкольников: пособие для воспитателей [Текст] / Н. Ф.Виноградова. - Москва: Изд-во Просвещение, 2000. - 75 с
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитым речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] // Хрестоматия по общей психологии.- М.: Психология, 2001. - С. 65-82.
11. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие [Текст]/ Е. О. Галицких. - М.: Академический Проект, 2004. - 240 с.
12. Гаркуша, Ю.Ф., Коржавина, В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст]// Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М., 2001. - С. 84-100
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1387320/
14. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]. - М., 2007. - 213 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.:АРКТИ, 2004. - 168 с.
16. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст]/ Под ред. Гойхман О.Я. - М.: Инфа, 2001. - 272 с.
17. Грибова, О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2002. -№ 2. -С. 12-18.
18. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 4-5 лет [Текст]. - М.: Просвещение, 2014. - 121 с.
19. Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления [Текст]//Новое педагогическое мышление. - М., 2005
20. Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 36-38.
21. Жинкин, Н. Механизмы речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/310286/
22. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0028/2_0028-7.shtml
23. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]. - М., 2006. - 190 с.
24. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/_7uuhlqELW0/4.html
25. Карпухина, И. Содержание обучения и воспитания детей 3-4 лет с ОНР в
условиях специального детского сада //Развитие и коррекция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-
03/dissertaciya-razvitie-semanticheskoy-storony-rechi-v-protsesse-korrektsionno- logopedicheskoy-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-ob
26. Колодяжная, Т.П., Колунова, Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду:
новые подходы [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/310187/
27. Кравцова, Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания [Текст]. - М, 2005. - 123 с.
28. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление [Текст]/ Г.М. Кучинский. - Минск: Университетское, 2002. - 120 с.
29. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.
30. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст]/Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение , 2009. 159 с.
31. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
32. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/32.pdf
33. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //slovar.cc/rus/lingvist/1465722.html
34. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.
35. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //pedlib .ru/Books/1/0170
36. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2000. - с.49-52.
37. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст]. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с
38. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст]. - М: ТЦ Сфера, 2007. - 192 с.
39. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя [Текст]. -М.: ГНОМ и Д, 2000. - 96 с.
40. Мухина, В.С. Детская психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/827905/
41. Новоселова С.Л. Игра дошкольника [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1902484/
42. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография [Текст]. - М.: МОСУ, 2007. - 97 с.
43. Петровский, А.В. Введению в психологию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2107/p1.php
44. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. Генезис
элементарных логических структур: классификация и сериация. - М.:
ЭКСМО-Пресс, 2002. - 408 с.
45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
46. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]/ А. Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с.
47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с.
48. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми психологию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/98618/
49. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология психологию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/2231306/page:7/
50. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду психологию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //el ib .bspu.by/bitstream/doc/
51. Сохин, Ф.А. Задачи развития речи [Текст] / Ф.А. Сохин // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - С. 4-16.
52. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 2000. 192 с.
53. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе психологию
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asu.msgi.info
/UniversysDWNL/Library.pd
54. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - С. 126-144.
55. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]. - М., 2001. - 96 с.
56. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_rol-igry-v-vospitanii-detej_1976
57. Усольцева, Н. К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/korrekcion- pedagogika/formirovanie-predposylok-dialogicheskogo-obwenija-u-detej- starshego-doshkolnogo.html
58. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/288355/
59. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0050/2-0050-1.shtml
60.Чиркина, Г.В. Принципы анализа и оценки сформированности
коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи / коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография [Текст]. - Архангельск, 2009. - 214 с.
61.Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие [Текст] /А.В. Чулкова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 220с.
62. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studmed.ru/shmakov-sa-igry-uchaschihsya-fenomen- kultury_06ab 1c1f533.html
63. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л. В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ