ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие связной речи и её развитие у детей дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методические аспекты изучения проблемы формирования
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
1.4. Возможности использования совместной игровой
деятельности в формировании диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГА
У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Выявление уровня сформированности диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
2.2. Методические рекомендации по формированию диалога у
детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие связной речи и её развитие у детей дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методические аспекты изучения проблемы формирования
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
1.4. Возможности использования совместной игровой
деятельности в формировании диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГА
У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Выявление уровня сформированности диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
2.2. Методические рекомендации по формированию диалога у
детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Существует и обратная зависимость - недоразвитие речевых средств снижает уровень общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.).
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные публикации Б.Н. Гришиной, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой указывают на то, что диалогическая речь дошкольников до сих пор мало изучена.
Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой одну из актуальных проблем и относится к числу важнейших задач, реализация которых необходима для осуществления успешной социальной адаптации и подготовки данной категории детей к школьному обучению. У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается несформированность отдельных компонентов дилогической речи: дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность, несформированность этапа порождения речевого высказывания (нарушение
связи слов в предложении, длительные паузы с поиском нужных слов, нарушение порядка слов), грамматического строя речи, звукопроизношения.
Особенности диалогической речи у дошкольников с недоразвитием речи требуют особого подхода к организации и проведению логопедической работы. Для развития диалогической речи у детей данной категории необходим подбор соответствующих приемов, методов, средств и форм организации работы. Так, одна из деятельности, значение которой трудно переоценить в дошкольном возрасте, является совместная игровая деятельность, поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обеспечивая формирование диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.
Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Логопедическая работа по формированию
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности .
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности .
Объект исследования - процесс формирования диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой
деятельности будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование совместной игровой деятельности на занятиях и в режимных моментах;
- целенаправленная и планомерная организация совместной игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
2. Изучить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по изучению проблемы развития диалогической речи детей: психологов - Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и др. и лингвистов - А.К. Соловьевой, Э.А. Трофимовой, Н.Ю. Шведовой и др.
Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др.
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические: педагогический эксперимент (анализ продуктов устно-речевой деятельности); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12
г. Белгорода
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Существует и обратная зависимость - недоразвитие речевых средств снижает уровень общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.).
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные публикации Б.Н. Гришиной, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой указывают на то, что диалогическая речь дошкольников до сих пор мало изучена.
Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой одну из актуальных проблем и относится к числу важнейших задач, реализация которых необходима для осуществления успешной социальной адаптации и подготовки данной категории детей к школьному обучению. У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается несформированность отдельных компонентов дилогической речи: дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность, несформированность этапа порождения речевого высказывания (нарушение
связи слов в предложении, длительные паузы с поиском нужных слов, нарушение порядка слов), грамматического строя речи, звукопроизношения.
Особенности диалогической речи у дошкольников с недоразвитием речи требуют особого подхода к организации и проведению логопедической работы. Для развития диалогической речи у детей данной категории необходим подбор соответствующих приемов, методов, средств и форм организации работы. Так, одна из деятельности, значение которой трудно переоценить в дошкольном возрасте, является совместная игровая деятельность, поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обеспечивая формирование диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.
Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Логопедическая работа по формированию
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности .
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности .
Объект исследования - процесс формирования диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой
деятельности будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование совместной игровой деятельности на занятиях и в режимных моментах;
- целенаправленная и планомерная организация совместной игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
2. Изучить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по изучению проблемы развития диалогической речи детей: психологов - Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и др. и лингвистов - А.К. Соловьевой, Э.А. Трофимовой, Н.Ю. Шведовой и др.
Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др.
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические: педагогический эксперимент (анализ продуктов устно-речевой деятельности); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12
г. Белгорода
Проблема развития связной диалогической речи у детей с речевым недоразвитием находится в центре внимания логопедов в связи с ее значимостью и актуальностью.
Теоретическое обоснование проблемы формирования диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической,
психологической, методической литературы. Связная речь - это тематически объединенные фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение. Она включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Диалог называют первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. В дошкольном возрасте развитие диалогической речи является социально значимой. Можно выделить особенности диалогической речи старших дошкольников: неумение правильно строить предложение, неумение слушать собеседника, неумение давать реплики и др.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна сниженная потребность в общении с окружающими, они не проявляют инициативы, предпочитают отвечать действием, иногда отказываются от общения, не могут поддерживать диалог, могут действовать молча и др.
Анализ методических аспектов показал, что существует большое количество методов и приемов, способствующих формированию диалогической формы речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Авторы описывают этапы, средства, приемы и методы, применяемые в логопедической работе по данному направлению, говорят об особенностях этой работы.
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, то формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи с помощью совместной игровой деятельности является значимым и актуальным. В игровой деятельности дети этой категории учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, заботиться и помогать товарищам, формируется жизненная позиция ребенка, происходит осознание качеств сверстника, учатся поддерживать диалог и др.
Проведенное нами исследование включало два этапа: констатирующий и формирующий. Исследование уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилось на основе методик Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной.
Так, исследование уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что для детей этого контингента характерен низкий уровень.
Так, результаты исследования по методике Р.Е. Левиной выявило низкие показатели сформированности диалогической речи, т.е. дети не могли поддерживать диалог, не проявляли инициативы, отвлекались, по данной методике были получены следующие результаты: 50% - низкий уровень, 40% - средний и 10% -выше среднего.
По результатам методики М.И. Лисиной выявили, что для дошкольников с общим недоразвитием речи характерна внеситуативно-познавательная форма общения, для некоторых - ситуативно-деловая.
Результаты исследования по методике Р.Е. Левиной в контрольной группе показали, что для 20% детей характерен высокий уровень, для 40% - выше среднего, средний уровень - для 40%. Для большинства детей характерна внеситуативно-личностная форма общения (60%), для остальных - внеситуативно-познавательная (40%). По методики А.В. Чулковой было выявлено, что для 80% дошкольников экспериментальной группы характерным был низкий уровень, для 20% - средний. В контрольной группе у 70% отмечался средний уровень, у 30% - высокий уровень.
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи снижена потребность в общении. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности отмечалось редко. Предпочтительным видом коммуникации являлась совместное чтение и обсуждение книг. У детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции. Также для детей этой категории было характерным недостаточное владение речевым этикетом, неумение составлять диалог, запрашивать информацию.
Разработанные методические рекомендации по формированию диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности представляли собой описание принципов логопедической работы, этапов работы с детьми в данном направлении, а также представлены планы работы логопеда с родителями и воспитателями.
Таким образом, проведенное исследование показало актуальность поставленной проблемы, цель и задачи решены.
Теоретическое обоснование проблемы формирования диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической,
психологической, методической литературы. Связная речь - это тематически объединенные фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение. Она включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Диалог называют первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. В дошкольном возрасте развитие диалогической речи является социально значимой. Можно выделить особенности диалогической речи старших дошкольников: неумение правильно строить предложение, неумение слушать собеседника, неумение давать реплики и др.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна сниженная потребность в общении с окружающими, они не проявляют инициативы, предпочитают отвечать действием, иногда отказываются от общения, не могут поддерживать диалог, могут действовать молча и др.
Анализ методических аспектов показал, что существует большое количество методов и приемов, способствующих формированию диалогической формы речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Авторы описывают этапы, средства, приемы и методы, применяемые в логопедической работе по данному направлению, говорят об особенностях этой работы.
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, то формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи с помощью совместной игровой деятельности является значимым и актуальным. В игровой деятельности дети этой категории учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, заботиться и помогать товарищам, формируется жизненная позиция ребенка, происходит осознание качеств сверстника, учатся поддерживать диалог и др.
Проведенное нами исследование включало два этапа: констатирующий и формирующий. Исследование уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилось на основе методик Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной.
Так, исследование уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что для детей этого контингента характерен низкий уровень.
Так, результаты исследования по методике Р.Е. Левиной выявило низкие показатели сформированности диалогической речи, т.е. дети не могли поддерживать диалог, не проявляли инициативы, отвлекались, по данной методике были получены следующие результаты: 50% - низкий уровень, 40% - средний и 10% -выше среднего.
По результатам методики М.И. Лисиной выявили, что для дошкольников с общим недоразвитием речи характерна внеситуативно-познавательная форма общения, для некоторых - ситуативно-деловая.
Результаты исследования по методике Р.Е. Левиной в контрольной группе показали, что для 20% детей характерен высокий уровень, для 40% - выше среднего, средний уровень - для 40%. Для большинства детей характерна внеситуативно-личностная форма общения (60%), для остальных - внеситуативно-познавательная (40%). По методики А.В. Чулковой было выявлено, что для 80% дошкольников экспериментальной группы характерным был низкий уровень, для 20% - средний. В контрольной группе у 70% отмечался средний уровень, у 30% - высокий уровень.
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи снижена потребность в общении. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности отмечалось редко. Предпочтительным видом коммуникации являлась совместное чтение и обсуждение книг. У детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции. Также для детей этой категории было характерным недостаточное владение речевым этикетом, неумение составлять диалог, запрашивать информацию.
Разработанные методические рекомендации по формированию диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности представляли собой описание принципов логопедической работы, этапов работы с детьми в данном направлении, а также представлены планы работы логопеда с родителями и воспитателями.
Таким образом, проведенное исследование показало актуальность поставленной проблемы, цель и задачи решены.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II- III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫX СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ С ВЯЗКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Изучение коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)(Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью, Казанский Инновационный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках ручного труда
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021



