ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
6
1.1 Понятие проектная деятельность и её виды. Цели и задачи
проектной деятельности
1.2 Типология проектов и их содержание 12
1.3 Этапы работы над проектом и трудности при проектировании 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методика и организация проектной деятельности на уроках
изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной школы 19
2.2. Теоретическое и экспериментальное обоснование содержания
занятий по организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной школе 23
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ
РАБОТЫ 31
3.1 Художественно- творческое обоснование замысла изготовления
карты костюма Белгородской области 31
3.2 Технологические приемы выполнения карты костюма
Белгородской области 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Актуальность исследования состоит в том, что проектный метод получает все большее распространение в системах образования разных стран мира. Разрабатываются новые стандарты образования, появляются новые предметы и специальности, новые требования не только к учителям, образовательному процессу, но и к ученикам. Сейчас основная цель состоит в том, чтобы учащиеся сами могли сформулировать цели и задачи урока, найти материал и выполнить задание. Учитель же выступает своеобразным куратором их действий.
Проектное обучение соединяет в себе практические и теоретические составляющие деятельности человека, помогает развивать и раскрывать творческие способности личности, формирует проектировочный стиль мышления, развивает коммуникативные способности учащихся и позволяет им глубже взглянуть на проблему. Этот метод обучения только вводят в школах и, как правило, только в качестве эксперимента или на факультативных занятиях. К тому же, проектный метод применяется для таких предметов, как география, история, литература и другие. На уроках изобразительного искусства проектный метод практически не применяется. Хотя именно в этой сфере проектное обучение могло бы принести наибольшую пользу, так как при подготовке самого проекта задействовались все способности учащихся, и повышался бы интерес к самому предмету.
Учитель же должен создать соответствующие условия для обучения, чтобы ученик мог максимально использовать свои способности и современные технологии, применяемые в обучении.
Н.В. Короткова положила различные виды учебной деятельности в основу своей классификации форм учебных занятий:
-игры-реконструкции (предполагаемая ситуация на заданную тему с распределением ролей);
— игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);
— игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).
На основе дискуссионной деятельности:
— семинары (индивидуальная работа);
— структурированные дискуссии (групповая работа);
— проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).
На основе исследовательской деятельности:
— практические занятия (коллективная деятельность класса);
— проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
— исследовательские уроки (индивидуальная работа)(1,9).
Обоснование актуальности - имеющиеся противоречия образования между необходимостью творческого использования классно -урочной системы и её преимуществ и недостаточной разработанностью технологии проектирования современного урока изобразительного искусства на основе проектного метода.
Таким образом, перед нами встает проблема исследования: как организовать проектную деятельность на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Объект исследования: педагогические условия по организации проектной деятельности в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в пятом классе.
Предмет исследования: специфика проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной школы.
Цель исследования: раскрыть возможности педагогических условий организации проектной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, осуществляемую в рамках школьного образовательного проекта.
Гипотеза - проектная деятельность на уроках изобразительного искусства поможет учащимся получить коммуникативные и организационные навыки, углубит их знания по изучаемому предмету.
Цель определила следующие задачи:
- Проанализировать имеющуюся литературу по проектной деятельности;
-Составить технологическую карту для урока с использованием методов проекта.
Методология исследования основана на трудах ученых в области методики обучения изобразительному искусству(Пахомова Н.Ю., Сумишова Т.Н.), педагогики(Ростовцев Н.Н., Пьянкова Н.Н., Короткова М.В.) ,
психологии( Матяш Н.В., Бандурка А.М.), достижениях современной педагогической науки, раскрывающие деятельно-творческий подход к образованию.
Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ "Северная средняя общеобразовательная школа №2 Белгородского района Белгородской области".
Народный костюм - интересный и сложный компонент культуры. Для его изучения на уроках изобразительного искусства проектный метод наиболее актуален. Как показали исследования, знания учащихся повышаются, если они более детально подходят к изучению предмета. Проектный метод позволяет им окунуться не только в задание, которое необходимо выполнить на уроке, но и углубить знания по изучаемому предмету.
Проектный метод на уроках изобразительного искусства позволяет учащимся в соответствии с концепцией образования получить знания, умения и навыки, которые им пригодятся в дальнейшем. Благодаря проектам формируется и проектировочное мышление, которое в современном мире является необходимым для успешной социализации.
В ходе исследования были раскрыты следующие задачи:
- организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства;
-проект как способ повышения интереса учащихся к народному костюму.
1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 250 с.
2. Беспалая О.П. Художественное творчество как социальное явление: история и современное состояние проблемы: дисс. Канд. Филос. Наук.
- Архангельск, 2005.
3. Блохина И. В. История костюма / И. В. Блохина. - Минск : Харвест, 2009. - 192 с. : ил.
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному
искусству.4 класс-м. :«Вако»,2015.
5. Жирова О.Я.культурогенезис народной одежды Белгородчины:
социоэтнический аспект м.
6. Захаржевская Р. В. История костюма : от античности до современности / Р. В. Захаржевская. - Москва : РИПОЛ классик, 2007. - 288 с. : ил.
7. Зотова И. П. Белгородский народный костюм / И. П. Зотова. - Белгород : Истоки, 2005. - 96 с.
8. Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII - XIX веков / Р. М. Кирсанова. - Москва : СЛОВО / SLOVO, 2002. - 224 с. : ил.
9. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории XX века (11 класс): пособие для учителей. — М.: цго "гуманитарное образование в россии", 1999. — 127 с. 12
10. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.
- М.: Академия, 2009. - 654 с.
11. Лашко О. А. Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством
12. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Автореф. Дис. ... докт. Психол. Наук. - м., 2000.
13. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — с. 148-151.
14. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Под ред. Е.С. Полат. - м.: издательский центр
"Академия", 2003
16. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Ритм, 2005.
17. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении. - М.: Аркти, 2005
18. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта методической работы: дайджест журнала “методист" / сост. Е.М. Пахомова. Науч. Ред. Э.М. Никишин. - М.: апк и про, 2004
19. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе /Н. И. Пьянкова. - м.: просвещение, 2006. - 176 с. - (библиотека учителя. Изобразительное искусство).
20. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 2010. - 43 с.
21. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: академический проект, 2006.
22. Шатерникова. Н. И. Женский народный костюм как часть регионального компонента / Н. И. Шатерникова, О. А. Кравченко, Л. В. Якубенко. - Белгород : Обл. тип. , 2008. - 96 с.