РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ВСООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. История возникновения и развития компетентностного подхода в
системе образования 11
1.2. Сущность и классификация профессиональных компетенций
педагога в соответствии с современными требованиями 26
1.3. Условия эффективного формирования профессиональных
педагогических компетенций 34
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА 44
2.1. Интеллектуально-педагогическая компетентность современного
педагога 44
2.2. Регулятивная компетентность современного педагога 48
2.3. Информационно-коммуникационная компетентность
современного педагога 54
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 62
3.1. Способы формирования ИКТ-компетенций будущих педагогов 62
3.2. Роль материально-технической базы при формировании ИКТ-
компетенций у будущих педагогов 66
3.3. Доступность электронной образовательной среды в вузах 71
3.4. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в
современной России, в условиях распространения COVID-19 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПАРАДИГМА 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СХЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КЛАССОВ В БРАТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ ПРАВО 2018 Г.
ПРОГРАММА АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА, ПО
ДИСЦИПЛИНАМ, НАПРАВЛЕННЫМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНЦИЙ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. АУДИТОРИИ, ОБОРУДОВАННЫЕ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В ФГБОУ ВО «-БЕГУ» 95
За последние годы фундаментально изменились подходы к образованию, его пониманию, содержанию и целям. В связи с этим были проведены кардинальные реформы в нормативно-правовой среде в области образования - приняты новые законы и стандарты.
Как следствие возросли требования к современному учителю, которые указаны в профессиональном стандарте педагога и Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Именно комплексное развитие профессиональных педагогических компетенций будущих учителей в процессе обучения играет, несомненно, важную роль в формировании их профессионализма.
Понятие «компетенция/компетентность» в разных источниках трактуется по-разному. Но в целом оно означает способность осуществлять какую-либо деятельность, на основе комплексного единства знаний, умений и навыков, а также это способность применять знания, умения и навыки в процессе работы. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что в любой области, в том числе и педагогической, должна реализовываться подготовка молодых специалистов на основе компетентностного подхода.
Смысл компетентностного подхода заключается в том, что цели и результаты обучения представляются в виде систематического комплекса профессиональных компетенций, отражающих различные уровни способностей, которые удовлетворяют потребностям современного общества и работодателей.
Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью комплексного формирования системы компетенций у будущих педагогов с целью удовлетворения потребностей общества и требований работодателей.
При написании выпускной квалификационной работы был использован ряд различных законодательных документов как федерального, так и международного уровня, регламентирующих сферу образования касаемо требований к образовательной деятельности и современному учителю. Такими документами являются: Конституция Российской Федерации ; Конвенции и декларации, касающихся вопросов высшего образования: Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Программы и стратегии, касающиеся развития образования: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ; Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование»; Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ; Государственная программа Российской Федерации Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Развитие образования» ; План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на 2019г.; Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности")» и другие.
Помимо вышеперечисленных актов важную роль играют региональные и локальные акты. Среди которых: Постановление Правительства Иркутской области от 9 ноября 2018 г. № 820-пп «Об утверждении государственной про-граммы Иркутской области «Развитие образования» на 2019 - 2024 годы»; Распоряжение Губернатора Иркутской области от 26 февраля 2013 года № 55- рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Иркутской области».
В результате предварительного анализа различных источников было установлено, что источниками, раскрывающими теоретические основы формирования и развития профессиональных педагогических компетенций, являются Хуторской А.В. «Ключевые компетенции и образовательные стандарты», Ильин Г. Л. «Инновации в образовании», Зимняя И.А «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования», Введенский В.Н. «Моделирование профессиональной компетентности педагога», Захарова И.Г. «Ин-формационные технологии в образовании» и другие. В данных источниках более подробно рассмотрено понятие «компетенция/компетентность», классификации профессиональных педагогических компетенций, способы и методы их формирования и развития.
Проблематика формирования и развития профессиональных педагогических компетенций часто затрагивается в таких научных журналах и сборниках статей как - «Современные проблемы науки и образования», «Инновация и наука», «Научное сообщество студентов XXII столетия. Гуманитарные науки». Ряд электронных фондов нормативно-правовой документации: «КосультантПлюс», «ГАРАНТ», «Закон прост». Также при написании выпускной квалификационной работы использовались различные ресурсы сети «Интернет» такие как: «Студопедия» и «Студенческая библиотека онлайн», «КиберЛенинка - российская научная электронная библиотека», «Министерство науки и высшего образования Российской Федерации».
В выпускной квалификационной работе ставится цель изучить и проанализировать современные проблемы формирования профессиональных педагогических компетенций будущих педагогов и дать рекомендации по их наиболее эффективному развитию.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- всесторонне изучить нормативно-правовые акты и литературу по теме исследования;
- проанализировать исторические аспекты возникновения и развития профессиональных педагогических компетенций;
- рассмотреть особенности и общую характеристику профессиональных педагогических компетенций;
- определить наиболее важные компетенции и требования к современному учителю;
- изучить способы формирования и развития профессиональных педагогических компетенций у будущих педагогов;
- выявить проблемы освоения профессиональных педагогических компетенций будущими учителями;
- разработать рекомендации для эффективного формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих специалистов.
В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ используемой литературы и нормативно-правовых актов. С помощью данного метода были изучены нормативно - правовые акты различного уровня, научная и методическая литература, научные журналы, материалы научных конференций.
2. Метод анализа нормативно-правовых актов. С его помощью в процессе анализа нормативно-правовых актов федерального и международного уровня были определены понятия «образование», «компетентность», «компетентностный подход», а также был выявлен перечень основных профессиональных педагогических компетенций.
3. Метод сравнения использовался при анализе исторических и современных фактов, а именно сравнение подходов к пониманию образования, образовательных парадигм.
4. Метод обработки и интерпретации данных применялся при исследовании использования информационно-коммуникационных и видео технологий.
5. Метод обобщения теоретических данных. Метод основан на изучении и теоретическом осмыслении полученных данных.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе формирования профессиональных педагогических компетенций будущих педагогов.
Предметом исследования являются особенности реализации профессиональных педагогических компетенций, а также условия формирования ИКТ- компетенций.
Автор выпускной квалификационной работы предполагает, что использование разнообразных способов и методик обучения, а также полноценное оснащение материально-технической базы и развитость электронной образовательной среды вуза способствует эффективному формированию системы профессиональных педагогических компетенций будущих педагогов.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Теоретическая значимость заключается в систематизации теоретических знаний по теме выпускной квалификационной работы. Уточняются понятия «компетенция/компетентность» и «компетентностный подход».
Практическая значимость заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться для реализации способов и методов формирования профессиональных педагогических компетенций будущих педагогов.
В первой главе «Особенности реализации компетентностного подхода в системе образования» рассматривается история возникновения и развития компетентностного подхода в системе образования, сущность и классификация профессиональных педагогических компетенций, а также условия эффективного формирования профессиональных педагогических компетенций.
Во второй главе «Реализация профессиональных компетенций современного педагога» выделяются наиболее важные профессиональные педагогические компетенции и требования к профессиональной подготовке будущего учителя, проводится анализ формирования и реализации интеллектуально-педагогической, регулятивной и информационно-коммуникационная компетентности современного педагога.
В третьей главе «Особенности формирования ИКТ-компетенций у будущих педагогов» рассматриваются основные способы формирования ИКТ- компетенций будущих педагогов, роль материально-технической базы и электронной образовательной среды вуза для формирования ИКТ-компетенций, а также выделяются основные проблемы развития дистанционного обучения в современной России, в условиях распространения COVID-19.
Приложения включают в себя данные о сравнении терминологии педагогической и образовательной парадигмы, примерную схему профессиональных педагогических компетенций, сведения о наличии оборудованных учебных классов в Братском государственном университете по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль право 2018 г. Программа академического бакалавриата, по дисциплинам, направленным на формирование ИКТ-компетенций, а также сведения о количестве аудиторий, оборудованные мультимедийными технологиями в Братском государственном университете.
В соответствии с поставленными целями и задачами, рассмотрев историческую хронологию внедрения компетентностного подхода в образование и развития требований к профессиональным педагогическим компетенциям, содержащиеся в нормативно-правовых актах; изучив теоретические основы и особенности формирования и реализации профессиональных педагогических компетенций; проанализировав основные условия, способы и методики формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих педагогов в пределах данной выпускной квалификационной работы были сделаны определенные выводы:
1. В связи с научно-техническим прогрессом и новыми потребностями общества и работодателей, непрерывно обновляется нормативно-правовая база и как следствие появляются новые требования к профессионализму учителей.
2. Наиболее важными профессиональными педагогическими компетенциями являются - интеллектуально-педагогическая компетентность, поскольку она позволяет применять полученные знания, навыки и опыт непосредственно в профессиональной деятельности, а также открывает способность педагога к инновационной деятельности; регулятивная компетентность побуждает к само-регуляции и саморазвитию, позволяет адекватно планировать свою деятельность и оценивать свои возможности; информационно-коммуникационная компетенция дает возможность управлять своими профессиональными знания-ми, умениями, навыками и опытом работы для решения педагогических задач средствами современных информационно-коммуникационных технологий.
3. Для качественного формирования системы компетенций будущих педагогов необходимо наличие определенных условий, таких как: ориентация на субъектность личности, создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалогизация образовательного процесса.
4. Существует множество способов и методов формирования ИКТ- компетенций, но для качественного и систематического развития ИКТ- компетенций, необходимо диагностировать, четко ставить цели, мотивировать и применять разнообразные методы и приемы в обучении.
5. Важную роль в формировании ИКТ-компетентности будущих педагогов играет широкая оснащенность современной материально-технической базы и развитость электронной образовательной среды вуза.
Для совершенствования качества педагогического образования и улучшения уровня формирования профессиональных педагогических компетенций будущих педагогов необходимо предложить соответствующие рекомендации:
1. Усовершенствовать нормативно-правовую базу путем внесения поправок в законодательные акты, которые будут регулировать деятельность вузов по вопросам оснащения материально-технической базы (своевременное обновление устаревшего оборудования на современное, проведение капитального ремонта, расширение университета в виде создания дополнительных оборудованных аудиторий и лабораторий) и непрерывного усовершенствования электронной образовательной среды (создание и непрерывное поддержание информационных площадок для улучшения качества самообразования студентов, расширение и обновление электронных библиотек).
2. Ввести в учебный план дополнительные дисциплины для изучения со-временных информационных технологий и инновационных методик преподавания. Организовывать мастер-классы по изучению современных цифровых площадок.
3. Усовершенствовать методику дистанционного обучения как в высших учебных заведениях, так и в школах, для повышения качества образования.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций является важнейшей целью высшего педагогического образования. Крайне важно поддерживать все необходимые условия для качественного развития комплекса педагогических компетенций, таких как: использование разнообразных способов и методик формирования компетенций, поддерживать полноценное оснащение материально-технической базы и развитость электронной образовательной среды вуза. Это необходимо для того, чтобы будущий педагог проявлял себя профессионально непосредственно в трудовой деятельности.
Учителю необходимо в полной мере владеть полной системой компетенций, поскольку он не только должен быть конкурентоспособным на рынке труда и отвечать всем требованиям общества и работодателей, но и выступать ключевой фигурой в сопровождении молодого поколения.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 07.03.2020).
2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (принята 9 октября 1998 года) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 07.03.2020).
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.03.2020).
4. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.05.2020).
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ (ред.
23.07.2013) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15.03.2020).
6. Развитие образования: Государственная программа Российской Феде-рации утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 21.05.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 14.05.2020).
7. О лицензировании образовательной деятельности (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности"): Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 21.02.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 16.05.2020).
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15.03.2020).
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.03.2020).
10. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.03.2020).
11. План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на 2019 год: Утвержден Минпросвещения России от 08.05.2019 № ОВ- 3/02вн [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 14.05.2020).
12. Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие образования» на 2019 - 2024 годы: Постановление Правительства Иркутской области от 9 ноября 2018 г. № 820-пп (ред. от 28.02.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 11.06.2020).
13. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Иркутской области»: Распоряжение Губернатора Иркутской области от 26 февраля 2013 года № 55-рп [Электронный ресурс] // Доступ из СПС ГАРАНТ (дата обращения 14.06.2020).
14. Положение об электронной информационно-образовательной среде федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет»: Приказ ректора Братского государственного университета от 05.03.19 № 139 [Электронный ресурс]. URL: https://brstu.ru/(дата обращения 22.05.2020).
15. Об образовании: Федеральный Закон от 10.07.1992 № 3266-1 (утратил силу) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 05.03.2020).
16. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р (утратил силу) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 10.03.2020).
17. Белим С.В., Ларионов И.Б., Ракицкий Ю.С. Разработка электронной
образовательной среды вуза. Математические структуры и моделирование 2016. № 4(40). С. 122-132 [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/articleZn/razrabotka-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-vuza(дата обращения 22.05.2020).
18. Беленкова И.В. Визуализация информации средствами сетевых сервисов // Наука и перспективы. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL:
nip.esrae.ru/7-44(дата обращения 10.05.2020).
19. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога. - М.: ACADEMIA, 2002. - 146 с.
20. Большанина Л.В. Профессиональная компетентность преподавателя
высшего учебного заведения [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ruZarticle/n/professionalnaya-kompetentnost-prepodavatelya- vuza-kriterii-i-napravleniya(дата обращения 01.04.20).
21. Бурмакина В. Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезисы доклада // Международная научно-практическая конференция RELARN-2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6(дата обращения 20.04.20).
22. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.
23. Воробьев Г.А. Электронная образовательная среда инновационного
университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 59-64. [Электронный ресурс]. URL: http://old.pglu.ru/information/structure/deps/
idoZpublikaciiZstatja_vorobjev.pdf (дата обращения 20.05.2020).
24. Гончарова Н.Ю. Информационно-коммуникационная компетентность
педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticle
ZnZinformatsionno-kommunikatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-integra tivnyy-pokazatel-professionalizma-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 22.04.20).
25. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система [Электронный ресурс]. URL: http:ZZito.edu.ruZ2004
ZMoscowZLateZLate-0-4937.html (дата обращения 20.04.20).
26. Гусакова М.А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ruZarticleZnZfenomen-subektnosti- v-teorii-i-praktike-pedagogiki(дата обращения 01.04.20).
27. Елизаров, А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-
образования учителя: тезисы доклада // Международная научно-практическая конференция RELARN-2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sitos.
mesi.ru/Default.aspx?id=6 (дата обращения 20.04.20).
28. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
29. Зимняя И.А Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article
ZnZklyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения 01.04.20).
30. Ильин Г. Л. Инновации в образовании / Г. Л. Ильин «Прометей», 2015. 262с.
31. Качан Г.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышения педагогической культуры учителя [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-u-studentov-pedagogichesk ogo- kolledzha-kultury-psihicheskoj.html (дата обращения 16.04.20).
32. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. (структурно-функциональный аспект) [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1995/951/951005.htm(дата обращения 14.04.2020).
33. Коршунова Г.Н. Формирование икт-компетентности педагогического
персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/
10212/2/22Korshunova.pdf (дата обращения 10.05.2020).
34. Лапыко Т.П. Развитие профессиональной компетентности учителя в решении педагогических задач: Дисс. к.п.н. М., 2002. 253 с.
35. Маньшин М.Е., Смыковская Т.К. Формирование интеллектуальной
компетентности учителя как одна из приоритетных целей современного высшего образования // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 1003-1007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/
article/view?id=31680 (дата обращения 10.04.2020).
36. Маштакова Г.Ю. Развитие саморегуляции деятельности учителя как
определяющее условие повышения его педагогического мастерства [Электрон-ный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie -u-
studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-kultury-psihicheskoj .html (дата обращения 16.04.20).
37. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пос. - Педагогическое общество России. М., 1999. 268 с.
38. Миргород С.А. Формирование у студентов педагогического колледжа культуры психической саморегуляции [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-u-studentov-pedagogicheskog o- kolledzha-kultury-psihicheskoj.html (дата обращения 16.04.20).
39. Носкова Т.Н., Тумалева Е.А., Шилова О.Н. Информационные техно-логии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения 20.05.2020).
40. Осадчук О.Л. Регулятивная компетенция как результат профессиональной подготовки педагога [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyativnaya-kompetentsiya-kak-rezultat-professionalnoy- podgotovki-pedagoga(дата обращения 16.04.20).
41. Пурсиайнена К. и Медведева С.А. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. M.: РЕЦЭП, 2005. 199 c.
42. Рыбакова А.А.Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»:
от количественного измерения к качественному наполнению [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiy-kompetentsiya-i- kompetentnost-ot-kolichestvennogo-izmereniya-k-kachestvenn omu-napolneniyu
(дата обращения 01.04.20).
43. Савельева С.С Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. Воскресенск, 2012. 218с.
44. Смирнов С.А. Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.] ; под ред. С.А. Смирнова. - 8-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 509с.
45. Туманова О.А. Педагогические возможности учебных заданий в реализации идеи диалога (на примере обучения иностранному языку): Автореф. дисс. к.п.н. Владимир, 2000. 184 с.
46. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» [Электронный ресурс]. URL: https://eidos.ru/journal/(16.04.2020).
47. Ярыгин О.Н. Структура интеллектуальной компетентности и её тестирование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С 410-413. [Электронный ресурс]. URL:
https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/index (дата обращения
10.04.2020).
48. Братск официальный сайт администрация города [Электронный ресурс]. URL: https://www.bratsk-city.ru/(дата обращения 16.05.2020).
Братский государственный университет [Электронный ресурс]. URL: https://brstu.ru/(дата обращения 10.05.2020).
49. Глоссарий ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://www. glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?ReNFRKO (дата обращения 05.04.2020).
50. Методология TUNING: компетентностный подход при определении
содержания образовательных программ. Электронное методическое пособие [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/
859/77859/58830 (дата обращения 16.04.20).
51. Министерство науки и высшего образования [Электронный ресурс].
URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/(дата обращения
31.05.2020).
52. Национальный исследовательский университет «Высшая школа эко-номики» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/monitoring/(дата об-ращения 31.05.2020).
53. Независимое агентство по обеспечению качества в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://iqaa.kz/(дата обращения 07.03.2020).
54. Правительство Иркутской области официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/index_contrast.php?type=special(дата обращения 16.05.2020).
55. Профессиональная компетентность педагога [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/(дата обращения 10.04.2020).
56. Психологическая газета [Электронный ресурс]. URL:
https://psy.su/feed/5007/(дата обращения: 06.04.2020).
57. Российский государственный гуманитарный университет [Электронный ресурс]. // URL: https://www.rsuh.ru/(дата обращения 05.03.2020).
58. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова [Электронный ресурс]: // https://www.s-vfu.ru/(дата обращения 15.06.2020).
59. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. 102с.
60. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: //http://endic.ru/ozhegov/Professionalizm-28020.html(дата обращения 26.04.20).