РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 8
1.1. Возрастные особенности развития коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Современные подходы к пониманию сущности технологии диалогового обучения в обучении младших школьников. 15
1.3. Возможности технологии диалогового обучения в развитии
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 31
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе 31
2.2. Описание практической работы по развитию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 37
2.3. Динамика развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников на контрольном этапе 45
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 8
1.1. Возрастные особенности развития коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Современные подходы к пониманию сущности технологии диалогового обучения в обучении младших школьников. 15
1.3. Возможности технологии диалогового обучения в развитии
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 31
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе 31
2.2. Описание практической работы по развитию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 37
2.3. Динамика развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников на контрольном этапе 45
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение
На сегодняшний день российская система образования претерпевает
реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения
коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования
занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема
формирования умений коммуникативной деятельности младших школьников, которая является обязательным условием успешного обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В последнее время современная школа всё больше стала опираться в
построении учебного процесса на его интерактивные формы и рассматривает
эти формы как основу личностного развития школьников (Е.В.Коротаева,
Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская). Учебный диалог при такой организации
процесса обучения занимает одно из первых мест.
Технология диалогового обучения является одной из ведущих в числе
технологий личностно-ориентированного образования. Основное назначение
данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на
уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для
осваивания и отстаивания новых ценностей. В контексте данной проблемы
ведутся исследования, освещающие различные аспекты совершенствования
учебного диалога, отражающие требования, изложенные в современной
«Доктрине образования». Они связаны с анализом истории и современного
состояния проблемы общения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв,
Л.С Выготский, Б.Ф. Ломов, В.И. Мясищев, А.В. Петровский); изучением
педагогического общения (В.А. Кан-Калик, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский,
Г.И. Щукина) и роли диалога в нём (Г.А. Ковалев, И.А. Костенчук, А.К.
Маркова, Т.К. Мухина, И.И. Рыданова); определением сущности и структуры
диалога (Л.Н. Алексеев, М.М. Бахтин, А.В. Беляева, И.И. Васильева, Г.М.
Кучинский, Л.А. Радзиховский), учебного диалога (A.M. Матюшкин, А.У.
Хараш); рассмотрением возможности использования в образовательном процессе технологических приёмов ведения диалога (Ю.К. Бабанский, Б.А. Журавлев, Т.А. Ильина, Е.В. Коротаева, Г.Ю. Ксензова, СЮ. Курганов, В.Ф. Литовский, СЛ. Рябцева, Ф.К. Савина, СТ. Шацкий); выявления способов, приёмов и правил ведения диалога (СИ. Поварнин, П.С. Пороховщиков, Е.М.
Соколов), а также основ диалогической речи (Д.И. Изоренков, Е.М. Розенбаум, В.Л. Скалкин, Н.К. Скляренко, Л.П. Якубинский).
Большую роль играет диалогическое общение младшего школьника в
развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников. В основу настоящего исследования легли теоретические концепции коммуникативной деятельности М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, В.А.
Кан-Калика, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, Д.Э. Эльконина.
Следует отметить, что при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований остаются недостаточно освящённой
технология учебного диалога, позволяющая развивать в нём мыслительные и
коммуникативные умения. Отдельные аспекты данного вопроса представлены в педагогической науке в связи с разработкой авторской школы «Диалог
культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов, С. Ф. Литовский), с развитием комму5
никативных и мыслительных умений в учебном процессе (И.С. Берлянд, А.В.
Брушлинский, М.В. Кларин).
В то же время практика работы школы испытывает острую потребность
в разработке теоретико-методологических и прикладных аспектов, раскрывающих исходные положения построения учебного диалога.
реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения
коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования
занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема
формирования умений коммуникативной деятельности младших школьников, которая является обязательным условием успешного обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В последнее время современная школа всё больше стала опираться в
построении учебного процесса на его интерактивные формы и рассматривает
эти формы как основу личностного развития школьников (Е.В.Коротаева,
Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская). Учебный диалог при такой организации
процесса обучения занимает одно из первых мест.
Технология диалогового обучения является одной из ведущих в числе
технологий личностно-ориентированного образования. Основное назначение
данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на
уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для
осваивания и отстаивания новых ценностей. В контексте данной проблемы
ведутся исследования, освещающие различные аспекты совершенствования
учебного диалога, отражающие требования, изложенные в современной
«Доктрине образования». Они связаны с анализом истории и современного
состояния проблемы общения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв,
Л.С Выготский, Б.Ф. Ломов, В.И. Мясищев, А.В. Петровский); изучением
педагогического общения (В.А. Кан-Калик, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский,
Г.И. Щукина) и роли диалога в нём (Г.А. Ковалев, И.А. Костенчук, А.К.
Маркова, Т.К. Мухина, И.И. Рыданова); определением сущности и структуры
диалога (Л.Н. Алексеев, М.М. Бахтин, А.В. Беляева, И.И. Васильева, Г.М.
Кучинский, Л.А. Радзиховский), учебного диалога (A.M. Матюшкин, А.У.
Хараш); рассмотрением возможности использования в образовательном процессе технологических приёмов ведения диалога (Ю.К. Бабанский, Б.А. Журавлев, Т.А. Ильина, Е.В. Коротаева, Г.Ю. Ксензова, СЮ. Курганов, В.Ф. Литовский, СЛ. Рябцева, Ф.К. Савина, СТ. Шацкий); выявления способов, приёмов и правил ведения диалога (СИ. Поварнин, П.С. Пороховщиков, Е.М.
Соколов), а также основ диалогической речи (Д.И. Изоренков, Е.М. Розенбаум, В.Л. Скалкин, Н.К. Скляренко, Л.П. Якубинский).
Большую роль играет диалогическое общение младшего школьника в
развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников. В основу настоящего исследования легли теоретические концепции коммуникативной деятельности М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, В.А.
Кан-Калика, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, Д.Э. Эльконина.
Следует отметить, что при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований остаются недостаточно освящённой
технология учебного диалога, позволяющая развивать в нём мыслительные и
коммуникативные умения. Отдельные аспекты данного вопроса представлены в педагогической науке в связи с разработкой авторской школы «Диалог
культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов, С. Ф. Литовский), с развитием комму5
никативных и мыслительных умений в учебном процессе (И.С. Берлянд, А.В.
Брушлинский, М.В. Кларин).
В то же время практика работы школы испытывает острую потребность
в разработке теоретико-методологических и прикладных аспектов, раскрывающих исходные положения построения учебного диалога.
Исследуя поставленную проблему в выпускной квалификационной работе, мы изучили теоретические источники и убедились в актуальности выбранной темы. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного
процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему
учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому
научиться?».
Успешность формирования коммуникативных универсальных учебных
действий зависит от того, насколько учитель начальных классов умеет реализовывать современные педагогические технологии, в частности диалогового
обучения. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на
основе технологии диалогового обучения обеспечивает формирование конкретных умений учащегося в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования. Это в свою очередь активизирует учебную деятельность и способствует
боле качественному усвоению учебных дисциплин. Если в начальной школе
у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной
мере, то им будет несложно учиться на других этапах.
При правильно организованном процессе использования технологии
диалогового обучения и реализации групповой работы выдвинутых положений гипотезы будут формироваться следующие коммуникативные универсальные учебные действия: правильное оценивание своих собственных поступков, регулирование своего поведения в зависимости от изменяющихся
условий окружения, преодоление противоречий между участниками диалога,
умение контролировать свое участие в диалоге, уважать правила диалогового
общения, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.
Участие в диалоге обеспечивает широчайшие возможности для выработки
навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности,
речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков); изменяется характер
взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; появляется
теплота и человечность; дети учатся понимать друг друга и самих себя, относится друг к другу и к себе с большим уважением.
Экспериментальная работа была организована на базе 3 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Степнянская основная общеобразовательная школа» Краснояружского района Белгородской
области. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике.
На контрольном этапе эксперимента мы убедились в правильности
разработанных нами педагогических условий, необходимых для эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе использования технологии диалогового обучения на уроках русского
языка.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили
нам в полной мере исследовать проблему формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки
в школьной практике.
действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного
процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему
учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому
научиться?».
Успешность формирования коммуникативных универсальных учебных
действий зависит от того, насколько учитель начальных классов умеет реализовывать современные педагогические технологии, в частности диалогового
обучения. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на
основе технологии диалогового обучения обеспечивает формирование конкретных умений учащегося в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования. Это в свою очередь активизирует учебную деятельность и способствует
боле качественному усвоению учебных дисциплин. Если в начальной школе
у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной
мере, то им будет несложно учиться на других этапах.
При правильно организованном процессе использования технологии
диалогового обучения и реализации групповой работы выдвинутых положений гипотезы будут формироваться следующие коммуникативные универсальные учебные действия: правильное оценивание своих собственных поступков, регулирование своего поведения в зависимости от изменяющихся
условий окружения, преодоление противоречий между участниками диалога,
умение контролировать свое участие в диалоге, уважать правила диалогового
общения, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.
Участие в диалоге обеспечивает широчайшие возможности для выработки
навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности,
речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков); изменяется характер
взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; появляется
теплота и человечность; дети учатся понимать друг друга и самих себя, относится друг к другу и к себе с большим уважением.
Экспериментальная работа была организована на базе 3 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Степнянская основная общеобразовательная школа» Краснояружского района Белгородской
области. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике.
На контрольном этапе эксперимента мы убедились в правильности
разработанных нами педагогических условий, необходимых для эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе использования технологии диалогового обучения на уроках русского
языка.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили
нам в полной мере исследовать проблему формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки
в школьной практике.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ДИАЛОГЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ДИАЛОГЕ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Использование материалов сайга WM vv.bbclcamingenglish.com для
формирования межкультурной компетенции на занятиях по
иностранному ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Формирование межкультурной компетенции младших школьников при
обучении английскому языку
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка для развития навыков говорения у учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



