ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО¬ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие глагола. Формирование глагольного словаря в
онтогенезе 6
1.2. Особенности глагольного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Возможности использования опытно-практической
деятельности в логопедической работе для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Изучение уровня сформированности глагольного словаря у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Методические рекомендации по формированию
глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО¬ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие глагола. Формирование глагольного словаря в
онтогенезе 6
1.2. Особенности глагольного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Возможности использования опытно-практической
деятельности в логопедической работе для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Изучение уровня сформированности глагольного словаря у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Методические рекомендации по формированию
глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др. Разработка психолингвистического аспекта формирования словаря, позволяющего проанализировать особенности структуры и характер функциональных изменений в области семантической структуры слова, обусловлена необходимостью поиска путей повышения эффективности коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи.
Изучением развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии посвящены работы таких ученых как Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подробно описывают нарушения речи у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Общеизвестно, что глагол является основной любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать опытно-практическую деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.
Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Объект исследования - формирование глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования, обосновать проблему.
2. Отобрать диагностический материал для исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести исследовательскую работу по изучению уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Методы исследования:
- анализ литературы по исследуемой проблеме;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2
«Родничок» п.Прохоровка.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др. Разработка психолингвистического аспекта формирования словаря, позволяющего проанализировать особенности структуры и характер функциональных изменений в области семантической структуры слова, обусловлена необходимостью поиска путей повышения эффективности коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи.
Изучением развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии посвящены работы таких ученых как Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подробно описывают нарушения речи у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Общеизвестно, что глагол является основной любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать опытно-практическую деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.
Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Объект исследования - формирование глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования, обосновать проблему.
2. Отобрать диагностический материал для исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести исследовательскую работу по изучению уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Методы исследования:
- анализ литературы по исследуемой проблеме;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2
«Родничок» п.Прохоровка.
Анализ психолого-педагогической литературы и сложившейся практики работы логопедов в детских садах показывает, что у детей старшего дошкольного возраста все чаще имеются нарушения речи связанные c формированием глагольного словаря.
Глагол формируется и усваивается ребенком постепенно, это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка. Также выяснили, что трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Так, у данной категории детей в системе речевого нарушения отмечаются специфические трудности в формировании глагольного словаря. У детей с ОНР 1 уровня речевого развития словарный запас резко отстает от нормы, глагольный почти отсутствует, характерны лексические замены. Словарь детей с ОНР 2 уровня речевого развития значительно отстает от нормы, словарь действий особенно ограничен. При ОНР 3 уровня речевого развития словарный запас значительно возрастает, однако характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. Значительные трудности вызывает употребление глагола в переносном значении. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов, а также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.
Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе достаточно многогранны, в частности, применяя ее можно способствовать формированию глагольной лексики, оперируя с предметами, изучая их, дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают новые слова-действия в активном словаре, а также происходит развитие наблюдательности, интереса, других сторон речи и т.п.
Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы апробировали методику О.Б. Иншаковой. Содержательную основу эксперимента составили следующие задания: «Кто больше назовёт действий?»; «Придумай свои варианты слов»; «Кто как голос подает?»; «Кто что делает?»; «Скажи наоборот»; «Скажи слова приятели».
Исследование особенностей глагольного словаря у дошкольников с ОНР показал, что для детей данной категории характерен низкий уровень, который составил 75%, средний уровень составил 25%; у детей без нарушений речи характерным является средний уровень, который составил 66,7%, также отмечен у одного ребенка низкий - 8,3% и у троих отмечен высокий уровень - 25%. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР отмечаются особенности формирования глагольной лексики: многочисленные неточности и ошибки; повторы слов-стимулов, что свидетельствует о недостаточном умении выделять существенные признаки глагола и на их основе выбирать глагол противоположного и сходного значения; неточное понимание значений слов-стимулов; среди неверных ответов значительное место принадлежало реакциям, семантически близким стимулу, случайным ответам, воспроизведению однокоренных слов - данные явления указывают на ограниченный словарный запас глаголов.
Методические рекомендации включают описание этапов логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности, задачи воспитателей, план работы учителя-логопеда с родителями. Логопедическая работа включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный, для каждого этапа предложены конкретные задания.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Глагол формируется и усваивается ребенком постепенно, это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка. Также выяснили, что трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Так, у данной категории детей в системе речевого нарушения отмечаются специфические трудности в формировании глагольного словаря. У детей с ОНР 1 уровня речевого развития словарный запас резко отстает от нормы, глагольный почти отсутствует, характерны лексические замены. Словарь детей с ОНР 2 уровня речевого развития значительно отстает от нормы, словарь действий особенно ограничен. При ОНР 3 уровня речевого развития словарный запас значительно возрастает, однако характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. Значительные трудности вызывает употребление глагола в переносном значении. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов, а также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.
Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе достаточно многогранны, в частности, применяя ее можно способствовать формированию глагольной лексики, оперируя с предметами, изучая их, дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают новые слова-действия в активном словаре, а также происходит развитие наблюдательности, интереса, других сторон речи и т.п.
Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы апробировали методику О.Б. Иншаковой. Содержательную основу эксперимента составили следующие задания: «Кто больше назовёт действий?»; «Придумай свои варианты слов»; «Кто как голос подает?»; «Кто что делает?»; «Скажи наоборот»; «Скажи слова приятели».
Исследование особенностей глагольного словаря у дошкольников с ОНР показал, что для детей данной категории характерен низкий уровень, который составил 75%, средний уровень составил 25%; у детей без нарушений речи характерным является средний уровень, который составил 66,7%, также отмечен у одного ребенка низкий - 8,3% и у троих отмечен высокий уровень - 25%. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР отмечаются особенности формирования глагольной лексики: многочисленные неточности и ошибки; повторы слов-стимулов, что свидетельствует о недостаточном умении выделять существенные признаки глагола и на их основе выбирать глагол противоположного и сходного значения; неточное понимание значений слов-стимулов; среди неверных ответов значительное место принадлежало реакциям, семантически близким стимулу, случайным ответам, воспроизведению однокоренных слов - данные явления указывают на ограниченный словарный запас глаголов.
Методические рекомендации включают описание этапов логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности, задачи воспитателей, план работы учителя-логопеда с родителями. Логопедическая работа включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный, для каждого этапа предложены конкретные задания.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2015 - Обогащение лексического
запаса детей средствами ИЗО-технологий
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по развитию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по развитию лексико-семантической
стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического
развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Исследование лексики у младших школьников с ЗПР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



