ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАММАТИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Условия формирования смысловой стороны чтения 7
1.2. Особенности смысловой стороны процесса чтения у младших
школьников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Анализ традиционной системы работы над пониманием прочитанного
материала на уроках чтения 19
1.4. Особенности работы по формированию навыка грамматического
прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи... 24 ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАММАТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация исследования и анализ результатов сформированности
навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи 30
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием
речи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Одним из важных направлений совершенствования системы специального образования является поиск оптимальных условий и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди детей с особыми образовательными потребностями, большую часть составляют дети, имеющие общее недоразвитие речи. Эта категория детей может обучаться в массовой школе при создании специальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих удовлетворение их особых образовательных потребностей. Они способны освоить программу начального обучения не хуже, чем их сверстники, не имеющие особых образовательных потребностей.
Недостаточность или неравномерность развития у многих учащихся общеобразовательных школ высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности несформированности навыков чтения.
В ходе многочисленных исследований Р.И. Лалаевой, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и многих других было доказано, что учащиеся с общим недоразвитием речи испытывают трудности в овладении письменно-речевой деятельностью и процессом чтения.
Продолжается разработка методических подходов к формированию чтения в русле фундаментальных исследований Р.Е. Левиной, согласно которым особое внимание отводится развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Об этом говорят в своих работах О.Е. Грибова, Г.Г. Мисаренко и другие.
В последнее десятилетие в специальной педагогике, согласно работам Г.В. Бабиной, О.Е. Грибовой, В.В. Строгановой, проводится изучение вопроса о трудностях формирования смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи. Смысловая обработка текстовой информации при чтении является одним из трудно осваиваемых видов деятельности. Коррекционные педагоги, такие как Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев и другие, отмечают, что дети с общим недоразвитием речи испытывают специфические сложности в понимании смысла прочитанного.
В связи с этим в последнее десятилетие Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева активно разрабатывают направление работы по изучению смысловой стороны чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи. Авторы отмечают, что процесс смысловой обработки текста является многоуровневым. Они определяют такие уровни как смысловой (вероятностное прогнозирование), предметно-денотативный (операция выбора ключевых слов), лингвистический (грамматическое
прогнозирование).
Значительный интерес в этом плане представляет для нас лингвистический уровень, а именно вопрос о механизмах грамматического прогнозирования в процессе чтения. Поскольку у детей с общим недоразвитием речи часто продолжает оставаться неконтекстное восприятие фразы. Они воспринимают при чтении изолированные слова и притом как равноценные. Они не учитывают лексико- грамматические связи слов, а если и учитывают, то не всегда обладают достаточной речевой подготовкой к их восприятию. Младшие школьники с общим недоразвитием речи часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости, так как у этих детей нет достаточной речевой опоры.
Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит к тому, что ребенок не понимает, что читает. А сам процесс чтения становится бездумным.
По данным К.А. Зимней, прогнозирование как один из важнейших универсальных механизмов речевой деятельности имеет уровневую структуру, в которой неразрывно связаны механизмы прогнозирования грамматической формы высказывания и его семантики. Использование в работе различных видов упражнений по развитию навыка грамматического прогнозирования будет способствовать тому, что младшие школьники с общим недоразвитием речи будут овладевать процессом чтения, не испытывая трудностей при понимании прочитанного.
Данные исследования позволяют рассматривать работу по формированию навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи как актуальную, приобретающую особую значимость в условиях образования школьников при реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Проблема исследования:каковы особенности формирования навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи как профилактика нарушения чтения.
Цель исследования: совершенствование системы работы по
формированию навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи в системе профилактики нарушения чтения.
Объект исследования: профилактика нарушения чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования:методические рекомендации по
формированию навыка грамматического прогнозированияу младших школьников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать теоретические основы проблемы формирования навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи;
2) подобрать диагностический материал для изучения сформированности навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3) выявить уровень сформированности навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи.
4) разработать методические рекомендации по формированию навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: основывается на предположении, что профилактика нарушения чтения как особого вида речевой деятельности при опоре на направленное формирование механизма грамматического прогнозирования у младших школьников с общим недоразвитием речи будет более эффективным методом, по сравнению с традиционным обучением чтению. Условием успешного формирования навыка грамматического прогнозирования является сформированность процессов словоизменения, навыка согласования частей речи в предложении, понимание грамматического значения слова.
Теоретико-методологическая база исследования: в своем
исследовании мы опирались на теорию речевой деятельности и представления о чтении как особом виде речевой деятельности в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева; теорию смысловой обработки текста, представленная в работах А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, И.А. Зимней, З.И. Клычниковой; особенности формирования смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи И.Н. Карачевцевой.
Методы исследования: методы теоретического исследования (изучение и анализ литературы по данной проблеме), психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ломовская средняя общеобразовательная школа Корочанского района, Белгородской области» (МБОУ«Ломовская СОШ Корочанского района Белгородской области»).
Таким образом, можно сделать вывод, что чтение - сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Многие авторы выделяют техническую и смысловую стороны чтения. Но если техника чтения с переходом ребенка из одного класса в другой может улучшиться, то над смысловой стороной чтения нужно проводить работу.
Н.Г. Морозова, А.А. Леонтьев говорят о том, понимание прочитанного текста достигается не только за счет понимания отдельных слов, но и синтаксических связей между словами в предложении.
В традиционных формах работы по формированию понимания прочитанного используются такие методы, как словарная работа, вопросы на ответы, выделение главных героев в произведении, чтение учителем и беседа по прослушанному материалу.
Анализ литературы показал, что между недоразвитием речи и сложностью обучения чтению существует тесная взаимосвязь. Дети с ОНР - это особая категория лиц с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с нарушением согласования частей речи в предложениях, несформированность процессов словоизменения и словообразования. Данные трудности ведут к трудностям овладения навыка грамматического прогнозирования при чтении.
С.Ю. Горбунова, И.Н. Карачевцева, А.А. Мигурская уделяют внимание формированию навыка грамматического прогнозирования как методу профилактики нарушения понимания чтения. Они предлагают различного рода игры и упражнения, которые будут способствовать эффективному формированию навыка грамматического прогнозирования.
Для того чтобы выявить уровень сформированности навыка грамматического прогнозирования у младших школьников с ОНР, мы проведи экспериментальное исследование на базе МБОУ «Ломовская СОШ». Полученные нами результаты показали, что 20% детей имеют высокий уровень сформированности навыка грамматического прогнозирования, 30% - средний уровень навыка грамматического прогнозирования, а 50% детей относятся к низкому уровню навыка грамматического прогнозирования.
В связи с низкими показателями младших школьников с ОНР нами были разработаны методические рекомендации по формированию навыка грамматического прогнозирования. Игры и упражнения подобраны по уровням: слово, предложение, текст. Кроме традиционных частей речи, существительное, прилагательное, глагол, навыки грамматического прогнозирования формируются на материале квазиформ.
Данные игры и упражнения позволят младшим школьникам с ОНР выявить закономерности словоизменения русского языка, что потом позволит им избежать трудностей в процессе понимания прочитанного материала и на письме.
1. Алтухова, Т.А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней. / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Школьный логопед. - 2014. - №1(4). - С.31-43.
2. Алтухова, Т.А. Применение специальных текстов для формирования перцептивно-смысловых навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Корекцшна та сощальнапедагоыка i психолоыя. - 2012. - № 21(1). - С. 7 - 13.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии [Текст]: книга по психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб: СПбГУ, 2007. - 964 с.
4. Бабина, Г.В. Трудности смысловой обработки текста учащимися с нарушениями речи [Текст] / Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы 1 Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - Москва: МГСИ, 2004, С. 39 - 44
5. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст]: методическое пособие / М.М. Безруких. - М.: Астрель, 2004. - 350с.
6. Болонский, П.П. Педология [Текст]: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
7. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. Дата посещения: 20.03.2017. Режим доступа: www.school2100.ru
8. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст]: книга по теории обучения чтению / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 2003.
- 215 с.
9. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей [Текст]: пособие для студентов факультетов коррекционной педагогики университетов и институтов, специалистов в области речевой патологии у детей. / Г.А. Волкова. - М.: Сайма, 2003. - 300 с.
10. Воюшина. М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения [Текст] /М.П. Воюшина // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 39-41.
11. Гинжул, И.Ю. Проблемы формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с речевой патологией [Текст] / И.Ю. Гинжул // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 33-36.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004.
- 168 с.
13. Горбунова, С.Ю. Формирование прогностических операций в процессе обучения чтению младших школьников с системными нарушениями речи [Текст]: диссертация кандидата педагогических наук / С.Ю. Горбунова. - М., 2001. - 137 с.
14. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст]: пособие для ВУЗов / Т.Г. Егоров. - СПб.: КАРО, 2006. - 263с.
15. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2001 г. - 160 с.
16. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.И. Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 104 с.
17. Исследование чтения и грамотности в Психологическом
институте за 100 лет [Текст]: хрестоматия / Под ред.: Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - 431 с.
18. Карачевцева, И.Н. Использование квазиформ в формировании смысловой стороны чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Н. Карачевцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 80. - С. 422 - 426.
19. Карачевцева, И.Н. Необходимость в ДОУ пропедевтической работы по формированию смыслового компонента чтения [Электронный ресурс] / И.Н. Карачевцева // ТЦ Сфера, 2008 г. Дата посещения: 30.01.2017. Режим доступа: http://tc-sfera.ru/posts/neobhodimost-v-dou-propedevticheskoy- raboty-po-formirovaniyu-smyslovogo-komponenta-chteniya
20. Карачевцева, И.Н. Организация работы по формированию понимания читаемого текста с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях общеобразовательной школы [Текст] / И.Н. Карачевцева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - № 133 - С.267-272.
21. Карачевцева, И.Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 38-47.
22. Климова, Н.Ю. Особенности развития элементарного прогностического опыта у младших школьников в процессе обучения [Текст] / Н.Ю. Климова // Царскосельские чтения. - 2013. - № 17. - С.81-84.
23. Кобелева, Е.А. Теория и методика обучения литературе [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Кобелева. - Киров: ВятГГУ, 2007. - 185 с.
24. Королева, Г.В. Технология эффективного чтения [Текст]: методическое пособие / Г.В. Королева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 307 с.
25. Крайняя, Н.Н. Развитие вербального прогнозирования («смысловой догадки») - залог успешного формирования беглого чтения у детей с трудностями в обучении [Электронный ресурс] /Н.Н. Крайняя // сайт: Открытый урок.1 сентября. Дата посещения 27.02.2017.Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/504732/
26. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст]: учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Р.И. Лалаева. - М.: Союз, 2002. - 136 с.
27. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей [Текст]: избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ , 2005. - 222 с.
28. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 535 с.
29. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 680 с.
30. Локалова, Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в
младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / Н.П. Локалова // Мир психологии. Дата посещения: 01.04.2016. Режим доступа:
http://www.persev.ru/bibliography/razvitie-verbalno-smyslovogo-analiza-v- mladshem-shkolnom-vozraste
31. Львов, М.Р. 9Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: методическое пособие для учителей начальных классов / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2000. - 368 с.
32. Мигурская, А.А. Сравнительный анализ уровней понимания читаемого у младших школьников с дислексией и без нарушений чтения [Текст] // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 3. - С.166-169.
33. Морозова, Н.Г. О понимании текста [Электронный ресурс] / Н. Г.
Морозова // Альманах Института коррекционной педагогики № 10 - 2006. Дата посещения: 25.02.2017. Режим доступа:
http://alldef.ru/ru/articles/almanah-10/o-ponimann-teksta
34. Нечаев, А.П. Психология и школа [Текст]: избранные
психологические труды / Под ред. А.А. Никольской - Воронеж: МОДЭК, 2007. - 349 с.
35. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС «Академия», 2014. - 368
36. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии [Текст]: методическое пособие / Л.Г. Парамонова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 224 с.
37. Попова, А.Н. Актуальность проблемы формирования смыслового
компонента чтения у младших школьников с ОНР [Электронный ресурс] / А.Н. Попова, Е.А. Ларина // Инфо-урок, 2016 г. Дата посещения: 25.03.2017. Режим доступа: https://www.infouroki.net/popova-an-aktualnost-problemy-
formirovaniya-smyslovogo-komponenta-chteniya-u-mladshih-shkolnikov-s- onr.html
38. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 201 с.
39. Пронина, Т.А. Основы смыслового чтения и работы с текстом [Электронный ресурс] / Т.А. Пронина // Сайт: Учительский портал. Дата посещения: 12.04.2017. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0- 4808
40. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]: учебное пособие / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
41. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст]: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / Под ред. И.Н. Садовниковой. - М.: АРКТИ, 2005. - 400с.
42. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №5. - С.23-42.
43. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11 - 18.
44. Ситникова, С.Г. Вопросы диагностики и коррекции нарушений чтения у младших школьников [Текст] / С. Г. Ситникова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 281-283.
45. Усович, Е.А. Осмысленное чтение. Упражнения, направленные на овладение навыком осмысленного чтения [Текст] / Е.А. Усович // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 2. - С. 1057 - 1065.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Текст]: стандарты второго поколения / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:
Просвещение, 2010. - 31 с.
47. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 2000. - 232с.
48. Цветкова, Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст]: библиотека психолога / Л.С. Цветкова. - М.: Юристъ, 2005. - 256 с.
49. Юстинская, Г.М. Теоретические основы формирования читательской культуры учащихся [Текст] / Г.М. Юстинская, А.Н. Андреев // ВесшкМазырскагадзяржаунагапедагаНчнагаушверсггэтахмя I. П. Шамякша. - 2010. - №1 (26). - С.71-77.
50. Ярбус, А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения [Электронный ресурс] / А.Л. Ярбус // Портал психологических изданий. Дата посещения: 25.03.2017. Режим доступа: http://psyjoumals.ru/exp/2009/n2/22318.shtml