Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68505

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности возраста
1.1. Сущность и содержание понятия «эмоциональная отзывчивость»
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей
дошкольного возраста в совместной деятельности
1.3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости
детей дошкольного возраста в совместной деятельности
Глава II. Экспериментальная работа по развитию эмоциональной
отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности
2.1. Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости у
детей дошкольного возраста
2.2. Реализация программы развития эмоциональной отзывчивости
детей дошкольного возраста в совместной деятельности
2.3. Анализ результатов работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности
Заключение
Приложение

Дошкольный возраст — это время открытий мира для себя, особый
период социально-эмоциональной чувствительности. В этом возрасте решаются важные задачи, это и общение с окружающими: сверстниками и взрослыми; природой и самим собой, и освоение человеческих отношений.
Неотъемлемой частью воспитания детей дошкольного возраста является развитие гуманности, сочувствия, отзывчивости. Ребенок, который понимает чувства другого, активно откликается на переживания окружающих людей, стремится оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Чувства (нравственные, эстетические и интеллектуальные и др.) не даны ребѐнку в готовом
виде от рождения. Ребенок дошкольного возраста не умеет самостоятельно
выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специальной помощи, потому что умение произвольно управлять своими действиями и эмоциями формируется на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая тем самым более богатое содержание и более эффективные формы проявления на которые влияют различные социальные условия жизни и воспитания.
Поэтому проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Эмоциональная отзывчивость является первоначальной точкой развития нравственных чувств у ребенка, отношений между сверстниками и взрослыми. Доброта
в настоящее время является дефицитом, данное явление имеет непосредственное отношение к наиболее значимой проблеме - психологическому здоровью детей. Всем хорошо известно, что когда близкие взрослые любят ребенка, с уважением относятся к нему, признают его права, проявляют внимание к нему, такой ребенок испытывает эмоциональное благополучие – у12
него появляются чувства уверенности и защищенности. В таких условиях
развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок.
Но, к сожалению, в современной жизни, у взрослых остается все меньше и меньше времени на живое общение со своими детьми. Ребенок чувствует себя не защищенным от многообразия переживаний, которые у него возникают в повседневном общении со взрослыми и сверстниками. В итоге с
каждым годом растет количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов и психологов.
Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина, Д.М. Кабалевский,
О.П. Радынова, Б.М. Теплов, и др. Проблема эмоциональной отзывчивости
детей дошкольного возраста рассматривается педагогами в различных аспектах: как эмоциональная реакция ребенка на состояние другого человека
(А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович); как основная эмоциональная единица,
которая проявляется в общении и в отношениях между людьми (М.И. Лисина, А.Е. Олыпанникова); как компонент эмпатии (Т.П. Гаврилова); как показатель развития нравственных и гуманных чувств и межличностных отношений (В. В. Абраменкова); как основной компонентов эмоциональнонравственного развития личности (Н.А. Корниенко); как одно из качеств, которое способствует пониманию детьми друг друга (А.Д. Кошелева).
В своем исследовании, на основе анализа научной литературы эмоциональную отзывчивость дошкольников мы понимаем, как способность дошкольника проявлять эмоциональную реакцию и откликаться на состояние
другого человека, сопереживать и сoчувствовать другим людям, понимать их
внутреннее состояние.
Согласно данным исследований А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой,
Я.3. Неверович, старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития эмоциональной отзывчивости. В этом возрасте
происходит развитие способности воспринимать внешнее выражение эмоций
и показывать их через жесты, мимику, пантомимику. Важнейшую роль в13
формировании эмоциональной отзывчивости у дошкольников играет умение
распознавать эмоциональные переживания другого человека, поэтому целесообразно развивать эмоциональную отзывчивость детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время, в связи с новым государственным стандартом
дошкольного образования, проблема развитие эмоциональной отзывчивости
детей дошкольного возраста в совместной деятельности является актуальной
и занимает большое место в научных исследования психологов и педагогов.
Изучением данной проблемы занимался ряд ученых: В.С. Вербовская (10),
А.В. Запорожец (38), А.Д. Кошелева (34), М.С. Лисина (39.) Я.3. Неверович
(43), Л.П. Стрелкова (52) и др.
Проанализировав имеющиеся точки зрения исследователей по данной
проблеме, мы сформулировали свое определение эмоциональной отзывчивости детей. Так под эмоциональной отзывчивостью дошкольников, мы понимаем, способность ребенка проявлять эмоциональную реакцию и откликаться
на состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать другим людям,
понимать их внутреннее состояние.
Анализ современных образовательных программ позволил нам выявить основные особенности развития эмоциональной отзывчивости дошкольников: умение откликаться на события, явления окружающей действительности; способность сопереживать окружающим людям, животным; соотносить факты с жизненным опытом; эмоциональный отклик на боль другого
человека или живого существа. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников оказывает глубокое воздействие на становление таких качеств,
как чуткость, гуманность, доброта и т.д.
В ходе практической части исследования была проведена экспериментальная работа, по развитию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.
Для этого были созданы контрольная и экспериментальная группа, на
базе двух детских садов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9
г.Алексеевка Белгородской области» и МБДОУ «Борисовский детский сад
«Солнышко» Волоконовского района Белгородской области». Определены71
критерии и показатели развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ними отобраны диагностические
методики.
С помощью диагностического инструментария на констатирующем
этапе эксперимента, мы выявили, что в контрольной и экспериментальной
группе уровень развития эмоциональной отзывчивости находится на среднем
уровне, незначительно отличаясь друг от друга.
С целью развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного
возраста в совместной деятельности, была разработана программа «Как прекрасен этот мир!». Для достижения цели и задач работы в соответствии с
данной программой была разработана модель развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.
Модель представлена компонентами эмоциональной отзывчивости:
мотивационный, социально-коммуникативный, когнитивный, поведенческий
и оценочно-рефлексивный.
Подготовительный этап программы включает в себя мотивационный
и социально-коммуникативный компоненты. На данном этапе используются
следующие формы работ: игровая психогимнастика, игровые импровизации,
игры-имитации, психогимнастические упражнения, игровые и музыкальные
этюды и т. д.
Основной этап реализации программы включает в себя познавательный и поведенческий компонент. Задача основного этапа программы: познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением,
грустью, гневом, страхом, стыдом; знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других
людей.
Основной этап реализуется через организацию игровой образовательной деятельности дошкольников, которая распределена по основным разделам «Общение без слов», «Внимание друг к другу», «Общие переживания»,72
«Взаимопомощь в игре», «Добрые слова и пожелания», «Помощь в совместной деятельности» (Приложение 9).
Оценночно-рефлексивный этап нашел отражение в заключительном
этапе программы. Цель этапа: совершенствовать способность детей управлять своими чувствами, обучая приемам регуляции и саморегуляции, анализировать причины различных настроений.
На данном этапе, использовались методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей (Приложение 11), самомассаж и взаимомассаж и др.
В программе «Как прекрасен этот мир!» большое внимание уделяется
работе с родителями, разработан план работы с родителями (Приложение
12). Таким образом, сложилась целостная система работы с родителями по
данной проблеме.
После проведения формирующего этапа эксперимента дети экспериментальной группы достигли по отношению к исходному уровню более высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости, а у детей контрольной
группы он остался прежним.
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента была выявлена динамика развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, высокий уровень увеличился на 16,7% (2 ребенка), средний уровень также увеличился на
16,7% (2 ребенка), низкий уровень снизился на 33,4% (4 ребенка).
Полученные результаты экспериментальной работы являются основанием для оценки эффективности проделанной нами работы и позволяют сделать вывод о том, что действительно, реализация предполагаемых в гипотезе
условий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ