Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Состояние физического развития и физической подготовленности детей групп начальной подготовки, занимающихся в ДЮСШ

Работа №68499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы98
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Определения, обозначение и сокращения 8
Введение 9
1 Обзор литературных источников 12
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 12
1.1.1 Особенности физического развития младших школьников 12
1.1.2 Психологические особенности развития младших школьников 14
1.1.3 Развитие двигательных качеств младших школьников 17
1.2 Характеристика видов спорта 22
1.3 Стандарты спортивной подготовки для групп начальной подготовки.... 25
1.4 Медико-биологическое сопровождение детей на этапе начальной
подготовки
1.4.1 Углубленное медицинское обследование на начальном этапе
подготовки
1.4.2 Оценка влияния физических упражнений на организм младших
школьников
2 Организация, объем и методы исследования 34
2.1 Организация и объем и методы исследования 34
2.2 Методы исследования 35
2.2.1 Анализ научно-методической литературы 35
2.2.2 Метод антропометрических исследований 35
2.2.3 Метод функциональных исследований 39
2.2.4 Оценка физической подготовленности 41
2.2.5 Статистические методы обработки результатов исследования 45
3 Результаты исследования и их обсуждения 47
3.1 Оценка морфофункциональных показателей юных спортсменов 7-10 47
лет на этапе начальной подготовки
3.1.1 Оценка антропометрических показателей 47
3.1.2 Оценка силы мышц кисти юных спортсменов 57
3.1.3 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой
системы организма юных спортсменов 61
3.2 Оценка показателей общей физической подготовленности 67
Заключение 85
Выводы 88
Список используемых источников 91
Приложение А Комплекс упражнений на развитие координационных способностей

Подготовка спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений политики Министерства спорта Российской Федерации. Подготовка спортивного резерва, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является одной из стратегических задач для достижения национальной цели по направлению «демография» [5, 7]. В 2013 году спортивным школам был дан инструментарий для реализации различных программ, в зависимости от целей и задач, которые ставит учредитель перед организацией. Минспортом России утвержден и реализуется План по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа — организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР). Основной целью подготовки спортивного резерва в современных социально-экономических условиях является — вовлечение оптимального числа юношей и девушек в интенсивные регулярные занятия физической культурой и спортом, отбор и подготовка наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня для пополнения спортивных сборных команд России. Проанализировав структуру учреждений, сравнительный анализ организаций, осуществляющих спортивную подготовку, можно сделать вывод о том, что больше 50 % учреждений не перешли на программу спортивной подготовки [7, 18]. В Архангельской области этот вопрос стоит остро, и город Новодвинск не исключение. С 1 января 2020 года муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» переходит из учреждений дополнительного образования в учреждение, осуществляющее спортивную подготовку. В этой связи медико-биологическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов является значимым фактором, влияющим на достижение высокого уровня результативности в спорте и сохранения здоровья детей. Именно поэтому анализ и учет показателей физического развития, спортивной подготовленности и функционального состояния имеет важное значение при планировании учебно-тренировочного процесса для достижения оптимальных спортивных результатов. Анализ научно-методической литературы выявил достаточную заинтересованность современных авторов в области данной проблемы. Спортивная подготовка сегодня является очень востребованной услугой среди детей и подростков, и расширение спектра организаций, реализующих эти программы, позволит увеличить охват детей, занимающихся спортом на постоянной основе, особенно на этапе начальной подготовки [5]. В настоящее время на первый план выходит решение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва - и одна из них: научно-методическое, медицинское и медико-биологическое обеспечение подготовки спортивного резерва с привлечением научного, интеллектуального потенциала России, в том числе на основе кластерного взаимодействия заинтересованных ведомств и организаций [5, 7]. Наиболее оптимальный и оправданный баланс соотношения детей, подростков и молодежи в системе подготовки спортивного резерва России (СПСР) - наличие максимального числа лиц, задействованных в оздоровительном и массовом спорте, оптимального числа лиц, вовлеченных в углубленную тренировку, минимального - в спорт высших достижений, соответствующих целям и задачам подготовки резерва сборной команды страны. Научные работники должны обращать большее внимание на разработку научно обоснованных методов отбора и подготовку резерва в спорте [3]. Развитие медико-биологического направления диагностики и управления работоспособностью, скоростью пост нагрузочного восстановления является приоритетной задачей не только в сфере обеспечения спорта высших достижений, но также во всей сфере спортивной подготовки [6].
Учитывая вышесказанное, выбранная тема исследования достаточно актуальна.
Цель исследования - оценить динамику морфофункционального состояния и физической подготовленности мальчиков 7-10 лет, занимающихся в спортивной школе на этапе начальной подготовки.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты медико-биологического сопровождения детей 7-10 лет, занимающихся на этапе начальной подготовки в спортивной школе;
2. Оценить морфофункциональные показатели мальчиков 7-10 лет в динамике годичного учебно-тренировочного цикла;
Выявить и проанализировать динамику физической подготовленности юных спортсменов.
Объектом исследования является тренировочный процесс юных спортсменов 7-10 лет.
Предметом исследования являются динамические изменения морфологических показателей, функционального состояния и уровня физической подготовленности.
Гипотеза исследования (рабочая):
1. Предполагается, что в спортивной школе в процессе занятий происходят положительные динамические изменения в деятельности функциональных систем организма и физической подготовленности детей, занимающихся на отделениях хоккея, лыжных гонок и спортивной борьбы, у шахматистов изменения остаются на уровне естественного роста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Медико-биологическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов является значимым фактором, влияющим на достижение высокого уровня результативности в спорте и сохранения здоровья детей. В особенности это актуально при переходе спортивных школ от Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации на рельсы спортивной подготовки. Именно поэтому анализ и учет показателей физического развития, спортивной подготовленности и функционального состояния имеет большое значение при планировании учебно-тренировочного процесса для достижения оптимальных спортивных результатов.
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» города Новодвинска, Архангельской области (сокращено МОУ ДО «ДЮСШ»). Участниками исследования стали мальчики в количестве 48 человек, имеющие возраст по состоянию на начало исследования от 7 до 10 лет.
Исследование включало два этапа - теоретический и эмпирический. На теоретическом этапе выполнен подбор научно-методической литературы, подобраны оптимальные методы исследования. На эмпирическом этапе измерены антропометрические показатели физического развития, функциональные показатели и проведены двигательные тесты, выполнен анализ полученных данных. Эмпирический этап включал 2 среза исследования, соответствующие началу и окончанию годичного учебно-тренировочного цикла юных спортсменов.
В работе использованы методы теоретического анализа и обобщения, библиографический метод поиска и изучения научно-методической литературы.
Тематика исследования охватывала анализ антропометрических и функциональных показателей, а также уровня общей физической подготовленности мальчиков, занимающихся в спортивной школе на этапе начальной подготовки в динамике годичного учебно-тренировочного цикла. На основании антропометрических показателей сделана оценка текущего физического развития. Определено функциональное состояние и выполнено сравнение уровня физической подготовленности с нормами ГТО. Оценены темпы прироста показателей, сравнение различий выполнено методом критерия Стьюдента.
Анализ антропометрических показателей характеризует морфологический статус юных спортсменов, соответствующий возрасту. На основании центильного метода и показателя ИМТ физическое развитие испытуемых является гармоничным. В динамике учебно-тренировочного года произошли достоверные положительные изменения в показателях ростовых и обхватных размеров за счет естественного роста и естественной двигательной активности и являются следствием нормальных возрастных анатомо-физиологических процессов, на которые дополнительные занятия спортом оказывают лишь косвенное влияние. Весовые же параметры и размах грудной клетки хоккеистов и лыжников свидетельствуют о благоприятном влиянии спортивной подготовки на физическое развитие.
Показатели динамометрии кисти рук и силового индекса борцов свидетельствуют о целенаправленной систематической работе по развитию силовых способностей спортсменов, у шахматистов согласно возрастным изменениям и естественным изменением морфофункционального состояния. У представителей хоккея и лыжных гонок показатель силового индекса показывает недостаточную и не систематическую работу по развитию силовых способностей кистей рук.
На развитие сердечно-сосудистой системы влияет не только общее функциональное состояние, но экология и климат. Адаптированные для здоровых детей районов Крайнего Севера должные возрастные нормы использовали с учетом климатогеографического влияния и многолетних исследований А. В. Грибанова и др. Отсутствие достоверной динамики и не удовлетворительные темпы прироста показателей свидетельствует о том, что дополнительные занятия спортом оказывают лишь косвенное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. И говорят об отсутствии патологии и нормальном физиологическом процессе роста детей.
Показатели физической подготовленности, основополагающие для юных спортсменов в конкретном виде спорта, на протяжении годичного цикла исследования имеют положительные темпы прироста по всем проведенным тестам хоккеистов и лыжников. Данный результат закономерно объясняется тренированностью всех систем организма в процессе занятий на начальном этапе спортивной подготовки.
Основополагающие для борцов показатели физической подготовленности проявили себя следующим образом: показатель развития силы, скоростно-силовых способностей и выносливости мышц брюшного пресса показали отличные и хорошие темпы прироста и золотые знаки отличия нормативов ГТО, что свидетельствует о целенаправленном развитии данных физических качеств в учебно-тренировочном процессе. Показатели выносливости и скоростных способностей выявили удовлетворительные темпы прироста, что говорит о развитии этих приоритетных качеств за счет возрастных изменений и естественной двигательной активности. Однако результат итоговых тестов соответствуют серебряному знаку отличия нормативов ГТО.
Почти по всем тестам хоккеистов и лыжников мы констатируем наличие достоверных различий, оцененных на основании критерия Стьюдента, что свидетельствует о существенном влиянии учебно-тренировочного процесса в развитие физических качеств в годичном макроцикле.
Таким образом, итоги проделанной работы позволяют предполагать, что систематические занятия хоккеем, лыжными гонками, спортивной борьбой оказали положительное влияние на развитие функциональных систем организма и физической подготовленности юных спортсменов 7-10 лет. А систематические занятия шахматами не оказывают влияния на развитие физической подготовленности детей.
По итогам исследования подтверждена выдвинутая гипотеза о наличии достоверных положительных изменений в деятельности функциональных систем организма и физической подготовленности детей, занимающихся на отделениях хоккея и лыжных гонок, спортивной борьбы, у шахматистов изменения остаются на уровне естественного роста.


1 Акопян, А.О. Федеральные стандарты спортивной подготовки -
нормативы физической подготовленности на этапе начальной подготовки в видах единоборств [Электронный ресурс] / А.О. Акопян, А.Н. Волков., Б.Н. Шустин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: науч. электрон. журн. -2015. - № 7 (125). - С. 10-15. - Электрон. журн. Режим доступа: http://lesgaft-
notes.spb.ru/ru/node/7736/свободный (дата обращения: 21.06.2019). - Загл. с экрана.
2 Алифиров, А.И. Шахматная игра как средство развития психологических качеств студентов [Текст] / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.В. Зарывкина // Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Часть IV. М.: «АРКонсалт», 2015 г. - С. 10.
3 Бауэр, В.Г. Основные проблемы подготовки спортивного резерва в
России [Электронный ресурс] / В.Г. Бауэр // Вестник спортивной науки. электрон. журн. -01.11.2014. - С. 9. - Электрон. журн. Режим доступа:
http://sportfiction.ru/articles/osnovnye-problemy-podgotovki-sportivnogo-rezerva-v-rossii/свободный (дата обращения: 17.11.2019). - Загл. с экрана.
4 Воробьев, В.А. Основные научно-методические направления
модернизации программ многолетней подготовки юных борцов [Электронный ресурс] / В.А. Воробьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: науч. электрон. журн. -2009. - № 10 (56). - С. 57-63. - Электрон. журн. Режим доступа: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/2683/свободный (дата обращения: 21.06.2019). -
Загл. с экрана.
5 Вырупаев, В.К. Актуальные вопросы формирования системы
подготовки резерва в Российской Федерации [Электронный ресурс] / В.К. Вырупаев, Д.П. Антонов, Н.А. Титова, Б.Н. Найданов // Наука и спорт: современные тенденции. : науч. электрон. журн. -2018. - № 3 (Том 20). - С. 47-52. - Электрон. журн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-formirovaniya- sistemy-
podgotovki-sportivnogo-rezerva-v-rossiyskoy-federatsii/viewer/свободный (дата
обращения: 27.06.2019). - Загл. с экрана.
6 Вырупаев, В.К. Анализ состояния медико-биологического обеспечения
подготовки спортивного резерва [Электронный ресурс] / В.К. Вырупаев, А.Ю. Лапин, Н.А. Титова, В.А. Курашвили // Наука и спорт: современные тенденции.: науч. электрон. журн. -2018. - № 4 (Том 21). - С. 11-18 - Электрон. журн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nyanaliz-sostoyaniya-mediko-biologicheskogo-
obespecheniya-podgotovki-sportivnogo-rezerva/viewer/свободный (дата обращения: 27.06.2019). - Загл. с экрана.
7 Вырупаев, В.К. Основные направления государственной политики по
модернизации спортивной подготовки резерва [Электронный ресурс] / В.К. Вырупаев // Актуальные вопросы модернизации спортивной подготовки резерва: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 03.12.2015. г.
Москва - Режим доступа: https://www.minsport.gov/ru/sport/podgotovka82/27941/свободный (дата обращения: 27.06.2019). - Загл. с экрана.
8 Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст]: учебное пособие / А.А. Гужаловский - Минск: Нар. асвета, 1978. - 88 с.
9 Гнездилов, Г. В. Возрастная психология и психология развития [Текст]: учебное пособие / Г. В. Гнездилов, Е. А. Кокорева, А. Б. Курдюмов; Современная гуманитарная академия - Москва: СГУ, 2013. - 204 с.
10 Грибанов, А. В. Кровообращение и дыхание у школьников в циркумполярных условиях [Текст]: монография / А. В. Грибанов, А. Б. Гудков; Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова - Архангельск: САФУ, 2016. - 270 с.
11 Дегтева, Г. Н. Физическое развитие детей и подростков от 0 до 18 лет, Архангельская область [Текст] / Г. Н. Дегтева [и др.] // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сб. мат-лов (выпуск VI) / М.: Издательство «ПедиатрЪ»; под ред. акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В. Р. Кучмы. - Москва, 2013. - 88 с.
12 Ермоленко, Е. К. Возрастная морфология [Текст]: учебник / Е. К. Ермоленко - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 464 с.
13 Капилевич, Л.В. Возрастная морфология [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Капилевич, А.В. Кабачкова, Е.Ю. Дьякова; Томский государственный университет. - Томск: ТГУ, 2009. - 207 с.
14 Костюнина, Л.И Особенности проявления типологических свойств нервной системы легкоатлетов - спринтеров [Электронный ресурс] / Л.И. Костюнина, Л.А. Кирьянова, Е.А. Анисимова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: науч. электрон. журн. -2010. - № 5 (63). - С. 10-15. - Электрон. журн. Режим доступа: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/3321/свободный (дата обращения: 01.12.2019). - Загл. с экрана.
15 Кучма, В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации [Текст] / Кучма, В.Р. // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сб. мат-лов (выпуск IV) / М.: Издательство «ПедиатрЪ»; под ред. акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В. Р. Кучмы. - Москва, 2013. 192 с.
16 Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст]: методические указания / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
17 Макарова, Г.А. Спортивная медицина [Текст]: учебник. / Г.А. Макарова; - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.
18 Малинина, Е. М. Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] / Е. М. Малинина // Молодой ученый: науч. электрон. журн. -2018. - № 49. - С. 367-370. - Электрон. журн. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/235/54494/свободный (дата обращения: 17.11.2019). - Загл. с экрана.
19 Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Л.П. Матвеев. — Москва: Физкультура и Спорт: СпортАкадемПресс, 2008.
- 542 с.
20 Минченкова, Н.В. Подход к определению предрасположенности спортсмена к занятиям хоккеем [Электронный ресурс] / Н.В. Минченкова, И.В. Овечкина // Сибирский педагогический журнал: науч. электрон. журн. -2009. - № 10
- С. 51-58. - Электрон. журн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7podhod- k-opredeleniyu-predraspolozhennosti-sportsmena-k-zanyatiyam-hokkeem/свободный (дата обращения: 28.06.2019). - Загл. с экрана.
21 Наумова, Л. В. Роль повышения уровня физической подготовленности младших школьников в совершенствовании двигательных функций [Текст] / Л. В. Наумова // Физическая культура в школе. - 2016. - № 2. - С. 14-17
22 Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 208 с.
23 Официальный сайт: Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gto-site.ru/normy-dlya-shkolnikov/, свободный (дата обращения: 19.06.2018). Загл. с экрана.
24 Официальный сайт: Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения «Центр медицинской профилактики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.med-prof.ru/sm131.html, свободный (дата обращения 14.06.2019) Загл. с экрана.
25 Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.
26 Плохой, В.Н. Подготовка юных лыжников-гонщиков [Текст]: научно-методический пособие. / В.Н. Плохой. - Москва: Спорт, 2016. - 184 с.
27 Российская Федерация. Приказы. “О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку..." [Электронный ресурс]: приказ от 01.03.2016 г., № 134Н. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71327708//, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 30.11.18). - Загл. с экрана.
28 Российская Федерация. Приказы. “Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта “лыжные гонки" [Электронный ресурс]: приказ от 20.03.2019 г., № 250. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71777344/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 30.11.18). - Загл. с экрана.
29 Российская Федерация. Приказы. “Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта “ спортивная борьба “ [Электронный ресурс]: приказ от 27.03.2013 г., № 145. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70397756/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 30.11.18). - Загл. с экрана.
30 Российская Федерация. Приказы. “Об утверждении федерального
стандарта спортивной подготовки по виду спорта “шахматы“ [Электронный ресурс]: приказ от 12.10.2015 г., № 930. - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/71237812/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 30.11.18). - Загл. с экрана.
31 Российская Федерация. Приказы. “Об утверждении федерального
стандарта спортивной подготовки по виду спорта “хоккей“ [Электронный ресурс]: приказ от 15.05.2019 г., № 373. - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/72245194/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 20.06.18). - Загл. с экрана.
32 Спортивная морфология [Текст]: учебное пособие / По ред. М. М. Радько - Черновцы: Книги - XXI, 2005. - 196 с.
33 Степанова, Н.А. Динамика личностного развития младших школьников [Текст] / Н.А. Степанова // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2010. - № 2. - С. 89-93.
34 Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры [Текст]: учебник / Ю. М. Макаров [и др.]; М.: Академия, Сер.Бакалавр, 2014. - 272 с.
35 Трофимов, О. Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста [Текст] / О. Н. Трофимов // Ярославский педагогический вестник, том II (Психолого-педагогические науки). - 2011. - № 3 - С. 114-118.
36 Усаков, В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] / В.И Усаков. // Вестник Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, изд-во КГПИ. - 2011. - 316 с.
37 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебно-метод. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов; Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
38 Черноземов, В. Г. Методы физиологического исследования [Текст]: учебно-метод. пособие / В. Г. Черноземов, Н. В. Афанасенкова, И. А. Варенцова; Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова - Архангельск, 2017. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ