Состояние физического развития и физической подготовленности детей групп начальной подготовки, занимающихся в ДЮСШ
|
Определения, обозначение и сокращения 8
Введение 9
1 Обзор литературных источников 12
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 12
1.1.1 Особенности физического развития младших школьников 12
1.1.2 Психологические особенности развития младших школьников 14
1.1.3 Развитие двигательных качеств младших школьников 17
1.2 Характеристика видов спорта 22
1.3 Стандарты спортивной подготовки для групп начальной подготовки.... 25
1.4 Медико-биологическое сопровождение детей на этапе начальной
подготовки
1.4.1 Углубленное медицинское обследование на начальном этапе
подготовки
1.4.2 Оценка влияния физических упражнений на организм младших
школьников
2 Организация, объем и методы исследования 34
2.1 Организация и объем и методы исследования 34
2.2 Методы исследования 35
2.2.1 Анализ научно-методической литературы 35
2.2.2 Метод антропометрических исследований 35
2.2.3 Метод функциональных исследований 39
2.2.4 Оценка физической подготовленности 41
2.2.5 Статистические методы обработки результатов исследования 45
3 Результаты исследования и их обсуждения 47
3.1 Оценка морфофункциональных показателей юных спортсменов 7-10 47
лет на этапе начальной подготовки
3.1.1 Оценка антропометрических показателей 47
3.1.2 Оценка силы мышц кисти юных спортсменов 57
3.1.3 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой
системы организма юных спортсменов 61
3.2 Оценка показателей общей физической подготовленности 67
Заключение 85
Выводы 88
Список используемых источников 91
Приложение А Комплекс упражнений на развитие координационных способностей
Введение 9
1 Обзор литературных источников 12
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 12
1.1.1 Особенности физического развития младших школьников 12
1.1.2 Психологические особенности развития младших школьников 14
1.1.3 Развитие двигательных качеств младших школьников 17
1.2 Характеристика видов спорта 22
1.3 Стандарты спортивной подготовки для групп начальной подготовки.... 25
1.4 Медико-биологическое сопровождение детей на этапе начальной
подготовки
1.4.1 Углубленное медицинское обследование на начальном этапе
подготовки
1.4.2 Оценка влияния физических упражнений на организм младших
школьников
2 Организация, объем и методы исследования 34
2.1 Организация и объем и методы исследования 34
2.2 Методы исследования 35
2.2.1 Анализ научно-методической литературы 35
2.2.2 Метод антропометрических исследований 35
2.2.3 Метод функциональных исследований 39
2.2.4 Оценка физической подготовленности 41
2.2.5 Статистические методы обработки результатов исследования 45
3 Результаты исследования и их обсуждения 47
3.1 Оценка морфофункциональных показателей юных спортсменов 7-10 47
лет на этапе начальной подготовки
3.1.1 Оценка антропометрических показателей 47
3.1.2 Оценка силы мышц кисти юных спортсменов 57
3.1.3 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой
системы организма юных спортсменов 61
3.2 Оценка показателей общей физической подготовленности 67
Заключение 85
Выводы 88
Список используемых источников 91
Приложение А Комплекс упражнений на развитие координационных способностей
Подготовка спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений политики Министерства спорта Российской Федерации. Подготовка спортивного резерва, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является одной из стратегических задач для достижения национальной цели по направлению «демография» [5, 7]. В 2013 году спортивным школам был дан инструментарий для реализации различных программ, в зависимости от целей и задач, которые ставит учредитель перед организацией. Минспортом России утвержден и реализуется План по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа — организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР). Основной целью подготовки спортивного резерва в современных социально-экономических условиях является — вовлечение оптимального числа юношей и девушек в интенсивные регулярные занятия физической культурой и спортом, отбор и подготовка наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня для пополнения спортивных сборных команд России. Проанализировав структуру учреждений, сравнительный анализ организаций, осуществляющих спортивную подготовку, можно сделать вывод о том, что больше 50 % учреждений не перешли на программу спортивной подготовки [7, 18]. В Архангельской области этот вопрос стоит остро, и город Новодвинск не исключение. С 1 января 2020 года муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» переходит из учреждений дополнительного образования в учреждение, осуществляющее спортивную подготовку. В этой связи медико-биологическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов является значимым фактором, влияющим на достижение высокого уровня результативности в спорте и сохранения здоровья детей. Именно поэтому анализ и учет показателей физического развития, спортивной подготовленности и функционального состояния имеет важное значение при планировании учебно-тренировочного процесса для достижения оптимальных спортивных результатов. Анализ научно-методической литературы выявил достаточную заинтересованность современных авторов в области данной проблемы. Спортивная подготовка сегодня является очень востребованной услугой среди детей и подростков, и расширение спектра организаций, реализующих эти программы, позволит увеличить охват детей, занимающихся спортом на постоянной основе, особенно на этапе начальной подготовки [5]. В настоящее время на первый план выходит решение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва - и одна из них: научно-методическое, медицинское и медико-биологическое обеспечение подготовки спортивного резерва с привлечением научного, интеллектуального потенциала России, в том числе на основе кластерного взаимодействия заинтересованных ведомств и организаций [5, 7]. Наиболее оптимальный и оправданный баланс соотношения детей, подростков и молодежи в системе подготовки спортивного резерва России (СПСР) - наличие максимального числа лиц, задействованных в оздоровительном и массовом спорте, оптимального числа лиц, вовлеченных в углубленную тренировку, минимального - в спорт высших достижений, соответствующих целям и задачам подготовки резерва сборной команды страны. Научные работники должны обращать большее внимание на разработку научно обоснованных методов отбора и подготовку резерва в спорте [3]. Развитие медико-биологического направления диагностики и управления работоспособностью, скоростью пост нагрузочного восстановления является приоритетной задачей не только в сфере обеспечения спорта высших достижений, но также во всей сфере спортивной подготовки [6].
Учитывая вышесказанное, выбранная тема исследования достаточно актуальна.
Цель исследования - оценить динамику морфофункционального состояния и физической подготовленности мальчиков 7-10 лет, занимающихся в спортивной школе на этапе начальной подготовки.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты медико-биологического сопровождения детей 7-10 лет, занимающихся на этапе начальной подготовки в спортивной школе;
2. Оценить морфофункциональные показатели мальчиков 7-10 лет в динамике годичного учебно-тренировочного цикла;
Выявить и проанализировать динамику физической подготовленности юных спортсменов.
Объектом исследования является тренировочный процесс юных спортсменов 7-10 лет.
Предметом исследования являются динамические изменения морфологических показателей, функционального состояния и уровня физической подготовленности.
Гипотеза исследования (рабочая):
1. Предполагается, что в спортивной школе в процессе занятий происходят положительные динамические изменения в деятельности функциональных систем организма и физической подготовленности детей, занимающихся на отделениях хоккея, лыжных гонок и спортивной борьбы, у шахматистов изменения остаются на уровне естественного роста.
Учитывая вышесказанное, выбранная тема исследования достаточно актуальна.
Цель исследования - оценить динамику морфофункционального состояния и физической подготовленности мальчиков 7-10 лет, занимающихся в спортивной школе на этапе начальной подготовки.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты медико-биологического сопровождения детей 7-10 лет, занимающихся на этапе начальной подготовки в спортивной школе;
2. Оценить морфофункциональные показатели мальчиков 7-10 лет в динамике годичного учебно-тренировочного цикла;
Выявить и проанализировать динамику физической подготовленности юных спортсменов.
Объектом исследования является тренировочный процесс юных спортсменов 7-10 лет.
Предметом исследования являются динамические изменения морфологических показателей, функционального состояния и уровня физической подготовленности.
Гипотеза исследования (рабочая):
1. Предполагается, что в спортивной школе в процессе занятий происходят положительные динамические изменения в деятельности функциональных систем организма и физической подготовленности детей, занимающихся на отделениях хоккея, лыжных гонок и спортивной борьбы, у шахматистов изменения остаются на уровне естественного роста.
Медико-биологическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов является значимым фактором, влияющим на достижение высокого уровня результативности в спорте и сохранения здоровья детей. В особенности это актуально при переходе спортивных школ от Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации на рельсы спортивной подготовки. Именно поэтому анализ и учет показателей физического развития, спортивной подготовленности и функционального состояния имеет большое значение при планировании учебно-тренировочного процесса для достижения оптимальных спортивных результатов.
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» города Новодвинска, Архангельской области (сокращено МОУ ДО «ДЮСШ»). Участниками исследования стали мальчики в количестве 48 человек, имеющие возраст по состоянию на начало исследования от 7 до 10 лет.
Исследование включало два этапа - теоретический и эмпирический. На теоретическом этапе выполнен подбор научно-методической литературы, подобраны оптимальные методы исследования. На эмпирическом этапе измерены антропометрические показатели физического развития, функциональные показатели и проведены двигательные тесты, выполнен анализ полученных данных. Эмпирический этап включал 2 среза исследования, соответствующие началу и окончанию годичного учебно-тренировочного цикла юных спортсменов.
В работе использованы методы теоретического анализа и обобщения, библиографический метод поиска и изучения научно-методической литературы.
Тематика исследования охватывала анализ антропометрических и функциональных показателей, а также уровня общей физической подготовленности мальчиков, занимающихся в спортивной школе на этапе начальной подготовки в динамике годичного учебно-тренировочного цикла. На основании антропометрических показателей сделана оценка текущего физического развития. Определено функциональное состояние и выполнено сравнение уровня физической подготовленности с нормами ГТО. Оценены темпы прироста показателей, сравнение различий выполнено методом критерия Стьюдента.
Анализ антропометрических показателей характеризует морфологический статус юных спортсменов, соответствующий возрасту. На основании центильного метода и показателя ИМТ физическое развитие испытуемых является гармоничным. В динамике учебно-тренировочного года произошли достоверные положительные изменения в показателях ростовых и обхватных размеров за счет естественного роста и естественной двигательной активности и являются следствием нормальных возрастных анатомо-физиологических процессов, на которые дополнительные занятия спортом оказывают лишь косвенное влияние. Весовые же параметры и размах грудной клетки хоккеистов и лыжников свидетельствуют о благоприятном влиянии спортивной подготовки на физическое развитие.
Показатели динамометрии кисти рук и силового индекса борцов свидетельствуют о целенаправленной систематической работе по развитию силовых способностей спортсменов, у шахматистов согласно возрастным изменениям и естественным изменением морфофункционального состояния. У представителей хоккея и лыжных гонок показатель силового индекса показывает недостаточную и не систематическую работу по развитию силовых способностей кистей рук.
На развитие сердечно-сосудистой системы влияет не только общее функциональное состояние, но экология и климат. Адаптированные для здоровых детей районов Крайнего Севера должные возрастные нормы использовали с учетом климатогеографического влияния и многолетних исследований А. В. Грибанова и др. Отсутствие достоверной динамики и не удовлетворительные темпы прироста показателей свидетельствует о том, что дополнительные занятия спортом оказывают лишь косвенное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. И говорят об отсутствии патологии и нормальном физиологическом процессе роста детей.
Показатели физической подготовленности, основополагающие для юных спортсменов в конкретном виде спорта, на протяжении годичного цикла исследования имеют положительные темпы прироста по всем проведенным тестам хоккеистов и лыжников. Данный результат закономерно объясняется тренированностью всех систем организма в процессе занятий на начальном этапе спортивной подготовки.
Основополагающие для борцов показатели физической подготовленности проявили себя следующим образом: показатель развития силы, скоростно-силовых способностей и выносливости мышц брюшного пресса показали отличные и хорошие темпы прироста и золотые знаки отличия нормативов ГТО, что свидетельствует о целенаправленном развитии данных физических качеств в учебно-тренировочном процессе. Показатели выносливости и скоростных способностей выявили удовлетворительные темпы прироста, что говорит о развитии этих приоритетных качеств за счет возрастных изменений и естественной двигательной активности. Однако результат итоговых тестов соответствуют серебряному знаку отличия нормативов ГТО.
Почти по всем тестам хоккеистов и лыжников мы констатируем наличие достоверных различий, оцененных на основании критерия Стьюдента, что свидетельствует о существенном влиянии учебно-тренировочного процесса в развитие физических качеств в годичном макроцикле.
Таким образом, итоги проделанной работы позволяют предполагать, что систематические занятия хоккеем, лыжными гонками, спортивной борьбой оказали положительное влияние на развитие функциональных систем организма и физической подготовленности юных спортсменов 7-10 лет. А систематические занятия шахматами не оказывают влияния на развитие физической подготовленности детей.
По итогам исследования подтверждена выдвинутая гипотеза о наличии достоверных положительных изменений в деятельности функциональных систем организма и физической подготовленности детей, занимающихся на отделениях хоккея и лыжных гонок, спортивной борьбы, у шахматистов изменения остаются на уровне естественного роста.
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» города Новодвинска, Архангельской области (сокращено МОУ ДО «ДЮСШ»). Участниками исследования стали мальчики в количестве 48 человек, имеющие возраст по состоянию на начало исследования от 7 до 10 лет.
Исследование включало два этапа - теоретический и эмпирический. На теоретическом этапе выполнен подбор научно-методической литературы, подобраны оптимальные методы исследования. На эмпирическом этапе измерены антропометрические показатели физического развития, функциональные показатели и проведены двигательные тесты, выполнен анализ полученных данных. Эмпирический этап включал 2 среза исследования, соответствующие началу и окончанию годичного учебно-тренировочного цикла юных спортсменов.
В работе использованы методы теоретического анализа и обобщения, библиографический метод поиска и изучения научно-методической литературы.
Тематика исследования охватывала анализ антропометрических и функциональных показателей, а также уровня общей физической подготовленности мальчиков, занимающихся в спортивной школе на этапе начальной подготовки в динамике годичного учебно-тренировочного цикла. На основании антропометрических показателей сделана оценка текущего физического развития. Определено функциональное состояние и выполнено сравнение уровня физической подготовленности с нормами ГТО. Оценены темпы прироста показателей, сравнение различий выполнено методом критерия Стьюдента.
Анализ антропометрических показателей характеризует морфологический статус юных спортсменов, соответствующий возрасту. На основании центильного метода и показателя ИМТ физическое развитие испытуемых является гармоничным. В динамике учебно-тренировочного года произошли достоверные положительные изменения в показателях ростовых и обхватных размеров за счет естественного роста и естественной двигательной активности и являются следствием нормальных возрастных анатомо-физиологических процессов, на которые дополнительные занятия спортом оказывают лишь косвенное влияние. Весовые же параметры и размах грудной клетки хоккеистов и лыжников свидетельствуют о благоприятном влиянии спортивной подготовки на физическое развитие.
Показатели динамометрии кисти рук и силового индекса борцов свидетельствуют о целенаправленной систематической работе по развитию силовых способностей спортсменов, у шахматистов согласно возрастным изменениям и естественным изменением морфофункционального состояния. У представителей хоккея и лыжных гонок показатель силового индекса показывает недостаточную и не систематическую работу по развитию силовых способностей кистей рук.
На развитие сердечно-сосудистой системы влияет не только общее функциональное состояние, но экология и климат. Адаптированные для здоровых детей районов Крайнего Севера должные возрастные нормы использовали с учетом климатогеографического влияния и многолетних исследований А. В. Грибанова и др. Отсутствие достоверной динамики и не удовлетворительные темпы прироста показателей свидетельствует о том, что дополнительные занятия спортом оказывают лишь косвенное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. И говорят об отсутствии патологии и нормальном физиологическом процессе роста детей.
Показатели физической подготовленности, основополагающие для юных спортсменов в конкретном виде спорта, на протяжении годичного цикла исследования имеют положительные темпы прироста по всем проведенным тестам хоккеистов и лыжников. Данный результат закономерно объясняется тренированностью всех систем организма в процессе занятий на начальном этапе спортивной подготовки.
Основополагающие для борцов показатели физической подготовленности проявили себя следующим образом: показатель развития силы, скоростно-силовых способностей и выносливости мышц брюшного пресса показали отличные и хорошие темпы прироста и золотые знаки отличия нормативов ГТО, что свидетельствует о целенаправленном развитии данных физических качеств в учебно-тренировочном процессе. Показатели выносливости и скоростных способностей выявили удовлетворительные темпы прироста, что говорит о развитии этих приоритетных качеств за счет возрастных изменений и естественной двигательной активности. Однако результат итоговых тестов соответствуют серебряному знаку отличия нормативов ГТО.
Почти по всем тестам хоккеистов и лыжников мы констатируем наличие достоверных различий, оцененных на основании критерия Стьюдента, что свидетельствует о существенном влиянии учебно-тренировочного процесса в развитие физических качеств в годичном макроцикле.
Таким образом, итоги проделанной работы позволяют предполагать, что систематические занятия хоккеем, лыжными гонками, спортивной борьбой оказали положительное влияние на развитие функциональных систем организма и физической подготовленности юных спортсменов 7-10 лет. А систематические занятия шахматами не оказывают влияния на развитие физической подготовленности детей.
По итогам исследования подтверждена выдвинутая гипотеза о наличии достоверных положительных изменений в деятельности функциональных систем организма и физической подготовленности детей, занимающихся на отделениях хоккея и лыжных гонок, спортивной борьбы, у шахматистов изменения остаются на уровне естественного роста.
Подобные работы
- ОЦЕНКА УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК 14-16 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОННЫМ СПОРТОМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика отбора детей для занятий легкой атлетикой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШАХМАТАМИ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Общая физическая подготовленность детей 10-11 лет, занимающихся спортивным туризмом
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2025 - Совершенствование спортивной подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4570 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФОМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
БОКСОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Дополнительная общеобразовательная программа по пауэрдифтингу для групп начальной подготовки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021



