РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ……………………..
7
1.1. Проблема развития пространственного гнозиса у старших
дошкольников в научных трудах педагогов и психологов ……… 7
1.2. Дидактическая игра как средство развития пространственного
гнозиса у старших дошкольников …………………………….. 20
1.3. Педагогические условия развития пространственного гнозиса
у старших дошкольников средствами дидактических игр……... 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.................................
34
2.1. Определение уровня развития пространственного гнозиса
у старших дошкольников……………………………………………….. 34
2.2. Содержание образовательной работы по развитию пространственного гнозиса у старших дошкольников с использованием дидактических игр………………………………..................................... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………... 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ……………………..
7
1.1. Проблема развития пространственного гнозиса у старших
дошкольников в научных трудах педагогов и психологов ……… 7
1.2. Дидактическая игра как средство развития пространственного
гнозиса у старших дошкольников …………………………….. 20
1.3. Педагогические условия развития пространственного гнозиса
у старших дошкольников средствами дидактических игр……... 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.................................
34
2.1. Определение уровня развития пространственного гнозиса
у старших дошкольников……………………………………………….. 34
2.2. Содержание образовательной работы по развитию пространственного гнозиса у старших дошкольников с использованием дидактических игр………………………………..................................... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………... 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Вместе с тем, они же есть важнейшее и необходимое
условие адаптивного существования, поскольку человек живет и действует в
упорядоченном мире предметов, расположенных относительно друг друга;
явлений, следующих одно за другим; слов, объединенных во фразы и определенным образом расположенных в них; понятий, вмещающих в себя упорядоченные по структуре содержания, и т.д. Теряя пространственные характеристики, то есть лишаясь опор, с помощью которых преимущественно
осуществляется локализация себя в пространстве, человек испытывает чувство тревоги, дискомфорта и неуверенности.
Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и
сенсомоторного развития. Освоение ребенком действий по пространственному анализу и синтезу значимо для последующего обучения счету, письму,
чтению и другим дисциплинам. Разрядное строение числа, графически пространственный образ буквы, вектор направления счетных операций (сложение-вычитание), пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста, безусловно, требуют от ребенка понимания пространственных
соотношений.
При исследовании сформированности пространственного гнозиса у
первоклассников были выявлены неумение анализировать взаимоотношения
объектов, трудности в анализе причинно-следственных и собственновременных отношений (трудности понимания условий задач, включающих в4
себя квазипространственные характеристики, в том числе инвертированные
условия подачи знаний, несоотнесение этих представлений в речи, что ставит
детей в условия, когда становится невозможным формулирование развернутой речи, как устной, так и письменной).
Важность пространственно-временной организации деятельности детей
отмечалось еще в 40-60 г.г. прошлого столетия Б.Г. Ананьевым, И.О. Галкиной, И.С. Якиманской. Вопросами формирования у детей пространственного
гнозиса занимались Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, П.Ф. Лесгафт, А.М.
Леушина, Т.А. Мусейибова, В.П. Новикова, Э. Я. Степаненкова, А.А. Столяр,
М.А. Фидлер и др.
Б.Г. Ананьевым сделан психологический анализ поэтапного развития
пространственных ориентировок у детей разного возраста. Им обосновано,
что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на
чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу. В школьном возрасте
учащиеся ориентируются в пространстве по основным сторонам горизонта.
Т.А. Мусейибова разработала методику обучения детей раннего и дошкольного возрастов пространственным ориентировкам: на себе, от себя, от
любого предмета, на основе словесных указаний.
Э.Я. Степаненкова исследовала развитие пространственных ориентировок в связи с организацией занятий по физической культуре и пешеходных
прогулок.
Проблемы нарушения пространственного гнозиса у дошкольников широко освещены в коррекционной литературе. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго,
И.А. Филатова непосредственно связали нарушение речи детей с нарушениями пространственного гнозиса.
Пространственный гнозис развивается на основе активных движений в
реальном, сложном, многомерном и динамичном пространственном мире с
опорой на схему собственного тела и обязательное взаимодействие всех ор5
ганов чувств. Современному ребенку на этапе дошкольного детства часто
недостает предпосылок для развития пространственного гнозиса, что приводит к отклонениям в функцио-генезе с последующими трудностями в обучении.
Дидактические игры, на наш взгляд, являются одним из наиболее эффективных средств развития пространственного гнозиса у старших дошкольников. Возсожности дидактической игры в развитии пространственного гнозиса изучали О.И. Галкина, Л.Д. Комарова, Т.А. Мусейибова, В.Г. Нечаева,
Н.А. Сенкевич, Э. Я. Степаненкова и др.
Дидактические игры создают игровую мотивацию и положительный
эмоциональный фон. В дидактических играх есть возможность формировать
новые знания, знакомить детей со способами действий, расширять, уточнять
и закреплять знания. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования пространственного гнозиса у детей.
Учитывая значимость развития пространственного гнозиса, проблем с
восприятием пространства даже у детей школьного возраста, и большими
возможностями дошкольного возраста в развитии пространственного гнозиса, мы выбрали тему исследования «Развитие пространственного гнозиса у
старших дошкольников средствами дидактических игр».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
В качестве объекта исследования выступает процесс развития пространственного гнозиса у старших дошкольников.
В качестве предмета исследования - педагогические условия развития
пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр.
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Вместе с тем, они же есть важнейшее и необходимое
условие адаптивного существования, поскольку человек живет и действует в
упорядоченном мире предметов, расположенных относительно друг друга;
явлений, следующих одно за другим; слов, объединенных во фразы и определенным образом расположенных в них; понятий, вмещающих в себя упорядоченные по структуре содержания, и т.д. Теряя пространственные характеристики, то есть лишаясь опор, с помощью которых преимущественно
осуществляется локализация себя в пространстве, человек испытывает чувство тревоги, дискомфорта и неуверенности.
Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и
сенсомоторного развития. Освоение ребенком действий по пространственному анализу и синтезу значимо для последующего обучения счету, письму,
чтению и другим дисциплинам. Разрядное строение числа, графически пространственный образ буквы, вектор направления счетных операций (сложение-вычитание), пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста, безусловно, требуют от ребенка понимания пространственных
соотношений.
При исследовании сформированности пространственного гнозиса у
первоклассников были выявлены неумение анализировать взаимоотношения
объектов, трудности в анализе причинно-следственных и собственновременных отношений (трудности понимания условий задач, включающих в4
себя квазипространственные характеристики, в том числе инвертированные
условия подачи знаний, несоотнесение этих представлений в речи, что ставит
детей в условия, когда становится невозможным формулирование развернутой речи, как устной, так и письменной).
Важность пространственно-временной организации деятельности детей
отмечалось еще в 40-60 г.г. прошлого столетия Б.Г. Ананьевым, И.О. Галкиной, И.С. Якиманской. Вопросами формирования у детей пространственного
гнозиса занимались Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, П.Ф. Лесгафт, А.М.
Леушина, Т.А. Мусейибова, В.П. Новикова, Э. Я. Степаненкова, А.А. Столяр,
М.А. Фидлер и др.
Б.Г. Ананьевым сделан психологический анализ поэтапного развития
пространственных ориентировок у детей разного возраста. Им обосновано,
что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на
чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу. В школьном возрасте
учащиеся ориентируются в пространстве по основным сторонам горизонта.
Т.А. Мусейибова разработала методику обучения детей раннего и дошкольного возрастов пространственным ориентировкам: на себе, от себя, от
любого предмета, на основе словесных указаний.
Э.Я. Степаненкова исследовала развитие пространственных ориентировок в связи с организацией занятий по физической культуре и пешеходных
прогулок.
Проблемы нарушения пространственного гнозиса у дошкольников широко освещены в коррекционной литературе. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго,
И.А. Филатова непосредственно связали нарушение речи детей с нарушениями пространственного гнозиса.
Пространственный гнозис развивается на основе активных движений в
реальном, сложном, многомерном и динамичном пространственном мире с
опорой на схему собственного тела и обязательное взаимодействие всех ор5
ганов чувств. Современному ребенку на этапе дошкольного детства часто
недостает предпосылок для развития пространственного гнозиса, что приводит к отклонениям в функцио-генезе с последующими трудностями в обучении.
Дидактические игры, на наш взгляд, являются одним из наиболее эффективных средств развития пространственного гнозиса у старших дошкольников. Возсожности дидактической игры в развитии пространственного гнозиса изучали О.И. Галкина, Л.Д. Комарова, Т.А. Мусейибова, В.Г. Нечаева,
Н.А. Сенкевич, Э. Я. Степаненкова и др.
Дидактические игры создают игровую мотивацию и положительный
эмоциональный фон. В дидактических играх есть возможность формировать
новые знания, знакомить детей со способами действий, расширять, уточнять
и закреплять знания. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования пространственного гнозиса у детей.
Учитывая значимость развития пространственного гнозиса, проблем с
восприятием пространства даже у детей школьного возраста, и большими
возможностями дошкольного возраста в развитии пространственного гнозиса, мы выбрали тему исследования «Развитие пространственного гнозиса у
старших дошкольников средствами дидактических игр».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
В качестве объекта исследования выступает процесс развития пространственного гнозиса у старших дошкольников.
В качестве предмета исследования - педагогические условия развития
пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр.
Пространственный гнозис (восприятие пространства) определяется как
чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей, их пространственных отношений и движений. К пространственному гнозису также
относят восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела человека.
Пространственный гнозис является одной из наиболее рано проявляющихся, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций. Уже во
внутриутробном периоде развития происходит формирование «темного мышечного чувства». Самые элементарные формы пространственного гнозиса
формируются уже в младенческом возрасте, они основываются на сложных
оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы
я.
К моменту поступления в школу ребѐнок, как правило, уже различает
свои правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно
самого себя.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить
педагогические условия развития пространственного гнозиса средствами дидактических игр: учет уровня развития пространственного гнозиса у дошкольников (уровень овладение пространством собственного тела; уровень
пространственного взаимоотношения внешних объектов и собственного тела;
уровень вербализации пространственных представлений); включение в дидактические игры сказочного сюжета; освоение специальных слов и грамматических форм, означающих пространственные признаки (пространственной
лексики).
Диагностика развития пространственного гнозиса проводилась в подготовительной группе № 7 «Гномики» МАДОУ д/с № 69 г. Белгорода с по52
мощью методики Семаго Н.Я., Семаго М.М.. В исследовании приняли участие 27 дошкольников.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что 66,7% дошкольников детей
имеют высокий уровень развития пространственного гнозиса, у 33,3% детей
– средний уровень развития пространственного гнозиса, дошкольников с
низким уровнем развития пространственного гнозиса не выявлено.
Результаты нашего исследования соотносятся с исследованиями
Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, А.В. Семенович, Н.П. Рудаковой, результаты которых показывают, что к концу дошкольного возраста дети овладевают пространством собственного тела, пространственным взаимоотношением внешних объектов и собственного тела, вербализацией пространственных представлений.
На основании полученных результатов мы разработали содержание образовательной работы по развитию пространственного гнозиса у старших
дошкольников с использованием дидактических игр.
чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей, их пространственных отношений и движений. К пространственному гнозису также
относят восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела человека.
Пространственный гнозис является одной из наиболее рано проявляющихся, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций. Уже во
внутриутробном периоде развития происходит формирование «темного мышечного чувства». Самые элементарные формы пространственного гнозиса
формируются уже в младенческом возрасте, они основываются на сложных
оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы
я.
К моменту поступления в школу ребѐнок, как правило, уже различает
свои правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно
самого себя.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить
педагогические условия развития пространственного гнозиса средствами дидактических игр: учет уровня развития пространственного гнозиса у дошкольников (уровень овладение пространством собственного тела; уровень
пространственного взаимоотношения внешних объектов и собственного тела;
уровень вербализации пространственных представлений); включение в дидактические игры сказочного сюжета; освоение специальных слов и грамматических форм, означающих пространственные признаки (пространственной
лексики).
Диагностика развития пространственного гнозиса проводилась в подготовительной группе № 7 «Гномики» МАДОУ д/с № 69 г. Белгорода с по52
мощью методики Семаго Н.Я., Семаго М.М.. В исследовании приняли участие 27 дошкольников.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что 66,7% дошкольников детей
имеют высокий уровень развития пространственного гнозиса, у 33,3% детей
– средний уровень развития пространственного гнозиса, дошкольников с
низким уровнем развития пространственного гнозиса не выявлено.
Результаты нашего исследования соотносятся с исследованиями
Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, А.В. Семенович, Н.П. Рудаковой, результаты которых показывают, что к концу дошкольного возраста дети овладевают пространством собственного тела, пространственным взаимоотношением внешних объектов и собственного тела, вербализацией пространственных представлений.
На основании полученных результатов мы разработали содержание образовательной работы по развитию пространственного гнозиса у старших
дошкольников с использованием дидактических игр.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Развитие ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ГНОЗИСА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017



