Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №68496

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ……………………..
7
1.1. Проблема развития пространственного гнозиса у старших
дошкольников в научных трудах педагогов и психологов ……… 7
1.2. Дидактическая игра как средство развития пространственного
гнозиса у старших дошкольников …………………………….. 20
1.3. Педагогические условия развития пространственного гнозиса
у старших дошкольников средствами дидактических игр……... 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.................................
34
2.1. Определение уровня развития пространственного гнозиса
у старших дошкольников……………………………………………….. 34
2.2. Содержание образовательной работы по развитию пространственного гнозиса у старших дошкольников с использованием дидактических игр………………………………..................................... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………... 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Вместе с тем, они же есть важнейшее и необходимое
условие адаптивного существования, поскольку человек живет и действует в
упорядоченном мире предметов, расположенных относительно друг друга;
явлений, следующих одно за другим; слов, объединенных во фразы и определенным образом расположенных в них; понятий, вмещающих в себя упорядоченные по структуре содержания, и т.д. Теряя пространственные характеристики, то есть лишаясь опор, с помощью которых преимущественно
осуществляется локализация себя в пространстве, человек испытывает чувство тревоги, дискомфорта и неуверенности.
Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и
сенсомоторного развития. Освоение ребенком действий по пространственному анализу и синтезу значимо для последующего обучения счету, письму,
чтению и другим дисциплинам. Разрядное строение числа, графически пространственный образ буквы, вектор направления счетных операций (сложение-вычитание), пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста, безусловно, требуют от ребенка понимания пространственных
соотношений.
При исследовании сформированности пространственного гнозиса у
первоклассников были выявлены неумение анализировать взаимоотношения
объектов, трудности в анализе причинно-следственных и собственновременных отношений (трудности понимания условий задач, включающих в4
себя квазипространственные характеристики, в том числе инвертированные
условия подачи знаний, несоотнесение этих представлений в речи, что ставит
детей в условия, когда становится невозможным формулирование развернутой речи, как устной, так и письменной).
Важность пространственно-временной организации деятельности детей
отмечалось еще в 40-60 г.г. прошлого столетия Б.Г. Ананьевым, И.О. Галкиной, И.С. Якиманской. Вопросами формирования у детей пространственного
гнозиса занимались Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, П.Ф. Лесгафт, А.М.
Леушина, Т.А. Мусейибова, В.П. Новикова, Э. Я. Степаненкова, А.А. Столяр,
М.А. Фидлер и др.
Б.Г. Ананьевым сделан психологический анализ поэтапного развития
пространственных ориентировок у детей разного возраста. Им обосновано,
что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на
чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу. В школьном возрасте
учащиеся ориентируются в пространстве по основным сторонам горизонта.
Т.А. Мусейибова разработала методику обучения детей раннего и дошкольного возрастов пространственным ориентировкам: на себе, от себя, от
любого предмета, на основе словесных указаний.
Э.Я. Степаненкова исследовала развитие пространственных ориентировок в связи с организацией занятий по физической культуре и пешеходных
прогулок.
Проблемы нарушения пространственного гнозиса у дошкольников широко освещены в коррекционной литературе. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго,
И.А. Филатова непосредственно связали нарушение речи детей с нарушениями пространственного гнозиса.
Пространственный гнозис развивается на основе активных движений в
реальном, сложном, многомерном и динамичном пространственном мире с
опорой на схему собственного тела и обязательное взаимодействие всех ор5
ганов чувств. Современному ребенку на этапе дошкольного детства часто
недостает предпосылок для развития пространственного гнозиса, что приводит к отклонениям в функцио-генезе с последующими трудностями в обучении.
Дидактические игры, на наш взгляд, являются одним из наиболее эффективных средств развития пространственного гнозиса у старших дошкольников. Возсожности дидактической игры в развитии пространственного гнозиса изучали О.И. Галкина, Л.Д. Комарова, Т.А. Мусейибова, В.Г. Нечаева,
Н.А. Сенкевич, Э. Я. Степаненкова и др.
Дидактические игры создают игровую мотивацию и положительный
эмоциональный фон. В дидактических играх есть возможность формировать
новые знания, знакомить детей со способами действий, расширять, уточнять
и закреплять знания. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования пространственного гнозиса у детей.
Учитывая значимость развития пространственного гнозиса, проблем с
восприятием пространства даже у детей школьного возраста, и большими
возможностями дошкольного возраста в развитии пространственного гнозиса, мы выбрали тему исследования «Развитие пространственного гнозиса у
старших дошкольников средствами дидактических игр».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
В качестве объекта исследования выступает процесс развития пространственного гнозиса у старших дошкольников.
В качестве предмета исследования - педагогические условия развития
пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пространственный гнозис (восприятие пространства) определяется как
чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей, их пространственных отношений и движений. К пространственному гнозису также
относят восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела человека.
Пространственный гнозис является одной из наиболее рано проявляющихся, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций. Уже во
внутриутробном периоде развития происходит формирование «темного мышечного чувства». Самые элементарные формы пространственного гнозиса
формируются уже в младенческом возрасте, они основываются на сложных
оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы
я.
К моменту поступления в школу ребѐнок, как правило, уже различает
свои правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно
самого себя.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить
педагогические условия развития пространственного гнозиса средствами дидактических игр: учет уровня развития пространственного гнозиса у дошкольников (уровень овладение пространством собственного тела; уровень
пространственного взаимоотношения внешних объектов и собственного тела;
уровень вербализации пространственных представлений); включение в дидактические игры сказочного сюжета; освоение специальных слов и грамматических форм, означающих пространственные признаки (пространственной
лексики).
Диагностика развития пространственного гнозиса проводилась в подготовительной группе № 7 «Гномики» МАДОУ д/с № 69 г. Белгорода с по52
мощью методики Семаго Н.Я., Семаго М.М.. В исследовании приняли участие 27 дошкольников.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что 66,7% дошкольников детей
имеют высокий уровень развития пространственного гнозиса, у 33,3% детей
– средний уровень развития пространственного гнозиса, дошкольников с
низким уровнем развития пространственного гнозиса не выявлено.
Результаты нашего исследования соотносятся с исследованиями
Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, А.В. Семенович, Н.П. Рудаковой, результаты которых показывают, что к концу дошкольного возраста дети овладевают пространством собственного тела, пространственным взаимоотношением внешних объектов и собственного тела, вербализацией пространственных представлений.
На основании полученных результатов мы разработали содержание образовательной работы по развитию пространственного гнозиса у старших
дошкольников с использованием дидактических игр.


1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.
- М.: Просвещение, 1994.
2. Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.
3. Белякова О.Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физи¬ческой культуре - М.: МГППУ, 2006. - 320с.
4. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. / Под ред.О. Г. Га- зенко. - СПб.: Наука. -1990. -494 с.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошколь¬ного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
6. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва В.В. Практикум по развитию мыс¬лительной деятельности у дошкольников. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 63 с.
7. Бурачевская О. В. Дидактические игры как средство развития простран-ственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 22-25. Режим доступа: http: //moluch.ru/th/4/archive/25/705/
8. Венгер Л. А. Проблемы развития восприятия в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольника - М.: Просвещение.- 1993.
9. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009.
10. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в до-школьном возрасте.- М.: Педагогика.- 1991.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз.- 1997. -224 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций - М.: Педагогика. - 2010.- 500 с.
13. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в началь¬ной школе. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011.
14. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий - М.: Просвещение, 2009.
15. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учрежде¬ниях. - М.: Просвещение, 1997.
16. Дьяконова П. В. Развитие у детей старшего дошкольного возраста про-странственной ориентации посредством якутских сказок // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди,2012. — С. 73-82.
17. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? Сборник дидактиче¬ских игр для дошкольников - М.: Просвещение, 2001.
18. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольни¬ков: Кн. для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 2002.
19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвеще-ние.- 2001.- 110 с.
20. Иванов М. В. Пространственные представления при нормативном и нару¬шенном развитии // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. С. 1245-1248.
21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей до-школьного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л.А. Венгер, О.М. Дьячен¬ко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост.Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.- М.: Просвещение.- 1989— 127 с.
22. Каразану В. Ориентирование в пространстве // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб.: Питер, 2011. - 387 с.
23. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ре-бенка.- М.: Педагогика.- 2003.- 144 с.
24. Комарова Л.Д. Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет - М., 2011.
25. Королевская Т. К. «Видимая речь»: новая технология - новые отношения // Дефектология.- 2006. -№2.- С. 51-58.
26. Корсакова Н. К., Минадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школь-ников.- М.: Российское Педагогическое Агентство. -2007.- 123 с.
27. Крушевницкая О.И. Путешествуем слева направо. - М.: 2001.
28. Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Сб. докладов 1-ой международной конференции па¬мяти А.Р. Лурия. - М., 1998.
29. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение. - 1999 - 214 с.
30. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представле¬ний у детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2002.
31. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики.- М.: МГУ - 2005. -253 с.
32. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Академический Проект, 2000.
33. Люблинская А. А. Овладение пространственными отношениями ребенком дошкольного возраста.- СПб. Книжный дом, 2008.
34. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольно¬го возраста - М.: Известия АПИ РСФСР, 2006. - 223 с.
35. Малиованова Е.Л. Развитие пространственных представлений как профи¬лактика неуспеваемости // Дошкольное воспитание - 2008. - № 11. - С.67-74.
36. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья.- 1997. - №3. - С.25-37.
37. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях // Сост. В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 2005. - 217 с.
38. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников . - М.: Просвещение, 1995.
39. Моргачева И.Н. Ребёнок в пространстве. - СПб: Детство-Пресс, 2009 -
40. Муссейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста - СПб: Книжный дом, 2011.
41. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры - Самара: Изд-во «Реликт «2000.
42. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. // Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
43. Павлова Т.А. Развитие пространственной ориентировки у дошкольников и младших школьников. - М., 2004.
44. Путешествие в страну умных игр!: Режим доступа: http://www.corvet- igra.ru
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998. - 680 с.
46. Рудакова Н.П. Формированеи предложно-падежных окончаний в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного воз¬раста с общим недоразвитием речи. - Автореф. диссер. канд.педагог. наук.. - М., 2009
47. Семаго М.М. Пространственные представления ребенка // Школьный пси¬холог. - 2000. - №№ 34, 35, 37.- Режим доступа:
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003411
48. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. Библиотека психолога-практика. - М.: Арк- ти, 2001.
49. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007. — 474 с.
50. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 2003 — 772 с.
51. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.- М.: МГУ, 2005— 190 с.
52. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содер¬жанием. - М.: Просвещение, 2011.
53. Степаненкова Э.Я. Педагогика и методика дошкольного образования - М.: Академия, 2001
54. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - М.: Просвещение, 1988.
55. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. пед. ву¬зов. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
56. Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2012.
57. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном дет¬ском саду: Учеб. пособие.- М. :Просвещение.- 1987.- 142 с. :ил.
58. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. /Под ред. Н.Ф.Четверухина. - М.: Просвещение, 2004.
59. Формирование элементарных математических представлений у дошколь¬ников // Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1998. - 347 с.
60. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: МГУ- 2007 - 228 с.
61. Хризман Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка.- М.: Педагогика.- 2011. - 232 с.
62. Шамаева Ю.В. Формирование оптико-пространственного гнозиса у детей 5-6 лет с системным недоразвитием речи // Школьный логопед. — 2014. — №
3. — С. 51-70.
63. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошколь¬ников: Учеб.пособие - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 392с.
64. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Просвещение. -2002.- 328 с.
65. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные пси¬
хологические труды. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 416 с. Режим доступа:
http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10979
66. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления дошкольников и младших школьников. - М.: Педагогика, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ