ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Образ женщины эпохи викингов 15
§1. Внешний облик женщины скандинавского общества и ее темперамент...15
§2. Анализ женской одежды: цвет, способ изготовления, типы 21
§3. Характеристика украшений женщины эпохи викингов на основе археологических и письменных источников 33
Глава 2. Социальное положение и занятия скандинавской женщины 41
§1. Институт брака и семьи 41
§2. Экономическая жизнь и имущественные права 56
§3. Занятия женщин 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. В настоящее время стал проявляться интерес исторической науки и современного человека к повседневному миру прошлого. Нас интересует, как образ жизни женщины эпохи викингов понимался в прошлом. Ведь тысячу лет назад не было уголка в Европе, где жители бы не боялись диких людей севера, совершавших опустошительные набеги. Важно еще то, что на поиски новых земель отравлялись не только мужчины, в сагах, в историях о викингах описываются женщины, добивающиеся для себя лучшие доли хитростью, а где отвагой. Современные исследователи дают нам полную картину повседневной жизни женщины, которые сумели вписаться в этот сугубо мужской мир.
В настоящее время уже не прослеживается дискриминация женщин в общественно - политической, в частной и семейной жизни. Если вернуться назад в VIII - XI вв., а именно в скандинавское общество, то можно обнаружить, что женщина занимала специфическое положение, которое отличает скандинавские государства от других государств того времени. До нас дошло много примеров, где женщина эпохи викингов была неотъемлемой частью скандинавской культуры. В ее честь исландцы придумывали оды, песни, а они в свою очередь повышали положение, статус, а также рейтинг женщине того времени. Сами норманны признавали женщину сильнее их по уму и по духу.
Также скандинавский мир подчеркивается более высокой ролью женщины во всех сферах жизни и ее правах. Это общество воспитало женщин, которые становились главой семейного рода, организаторами походов, советчицами, воительницами, защитницами, а также активными членами общества, и движущей силой многих «больших дел».
Все эти аспекты положения женщины эпохи викингов рассматривает такая отрасль исторической науки как история повседневности. Образ жизни человека прошлого позволяет лучше понимать реалии будней современного человека.
Степень изученности. Информация о женщине эпохи викингов содержится в зарубежных и отечественных монографиях, статьях, публикациях.
Основным отечественным исследователям по истории викингов, который упоминал о роли женщины скандинавского общества, является А.Я. Гуревич. Его монографии «Походы викингов»1, «История и сага» , «Норвежское общество в раннее средневековье. Проблемы социального строя и культуры» являются базисом для других исследований в области культуры, письменности, быта жителей Северной Европы.
Также среди отечественных исследователей следует выделить Г.С. Лебедева и И.Б. Губанова , в трудах которых отражаются ключевые исследования в области повседневной жизни эпохи викингов, а так же этапов социально - экономического развития общества, материальной культуры в целом. Исследователи воссоздали свой труд с помощью различных исторических источников: письменных, археологических этнографических. Культура эпохи викингов и жизнь женщины описывается в контексте становления и образования государств на скандинавском полуострове до его христианизации.
Весьма ценным трудом является сборники Н.В. Будур. В ее книгах «Повседневная жизнь викингов IX-XI вв.»1, «Викинги. Пираты Севера» , «Повседневная жизнь колдунов и знахарей» наглядно отражена полная картина повседневной жизни женщины эпохи викингов. Особое место исследователь уделяет вопросам связанные с образом женщины, ее бытовым положением и статусом.
В статье Л.В. Черной также описывается жизнь женщины эпохи викингов. Исследователь проанализировала сущность гендерного анализа скандинавского мира, с помощью исторических источников с целью выявления положения и значимости женщины эпохи викингов, а также правовые, экономические, социальные права .
Аналогичную статью написал С.Л. Никольский, в которой выявлено участие прекрасного пола в создании условий военных столкновениях и кровной мести .
Г.В. Ласкавый в своей книге «Викинги: Походы, открытия, культура» отразил экспансию викингов в Европу, отметив то, что в заселении новых земель участвовали и женщины .
Для полного анализа и четкой картины исследователи Ф.Б. Успенский и Е.А. Мельникова использовали сравнительно - исторический метод, с помощью которого сопоставляли положение женщины в скандинавском, древнерусском и древнегреческом обществах.
На основе статьи С. Каинова , отражающей анализ скандинавской одежды женщины в шведском могильнике Бирка, следует то что, осталось большое количество фрагментов одеяний погребального инвентаря, которые являются самыми информативными для воссоздания образа скандинавского общества.
В монографии исследователя Ф.Ф. Комиссаржевского содержится информация об истории и становлении костюма с древности до конца XIX века. Здесь подобранна история отечественных, в том числе и зарубежных национальных костюмов. Данный труд наглядно демонстрирует нам, о том в какой одежде ходила скандинавская женщина, по какой технике изготавливались украшения .
В книге А.А. Сванидзе отражена информация не только характер жилого устройства, их повседневной деятельности, но и о сущности социального порядка скандинавского общества: военные походы, взаимоотношений конунга и подчиненных, института рабства, семьи, писанного правы, судебных разбирательств. Данные автор затрагивает с помощью анализа судеб конкретных семей и героев исландских саг .
О женщине эпохи викингов содержится упоминание и в зарубежных источниках. В монографиях А.М. Стриннгольм1 и И. Коа где в основном описываются походы викингов, уделено внимание образу женщине. Исследователь с помощью скандинавских источников воссоздает облик женщины, подробно описывая, как она выглядела.
Среди зарубежных исследователей важно упомянуть Д.Л. Байока , который также строит свой анализ на изучение древнеисландских текстов, где особое внимание уделяет трем сагам: «Сага о людях с Песчаного берега», «Сага о людях с Оружейникова фьорда», «Сага о Гудмунде Достойном». В работах Дж. П. Каппора и Хольгера Арбмана «Викинги»5содержится описание техники изготовления женской одежды, а также ее типов . О суевериях скандинавского общества и о женской магии описывает Н.Б. Квастад .
Особое место в описании жизни скандинавской женщины занимает труд Ж. Симпсон. В данном труде делается акцент в первую очередь на фольклорные источники, в которых отражена информация об образе жизни женщины ее деятельности в целом1.
В работах Р. Буайе «Средневековая Скандинавия» , «Викинги: история и цивилизация» и Гвина Джонса «Викинги. Потомки Одина и Тора» отражена информация об одежде и внешнем виде женщины, а также об имущественном и социальном положении женщины. Исследователи раскрывают сущность женщины в обществе, ее отношения с родственниками, детьми, жителями Скандинавского полуострова.
Исследователи Э. Роэсдаль и Инга Хэгг на основе археологических источников отразили как могла выглядеть женщина скандинавского мира того времени, анализировали ее примерный рост, пропорции тела. На основе находок могильника Бирке они анализируют составные элементы костюма женщины, также автор уделил внимание женским именам скандинавского общества.
Также следует отметить иностранный труд ученых Стефан Бринка и Нил Прайса, составленный на основе исследований из спектра различных дисциплин (включая археологию, историю, филологию, сравнительную религию, нумизматику и культурную географию). Авторам удалось воссоздать целостную картину о людях и нравах скандинавского общества1.
Ценным трудом является исследование финского археолога Пиркко- Лииса лехто салон - Хайлэндера, в котором воссоздается облик женщины эпохи викингов . В работе Грега Спид и Уолтона Роджерса описывается женское погребение из Йокшира, в котором были обнаружены фрагменты женской одежды. Большое внимание исследователи уделили фибулам, подробно изложив их разновидности .
Таким образом, исторические исследования крупных отечественных и зарубежных ученых, монографии и научные пособия позволяют изучить положение, образ, деятельность и повседневную женщины в эпоху викингов.
Цель работы - изучить особенности внешнего облика и роль женщины скандинавского общества в эпоху викингов в социокультурном пространстве в VIII - XI веках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать внешний облик и темперамент женщины скандинавского общества;
2. Охарактеризовать цвет и типы одежды женщин;
3. Изучить украшения женщины эпохи викингов на основе археологических и письменных источников.
4. Анализировать сущность института брака и семьи.
5. Определить роль женщины скандинавского общества в экономической жизни и имущественном праве скандинавского общества
6. Перечислить занятия женщин эпохи викингов.
Объект - скандинавская женщина эпохи викингов.
Предмет - место женщины скандинавского общества в социокультурном пространстве в VIII - XI веках.
Источниковая база исследования. Основными историческими источниками, которые отражают повседневную жизнь и образ женщины скандинавского общества, являются исландские саги. Они подразделяются на два вида: королевские и родовые. Саги полезны тем, что в них содержится достоверная информация о жизни самих исландцах (родовые саги) и о политической судьбе Скандинавии (королевские саги). Лица, которые упомянуты в сагах, являются реальными историческими личностями.
Самой обширной по объему является родовая «Сага о Ньяле»1. Это памятник раннесредневекового исландского эпоса, несущий повествовательный характер неизвестного скандинавского автора, который жил примерно в 1180 г.- середины XIV в. «Саге о Ньяле» отражает реальные события жизни женщины Скандинавии, так называемого «века саг», то есть промежутка с 930 по 1030 г.
Одна из важнейших родовых саг «Сага о людях из Лососьей долины» отражает свое внимание на судьбу женщины, ее внешности и одежде. Вероятно, что сагу написала женщина, так как центральной персонажем является Гудрун дочь Освивра, известная красавица Скандинавии. Центральное место в саге занимает сюжет о борьбе двух мужчин Кьяртана и Билли за сердце Гудрун .
Еще одной сагой, охватывающей события с 850 г. по 1000 г. является «Сага об Эгиле». В ней описана биография скальда Эгиля Скаллагримссона. Помимо описания жизни центрального героя, в саге упоминается роль женщины, ее имущественные и гражданские права1.
О событиях, произошедших на западе Исландии в середине X века, повествует «Сага о Гисли». В ней описывается жизнь главного персонажа Гисли и его жены Ауд. Сага повествует о брачных и семейных отношениях, о характере женщины .
«Сага о Торстене Белом» и «Сага о сыновьях Дроплауг» также являются уникальными родовыми сагами, так как описывают судьбу региона Восточной Исландии, о котором почти не сохранилось известий. В них отражена сущность женщины в институте семьи. «Сага названных братьях» повествует нам о внешности и статусе скандинавской женщины . Информации о семейных конфликтах и способах их решения встречается в «Саге о Битве на Пустоши» .
«Сага об Эйрике Рыжем» также подробно описывает место женщины в социокультурном пространстве скандинавского общества. В саге встречаются эпизоды о деятельности прославленных женщин в истории Скандинавии. Также среди значительных и объемных саг выступает «Сага о Греттире»1, которая отражает события конца IX века.
О роли женщины в социально-экономических, имущественных отношениях подробно излагают в «Саге о Посошниках» и «Саге о Курином Торире» .
В «Саге о Вёльсунгах» повествуется о династии Вёльсунгов, а также об истории Брюнхильд супруги короля Бургундии по имени Гунтер . В королевской «Саге о Сверрире» говорится о Гуннхильд, которая была очень влиятельной женщиной, дети которой становились прославленными и мудрыми конунгами .
В «Саге об Эймунде», повествуется о жизни норвежского конунга, который участвовал со своей дружиной в борьбе за престол древнерусского князя Ярослава Мудрого со своими братьями. Огромную роль в политике князя сыграла его жена Ингигерда, которая был дочерью шведского конунга Олафа Шётконунга6.
Среди исландских скальдов и прозаиков наиболее широкую популярность обрел Снорри Стурлусон, который, по всей видимости, является автором свода исландских саг, получивший название «Круг земной». Для выявления роли и жизни женщины была использована «Сага об Инглингах», которая является королевской сагой и входит в первую часть обширного сборник 1. Снорри Стурлусон также является автором «Младшей Эдды» , которая включает в себя правила пересказа скандинавской мифологии.
Также помимо вышеупомянутых саг об образе женщины, ее деятельности упоминает «Старшая Эдда», которая является сборником скандинавских героических песен. Она дошла до нас в 1643 году в одном списке «Королевский кодекс» .
Поэма «Беовульф» отображает нам жизнь варварских народов до принятия христианства. Ее сюжет развивается на территории Скандинавии .
Также не менее важными источниками являются сочинения, записки арабских авторов. Для написания работы были использованы «Записка» арабского путешественника Ахмеда Ибн - Фадлана и сочинение Ибн Руста датированные X веком . В них авторы описывают культуру и уклад народа севера, а также об облике женщины, об украшениях.
Также основными историческими источниками, описывающие повседневную жизнь женщины эпохи викингов являются рунические надписи и поэмы. Первые представляются надписи, нанесенные на предметах быта, камнях, надгробиях. Вторые описывают сущность рунического письма.
Таким образом, среди исторических источников, которые отражают образ жизни женщины эпохи викингов, являются: саги (королевские и родовые), Младшая и Старшая Эдда, рунические надписи, поэмы, а также сочинения арабских авторов.
Географические рамки исследования обусловлены границами, на которых проживали скандинавы в эпоху викингов. Это территория Северной Европы, земли на которых расположены Исландия, Норвегия, Дания, Швеция.
Хронологические рамки работы охватывают VIII - XI вв., то есть «эпоху викингов», периода, который особенно отражен в археологических и письменных источниках. С помощью них мы можем реконструировать внешний облик, жизнь скандинавской женщины в социокультурном пространстве.
Научная новизна заключается в том, что нет обобщенного труда, в котором бы содержалась информация об образе, о деятельности, о правах и о статусе женщины эпохи викингов. В дипломной работе на основе исторических источников и историографии была предпринята попытка отображения информации о месте женщины скандинавского общества в социокультурном пространстве в VIII - XI вв. Были сделаны выводы о роли и жизни женщины эпохи викингов, ее социально-экономическом, имущественном и семейном положении.
6 Ибн Руст. О славянах и русах (из сочинения арабского географа начала X в.) / Пер. Т.М. Калининой. - URL: http://ros-istor.ru/node/18 (дата обращения 10.03.2018).
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе, при изучении и преподавании таких дисциплин, как «Археология», «История средних веков», «История повседневности», «Этнография», а также спецкурсов. Помимо этого, материалы дипломной работы будут полезны для написания научных статей, продолжающих более детально разработать проблемы, связанных с жизнь женщины эпохи викингов.
В исследовании были применены следующие методы:
Общенаучный метод сравнительного анализа и историко - сравнительный метод позволил провести сравнительную характеристику гендерных особенностей скандинавского общества.
Историко - логический метод позволил реконструировать историческую действительность на основании имеющихся исследований и произвести логическое построение дипломной работы.
Исторический метод комплексного анализа источников, необходим для систематизации работы с имеющимися источниками, и выделения необходимого материала из всей источниковой базы.
Общенаучные методы анализа, синтеза и обобщения позволили построить выводы к параграфам и заключительной части дипломной работы.
Таким образом, подводя итоги данного исследования, следует заметить, что благодаря письменным и археологическим источникам, нам удалось реконструировать образ женщины скандинавского мира в эпоху викингов. Девушка того мира необычна красива, в основном у нее были голубые глаза, темные или русые, а главное длинные волосы. С распущенными волосами ходили девушки, которые еще не вступили в брак, невесты заплетали свои волосы в косы, замужние покрывали голову головным убором. Лицо женщины бело, а на щеках были румяна, нос аккуратный, прямой. В среднем ее рост составлял от 158 - 160 см.
В сагах скандинавского мира встречаются разные женщины. Одни из них любящие, мудрые, добрые, нежные, понимающие, домовитые. Другие заносчивые, демонстративные, мстительные, ревнивые, властвующие. Но все же их объединяло одно - храбрость. Они показывали ее, когда нужно и могли постоять не только себя, но и за семью. Женщина являлась опорой для мужчины, свободно могла выражать свою точку зрения.
Благодаря археологическим экспедициям, которые осуществлялись в Бирке, Лебедю, Южной Йоркшире, Луистоле, Кауколе, Пернио, Эуэре, Вангенесе, Пскове, Новгороде и в других городах, где остался след викингов, отечественным и зарубежным исследователям удалость реконструировать, как выглядели одежда и украшения скандинавской женщины.
Существуют некоторые различия в одежде, которые свидетельствуют нам о том, на какой территории проживала женщина, каков у нее был статус. Материалом для изготовления костюма являлся: шелк, мех, кожа, шерсть. А также: лен, полотно, сукно, войлок и крапива. Самыми распространенными цветами для знати были: синий, желтый, пурпурный, зеленый, для беднейшего сословия: коричневый и серый. Швы одежды были маленькими и четкими. Основными элементами женской одежды выступали: хангерок, юбка, платье (верхнее и нижнее). А также рубаха, куртка, накидка, плащ. Женщины также носили головные уборы: сетчатый чепчик, повязки, платки, и шляпы. На ногах они носили кожаные туфли, башмаки, сапоги, а под них надевали чулки и носки.
Женщина носила разные украшения. В основном они изготавливались из проволоки, дерева, металла, серебра и золота. Одежда не имела пуговиц, ее заменяли застежки. Среди них видную роль занимают фибулы. Количество фибул в женском костюме обычно не превышает четырех. Знатные женщины носили парные фибулы. Накидку же скрепляли характерные коробчатые фибулы. Парные фибулы, которые имели вид языка, и назывались языковидные. Так же были черепаховидные фибулы, которые носили в Дании, в Норвегии и в Швеции. Сережек женщины не носили. Также среди женских украшений выступали: бусы, кольца, браслеты, ожерелья, крестики, цепочки, подвязки. Часто на украшениях изображали животных: кошек, лис, львов, медведей, волков. Попадаются также изображение человеческих лиц и драконов.
Письменные источники отражают нам то, что преобладающей социальной ячейкой скандинавского общества являлась семья. В широком смысле она представляла сложную организацию, в которую входили все родичи, как и от мужа, так и от жены, имевшие свои традиции и установки. В сагах упоминаются более сотен семей, которые переживают свои судьбу, выражая позиции, достоинство и честь.
Они были многочисленными, так как являлись многодетными, сюда также входили дальние родственники. До 14 лет девушка обучалась у своей матери навыками необходимыми для замужества. В дальнейшем ее судьбу решал отец или брат. Они выбирали девушке мужчину, конечно, спрашивали ее мнение, но до конца им не придерживались. Отец договаривался с женихом, о том, что до трех лет, претендующий на его дочь должен отправиться за море и по прибытию жениться.
Сущность помолвки заключалась в фиксации условий договора и приданного. Затем торжественная часть, на которой и заключался брачный контракт. После пира женщина переезжала к мужу и получала от него ключи от дома, тем самым обладая правом пользовать имуществом.
Женщина была под правовой защитой. Ее убийство было наказуемо, несмотря на социальный статус человека совершившего опасное деяние. Однако в саге встречались эпизоды, когда мужчина физически наказывал женщину. Но ничего хорошего его не ждало, в основном ему мстили или чаще всего убивали. Она также могла развестись с мужем, если он: не выполнял супружеский долг, изменил ей, из-за семейного конфликта, из-за дурного характера, ношение неприемлемой одежды.
Все детство ребенка проходило рядом с матерью. Она заботилась о нем до конца жизни. Мы не можем говорить, что мужчина был равнодушен к детям, безусловно, он любил их, но более в тесную связь вступал, когда его чада достигали зрелого возраста. Женщина старалась передать дочери все знания о повседневной жизни. Помимо родных детей в сагах упоминаются приемные.
Женщина могла обладать имуществом, распоряжаться, владеть и пользоваться им. После смерти отца она могла претендовать на землю, если не оставалось родственников по мужской линии. Разведенная девушка имела право получить приданное. В сагах не раз упоминается, как женщина продавала и покупала землю.
Люди скандинавского общества жили в хуторах, которые состояли из нескольких усадьб, а они уже составляли деревню. У скандинавов были длинные жилища, в которые входили хозяйственные и жилые помещения. В сагах повествуется о том, что в хуторе преобладало натуральное хозяйство экстенсивного типа, в поле трудились не только мужчины, но и женщины. Преобладало в большей мере скотоводство, в сагах встречаются случаи, как женщины доили коров, ухаживали за скотом.
В письменных источниках упоминаются женщины, которые являлись дочерями или женами богатых конунгов, ярлов, хёвдингов. Жена бонда именовалась (копа). Они имели «домочадцев». В сагах присутствуют эпизоды, когда жены таких людей имели рабов, челядь слуг, рабочих. Так власть Ауд над своими подданными была неоспорима. В сагах упоминаются о том, что знатные люди имели наложниц. Считается, что они не имели прав претендовать на имущество, дети таких женщин являлись незаконными. Однако в скандинавском обществе встречались случаи, когда грань между законной женой и наложниц и вовсе стиралась, а дети последних даже становились правителями.
Саги отражают нам основные занятия женщины. Это, прежде всего, рукоделие, шитье одежды, доение коровы, ухаживание за скотом, уборка в доме. Женщины были искусными поварами. Они варили пиво, делали вино, мед. Знали, как сохранить продукты на долгое время, как приготовить их наиболее вкуснее. Также женщина занималась воспитанием детей, в свободное время пела, каталась на лошади, посещала пиры. Кроме этого она занималась общественно - политической деятельностью, руководила армией, организовывала путешествия, решала ход сражений. Например, жена Ярослава Мудрого и дочь конунга Олава - Ингигерд. Она принимала активное участие в государственных делах мужа. Большое влияние на политику Дании, Швеции, а также Норвегии оказала Сигрид Гордая. Она могла давать отпор конунгам, заключала династические браки и сама вышла замуж за шведского правителя.
«Матерью всех конунгов» исландские саги называют Гуннхильд, которую также не обошли политические дела.
В «Саге о Ньяле» и в «Саге об Эйрике Рыжем» упоминаются две девушки Унн и Ауд, вероятно, что обе они являются одним историческим персонажем. Сюжет саг начинается именно об этой женщине и ее отце Кетиля Плосконосого. Затем описывает то, что они тайно строят корабль и отплывают в Исландию. Первая сага не акцентирует внимание на набожность героини, вероятно, что имя Ауд было принято при крещении.
Также саги повествуют о ведьмах, умевших колдовать и наводить порчу, ясновидящих и прорицательниц, умевших предсказывать судьбу, воительниц валькирий, умевших воевать за родичей.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что женщина скандинавского мира занимала высокое положение, нежели чем ее европейские сестры. Об этом нам свидетельствуют археологические раскопки, входе которых были обнаружены женские погребения с драгоценными предметами и домашней утварью. Исландские саги (как и родовые, как и королевские) подробно раскрывают нам о том, как выглядела девушка эпохи викингов, чем занималась, какие качества проявляла, как относилась к детям, к мужу, какими правами и обязанностями обладала, какой занимала статус, какая у нее была социальная роль. Мы можем опираться на саги, так как они являются достоверным источникам информации, каждый рассказчик и составитель являлся в скандинавской традиции наставником правды.
1. Ахмед Ибн - Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу» / Пер. А.П. Ковалевского. - URL: http://iknigi.net/avtor-ahmed-ibn-fadlan/17068- zapiska-o-puteshestvii-na-volgu-ahmed-ibn-fadlan/read/page- 1.html (дата обращения 16.03.2018).
2. Беовульф. Песнь о нибелунгах / Пер. В. Тихомиров, Ю. Корнеев. - М.: Издательство «Э», 2016. - 608 с.
3. Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси: Тексты, перевод, комментарий / Г.В. Глазырина. - М.: Ладомир, 1996. - 242 с.
4. Ибн Руст. О славянах и русах (из сочинения арабского географа начала X в.) / Пер. Т.М. Калининой. - URL: http://ros-istor.ru/node/18(дата обращения 10.03.2018).
5. Сага о Ньяле (гл. I-XXXVIII). Ирландский эпос Библиотека всемирной литературы / Пер. А.А. Смирнов, М.И. Стеблин-Каменский, О.А. Смирницкая, С.Д. Кацнельсон, А.И. Корсун. - М.: Художественная литература, 1973. - Т. 8. - С. 163 - 446.
6. Сага об Эгиле. Исландские саги / Пер. М.И. Стеблин-Каменского. - М.: Гослитиздат, 1956. - 784 с.
7. Сага о Гисли. Гл. I - XXXVIII. Исландские саги. Ирландский эпос Библиотека всемирной литературы / Пер. А.А. Смирнов, М.И. Стеблин- Каменский, О.А. Смирницкая, С.Д. Кацнельсон, А.И. Корсун. - М.: Художественная литература, 1973. - Т. 8. - С. 23 - 81.
8. Сага о Торстене Белом Исландские саги / Пер. с древнеисландского языка А.В. Циммерлинга. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - Т.
1. - С. 244-376.
9. Сага о сыновьях Дроплауг. Исландские саги / Пер. с древнеисландского языка А.В. Циммерлинга. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - Т.
1. - С. 215-368.
10. Сага названных братьях. Исландские саги / Пер. с древнеисландского яз. вступ. ст., коммент, А.В. Циммерлинга. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - Т. 1. - C. 213 - 336.
11. Сага о Битве на Пустоши Исландские саги / Пер. с древнеисландского яз. вступ. ст., коммент, А.В. Циммерлинга. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - Т. 1. - C. 44 - 111.
12. Сага об Эгиле. Исландские саги / Пер. М.И. Стеблин-Каменского. Исландские саги. - М.: ГИХЛ, 1956. - С. 61- 251.
13. Сага об Эйрике Рыжем. Исландские саги. Ирландский эпос Библиотека всемирной литературы / Пер. А.А. Смирнов, М.И. Стеблин-Каменский, О.А. Смирницкая, С.Д. Кацнельсон, А.И. Корсун. - М.: Художественная литература, 1973. - Т. 8. - С. 105 - 127.
14. Сага о Греттире / Пер. с древнеисландского О.А. Смирницкой. - Новосибирск: Издательство «Наука», 1976. - 176 с.
15. «Саге о Посошниках». 11. Про Посошников. Битва в городе. Исландские саги / Пер. с древнеисландского яз. вступ. ст., коммент, А.В. Циммерлинга. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - Т. 1. - С. 273 - 307.
16. Сага о Храфнкеле Годи Фрейра / Пер. О.А. Смирницкой. - URL:
http://norse.ulver.com/src/isl/hrafnkel/ru.html (дата обращения
13.03.2018).
17. Сага о Глуме Убийце / Пер. К. Рашникова. - URL:
http://norse.ulver.com/src/isl/vigaglum/ru.html (дата обращения 12.12.2017).
18. Сага о людях из Лососьей Долины / Пер. А.И. Корсуна. - URL: http://norse.ulver.com/src/isl/laxdaela/ru.html (дата обращения 12.12.2017).
19. Сага о Курином Торире. Исландские саги / Пер. с древнеисландского яз. вступ. ст., коммент, А.В. Циммерлинга. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - Т. 1. - С. 15 - 41.
20. Сага о Хервёр и Хейдреке / Пер с древнеисландского Т. Ермолаев. - URL: http://norse.ulver.com/src/forn/hervor/ru.html (дата обращения 12.03.2018).
21. Сага о Вёльсунгах / Пер. Б.И. Ярхо. - М. - Ленинград: Издательство «Academia», 1934. - 290 с.
22. Смирницкая, О.А. Корни Иггдрасиля / О.А. Смирницкая. - М.: Терра, 1997. - 640 с.
23. Смирницкая, О.А. Сага о Сверрире / О.А. Смирницкая. - М.: Издательство «Наука», 1988. - 280 с.
24. Снорри Стурлусон. Круг земной / Пер. М. И. Стеблин-Каменский. - М.: Наука, 1980. - 691 с.
25. Снорри Стурлусон Младшая Эдда / Пер. М. Стеблин-Каменский, СПб: «Наука», 2006. - М.: Наука, 1987. - 209 с.
26. Старшая Эдда / Пер. А.И. Корсуна. - М.: Художественная литература, 1975. - 770 с.
27.Эймундова сага / Пер. О.И. Сенковского. - URL: http://norse.ulver.com/src/konung/eymund/ru.html (дата обращения
11.01.2018).
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Байок, Д.Л. Исландия эпохи викингов / Пер. с англ. И.Свердлов. - М.: Астрель, 2012. - 912 с.
2. Бедненко, Г.Б. Представление о судьбе и удаче в скандинавском мире / Г.Б. Бедненко. - СПб., 2003. - 152 с.
3. Буайе, Режи. Средневековая Исландия / Пер. с фр. А.Н. Степановой. - М.: Вече, 2009. - 367 с.
4. Буайе, Режи. Викинги: История и цивилизация / Пер. с фр. М.Ю. Некрасова. - СПб.: Евразия, 2012. - 416 с.
5. Будур, Н.В. Повседневная жизнь викингов. IX - XI вв. / Н.В. Будур. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 463 с.
6. Будур, Н.В. Викинги. Пираты севера / Н.В. Будур. - М.: Олма - Пресс, 2005. - 336 с.
7. Будур, Н.В. Повседневная жизнь колдунов и знахарей / Н.В. Будур. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 85 с.
8. Гвин, Джонс. Викинги. Потомки Одина и Тора / Пер. с англ. яз. З.Ю. Метлицкой. - М.: Центрполиграф, 2003. - 448 с.
9. Глазырина, Г.В. Древнейшие государства Восточной Европы. Восточная и Северная Европа в средневековье / Г.В. Глазырина. - М.: Вост. лит., 2001. - 472 с.
10. Губанов, И.Б. Культура и общество скандинавов эпохи викингов / И.Б. Губанов. - СПб. : Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. - 138 с.
11. Гуревич, А.Я. История и сага / А.Я. Гуревич. - М.: Наука, 1972. - 198 с.
12. Гуревич, А.Я. История Норвегии / А.Я. Гуревич, В. Рогинский, А.С. Кан и др. - М. 1980. - 710 с.
13. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
14. Гуревич, А.Я. Походы викингов / А.Я. Гуревич. - М.: Наука, 1966. - 182 с.
15. Гуревич, А.Я. Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры / А.Я Гуревич. - М.: Наука, 1977. - 337 с.
16. Комиссаржевский, Ф.Ф. «История костюма» / Ф.Ф. Комиссаржевский. - М.: Астрель, АСТ, 2005. - 336 с.
17. Кан, А. С. - История Скандинавских стран /А.С. Кан. - М.: Высшая школа, 1980. - 316 с.
18. Каппора, Дж. П. «Викинги Британии» / Пер. И.Ю. Ларионов. - СПб.: Евразия, 2015. - 224 с.
19. Коа, Ив. Викинги, короли морей / Пер. М. Иванова. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 176 с.
20. Квастад, Н.Б. «Древние суеверия» / Пер. с нор. яз. А.М. Пауткина. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. - 282 с.
21. Ласкавый, Г.В. Викинги: Походы, открытия, культура / Г.В. Ласкавый. - Минск: МФЦП, 2004. - 322 с.
22. Лебедев, Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси / Г.С. Лебедев. - СПб.: Евразия, 2005. - 640 с.
23. Мельникова, Е.А. «Древняя Русь и Скандинавия» / Е.А. Мельникова. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2011 - 476 с.
24. Роэсдаль, Эльсе. Мир викингов. Викинги дома и за рубежом / Пер. с дат. Ф. Х. Золотаревской. - СПб.: Всемирное слово, 2001. - 272 с.
25. Сванидзе, А.А. Викинги - люди саги: жизнь и нравы / А.А. Сванидзе. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 800 с.
26. Стриннгольм, А.М. Походы викингов / Пер. с нем. А. Шемякина. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. - 736 с.
27. Симпсон, Жаклин. Викинги. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Н.Ю. Чехонадская. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 239 с.
28. Тороп, В. Норманны на Руси. Ингвар Путешественник / В. Тороп. - Быково: МОО «Императорское Русское историческое общество», ООО «Киммерийский центр», 2015. - 456 с.
29. Уингейт, Ф. Викинги / Пер. Е. Комиссарова. - М.: Росмэн, 1998. - 66 с.
30. Успенский, Ф.Б. «Скандинавы. Варяги. Русь» / Ф.Б. Успенский. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 462 с.
31. Успенский, Ф.Б.Люди, тексты и вещи: из истории культуры средневековой Скандинавии / Ф.Б. Успенский. - М.: «Форум», 2015. - 236 с.
32. Хейвуд, Д. «Люди Севера: История викингов, 793-1241» / Пер. Николай Мезин. - М.: Альпина Диджитал, 2017 - 248 с.
ЗЗ.Хольгер, А. Викинги / Пер. А.А. Хлевов. - СПб.: Евразия, 2003. - 320 с.
34.Черная Л.В. Скандинавская женщина эпохи викингов / Л.В.Черная //Вестник Томского Государственного Университета. - № 288. - 2005. - С. 41- 48.
35.Шартран Р. Викинги. Мореплаватели, пираты и воины / Пер. с англ. А. Колина. - М.: Эксмо, 2008. — 192 с.
36.Эйнар, Ольгейрссон. Из прошлого исландского народа: Родовой строй и государство в Исландии / Пер. с исл. В. П. Беркова. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. - 331 с.
37. Hagg, Inga: Vikingatidens kvinnodrakt: Livet i Birka / Inga Hagg // Historiska Nyheter. - 61, Statens historiska museum och Riksantikvarieambetet. - 1996. - 30 р.
38. Hultgard A. The Religion of the Vikings // The Viking World/ Ed. S. Brink, N. Price. Routledge, 2008. - 717 р.
39. Pirkko Liisa Lehtosalo Hilander Suomenarkeologinenseura / Pirkko Liisa Lehtosalo Hilander //The Finnish Archaeological Society, Suomenarkeolo ginenseura /The Finnish Archaeological Society, 1984. -74 р.
40.Speed, Greg and Walton Rogers, Penelope: A Burial of a Viking Woman at Adwick - le-Street, South Yorkshire / Greg Speed, Walton Rogers // Medieval Archaeology. - 2004.- pp. 51-90.
41.Zubkova E., Orfinskaya O., Mihailov K. Studies of the Textiles from the 2006 Excavation in Pskov / E. Zubkova, O. Orfinskaya, K. Mihailov // North European Symposium from Archaeological Textiles X. Ancient Textiles series. - Vol. 5. - Oxford: Oxbow Books, 2010. - P.291-298.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Андрощук Ф. А. К датировке скандинавских фибул типа Petersen-51. - URL: [http://www. /forum/index. php? showtopic=1578] (дата обращения
12.12.2017) .
2. Воронин П.О. плащах эпохи викингов. / Воронин П.О. // Журнал исторической реконструкции (специальный выпуск). - 2017. - URL: https://www.twirpx.com/file/2332066/ (дата обращения 12.10.2017).
3. Изображение встречи Халльгерд Длинноногой с её будущим третьим мужем Гуннаром сыном Хамунда на альтинге. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Халльгерд_Длинноногая (дата обращения:
22.12.2017) .
4. Реконструкция женской одежды из Бирки. - URL: https://studfiles.net/preview/2959524/ (дата обращения: 20.10.2017).
5. Степанова Ю.В. - Бусы в составе женского погребального костюма Верхневолжья X-XIII вв. - URL: http://archcostume.narod.ru/busi.htm (дата обращения 09.01.2018).
6. Юлия Кубарева. Скандинавский костюм IX века. - URL: http://macgregor.mybb3.ru/viewtopic.php?t=24 (дата обращения
20.12.2017) .