ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 10
§1. Теоретические аспекты современной социологии культуры как науки 10
§2. Проблемные области социологии культуры 17
§3. Многообразие содержательно-методологических аспектов в определении понятия «культура» 23
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ 30
§1. Сущность духовной культуры в понимании современных теорий 30
§2. Осмысление феномена духовных потребностей в современной социологии культуры 39
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 44
§ 1. Феномен духовной культуры как фактор, влияющий на социализацию молодежи 44
§2. Состояние духовной культуры студенческой молодежи на примере Белгорода и Белгородской области 50
§3. Перспективы развития духовной культуры студенческой молодежи 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 10
§1. Теоретические аспекты современной социологии культуры как науки 10
§2. Проблемные области социологии культуры 17
§3. Многообразие содержательно-методологических аспектов в определении понятия «культура» 23
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ 30
§1. Сущность духовной культуры в понимании современных теорий 30
§2. Осмысление феномена духовных потребностей в современной социологии культуры 39
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 44
§ 1. Феномен духовной культуры как фактор, влияющий на социализацию молодежи 44
§2. Состояние духовной культуры студенческой молодежи на примере Белгорода и Белгородской области 50
§3. Перспективы развития духовной культуры студенческой молодежи 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном мире обострились внутренние взаимоотношения между технологическими и гуманитарными процессами, между культурными артефактами и человеком, произошли глобальные изменения во всех сферах общества, которые затронули и духовные отношения. Человек, являясь первоосновой гуманитарной сферы и создателем культуры, по логике своего положения должен расширять свое гуманитарное, духовное присутствие на планете. Однако в действительности статус стал превалировать над личностью. Духовной составляющей личности, в лучшем случае, отводится вторичная роль в жизненной сфере человека. Часто профессионал, вначале создает оружия массового поражения, а затем начинает вести борьбу за запрещения своего «детища», вначале пропагандирует асоциальные идеи, а только потом задумывается об их пагубном воздействии на общественное сознание. Духовная жизнь включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки. Сегодня проблемы человеческих отношений, формирования духовной культуры молодого поколения волнуют многих ученых разных областей научного знания. Особенно актуальными они становятся для социокультурного знания. Социология культуры, как «метосоциологическая» дисциплина по определению Л. Когана, позволяет утверждать, что любой сегмент социальной реальности имеет культурную составляющую, а значит, появляется возможность рассмотреть духовную культуру как важную ценностную составляющую общественного развития. В трудах ученых не редко встает вопрос о необходимости возрождения, формирования духовной культуры общества. Д.С. Лихачев, размышлял о XXI веке как о веке «гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил» [36]. Он отмечал, что «мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке понятия чести, совестливости, чувство собственного достоинства» [36]. Современный ведущий ученый в социологии культуры А.И. Шендрик определяет главной задачей данной науки выявление и описание реального состояния сознания и деятельности различных исторических субъектов в мире культуры.
Таким образом, многообразие вопросов поднимаемых в социологии культуры послужили поводом для определения проблемно-тематических акцентов данной области знания. Мы видим своей задачей, рассмотреть вопросы, связанные с представлением о культуре, методологические дискуссии и проблемы, ставшие характерными в последнее время в социологии культуры, а также выявить реальное состояние духовной культуры студенческой молодежи на примере Белгорода и Белгородской области.
В России XXI века создаются социально-экономические и политические условия, диктующие необходимость перехода на путь устойчивого развития цивилизации. Многими учеными были высказаны в свое время опасения о потере культурных ценностей, духовности, которые являются ядром позитивной жизнедеятельности общества. Как писал Н. Бердяев, культура хранит в себе душу, которая гибнет под напором цивилизационных процессов. Все это предполагает необходимость усиления гуманитарной составляющей, которая остается определяющей в формировании духовной культуры студенческой молодежи, являющейся главной движущей силой общественного развития. Сегодня происходит процесс ценностного переосмысления. Молодежь как носитель новых ценностных ориентиров, субъект социокультурных отношений имеет свои особенности. Одной из основных сущностных черт данного субъекта являются профессиональное становление, культурная социализация, развитие гражданских позиций. Согласно этому, формирование духовной культуры молодежи является значимым как для общества в целом, так и для молодого поколения в частности.
Одну из главных проблем составляет ценностная нагруженность понятия «культура», его многозначность. Переживаемый в нынешнее время обществом кризис ценностей, преодоление которого выходит за рамки экономических и рациональных соображений в области нравственности и духовности становится важной причиной ведущей к модернизации образования. Таким образом, проблемы духовности становятся центральными в общей проблематике различных наук, а в большей степени педагогике, социологии культуры. Это свидетельствует о том, что в формировании духовной культуры молодежи определяющую роль продолжают играть образование, социокультурные институты. Передача духовного опыта и выработка молодыми людьми своих жизненных приоритетов, убеждений, осознание своих интересов происходит в процессе обучения, в социокультурной среде учебных заведений. Высшая школа как итоговая ступень системы образования играет определяющее значение в формировании духовной культуры молодежи.
Ценностные ориентации являются важным звеном между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, для нее они позволяют определить незначимое от значимого. Духовная культура обусловливает возможности осознания происходящего, диалогового общения социальных групп. Она способствует снижению вероятности манипулирования сознанием молодежи деструктивными силами.
В современный век информационного технического прогресса, становится важным воспитать человека с гуманистическим мировоззрением, умеющего выстраивать высоконравственные отношения, способного ориентироваться в быстро меняющихся социокультурных обстоятельствах, реализовывать свой потенциал на основе взаимопонимания и профессиональной компетентности. Сегодня складывается новый подход к формированию и развитию личности, который предполагает учет взаимовлияния процессов проходящих в сфере высшего образовании и духовной культуре. Усвоение культуры осуществляется в процессе всей жизни. Культура создается, культуре обучаются, так как она не приобретается биологическим путем, и каждое поколение призвано воспроизводить ее и передавать следующим. Этот процесс фактически является основой социализации, которая играет огромную роль в становлении личности. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов, происходит ее формирование. Следовательно, культура формирует членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Проблема духовной культуры молодежи находится на стыке смежных областей гуманитарного знания: социологии, культурологии, педагогики, психологии, философии, и располагается в рамках направления социологии - социологии культуры. Внимание к духовной культуре молодежи, как современной проблемы данной отрасли знания, вызвано необходимостью изучения состояния и механизмов ее формирования в динамике происходящих изменений современного общества. Анализ духовной культуры молодежи позволит выработать эффективные механизмы ее формирования, а также определить перспективы духовного развития общества. Так как молодежь обладает большим инновационным потенциалом важно, чтобы он раскрывался в русле духовного становления.
Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Проблемно-тематические акценты современной социологии культуры».
Степень разработанности исследуемой темы и методология исследования.
Методы и методологические подходы, примененные к исследованиям взаимовлияния культуры и социума, проблемам смены поколений представлены в трудах зарубежных ученых: А. Вебера [15], М.Вебера [16], К. Мангейма [38]. А. Вебер [15] рассматривал исторический процесс, в котором выделял три элемента, каждый из которых наделен своей логикой развития. Один из них - это душевно-духовные системы, воплощенные в результатах творческой активности общества. К. Манхейм [38] является создателем проекта социологии культуры. Он рассматривал молодежь как функцию посредника социальной жизни; условия жизнедеятельности интеллекта, указывал на способности интеллектуалов выходить за рамки идеологий и утопий и конструировать разумную реальность. Описывали соотношение культурного и биологического аспектов человеческого поведения Т. Лукман и П. Бергер [7].
Анализ концепции П.Сорокина [52] позволил рассмотреть социокультурные отношения как основу взаимодействия индивидов, составляющих общество, а также взглянуть на культуру как совокупность ценностей и сообщество реализующих ценности субъектов.
Л. Коган [31] поднимал проблемы статуса социологии культуры как науки, предлагая подходить к ней с позиции «метасоциологической дисциплины». Сущностные аспекты в ценностных ориентирах молодежи представлены в трудах таких отечественных ученых как М.С. Каган [29], В.Т. Лисовский [35]. С. Самыгин [17] в своих работах рассматривал вопросы, связанные с местом социологии культуры в ряду гуманитарных дисциплин. В научных исследованиях анализировала проблемы предмета социологии культуры Д. Крейн [34].
Анализировал в своих трудах социальные аспекты взаимоотношения интеллектуальной и духовной культуры В.Ж. Келле [30]. Теории П. Бурдьё [59] позволили рассмотреть общество как некий ансамбль «социальных полей», где происходит соперничество за специфический капитал, который и есть культура. Он применял междисциплинарный подход в своих исследованиях искусства, массовой культуры, различных социальных групп, политики и власти.
Теоретический анализ концепций ведущих ученых позволил уточнить сущность понятия «духовная культура». В работах О.А. Митрошенкова [43] рассматриваются вопросы духовной культуры российского общества. Содержание и принципы духовной деятельности как важного компонента социальной регуляции явились предметом изучения таких авторов как Л.Г. Ионин [28], А.К. Уледов [55], Н.Д. Никитина [45], А.И. Матвеева [40] [41], А.И. Шендрик [58]. В их работах были обобщены культурологические, социологические и философские подходы в изучении социального функционирования культуры. Л.М. Архангельский [5], В.М. Соколов [51] изучали с помощью социологических методов состояние и процесс формирования нравственных потребностей. А. Матецкая [42] рассматривала вопросы, связанные с формированием личности в процессе социализации, влиянием культуры на развитие идентичности.
Объектом диссертационной работы являются проблемно-тематические горизонты социологии культуры.
Предметом диссертационной работы выступает духовная культура молодежи в контексте современной социологии культуры.
Цель диссертационного исследования состоит в определении проблемно-тематических акцентов современной социологии культуры, верифицируемых на сфере духовной культуры молодежи .
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
■ рассмотреть теоретико-методологические аспекты социологии культуры;
■ выявить основные проблемно-тематические акценты современной социологии культуры;
■ проанализировать социокультурные характеристики молодежи как специфического носителя духовного потенциала общества;
■ выявить основополагающие элементы духовной культуры
студенческой молодежи;
■ разработать практические рекомендации по формированию духовной культуры студенческой молодежи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, социологической, культурологической литературы, научной периодики); эмпирические (анкетирование, опрос); методы математической статистики (табличная, диаграммная и качественная интерпретация данных).
Новизна диссертационного исследования работы заключается в следующем:
■ выявлены проблемно-тематические акценты современной социологии культуры;
■ проанализированы и уточнены понятия «культура» и «духовная культура»;
■ на основе теоретического анализа и интерпретации результатов исследования установлены общественные факторы формирования духовной культуры студенческой молодежи как сложного и динамичного образования.
Научно-практическая значимость работы. Полученные в ходе теоретического исследования результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по культурологическим дисциплинам, а также при проведении прикладных исследований по проблемам социологии культуры.
Структура магистерской диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы, состоящего из 61 источника, Приложения.
Таким образом, многообразие вопросов поднимаемых в социологии культуры послужили поводом для определения проблемно-тематических акцентов данной области знания. Мы видим своей задачей, рассмотреть вопросы, связанные с представлением о культуре, методологические дискуссии и проблемы, ставшие характерными в последнее время в социологии культуры, а также выявить реальное состояние духовной культуры студенческой молодежи на примере Белгорода и Белгородской области.
В России XXI века создаются социально-экономические и политические условия, диктующие необходимость перехода на путь устойчивого развития цивилизации. Многими учеными были высказаны в свое время опасения о потере культурных ценностей, духовности, которые являются ядром позитивной жизнедеятельности общества. Как писал Н. Бердяев, культура хранит в себе душу, которая гибнет под напором цивилизационных процессов. Все это предполагает необходимость усиления гуманитарной составляющей, которая остается определяющей в формировании духовной культуры студенческой молодежи, являющейся главной движущей силой общественного развития. Сегодня происходит процесс ценностного переосмысления. Молодежь как носитель новых ценностных ориентиров, субъект социокультурных отношений имеет свои особенности. Одной из основных сущностных черт данного субъекта являются профессиональное становление, культурная социализация, развитие гражданских позиций. Согласно этому, формирование духовной культуры молодежи является значимым как для общества в целом, так и для молодого поколения в частности.
Одну из главных проблем составляет ценностная нагруженность понятия «культура», его многозначность. Переживаемый в нынешнее время обществом кризис ценностей, преодоление которого выходит за рамки экономических и рациональных соображений в области нравственности и духовности становится важной причиной ведущей к модернизации образования. Таким образом, проблемы духовности становятся центральными в общей проблематике различных наук, а в большей степени педагогике, социологии культуры. Это свидетельствует о том, что в формировании духовной культуры молодежи определяющую роль продолжают играть образование, социокультурные институты. Передача духовного опыта и выработка молодыми людьми своих жизненных приоритетов, убеждений, осознание своих интересов происходит в процессе обучения, в социокультурной среде учебных заведений. Высшая школа как итоговая ступень системы образования играет определяющее значение в формировании духовной культуры молодежи.
Ценностные ориентации являются важным звеном между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, для нее они позволяют определить незначимое от значимого. Духовная культура обусловливает возможности осознания происходящего, диалогового общения социальных групп. Она способствует снижению вероятности манипулирования сознанием молодежи деструктивными силами.
В современный век информационного технического прогресса, становится важным воспитать человека с гуманистическим мировоззрением, умеющего выстраивать высоконравственные отношения, способного ориентироваться в быстро меняющихся социокультурных обстоятельствах, реализовывать свой потенциал на основе взаимопонимания и профессиональной компетентности. Сегодня складывается новый подход к формированию и развитию личности, который предполагает учет взаимовлияния процессов проходящих в сфере высшего образовании и духовной культуре. Усвоение культуры осуществляется в процессе всей жизни. Культура создается, культуре обучаются, так как она не приобретается биологическим путем, и каждое поколение призвано воспроизводить ее и передавать следующим. Этот процесс фактически является основой социализации, которая играет огромную роль в становлении личности. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов, происходит ее формирование. Следовательно, культура формирует членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Проблема духовной культуры молодежи находится на стыке смежных областей гуманитарного знания: социологии, культурологии, педагогики, психологии, философии, и располагается в рамках направления социологии - социологии культуры. Внимание к духовной культуре молодежи, как современной проблемы данной отрасли знания, вызвано необходимостью изучения состояния и механизмов ее формирования в динамике происходящих изменений современного общества. Анализ духовной культуры молодежи позволит выработать эффективные механизмы ее формирования, а также определить перспективы духовного развития общества. Так как молодежь обладает большим инновационным потенциалом важно, чтобы он раскрывался в русле духовного становления.
Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Проблемно-тематические акценты современной социологии культуры».
Степень разработанности исследуемой темы и методология исследования.
Методы и методологические подходы, примененные к исследованиям взаимовлияния культуры и социума, проблемам смены поколений представлены в трудах зарубежных ученых: А. Вебера [15], М.Вебера [16], К. Мангейма [38]. А. Вебер [15] рассматривал исторический процесс, в котором выделял три элемента, каждый из которых наделен своей логикой развития. Один из них - это душевно-духовные системы, воплощенные в результатах творческой активности общества. К. Манхейм [38] является создателем проекта социологии культуры. Он рассматривал молодежь как функцию посредника социальной жизни; условия жизнедеятельности интеллекта, указывал на способности интеллектуалов выходить за рамки идеологий и утопий и конструировать разумную реальность. Описывали соотношение культурного и биологического аспектов человеческого поведения Т. Лукман и П. Бергер [7].
Анализ концепции П.Сорокина [52] позволил рассмотреть социокультурные отношения как основу взаимодействия индивидов, составляющих общество, а также взглянуть на культуру как совокупность ценностей и сообщество реализующих ценности субъектов.
Л. Коган [31] поднимал проблемы статуса социологии культуры как науки, предлагая подходить к ней с позиции «метасоциологической дисциплины». Сущностные аспекты в ценностных ориентирах молодежи представлены в трудах таких отечественных ученых как М.С. Каган [29], В.Т. Лисовский [35]. С. Самыгин [17] в своих работах рассматривал вопросы, связанные с местом социологии культуры в ряду гуманитарных дисциплин. В научных исследованиях анализировала проблемы предмета социологии культуры Д. Крейн [34].
Анализировал в своих трудах социальные аспекты взаимоотношения интеллектуальной и духовной культуры В.Ж. Келле [30]. Теории П. Бурдьё [59] позволили рассмотреть общество как некий ансамбль «социальных полей», где происходит соперничество за специфический капитал, который и есть культура. Он применял междисциплинарный подход в своих исследованиях искусства, массовой культуры, различных социальных групп, политики и власти.
Теоретический анализ концепций ведущих ученых позволил уточнить сущность понятия «духовная культура». В работах О.А. Митрошенкова [43] рассматриваются вопросы духовной культуры российского общества. Содержание и принципы духовной деятельности как важного компонента социальной регуляции явились предметом изучения таких авторов как Л.Г. Ионин [28], А.К. Уледов [55], Н.Д. Никитина [45], А.И. Матвеева [40] [41], А.И. Шендрик [58]. В их работах были обобщены культурологические, социологические и философские подходы в изучении социального функционирования культуры. Л.М. Архангельский [5], В.М. Соколов [51] изучали с помощью социологических методов состояние и процесс формирования нравственных потребностей. А. Матецкая [42] рассматривала вопросы, связанные с формированием личности в процессе социализации, влиянием культуры на развитие идентичности.
Объектом диссертационной работы являются проблемно-тематические горизонты социологии культуры.
Предметом диссертационной работы выступает духовная культура молодежи в контексте современной социологии культуры.
Цель диссертационного исследования состоит в определении проблемно-тематических акцентов современной социологии культуры, верифицируемых на сфере духовной культуры молодежи .
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
■ рассмотреть теоретико-методологические аспекты социологии культуры;
■ выявить основные проблемно-тематические акценты современной социологии культуры;
■ проанализировать социокультурные характеристики молодежи как специфического носителя духовного потенциала общества;
■ выявить основополагающие элементы духовной культуры
студенческой молодежи;
■ разработать практические рекомендации по формированию духовной культуры студенческой молодежи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, социологической, культурологической литературы, научной периодики); эмпирические (анкетирование, опрос); методы математической статистики (табличная, диаграммная и качественная интерпретация данных).
Новизна диссертационного исследования работы заключается в следующем:
■ выявлены проблемно-тематические акценты современной социологии культуры;
■ проанализированы и уточнены понятия «культура» и «духовная культура»;
■ на основе теоретического анализа и интерпретации результатов исследования установлены общественные факторы формирования духовной культуры студенческой молодежи как сложного и динамичного образования.
Научно-практическая значимость работы. Полученные в ходе теоретического исследования результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по культурологическим дисциплинам, а также при проведении прикладных исследований по проблемам социологии культуры.
Структура магистерской диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы, состоящего из 61 источника, Приложения.
Таким образом, рассмотрев теоретико-методологические аспекты проблемных областей социологии культуры, мы пришли к выводу о том, что в данном знании поднимаются острые вопросы, связанные с взаимоотношением и взаимовлиянием социальной и культурной сфер.
Границы социологии культуры, оказались чрезвычайно проницаемыми, благодаря чему она сумела инкорпорировать и ассимилировать самые разные направления наук. В круг проблем решаемых в области социологии культуры, попадает, в первую очередь, сама наука и ее предмет изучения. Социология культуры выявляет и описывает реальное состояние сознания и деятельности субъектов в мире культуры. Анализируя научные труды ведущих ученых, мы пришли к выводу, что вопросами, которые пронизывают большинство проблемных аспектов современной социологии культуры, становятся вопросы, связанные с функционированием культуры в обществе и сохранением, развитием, формированием важной ее составляющей духовной культуры. Культура является цементом, скрепляющим общественную жизнь. Это происходит потому, что культура формирует у людей чувство принадлежности к своей группе, и чувство доверия к членам своей группы. Весь мир человека - мир его культуры, и вопрос о культуре - это, в сущности, вопрос о самом человеке, о его человеческом способе существования и его отношении к самому себе, к миру. Мы рассмотрели факторы, способствующие современному представлению о культуре. Анализируя различные дефиниции в отношении определения понятия «культура», мы определили ее как духовную и материальную среду, сотворенную человеком в процессе его познания и деятельности, способ преобразования его природных задатков и окружающего мира, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества. Следовательно, сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.
Прояснив в ходе работы проблемные области рассматриваемые социологией культуры, для нашего исследования стало важным выяснение вопросов связанных с пониманием духовной культуры. Мы выяснили, что она относится к духовной деятельности, духовному производству и включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире, и отражается в мировоззрении, политических взглядах, ценностях, духовном общении людей во всех конкретных формах его проявления. Мы пришли к выводу, что духовная культура проявляется через общественное сознание и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности, через освоение и обогащение мира духовных ценностей, через отношение к семейным, национальным и общественным традициям, культурному наследию своей страны, мировым ценностям. Рассмотрев различные точки зрения современных ученых, мы определяем духовную культуру как основную сторону культуры, систему знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству, вырастающую на основе общественного бытия, пронизывающую все его сферы и оказывающую активное влияние на жизнедеятельность человека и общества. В диссертационном исследовании нами осмыслен такой феномен как духовные потребности. Духовная культура представляет собой многогранное социокультурное явление, которое раскрывается через понятия духовное потребление, духовная жизнь, духовное производство. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
Нами выявлено, что духовная культура является важным фактором, оказывающим огромное влияние на социализацию молодого поколения. Как известно личность формируется в процессе социализации, сущность которого сводится к усвоению культурного опыта общества. Результатом освоения культуры становится формирование человеческих качеств, таких как мышление, способности к целенаправленной деятельности, взаимодействию с другими людьми. На примере Белгорода и Белгородской области нами рассмотрены проблемы связанные с формирование духовной культуры молодежи. Выявлено, что студенческая молодежь ориентирована на позитивную деятельность, здоровый образ жизни, имеет стремление к культурному духовному росту. Ею осознается важность социокультурных институтов в формировании духовной культуры. Однако важно отметить и проблемы у студенческой молодежи связанные с не умением распределить свое свободное время, организовать досуговую деятельность, видны кризисные проявления в институтах семьи и образования. В пространстве духовной культуры современного российского общества, в ценностной системе студенческой молодежи происходят сложные противоречивые процессы, отражающиеся на образе жизни, на культурно-досуговых предпочтениях.
Таким образом, мы постарались подчеркнуть, что социология культуры развивающаяся область современного научного знания, раскрыли культурсоциологическую проблематику науки, рассмотрели разнообразные подходы к анализу культуры, и ее важной составляющей духовной культуры. Выявили социальную роль культуры и на примере студенческой молодежи Белгородской области выявили состояние ее духовной культуры, сделали попытку разработки предложений для дальнейшего развития ее духовной культуры.
Границы социологии культуры, оказались чрезвычайно проницаемыми, благодаря чему она сумела инкорпорировать и ассимилировать самые разные направления наук. В круг проблем решаемых в области социологии культуры, попадает, в первую очередь, сама наука и ее предмет изучения. Социология культуры выявляет и описывает реальное состояние сознания и деятельности субъектов в мире культуры. Анализируя научные труды ведущих ученых, мы пришли к выводу, что вопросами, которые пронизывают большинство проблемных аспектов современной социологии культуры, становятся вопросы, связанные с функционированием культуры в обществе и сохранением, развитием, формированием важной ее составляющей духовной культуры. Культура является цементом, скрепляющим общественную жизнь. Это происходит потому, что культура формирует у людей чувство принадлежности к своей группе, и чувство доверия к членам своей группы. Весь мир человека - мир его культуры, и вопрос о культуре - это, в сущности, вопрос о самом человеке, о его человеческом способе существования и его отношении к самому себе, к миру. Мы рассмотрели факторы, способствующие современному представлению о культуре. Анализируя различные дефиниции в отношении определения понятия «культура», мы определили ее как духовную и материальную среду, сотворенную человеком в процессе его познания и деятельности, способ преобразования его природных задатков и окружающего мира, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества. Следовательно, сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.
Прояснив в ходе работы проблемные области рассматриваемые социологией культуры, для нашего исследования стало важным выяснение вопросов связанных с пониманием духовной культуры. Мы выяснили, что она относится к духовной деятельности, духовному производству и включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире, и отражается в мировоззрении, политических взглядах, ценностях, духовном общении людей во всех конкретных формах его проявления. Мы пришли к выводу, что духовная культура проявляется через общественное сознание и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности, через освоение и обогащение мира духовных ценностей, через отношение к семейным, национальным и общественным традициям, культурному наследию своей страны, мировым ценностям. Рассмотрев различные точки зрения современных ученых, мы определяем духовную культуру как основную сторону культуры, систему знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству, вырастающую на основе общественного бытия, пронизывающую все его сферы и оказывающую активное влияние на жизнедеятельность человека и общества. В диссертационном исследовании нами осмыслен такой феномен как духовные потребности. Духовная культура представляет собой многогранное социокультурное явление, которое раскрывается через понятия духовное потребление, духовная жизнь, духовное производство. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
Нами выявлено, что духовная культура является важным фактором, оказывающим огромное влияние на социализацию молодого поколения. Как известно личность формируется в процессе социализации, сущность которого сводится к усвоению культурного опыта общества. Результатом освоения культуры становится формирование человеческих качеств, таких как мышление, способности к целенаправленной деятельности, взаимодействию с другими людьми. На примере Белгорода и Белгородской области нами рассмотрены проблемы связанные с формирование духовной культуры молодежи. Выявлено, что студенческая молодежь ориентирована на позитивную деятельность, здоровый образ жизни, имеет стремление к культурному духовному росту. Ею осознается важность социокультурных институтов в формировании духовной культуры. Однако важно отметить и проблемы у студенческой молодежи связанные с не умением распределить свое свободное время, организовать досуговую деятельность, видны кризисные проявления в институтах семьи и образования. В пространстве духовной культуры современного российского общества, в ценностной системе студенческой молодежи происходят сложные противоречивые процессы, отражающиеся на образе жизни, на культурно-досуговых предпочтениях.
Таким образом, мы постарались подчеркнуть, что социология культуры развивающаяся область современного научного знания, раскрыли культурсоциологическую проблематику науки, рассмотрели разнообразные подходы к анализу культуры, и ее важной составляющей духовной культуры. Выявили социальную роль культуры и на примере студенческой молодежи Белгородской области выявили состояние ее духовной культуры, сделали попытку разработки предложений для дальнейшего развития ее духовной культуры.
Подобные работы
- Радиопублицистика России: структурно-функциональные и проблемно-тематические характеристики
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ СПОРТИВНОЙ
ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Практики трансформации тела в контексте современности:
конструирование социального и культурного тела
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Этническая палитра современной
Белгородчины в освещении региональных
телеканалов
(2014-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Протестные настроения современной студенческой молодежи (по материалам социологического исследования в Алтайском крае)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - Социокультурный анализ этнополитического конфликта (на примере конфликта в Чеченской Республике)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



