ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ БАСКЕТБОЛА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ БАСКЕТБОЛА 7
1.1. Сущность понятия «игровое взаимодействие» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Влияние игрового взаимодействия на формирование
межличностных отношений детей 13
1.3. Педагогические условия формирования игрового
взаимодействия в процессе обучения дошкольников элементам баскетбола 28
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АЛГОРИТМА
ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ БАСКЕТБОЛА 44
2.1. Анализ особенностей развития игрового взаимодействия
старших дошкольников на констатирующем этапе 44
2.2. Алгоритм формирования игрового взаимодействия при
обучении элементам баскетбола 52
2.3. Динамика формирования игрового взаимодействия и
межличностных отношений в процессе обучения детей элементам баскетбола 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ БАСКЕТБОЛА 7
1.1. Сущность понятия «игровое взаимодействие» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Влияние игрового взаимодействия на формирование
межличностных отношений детей 13
1.3. Педагогические условия формирования игрового
взаимодействия в процессе обучения дошкольников элементам баскетбола 28
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АЛГОРИТМА
ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ БАСКЕТБОЛА 44
2.1. Анализ особенностей развития игрового взаимодействия
старших дошкольников на констатирующем этапе 44
2.2. Алгоритм формирования игрового взаимодействия при
обучении элементам баскетбола 52
2.3. Динамика формирования игрового взаимодействия и
межличностных отношений в процессе обучения детей элементам баскетбола 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время педагоги рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребенка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка, который во многом может быть обеспечен в игровых формах организации двигательной деятельности детей.
По определению отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта, позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и проводится в дошкольных образовательных учреждениях по современным программам: «Детство», «Истоки», «От рождения до школы». В методических пособиях глубоко раскрыты содержание и педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. Однако, на наш взгляд, проблема взаимодействия детей при освоении спортивных игр, нуждается в дальнейшей разработке. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта с учетом развития разных форм взаимодействия подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений. Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы педагогические условия формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементам баскетбола. Это определило выбор темы исследования «Формирование игрового взаимодействия старших дошкольников в процессе обучения элементам баскетбола».
Цель работы: выявить педагогические условия формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетбол, разработать алгоритм по его формированию и исследовать его эффективность.
Объект исследования: процесс формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам баскетбола.
Предмет исследования: педагогические условия формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения баскетболу.
Гипотеза исследования: формирование игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам баскетбола будет эффективно при условии использования алгоритма, основанного на специальных упражнениях по формированию игрового взаимодействия в парах, тройках, эстафетных командах, построенного с учётом особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников.
Рассматриваемый в работе предмет потребовал решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «игровое взаимодействие» в психолого - педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать влияние игрового взаимодействия на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия формирования игрового взаимодействия в процессе обучения дошкольников элементам баскетбола
4. Исследовать особенности игрового взаимодействия дошкольников при обучении элементам баскетбола.
5. Разработать алгоритм формирования игрового взаимодействия при обучении элементам баскетбола, основанного на упражнениях в парах, тройках, эстафетных командах и выявить его эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования являются культурологические и педагогические подходы к игре как к особому способу взаимодействия человека с миром: И. Кант, Я.А. Коменский, Д. Локк, Платон, Ж.Ж. Руссо, В.Н. Топоров; философские аспекты результатов игр: Г. Гегель, М.С. Каган, И.С. Кон, Г.В. Плеханов, А. Шопенгауэр; монографические исследования своеобразия взаимодействия во время игры в психологии: Э. Берн, Дж. Брунер, М. Ловенфельд, Ж. Пиаже, З. Фрейд; проблемы психологии детской игры: Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.К. Корни, Е.С. Махлах, Д.В. Менджерицкая, В.С. Мухина, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина, С.Т. Шацкий; развития взаимодействия дошкольников в процессе усвоения элементов спортивных игр: А.П. Агафонов, М.И. Борищевский, Л.Н. Волошина, Т.В. Драгунова, Р.И. Жуковская и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, приложение.
Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка, который во многом может быть обеспечен в игровых формах организации двигательной деятельности детей.
По определению отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта, позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и проводится в дошкольных образовательных учреждениях по современным программам: «Детство», «Истоки», «От рождения до школы». В методических пособиях глубоко раскрыты содержание и педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. Однако, на наш взгляд, проблема взаимодействия детей при освоении спортивных игр, нуждается в дальнейшей разработке. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта с учетом развития разных форм взаимодействия подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений. Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы педагогические условия формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементам баскетбола. Это определило выбор темы исследования «Формирование игрового взаимодействия старших дошкольников в процессе обучения элементам баскетбола».
Цель работы: выявить педагогические условия формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетбол, разработать алгоритм по его формированию и исследовать его эффективность.
Объект исследования: процесс формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам баскетбола.
Предмет исследования: педагогические условия формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения баскетболу.
Гипотеза исследования: формирование игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам баскетбола будет эффективно при условии использования алгоритма, основанного на специальных упражнениях по формированию игрового взаимодействия в парах, тройках, эстафетных командах, построенного с учётом особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников.
Рассматриваемый в работе предмет потребовал решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «игровое взаимодействие» в психолого - педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать влияние игрового взаимодействия на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия формирования игрового взаимодействия в процессе обучения дошкольников элементам баскетбола
4. Исследовать особенности игрового взаимодействия дошкольников при обучении элементам баскетбола.
5. Разработать алгоритм формирования игрового взаимодействия при обучении элементам баскетбола, основанного на упражнениях в парах, тройках, эстафетных командах и выявить его эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования являются культурологические и педагогические подходы к игре как к особому способу взаимодействия человека с миром: И. Кант, Я.А. Коменский, Д. Локк, Платон, Ж.Ж. Руссо, В.Н. Топоров; философские аспекты результатов игр: Г. Гегель, М.С. Каган, И.С. Кон, Г.В. Плеханов, А. Шопенгауэр; монографические исследования своеобразия взаимодействия во время игры в психологии: Э. Берн, Дж. Брунер, М. Ловенфельд, Ж. Пиаже, З. Фрейд; проблемы психологии детской игры: Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.К. Корни, Е.С. Махлах, Д.В. Менджерицкая, В.С. Мухина, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина, С.Т. Шацкий; развития взаимодействия дошкольников в процессе усвоения элементов спортивных игр: А.П. Агафонов, М.И. Борищевский, Л.Н. Волошина, Т.В. Драгунова, Р.И. Жуковская и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, приложение.
Таким образом, на основе анализа литературы можно сделать вывод, что процесс игрового взаимодействия осуществляется между обособленными объектами (внешнее взаимодействие) и внутри отдельного объекта (внутреннее взаимодействие), и имеет как объективную, так и субъективную стороны. Объективная сторона - это связи, независимые от участников игры, но опосредующие и контролирующие содержание, характер их взаимодействий. Связи являются показателем уровня игрового взаимодействия. Субъективная сторона - сознательное отношение участников игры друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего игрового поведения. Очевидно, процесс, складывающихся к определенному моменту времени межличностных отношений, является показателем изменений, происходящих с субъектами игрового взаимодействия. Взаимодействие не самоцель: оно важнейшее средство решения воспитательных задач. Эффективность взаимодействия в ходе игры может быть охарактеризована как мера соответствия достигнутых результатов тем воспитательным целям, которые ставились. В то же время критерии эффективности и заключены в средствах (в содержании данного процесса, его структуре, психолого-педагогических механизмах), с помощью которых получено то или иное соответствие результата поставленной цели, что побудило нас к построению его алгоритма.
При построении алгоритма необходимо объединять детей в парах, тройках, командах. Воспитание сплоченного, дружного коллектива - главная задача каждого педагога, требующая огромного терпения и профессионального мастерства.
Одним из эффективных способов формирования игрового взаимодействия являются спортивные игры. Спортивно-игровая деятельность создает условия для формирования межличностных отношений, так как в игре используется выражение своих чувств при помощи речевых и неречевых средств общения, таких как жестовые, мимические и пантомимические. Исследование на констатирующем этапе показали, что дети не умеют разносторонне общаться со сверстниками и это приводит к расстройству в поведении и характере, что вызывает необходимость своевременного развития игрового взаимодействия. В результате проделанной работы мы смогли выделить три основные функции игры с элементами спорта:
1. Она, отражает характерный для данного возраста переход от сюжетно-ролевой игры к игре по правилам;
2. Дети учатся общаться, развиваются коммуникативные умения;
3. Способность физического развития.
Применение алгоритма с целью формирования игрового взаимодействия, должно отвечать следующим возрастным особенностям старших дошкольников:
1. Появление среди детей организаторов игр.
2. Использование игрового материала знаменуется привлекательностью аксессуаров, позволяющих выполнить роль.
3. Чтобы «развиваться в игре» ребенок должен владеть ее основными техническими и тактическими основами.
4. Появление игрового сотрудничества, поскольку взаимодействие со сверстником в старшем дошкольном возрасте выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель.
В работе дано общее определение игрового взаимодействия как общения двух и более детей в процессе (по поводу) игры с элементами спорта, либо в спортивной игре. Эффективное формирование спортивно-игрового взаимодействия возможно при соблюдении следующих положений:
1. Поэтапное освоение умений спортивно-игрового взаимодействия в парах-тройках-командах, при этом:
- взаимодействию в паре соответствовала отработка невербального понимания другого;
- для согласованности спортивной тройки целесообразно отработать общение условными знаками (например, поднятие руки означает «постойте, я беру этот мяч »»;
- при игре в четверке можно моделировать взаимодействие двух миникоманд и отрабатывать умения проигрывать достойно, по-спортивному относиться к противнику (приветствовать его, благодарить за игру).
2. Стимулирование групповой сплоченности: путем введения ритуалов и аксессуаров, способов распределения детей на пары/группы/команды, кричалок, элементарного анализа спортивно-игрового взаимодействия.
3. Реализация индивидуального подхода к дошкольникам с проблемами в общении (агрессивными, тревожными, застенчивыми).
4. Введение коммуникативной части занятия, на которой происходит тренировка общих умений несловесного взаимодействия детей друг с другом во время спортивных игр.
Таким образом, использование всех этих условий в работе с дошкольниками экспериментальной группы способствовало формированию игрового взаимодействия в процессе реализации алгоритма. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
При построении алгоритма необходимо объединять детей в парах, тройках, командах. Воспитание сплоченного, дружного коллектива - главная задача каждого педагога, требующая огромного терпения и профессионального мастерства.
Одним из эффективных способов формирования игрового взаимодействия являются спортивные игры. Спортивно-игровая деятельность создает условия для формирования межличностных отношений, так как в игре используется выражение своих чувств при помощи речевых и неречевых средств общения, таких как жестовые, мимические и пантомимические. Исследование на констатирующем этапе показали, что дети не умеют разносторонне общаться со сверстниками и это приводит к расстройству в поведении и характере, что вызывает необходимость своевременного развития игрового взаимодействия. В результате проделанной работы мы смогли выделить три основные функции игры с элементами спорта:
1. Она, отражает характерный для данного возраста переход от сюжетно-ролевой игры к игре по правилам;
2. Дети учатся общаться, развиваются коммуникативные умения;
3. Способность физического развития.
Применение алгоритма с целью формирования игрового взаимодействия, должно отвечать следующим возрастным особенностям старших дошкольников:
1. Появление среди детей организаторов игр.
2. Использование игрового материала знаменуется привлекательностью аксессуаров, позволяющих выполнить роль.
3. Чтобы «развиваться в игре» ребенок должен владеть ее основными техническими и тактическими основами.
4. Появление игрового сотрудничества, поскольку взаимодействие со сверстником в старшем дошкольном возрасте выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель.
В работе дано общее определение игрового взаимодействия как общения двух и более детей в процессе (по поводу) игры с элементами спорта, либо в спортивной игре. Эффективное формирование спортивно-игрового взаимодействия возможно при соблюдении следующих положений:
1. Поэтапное освоение умений спортивно-игрового взаимодействия в парах-тройках-командах, при этом:
- взаимодействию в паре соответствовала отработка невербального понимания другого;
- для согласованности спортивной тройки целесообразно отработать общение условными знаками (например, поднятие руки означает «постойте, я беру этот мяч »»;
- при игре в четверке можно моделировать взаимодействие двух миникоманд и отрабатывать умения проигрывать достойно, по-спортивному относиться к противнику (приветствовать его, благодарить за игру).
2. Стимулирование групповой сплоченности: путем введения ритуалов и аксессуаров, способов распределения детей на пары/группы/команды, кричалок, элементарного анализа спортивно-игрового взаимодействия.
3. Реализация индивидуального подхода к дошкольникам с проблемами в общении (агрессивными, тревожными, застенчивыми).
4. Введение коммуникативной части занятия, на которой происходит тренировка общих умений несловесного взаимодействия детей друг с другом во время спортивных игр.
Таким образом, использование всех этих условий в работе с дошкольниками экспериментальной группы способствовало формированию игрового взаимодействия в процессе реализации алгоритма. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИГРЕ В ФЛОРБОЛ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Организация физкультурных занятий с детьми 5-6 лет с использованием элементов игры в футбол
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021



