ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ В СОВРЕМЕННОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные теоретические концепции и трактовки понятий политического мифа и мифотворчества 7
1.1 Миф и мифотворчество: история понятий и теоретические
трактовки 7
1.2 Понятие политического мифа в социально-гуманитарном знании ... 10
1.3 Структура мифа: семиотическая трактовка 14
1.3 Основные виды политических мифов 18
ГЛАВА 2. Мифотворчество в средствах массовой информации 21
2.1 СМИ как инструмент порождения и продвижения политических мифов 21
2.2 Роль СМИ в избирательном процессе 24
ГЛАВА 3. Структурно-функциональные и типологические особенности политических мифов в электоральной медиакампании Д. Трампа в 2016 г 35
3.1 Социально-политические функции американских СМИ 35
3.2 Ключевые особенности и технологии электоральной кампании в США 40
3.3 Основные политические мифологемы, употребляемые в
предвыборной риторике Д.Трампа 49
ГЛАВА 4. Структурно-функциональные и типологические
особенности политических мифов в электоральной медиакампании В.В. Путина 68
4.1 Ключевые особенности и технологии электоральной кампании в России 68
4.2 Основные политические мифологемы, употребляемые в
предвыборной риторике В. Путина 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 89
ГЛАВА 1. Основные теоретические концепции и трактовки понятий политического мифа и мифотворчества 7
1.1 Миф и мифотворчество: история понятий и теоретические
трактовки 7
1.2 Понятие политического мифа в социально-гуманитарном знании ... 10
1.3 Структура мифа: семиотическая трактовка 14
1.3 Основные виды политических мифов 18
ГЛАВА 2. Мифотворчество в средствах массовой информации 21
2.1 СМИ как инструмент порождения и продвижения политических мифов 21
2.2 Роль СМИ в избирательном процессе 24
ГЛАВА 3. Структурно-функциональные и типологические особенности политических мифов в электоральной медиакампании Д. Трампа в 2016 г 35
3.1 Социально-политические функции американских СМИ 35
3.2 Ключевые особенности и технологии электоральной кампании в США 40
3.3 Основные политические мифологемы, употребляемые в
предвыборной риторике Д.Трампа 49
ГЛАВА 4. Структурно-функциональные и типологические
особенности политических мифов в электоральной медиакампании В.В. Путина 68
4.1 Ключевые особенности и технологии электоральной кампании в России 68
4.2 Основные политические мифологемы, употребляемые в
предвыборной риторике В. Путина 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 89
Ускорение и усложнение социально-политических процессов в современном обществе влечет за собой усиление интереса в социогуманитарной науке к мифологическому дискурсу, который объединяет в себе рациональные и иррациональные элементы коммуникативно-когнитивных явлений: политического сознания, символической функции СМИ, медиатизации идей, ценностей, политических мифов.
Актуальность исследования обусловлена конкретными историческими обстоятельствами, сложившимися в современной Россией и США, и ставит задачу поиска новых форм выявления и мобилизации личности в обществе переходного типа, к которым относятся политический миф: появились новые политические технологии, способы расширения значения личности, механизмы политической интеграции и политического контроля; отмечается увеличение мифологической роли средств массовой информации, развитие новых информационных каналов связи и современных сетевых систем.
Политический миф - одна из форм взаимодействия субъектов политического процесса, к которой обращаются политические лидеры и политические организации в поисках инструментов формирования позитивного имиджа и политической коммуникации.
Являясь стереотипом национального мышления, миф становится необходимым элементом политической коммуникации и часто является самостоятельным инструментом политтехнологов.
Политический миф одновременно выступает как обобщенным представлением о политической действительности, так и инструментом порождения этой действительности (от знака, кода, некой образности к реальным установкам и действиям). И если политические мифы в архаичном обществе были результатом бессознательной деятельности людей, то в современном мире они представляют собой искусственно созданные определённой политической элитой «продукты» с использованием 3
специфических технологий, среди которых медиатехнологии занимают доминирующее положение.
Такая мифопроизводящая деятельность особенно заметна и эффективна в период проведения избирательных кампаний. В условиях электоральной коммуникации политический миф является одной из форм взаимодействия субъектов политического процесса. В поисках инструментов формирования позитивного имиджа политические организации и политические лидеры всё чаще прибегают к политическим мифам, причём политологическое знание всё заметнее смещается в сторону социокультурного понимания политики, а в центре его внимания все чаще «сегодня оказываются политическое сознание, ментальные феномены, символотворчество, представления, ценности, образная сфера и даже миры фантазий человека политического» [Шомова, 2016: 4].
Этим объясняется растущий интерес к феномену политических мифов как элементу политических технологий со стороны не только практиков, работающих в области электорального менеджмента, политического маркетинга и консалтинга, политической рекламы и PR, имиджмейкинга, но и сотрудников СМИ.
Объектом исследования является феномен мифологизации политического процесса в современном обществе.
Предметом исследования послужили структура и типы политических мифов как элементов политических медиатехнологий.
В качестве гипотезы данного исследования мы формулируем предположение о том, что политическая предвыборная риторика президентов России и США обладает признаками мифологической коммуникации и функционирует в качестве средства мифологического медиавоздействия.
Цель исследования - выявить особенности использования политических мифов как центральных элементов политических избирательных медиакампаний.
Основная цель предопределила необходимость и порядок решения ряда исследовательских задач:
1. Дать определение понятиям «миф» и «политический миф».
2. На основе анализа теоретических представлений о мифах в социально-гуманитарном знании уточнить структуру политического мифа.
3. Определить типы функционирования политических мифов в современном политическом процессе.
4. Выявить и проанализировать основные политические мифы избирательной медиакампании по выборам президента США (Ноябрь 2016);
5. Охарактеризовать политические мифы избирательной медиакампании по выборам президента Российской Федерации (Март 2018 года).
Теоретическую базу исследования формируют труды отечественных и зарубежных исследователей и практиков, внёсших значительный вклад в разработку проблем, поднимаемых в данной исследовательской работе. Это фундаментальные работы о мифе как феномене культуры, политическом мифе, политической коммуникации, политическим технологиям и предвыборной риторике (Р.Барт, А.Ф. Лосев, А.П. Чудинов, Е.И. Шейгал, А.М. Цуладзе, Г.Г. Поцепцов, О.Ю. Малинова, Н.И. Шестов, Н.Г. Щербинина, Т.Э. Гринберк, А.И.Соловьёв и др.).
Для формирования универсальной структурно-функциональной модели политического мифа для нас особо актуальны идеологии и семиотические концепции мифа Р.Барта. Методологическая основа работы обусловлена характером объекта исследования. Нами применялся метод дискурс-анализа, контент-анализа, метод типологизации и элементы структурно-семиотического анализа.
Также теоретическую часть данного исследования составили работы авторов, занимавшихся проблемами медиавоздействия, медиакампаний и политических медиатехнологий (Ю.В. Клюев, Е.С. Козина, И.Н. Панарин, Э.Д. Дагбаев, М.Р. Тадевосян, Н.А. Романович, Д. Фут и др.)
Эмпирическую базу исследования составили материалы влиятельных американских и российских ежедневных интернет-изданий, которые наиболее полно отражают политическую повестку дня: «The Wall Street Journal» , «The Washington Post», «The New York Times», CNN, «The Los Angeles Times», РИА Новости, ИТАР-ТАСС, Lenta.ru, Газета.ги и др.). Временным отрезком для анализа публикаций о ходе ведения избирательной кампании в США был выбран период с августа 2016 года до 8 ноября 2016 года (день выборов). Общее количество проанализированных публикаций - 255. Соответственно временной промежуток для анализа публикаций о ведении избирательной кампании по выборам президента России был выбран в период с декабря 2017 года по 18 марта 2018 года. Всего было проанализировано 304 публикации. Наряду с интернет-СМИ были проанализированы официальные правительственные сайты, блоги и социальные сети (Twitter, Facebook).
Научная новизна исследования обусловлена рассмотрением проблемы мифологизации политической власти как одного из центральных элементов ведения избирательной кампании, отдельной политической медиатехнологии. Это позволит выделить новые аспекты в данной проблеме.
Теоретическую значимость исследования обеспечивает выявление новых закономерностей мифологизации политической власти посредством массмедиа.
Практическая значимость работы обеспечивается тем, что выводы настоящего исследования могут стать методическим материалом для политтехнологов и медиатехнологов в области формирования положительных образов политических индивидов.
Структура работы обусловлена её целями и задачами. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность исследования обусловлена конкретными историческими обстоятельствами, сложившимися в современной Россией и США, и ставит задачу поиска новых форм выявления и мобилизации личности в обществе переходного типа, к которым относятся политический миф: появились новые политические технологии, способы расширения значения личности, механизмы политической интеграции и политического контроля; отмечается увеличение мифологической роли средств массовой информации, развитие новых информационных каналов связи и современных сетевых систем.
Политический миф - одна из форм взаимодействия субъектов политического процесса, к которой обращаются политические лидеры и политические организации в поисках инструментов формирования позитивного имиджа и политической коммуникации.
Являясь стереотипом национального мышления, миф становится необходимым элементом политической коммуникации и часто является самостоятельным инструментом политтехнологов.
Политический миф одновременно выступает как обобщенным представлением о политической действительности, так и инструментом порождения этой действительности (от знака, кода, некой образности к реальным установкам и действиям). И если политические мифы в архаичном обществе были результатом бессознательной деятельности людей, то в современном мире они представляют собой искусственно созданные определённой политической элитой «продукты» с использованием 3
специфических технологий, среди которых медиатехнологии занимают доминирующее положение.
Такая мифопроизводящая деятельность особенно заметна и эффективна в период проведения избирательных кампаний. В условиях электоральной коммуникации политический миф является одной из форм взаимодействия субъектов политического процесса. В поисках инструментов формирования позитивного имиджа политические организации и политические лидеры всё чаще прибегают к политическим мифам, причём политологическое знание всё заметнее смещается в сторону социокультурного понимания политики, а в центре его внимания все чаще «сегодня оказываются политическое сознание, ментальные феномены, символотворчество, представления, ценности, образная сфера и даже миры фантазий человека политического» [Шомова, 2016: 4].
Этим объясняется растущий интерес к феномену политических мифов как элементу политических технологий со стороны не только практиков, работающих в области электорального менеджмента, политического маркетинга и консалтинга, политической рекламы и PR, имиджмейкинга, но и сотрудников СМИ.
Объектом исследования является феномен мифологизации политического процесса в современном обществе.
Предметом исследования послужили структура и типы политических мифов как элементов политических медиатехнологий.
В качестве гипотезы данного исследования мы формулируем предположение о том, что политическая предвыборная риторика президентов России и США обладает признаками мифологической коммуникации и функционирует в качестве средства мифологического медиавоздействия.
Цель исследования - выявить особенности использования политических мифов как центральных элементов политических избирательных медиакампаний.
Основная цель предопределила необходимость и порядок решения ряда исследовательских задач:
1. Дать определение понятиям «миф» и «политический миф».
2. На основе анализа теоретических представлений о мифах в социально-гуманитарном знании уточнить структуру политического мифа.
3. Определить типы функционирования политических мифов в современном политическом процессе.
4. Выявить и проанализировать основные политические мифы избирательной медиакампании по выборам президента США (Ноябрь 2016);
5. Охарактеризовать политические мифы избирательной медиакампании по выборам президента Российской Федерации (Март 2018 года).
Теоретическую базу исследования формируют труды отечественных и зарубежных исследователей и практиков, внёсших значительный вклад в разработку проблем, поднимаемых в данной исследовательской работе. Это фундаментальные работы о мифе как феномене культуры, политическом мифе, политической коммуникации, политическим технологиям и предвыборной риторике (Р.Барт, А.Ф. Лосев, А.П. Чудинов, Е.И. Шейгал, А.М. Цуладзе, Г.Г. Поцепцов, О.Ю. Малинова, Н.И. Шестов, Н.Г. Щербинина, Т.Э. Гринберк, А.И.Соловьёв и др.).
Для формирования универсальной структурно-функциональной модели политического мифа для нас особо актуальны идеологии и семиотические концепции мифа Р.Барта. Методологическая основа работы обусловлена характером объекта исследования. Нами применялся метод дискурс-анализа, контент-анализа, метод типологизации и элементы структурно-семиотического анализа.
Также теоретическую часть данного исследования составили работы авторов, занимавшихся проблемами медиавоздействия, медиакампаний и политических медиатехнологий (Ю.В. Клюев, Е.С. Козина, И.Н. Панарин, Э.Д. Дагбаев, М.Р. Тадевосян, Н.А. Романович, Д. Фут и др.)
Эмпирическую базу исследования составили материалы влиятельных американских и российских ежедневных интернет-изданий, которые наиболее полно отражают политическую повестку дня: «The Wall Street Journal» , «The Washington Post», «The New York Times», CNN, «The Los Angeles Times», РИА Новости, ИТАР-ТАСС, Lenta.ru, Газета.ги и др.). Временным отрезком для анализа публикаций о ходе ведения избирательной кампании в США был выбран период с августа 2016 года до 8 ноября 2016 года (день выборов). Общее количество проанализированных публикаций - 255. Соответственно временной промежуток для анализа публикаций о ведении избирательной кампании по выборам президента России был выбран в период с декабря 2017 года по 18 марта 2018 года. Всего было проанализировано 304 публикации. Наряду с интернет-СМИ были проанализированы официальные правительственные сайты, блоги и социальные сети (Twitter, Facebook).
Научная новизна исследования обусловлена рассмотрением проблемы мифологизации политической власти как одного из центральных элементов ведения избирательной кампании, отдельной политической медиатехнологии. Это позволит выделить новые аспекты в данной проблеме.
Теоретическую значимость исследования обеспечивает выявление новых закономерностей мифологизации политической власти посредством массмедиа.
Практическая значимость работы обеспечивается тем, что выводы настоящего исследования могут стать методическим материалом для политтехнологов и медиатехнологов в области формирования положительных образов политических индивидов.
Структура работы обусловлена её целями и задачами. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Тысячелетиями человечество живёт во власти мифа и участвует в мифотворческом процессе. В своём стремлении обобщить представления человека об окружающем мире, сделать его понятным, удобным, управляемым и разумным миф принимает на себя основополагающие свойства дискурса. Не является исключением и политический дискурс, в котором коммуниканты предстают в качестве собирательных, тщательно спланированных мифологизированных субъектов («власть», «избиратели», «народ» и т.д.).
Политический миф одновременно выступает как обобщенным представлением о политической действительности, так и инструментом порождения этой действительности (от знака, кода, некой образности к реальным установкам и действиям). И если политические мифы в обществе архаичном были результатом бессознательной деятельности людей, то в современном мире они представляют собой искусственно созданные определённой политической элитой «продукты» с использованием специфических технологий. Такая мифопроизводящая деятельность особенно заметна и эффективна в период проведения избирательных кампаний. В период проведения предвыборных кампаний мы сталкиваемся с разного рода мифами, которые рисуют нам образ «добрых» и «мудрых» политиков. По мере усложнения картины привычного мира способность восприятия действительности во всём её многообразии утрачивается, и она подменяется упрощённой схемой, набором мифологических сюжетов, в которых древние боги заменяются современными действующими лицами, а божественные силы - таинственной магией политиков и скрытых сил.
В первой главе настоящего исследования мы рассмотрели множество понятий мифа, политического мифа, политического сознания и символизма в социально-гуманитарном знании. Если обобщить рассмотренные нами определения, то можно сказать, что политический миф - это некий шаблон 76 массового сознания, в котором знание и понимание фактов политики замещается образами и символами; политический миф отличается высокой экспрессивностью и эмоциональностью, и выступает в качестве инструмента трансформации политической реальности в руках тех или иных политических сил для достижения ими глобальных или локальных политических интенций.
Особенность политического мифа также заключается в том, что он всегда стремится стать реальностью. Политический миф имеет целью не только обоснование определенного хода событий, обеспечение веры народа в правильное русло политических акций, но и в создании запоминающихся, ярких образов участников политического процесса: факты из жизни политика, имидж государственной политики в целом. Однако, одного лишь только мифа не достаточно, чтобы воплотить его в жизнь, нужно дальнейшее развитие, которое осуществляется через средства массовой информации.
Во второй главе настоящего исследования мы рассмотрели СМИ как инструмент порождения и продвижения политических мифов. Поскольку медиа являются основными инструментами формирования общественного мнения, им отводится главная роль в деле выработки и внедрения политическим мифов в массовое сознание путём целенаправленного искажения фактов и событий. Политические мифы, распространяемые через СМИ, являются главными средствами оправдания, а, чаще всего, восхваления существующего политического режима и условий социальной жизни, обосновывая легитимность действующей власти.
В третьей главе описаны результаты исследования предвыборной кампании Дональда Трампа на президентских выборах в США. Нами были изучены публичные заявления Д.Трампа в социальной сети Твиттер, интервью в популярных американских изданиях, записи телевизионных дебатов, выступлений на митингах, ралли и т.д. за период избирательной кампании (с 15.06.2015 по 08.11.2016). Результаты исследования предвыборной риторики Трампа позволили нам выявить устойчивые 77 смысловые паттерны, формирующие некоторые политические мифы. На основе данных, полученных во второй главе исследования, ещё раз отметим, что Трамп в своей избирательной кампании использует ряд базовых мифологем:
1. «America First» - совмещает в себе политику протекционизма с некоторыми элементами изоляционизма, затрагивает вопросы экономики и социальной защиты населения;
2. «Radical Islamic Terrorsim» - угроза терроризма, антимусульманская политика;
3. «Build a Wall» - защита от нелегальных иммигрантов, модернизация миграционной системы, укрепление южных границ.
В целом эти мифологемы составляют миф о герое или миф о враге, где образ некоего врага - единичный или коллективный, известный или скрытый, внешний или внутренний, абстрактный или очеловеченный - противопоставляется образу героя-защитника Дональда Трампа. Все мифологемы Трампа образуют когнитивную структуру - фрейм «Make America Great Again» - о прекрасном будущем США, о её «лучшем времени», которого американцы достигнут, если изберут Трампа президентом. Ретроспективная часть мифа «о лучшем будущем США» подпитывается мифом «о Великом Рейгане», президенте-герое, который когда-то в 1970-х вывел страну из кризиса. Трамп восхваляет экс-президента и сравнивает себя с ним
Четвертая глава была посвящена выборам президента России, которые состоялись 18 марта 2018 года. Мы рассмотрели основные этапы, показывающие вектор общественно-политических изменений российского общества и трансформацию российской политической мифологии. Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить, что властная структура в России имеет высокую степень мифологизации и сакрализации. Именно это обуславливает популярность российского президента, который уже почти 18 лет находится у власти. Любое действие российского главы государства имеет символическое значение. Через СМИ происходит культивирование мифа «о враге» и «о герое», где Путин - «герой», который хочет защитить свой народ от «внешнего врага». В политической кампании Путина мы видим продолжение формирования героического мифа на примере последних событий - присоединения Крыма к России. Здесь Владимир Путин выступает не только как герой-спаситель, но и как «собиратель русских земель». Через демонстрацию гонки вооружения, возродившуюся со времен холодной войны, транслируется миф «об идентификационной общности» с помощью противопоставления социальных субъектов «свои-чужие», «мы-они», «у них- у нас». Однако развитие «путинской» политической мифологии является примером замкнутого круга, и определяется исключительным стремлением политической элиты удержать власть в своих руках.
Таким образом, наша гипотеза о том, что политическая предвыборная риторика двух президентов обладает признаками мифологической коммуникации и функционирует в качестве средства мифологического воздействия - подтверждается. Предпринятое исследование политической мифологии в избирательных кампаниях Д.Трампа и В. Путина позволяет сделать вывод об основных элементах формируемой властью системы идеологического доминирования в обществе, дать объективный ответ на вопрос о долгосрочных стратегиях правящих элит или сиюминутных популистских высказываниях.
Политический миф одновременно выступает как обобщенным представлением о политической действительности, так и инструментом порождения этой действительности (от знака, кода, некой образности к реальным установкам и действиям). И если политические мифы в обществе архаичном были результатом бессознательной деятельности людей, то в современном мире они представляют собой искусственно созданные определённой политической элитой «продукты» с использованием специфических технологий. Такая мифопроизводящая деятельность особенно заметна и эффективна в период проведения избирательных кампаний. В период проведения предвыборных кампаний мы сталкиваемся с разного рода мифами, которые рисуют нам образ «добрых» и «мудрых» политиков. По мере усложнения картины привычного мира способность восприятия действительности во всём её многообразии утрачивается, и она подменяется упрощённой схемой, набором мифологических сюжетов, в которых древние боги заменяются современными действующими лицами, а божественные силы - таинственной магией политиков и скрытых сил.
В первой главе настоящего исследования мы рассмотрели множество понятий мифа, политического мифа, политического сознания и символизма в социально-гуманитарном знании. Если обобщить рассмотренные нами определения, то можно сказать, что политический миф - это некий шаблон 76 массового сознания, в котором знание и понимание фактов политики замещается образами и символами; политический миф отличается высокой экспрессивностью и эмоциональностью, и выступает в качестве инструмента трансформации политической реальности в руках тех или иных политических сил для достижения ими глобальных или локальных политических интенций.
Особенность политического мифа также заключается в том, что он всегда стремится стать реальностью. Политический миф имеет целью не только обоснование определенного хода событий, обеспечение веры народа в правильное русло политических акций, но и в создании запоминающихся, ярких образов участников политического процесса: факты из жизни политика, имидж государственной политики в целом. Однако, одного лишь только мифа не достаточно, чтобы воплотить его в жизнь, нужно дальнейшее развитие, которое осуществляется через средства массовой информации.
Во второй главе настоящего исследования мы рассмотрели СМИ как инструмент порождения и продвижения политических мифов. Поскольку медиа являются основными инструментами формирования общественного мнения, им отводится главная роль в деле выработки и внедрения политическим мифов в массовое сознание путём целенаправленного искажения фактов и событий. Политические мифы, распространяемые через СМИ, являются главными средствами оправдания, а, чаще всего, восхваления существующего политического режима и условий социальной жизни, обосновывая легитимность действующей власти.
В третьей главе описаны результаты исследования предвыборной кампании Дональда Трампа на президентских выборах в США. Нами были изучены публичные заявления Д.Трампа в социальной сети Твиттер, интервью в популярных американских изданиях, записи телевизионных дебатов, выступлений на митингах, ралли и т.д. за период избирательной кампании (с 15.06.2015 по 08.11.2016). Результаты исследования предвыборной риторики Трампа позволили нам выявить устойчивые 77 смысловые паттерны, формирующие некоторые политические мифы. На основе данных, полученных во второй главе исследования, ещё раз отметим, что Трамп в своей избирательной кампании использует ряд базовых мифологем:
1. «America First» - совмещает в себе политику протекционизма с некоторыми элементами изоляционизма, затрагивает вопросы экономики и социальной защиты населения;
2. «Radical Islamic Terrorsim» - угроза терроризма, антимусульманская политика;
3. «Build a Wall» - защита от нелегальных иммигрантов, модернизация миграционной системы, укрепление южных границ.
В целом эти мифологемы составляют миф о герое или миф о враге, где образ некоего врага - единичный или коллективный, известный или скрытый, внешний или внутренний, абстрактный или очеловеченный - противопоставляется образу героя-защитника Дональда Трампа. Все мифологемы Трампа образуют когнитивную структуру - фрейм «Make America Great Again» - о прекрасном будущем США, о её «лучшем времени», которого американцы достигнут, если изберут Трампа президентом. Ретроспективная часть мифа «о лучшем будущем США» подпитывается мифом «о Великом Рейгане», президенте-герое, который когда-то в 1970-х вывел страну из кризиса. Трамп восхваляет экс-президента и сравнивает себя с ним
Четвертая глава была посвящена выборам президента России, которые состоялись 18 марта 2018 года. Мы рассмотрели основные этапы, показывающие вектор общественно-политических изменений российского общества и трансформацию российской политической мифологии. Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить, что властная структура в России имеет высокую степень мифологизации и сакрализации. Именно это обуславливает популярность российского президента, который уже почти 18 лет находится у власти. Любое действие российского главы государства имеет символическое значение. Через СМИ происходит культивирование мифа «о враге» и «о герое», где Путин - «герой», который хочет защитить свой народ от «внешнего врага». В политической кампании Путина мы видим продолжение формирования героического мифа на примере последних событий - присоединения Крыма к России. Здесь Владимир Путин выступает не только как герой-спаситель, но и как «собиратель русских земель». Через демонстрацию гонки вооружения, возродившуюся со времен холодной войны, транслируется миф «об идентификационной общности» с помощью противопоставления социальных субъектов «свои-чужие», «мы-они», «у них- у нас». Однако развитие «путинской» политической мифологии является примером замкнутого круга, и определяется исключительным стремлением политической элиты удержать власть в своих руках.
Таким образом, наша гипотеза о том, что политическая предвыборная риторика двух президентов обладает признаками мифологической коммуникации и функционирует в качестве средства мифологического воздействия - подтверждается. Предпринятое исследование политической мифологии в избирательных кампаниях Д.Трампа и В. Путина позволяет сделать вывод об основных элементах формируемой властью системы идеологического доминирования в обществе, дать объективный ответ на вопрос о долгосрочных стратегиях правящих элит или сиюминутных популистских высказываниях.
Подобные работы
- СТРАТЕГИИ И СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ АГИТАЦИОННОГО ТЕКСТА И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ АГИТАЦИОННОГО ТЕКСТА И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Политический дискурс федеральных СМИ в период избирательной кампании (на примере президентских выборов 2018 года)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(на примере современной России и стран СНГ)
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Лингвистические особенности политического дискурса в
контексте предвыборных кампаний Р. Рейгана в США
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Воздействующий потенциал политических выступлений Марии Захаровой
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - Речевые тактики вербализации коммуникативных стратегий в американском политическом дискурсе
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 7200 р. Год сдачи: 2020 - Речевые тактики как способ вербализации коммуникативных стратегий
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020



