Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИЯ ПРИЧИННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68459

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРИЧИННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 6
1.1. Понятие причинных конструкций, их место в системе
грамматического строя речи и развитие в онтогенезе 6
1.2. Особенности усвоения грамматических конструкций
дошкольниками с общим недоразвитием речи 39
1.3. Анализ содержания, средств и приемов формирования
грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи, используемых на логопедических занятиях 43
ГЛАВА II ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПРИЧИННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 55
2.1. Организация обследования уровня использования
причинных конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи 55
2.2. Анализ результатов исследования 57
2.3. Методические рекомендации для логопедической работы
по активизации причинных конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

В настоящее время в филологической науке предпринята попытка описания синтаксических конструкций, которые утвердились в современном русском языке как специализированные средства для передачи причинных отношений (29). Усвоение этих причинных конструкций в их сложности и многообразии позволит, на наш взгляд, детям с общим недоразвитием речи (ОНР) активизировать грамматическое конструирование, обогатить словарный запас, а также более осознано подойти к восприятию, а в последствии и к чтению художественных текстов как с точки зрения их декодирования, так и с точки зрения их практического порождения.
Поскольку причинные конструкции вызывают огромные трудности у детей с ОНР, то их формированию следует уделить особое внимание в коррекционно-логопедической работе.
Анализ логопедической литературы показывает, что у дошкольников с ОНР выделяются особенности в нарушении лексико-грамматического конструирования, а именно затруднения в выборе лексико-грамматических средств для выражения мыслей, их комбинирование, дефекты произношения отдельных звуков, медленное накопление словаря, нарушение построение связного учебного высказывания и др. (21, 36). Нарушения лексико¬
грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.
В структуре общего недоразвития речи у детей 6 лет выделяются нарушения причинных конструкций, усвоение которых является необходимым условием нормализации речи в целом (38).
Детального описания и характеристики овладения причинными конструкциями дошкольниками с общим недоразвитием речи в литературе мы не обнаружили.
Настоятельная потребность практики в изучении особенностей усвоения причинных конструкций с целью определения основных направлений их активизации у дошкольников с ОНР требуют специального исследования данной проблемы.
Все выше указанное и определило тему нашего исследования.
В основу исследования положена гипотеза о том, что дети с ОНР могут иметь нарушения в применении причинных конструкций, что необходимо учитывать в процессе планирования логопедической работы по активизации данного вида грамматического конструирования на основе поэтапной его организации.
Оценив актуальность темы исследования, мы выделили проблему, на которой сфокусировались при выполнении ВКР: изучение использования причинных конструкций в речи дошкольников с ОНР и разработка основных направлений совершенствования системы коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей, основанное на теоретическом анализе литературы и практике изучения использования предлогов, выражающих значение причины.
Цель - изучение использования в речи дошкольниками с общим недоразвитием речи причинных конструкций с целью определения основных направлений коррекционно-педагогической работы, дополняющих
традиционную систему логопедического воздействия.
Объект - процесс активизации причинных конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет - речевые грамматические навыки употребления причинных конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель и предмет исследования обусловили ряд задач:
- изучить и обобщить специальную литературу по проблеме исследования;
- разработать методику диагностики навыков употребления причинных конструкций дошкольниками с ОНР;
- провести исследования состояния причинных конструкций у дошкольников с ОНР;
- разработать основные направления активизации причинных конструкций у дошкольников с ОНР.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы:
Е.В. Ковайкиной (преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи), М.А. Низяевой (Лингвометодические основы активизации причинных конструкций в русской речи англоговорящих стажёров), Л.Г. Петровой, ЦуйЛивей (анализ часто употребляющихся русских предлогов, выражающих значение причины), Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой (теория общего недоразвития речи, теоретические основы и методы коррекции речевых нарушений у младших школьников), Н.П. Рудаковой (формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитие речи), И. Я. Рыбаковой (причинные конструкции современного русского литературного языка).
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), диагностирование детей; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 48
«Вишенка» г. Белгород.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение служебных слов языка позволяет ученым открывать новые закономерности в строении и функционировании естественных языков, познавать важные тенденции языкового развития. При этом оказалось, что семантика этих слов очень сложна и с трудом поддается принципам описания, которые выработаны при исследовании знаменательных слов.
Необходимость изучения предлога очевидна, так как в этой части речи представлены все основные, универсальные типы грамматических значений, существующие в языках мира, причем, так сказать, в «чистом виде», не отягощенном номинативностью.
Очевидна важность изучения русского предлога и в прикладных целях: одной из самых сложных областей преподавания русского языка как ино-странного является как раз сфера служебных частей речи, в частности, правильное использование предлогов. Особенностью русских предлогов является то, что в русском языке в выражении определенного грамматического значения участвует не только предлог, но и форма падежа.
Предложно-падежная конструкция является целостной единицей в языковой системе. Предлоги в составе речи играют важную организующую роль. Они занимают значительное место и по частоте использования в языке. Одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8% всех слов
Значение предлогов конкретизируется в предложных конструкциях, заключающих управляющее слово и подчиненное существительное. Предложные конструкции выражают разнообразные значения: место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам.
В процессе логопедической работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях наиболее значимыми, как и при коррекции других нарушений речи, являются следующие принципы:принцип комплексности,принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип учета зоны ближайшего развития, принцип постепенного усложнения заданий речевого материала и т.д.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общих недоразвитием речи. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад 48 «Вишенка» г. Белгород.В исследовании приняли участие 15 детей, с диагнозом ОНР.
Констатирующий эксперимент показал, что у детей с ОНР состояние употребления причинных конструкций в речи ниже возрастной нормы. Существенным недостатком восприятия у этих детей является
правильностьупотребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции. Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники. У большинства дошкольников отмечены низкий уровни использования причинных конструкций в речи. Дети затруднялись в выполнении предложенных заданий, некоторые дети только с помощью экспериментатора могли выполнить задания. Нами был выведен общий результат, который показал: 60 % отнесены к низкому уровню, 40 % - ниже среднего. Полученные результаты на констатирующем этапе подчеркивали необходимость проведения логопедической помощи по
изучению и употреблению причинных конструкций в речевой деятельности дошкольников с ОНР.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что дети с ОНР могут иметь нарушения в применении причинных конструкций, что необходимо учитывать в процессе планирования логопедической работы по активизации данного вида грамматического конструирования на основе поэтапной его организации, подтверждена. Поставленные задачи решены.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000.
2. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебное пособие / Л.С. Волкова. - М., 2009.
3. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М., 2000.
4. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 2005.
5. Гвоздев, А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.,2007.
6. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык: в 2 частях [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.,2009.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / В.П. Глухов. - М., 2004.
8. Глухов В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учебное пособие / В.П. Глухов. - М., 2005.
9. Горюнова, Т.П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития [Текст]: учебное пособие / Т.П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.И. Сереброва. - М., 2008.
10. Грибова, О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений [Текст] / Грибова О.Е. // Дефектология. - 2001. - №1. - С. 22.
11. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2 - 4 лет [Текст]: методическое пособие / Громова О.Е., Соломатина Г.Н. - М., 2005.
12. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2011. - 320 с.
13. Жукова, Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст]: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М., 1993.
14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда [Текст]: учебное пособие / О.Б. Иншакова. - М., 2008.
15. Ковайкина, Е.В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи [Текст]: Кн. для логопеда / Е.В. Ковайкина. - М., 2007.
16. Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений
употребления падежных окончаний существительных [Текст]: учебное пособие / В.А. Ковшиков. - СПб., 2006.
17. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 1999.
18. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001.
19. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001.
20. Лепская, Н.И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н.И. Лепская. - М., 1997.
21. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды Текст]: Кн. для логопеда / Р.Е. Левина. - М., 2005.
22. Лекант, П.А.Современный русский литературный язык [Текст] / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков. - М., 2001.
23. Лекант П.АСовременный русский язык [Текст] / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков. - М., 2014.
24. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]: учебное пособие для логопедов / Гл. ред. В.И. Ярцева. - М., 1990.
25. Логопедия [Текст]: Книга для логопедов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2002.
26. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения [Текст]: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М. 2009.
27. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания русского языка [Текст] / М.В. Ляховицкий. - М., 2003.
28. Назарова, Е.В. Формирование лексико-грамматической организации
речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / Е.В. Назарова. - М., 2000.
29. Низяева, М.А. Лингвометодические основы активизации причинных конструкций в русской речи англоговорящих стажёров [Текст] / М.А. Низяева. - СПб. 2004.
30. Петрова, Л.Г., Цуй Ливей. Анализ часто употребляющихся русских предлогов, выражающих значение причины, в сопоставлении с их аналогами в китайском языке [Текст] / Л.Г.Петрова, Цуй Ливей. - Белгород, 2012.
31. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст]: учебное пособие / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М., 2004.
32. Рудакова, Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитие речи [Текст] / Н.П. Рудакова // Логопед. - 2007. - №5. С. 17-19.
33. Рыбакова, И. Я. Причинные конструкции современного русского литературного языка [Текст] / И. Я. Рыбакова. - Л. 1985.
34. Сазонова, С.И. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.И. Сазонова. - М., 2005.
35. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции
[Текст]: учебное пособие / Е.Ф. Соботович. - М., 2003.
36. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие / Н.А. Стародубова. - М., 2009.
37. Филичева, Т.Б., Соболева, А.Р. Развитие речи дошкольника [Текст]: методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б.Филичева, А.Р. Соболева. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО». 1996. - 80 с.
38. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: Книга для логопедов / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2008.
39. Философский словарь [Текст] / Под. ред. И.Т. Фролова. - 7-е издание. - М.: Республика, 2001.
40. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www.ronl .ru/referaty/pedago gika/368105/
41. Формирование предложно-падежных конструкций. Направления и методы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=38675
42. Хааг, Э.О. Функциональная типология и средства выражения причинно-следственных отношений в современном русском языке [Текст] / Э.О. Хааг / Тарту, Эстония, 2004
43. Характеристика особенностей формирования грамматических
конструкций речи у детей с общим недоразвитием речи / [Электронный ресурс]. http://www.bestreferat.ru/referat-218901 .html
44. Система логопедической работы над предложно-падежными
конструкциями у детей дошкольного возраста с ОНР / [Электронный ресурс]. http://superinf.ru/view helpstud.php?id=22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ