ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ ТЕННИСИСТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ 8
1.1. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста.. 8
1.2. Формирование стрессоустойчивости у подростков
теннисистов 15
1.3. Особенности мотивации достижения успеха подростков,
занимающихся теннисом 21
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ ТЕННИСИСТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 33
2.3. Программа психологической поддержки и развития
стрессоустойчивости подростков-теннисистов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Невозможно переоценить роль этого возраста в становлении личности. В первую очередь он дает возможность открыть человеческую сущность, то есть себя и других. Подросток утверждает себя в противопоставлении, ощущает себя в контакте с другим в группе и сообществе. Именно в подростковом возрасте происходит расширение горизонта, раскрытие потенциальных возможностей, становление наших фундаментальных жизненных установок.
Период подросткового возраста связан с интенсивным развитием, как всей личностной структуры, так и с активной перестройкой всего организма в целом. С этим связано то огромное количество стресса, с которым сталкивается ребенок на пути ко взрослости. Поэтому, по нашему мнению, актуальным на сегодняшний день является изучение различных способов и путей преодоления стресса. Одним из таких способов является формирование стрессоустойчивости у ребенка.
Разработкой проблемы стрессоустойчивости занимались такие ученые как Л.И. Анцыферова, А.А. Баранов, В.А. Бодров, В.М. Генковска, Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, Н.Д. Левитов, А.Б. Леонова, К.К. Платонов, Я. Рейковский, А.Л. Рудаков, А.В. Сметанин и др. Проблема стрессоустойчивости представлена в теории стресса (Г. Селье) и теории гомеостаза (У. Кеннон), теории интегральной индивидуальности (В.С. Мерлина), теории темперамента и свойств нервной системы (В.Д. Небылицын, И.П. Павлов и др.), концепции профессионального самосознания (Л.М. Митина) и др.
Проанализировав различные подходы к пониманию
стрессоустойчивости личности, в квалификационной работе мы опирались на определение, данное А.Л. Рудаковым, который под стрессоустойчивостью понимает «когнитивную составляющую структуру личности, способствующую эффективному управлению отрицательными эмоциями в экстремальных ситуациях и оптимизации взаимодействия между структурными компонентами личности для достижения цели деятельности» [37, с.43].
Подросток, обладающий высокой стресоустойчивостью, легче переносит эмоциональные нагрузки и выносит из стрессовых ситуаций положительный опыт.
Спорт, в частности теннис, является той благоприятной сферой деятельности подростка, в которой происходит формирование стрессоустойчивости. Именно спорт ставит перед ребенком препятствия и требует их преодоления. Спортивный опыт является бесценным в становлении всей личности подростка.
Исследованием проблемы стрессоустойчивости спортсменов, в частности спортсменов подросткового возраста, занимались Б.Х. Варданян, Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, М.В. Грицаенко, О.В. Дашкевич, Р.М. Загайнов, В.Л. Марищук, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов, Н.А. Худадов.
На формирование стрессоустойчивости влияет ряд факторов, среди которых можно отметить мотивацию достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха мы понимали попытку увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче [48].
Изучив работы многих ученых по проблеме стрессоустойчивости, мы пришли к выводу, что взаимосвязь стрессоустойчивости в подростковом возрасте с мотивацией достижения успеха является малоизученным направлением.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: каковы особенности стрессоустойчивости подростков теннисистов с разным уровнем мотивации достижения успеха?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
занимающихся теннисом.
Предмет: стрессоустойчивость подростков теннисистов с разным уровнем мотивации достижения успеха.
Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в стрессоустойчивости подростков теннисистов в зависимости от уровня мотивации достижения успеха, а именно: подростки теннисисты с низким и средним уровнем мотивации достижения будут отличаться высокой степенью сопротивляемости стрессу, а с умеренно высоким и слишком высоким уровнем мотивации - низкой сопротивляемостью стрессу.
Задачи исследования:
1) изучить разработанность в психологической литературе проблемы стрессоустойчивости подростков-теннисистов с разным уровнем мотивации достижения успеха;
2) проанализировать стрессоустойчивость подростков, занимающихся теннисом;
3) рассмотреть особенности мотивации достижения успеха подростков теннисистов;
4) исследовать особенности стрессоустойчивости подростков с разным уровнем мотивации достижения успеха, профессионально занимающихся теннисом и в группах здоровья;
5) разработать программу повышения уровня устойчивости к
стрессовым ситуациям.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (А.Н. Леонтьев); теоретические положения исследований в области спортивной психологии (В. Гошек , А.Ц. Пуни, Н.Б. Стамбулова); концепции психологического стресса (В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Л.А. Китаев-Смык, P.C. Лазарус); психологические теории деятельности в напряженных условиях (Л.П. Гримак, Ц.П. Короленко, В.И. Лебедев, Н.И. Наенко, В.Ф. Сопов); теоретические и методологические подходы к 5
изучению личности в спорте (Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, Дж.Б. Кретти, В.Р. Малкин, P.M. Найдиффер, В.Н. Платонов, A.B. Родионов); разработки в области саморегуляции деятельности спортсменов (A.B. Алексеев, Х.М. Алиев, В.П. Некрасов, В.Ф. Сопов, А.Т. Филатов, H.A. Худадов); теория мотивации достижения (X. Хекхаузен).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественной и качественной обработки результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов анализа Excel, SPSS);
4) методы анализа и интерпретации данных.
Методики:
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х.Холмс, Р.Раге), адаптированная для детей Т.А.Крюковой (направлена на выявление степени стрессоустойчивости к различным стрессогенным жизненным событиям).
2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (изучает выделенную Хекхаузеном мотивационную направленность личности на достижение успеха).
Исследование проводилось на базе некоммерческого образовательного учреждения «Белгородская академия тенниса». В исследовании принимали участие 40 воспитанников (в возрасте от 14 до 16 лет) данной спортивной организации. Среди них 20 подростков-теннисистов, которые активно принимают участие во всероссийских соревнованиях, и 20 подростков, занимающихся в группах здоровья для поддержания физической формы.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций исследования, использованием системы методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборки.
Практическая тачимостъ проведенного исследования: полученные результаты и выводы могут получить широкое применение в работе тренерского состава спортивных организаций с целью успешного формирования устойчивости к стрессу юных теннисистов; также результаты исследования могут использоваться в рамках работы спортивного психолога с целью профилактики стресса, возникающего у спортсменов во время тренировок и соревновательной деятельности.
Теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что проблема стрессойстойчивости подростков в настоящее время принимает особую актуальность как в российской, так и в зарубежной психологической науке. Это обстоятельство обусловлено, в первую очередь несомненной значимостью проблемы, так как многие авторы подчеркивают важность развития стрессоустойчивости, повышения ее уровня в целях предупреждения возникновения и развития стресса, таким образом способствуя его преодолению с минимальными затратами психических ресурсов личности.
В данной работе были раскрыты особенности стрессоустойчивости подростков, занимающихся теннисом. Проанализировав различные подходы к пониманию сути данного феномена, мы рассматривали стрессоустойчивость как когнитивную составляющую структуры личности, способствующую эффективному управлению отрицательными эмоциями в экстремальных ситуациях и оптимизации взаимодействия между структурными компонентами личности для достижения цели деятельности.
Стрессоустойчивость зависит во многом от генетических особенностей нервной системы, психической конституции. Одним из факторов, влияющим на стрессоустойчивость, является такая индивидуальная черта личности как мотивация достижения успеха. Изучив точки зрения многих авторов на данный вопрос, мы понимали под мотивацией достижения успеха попытку увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче
В работе были изучены теоретические аспекты, касающиеся разработанности в психологической литературе проблемы
стрессоустойчивости подростков с разным уровнем мотивации достижения
успеха. Стрессоустойчивость подростка может оказывать прямое влияние на успешность любой деятельности, будь то спорт или учеба, тем самым оказывая непосредственное влияние на мотивацию достижения.
Проанализировав особенности стрессоустойчивости подростков, занимающихся теннисом, мы пришли к выводу, что большая часть подростков имеют низкий уровень сопротивляемости стрессу. В свою очередь, статистический анализ уровней стрессоустойчивости групп спортсменов и детей, занимающихся для себя, не выявил существенных различий. Это свидетельствует о том, что подростки в современном обществе постоянно находятся под сильной эмоциональной нагрузкой.
Также в нашей работе были определены особенности мотивации достижения успеха подростков. Спортсмены в большинстве своем отличаются средним уровнем мотивации достижения успеха. У большинства детей, которые не участвуют в соревновательной деятельности, была диагностирована слишком высокая мотивация достижения. Статистический анализ показал значительные различия между уровнем мотивации этих двух групп. Результаты по дополнительной методике А.А.Реана по определению мотивационного полюса в «группах здоровья» показали отсутствие детей с боязнью неудачи и 75% с мотивацией на успех. В группе спортсменов же значительное количество детей показали невыраженный мотивационный полюс(40%), столько же детей оказалось с ориентацией на успех и 20% с ориентацией на неудачу. Статистический анализ показал, что различия спортсменом и неспортсменов по мотивационному полюсу являются значимыми.
В результате проведенной нами математической обработки данных при помощи пакета анализа SPSS и Н-критерий Крускала-Уоллиса были выявлены различия на достоверном уровне значимости в высоком уровне стрессоустойчивости. Наиболее представлена у подростков-теннисистов со средним уровнем мотивации, наименее развита у теннисистов с низким уровнем мотивации достижения успеха. Также статистически значимые различия были подтверждены в низкой степени стрессоустойчивости, 68
которая развита у подростков с умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, о том, что существуют различия в стрессоустойчивости подростков- теннисистов в зависимости от уровня мотивации достижения успеха, подтвердилась лишь частично. Подростки теннисисты со средним уровнем мотивации достижения успеха отличаются высокой степенью стрессоустойчивости, а подростки с умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха - низкой степенью стрессоустойчивости.
1. Андреев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М., 1992. - 126 с.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И.Божович. - М., 1972.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дет- ском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
4. Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. - М., 2002.
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова В.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. - 75 с.
6. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.: 1983.
7. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 144 с.
8. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005. - 208 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М. 1996.
10. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
11. Г огунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004.
12. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Современная психоло- гия мотивации. - Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.
13. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей: учебное пособие - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
14. Гуськов С.И., Линец М.М., Платонов В.Н., Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. - Киев.: Олимпийская литература. 2000.
15. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127с.
16. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. - М., 1976.
17. Жариков Е.С. Психологические средства срессоустойчивости. - М., 1990. - 30 с.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - М. 2004.
19. Коледа В.А. Психология физического воспитания молодежи. - Мн.: Полымя, 1990. - 102с.
20. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.
21. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб: Питер, 2005. - 940с.
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002 - 464 стр.
23. Лазарева Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту. - М.: АСТ, 2006.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2. т. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. - 392 с.
25. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. - Дисс. канд. псих. наук. - М., 1987.
26. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.
27. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях; пер. с англ. Светланы Чиргинец. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 256 с.
28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. - 179с.
30. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности.
Физическая культура и спорт, 1984. - 104 с.
31. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: учеб. пособие. Теория и практика. - Пб.: Питер, 2004. - 208 с.
32. Попов А.Л. Психология спорта. - М., 1998.
33. Психология подростка. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. - 480с.
34. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта: учебно-методическое пособие для вузов.-М.: Физкультура и спорт, 1959.-308 с.
35. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 816с.
36. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - М.: ТОО Дар, 1995
37. Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография. - Красноярск, 2011.
38. Рудик П.А. Психология: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1964 - 464с.
39. Селье Г. На уровне целого организма. - М: Наука, 1972.
40. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. - Советский спорт. 2007.
41. Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта: учебник для институтов физической культуры./ Р.Н. Сингер пер. с английского / Предисловие А.В. Родионова - М: Физкультура и спорт, 1980. -152 с.
42. Солодилова О.П. Возрастная психология. - М., 2004.
43. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. - ФиС. 2005.
44. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей./ Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288с.
45. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М., 1981. - 87 с.
46. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М., 2006.
47. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические спортсменов, их диагностика и регуляция. - Советский спорт, 2003.
48. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М. Педагогика, 1986. Т.1 - 480 с.
49. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПБ.: Речь, 2001.
50. Хухлаева О.В. Психология подростка.: Учеб. Пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 160с.
51. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.
52. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994. - 356 с.
53. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. - М.: Советский спорт, 2006.